Василиск в мифологии — какие тайны скрывает древний змей? Василиск - кто это и как выглядело мифическое чудовище? Особенности жизни василиска

Василиск (от др.-греч. βᾰσῐλίσκος – царёк; также лат. basiliscus, regulus, англ. basilisk, cockatrice) – существо, упоминаемое в различных источниках.

В Библии, по мнению ряда комментаторов, – одно из названий опасной ядовитой змеи. Хотя точное отождествление затруднено, в тех или иных местах может обозначать кобру или гадюку. В «Естественной истории» Плиния Старшего василиск – змея, наделённая мифическими чертами. В иных источниках – мифический чудовищный змей. В частности, лужичане считали, что василиск – петух с крыльями дракона и хвостом ящерицы.

Василиск в Библии

Василиск в Библии упомянут в Псалме 90: «на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (Пс 90:13). Аспид и василиск – виды ядовитых змей, и василиск – очковая змея. Традиционно змеям в Библии уподобляются враги.

Пророк Иеремия сравнивает с василисками халдеев, которые были посланы Богом, чтобы наказать иудеев за их нечестие: «Ибо вот, Я пошлю на вас змеев, василисков, против которых нет заговариванья, и они будут уязвлять вас, говорит Господь» (Иер.8:17). Василиск также упомянут во Второзаконии, когда перечисляются опасности и беды, от которых избавил Господь: «… смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; Который провел тебя по пустыне великой и страшной, где змеи, василиски, скорпионы и места сухие, на которых нет воды; Который источил для тебя [источник] воды из скалы гранитной» (Втор 8:14-15).

Толкование в библеистике

В Библии слово «василиск», и его синоним «ехидна», обозначало любых ядовитых змей. Хотя точное отождествление затруднено, предполагаются змеи семейства аспидов, включая кобр, и семейства гадюк. При этом два стиха Библии (Пс. 90:13, Ис. 59:5) разделяют аспидов и василисков. Аммиана Марцеллина, живший в IV веке, тоже разделял аспидов, ехидн, василисков, и других змей.

В «Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона» указаны некоторые варианты отождествления василиска с теми или иными видами змей, но точное решение вопроса признано затруднительным. Библеист А. П. Лопухин считал библейского василиска индийской очковой змеёй. В толковании раннехристианского святого и богослова Иоанна Кассиана василиск служит образом бесов и дьявола, а яд василиска – образом зависти.

Античные представления

Предположительно, миф пошёл с описания маленькой ядовитой змейки, считаемой в Египте священной, от шипения которой разбегаются все животные и змеи, которую упоминали Аристотель в IV веке до н. э. и Псевдо-Аристотель .

Описание василиска как мифического существа присутствует в «Естественной истории» Плиния Старшего (I век н. э.), написанной, в том числе, на основе трудов греческих историков и хронистов. Согласно ему, василиск обитает в окрестностях Киренаика, его длина до 30 см, с белым пятном на голове, напоминающим диадему. Некоторые энциклопедии конца XIX века приписывали Плинию отсутствующие у него слова, что змей жёлтого цвета и имеет наросты на голове. От шипения василиска убегают все змеи. Передвигается извиваясь не как другие змей, а поднимая кверху свою среднюю часть. Обладает способностью убивать не только ядом, но и взглядом, запахом, сжигает траву и ломает камни.

Лукан писавший в те же годы, что и Плиний, считал, что василиск появился из крови убитой Горгоны Медузы, тоже обладающей окаменяющим взглядом. Плинию вторит Гай Юлий Солин в III веке, однако с небольшими отличиями: длина змеи около 15 см, пятно в виде белой повязки, не упоминает смертельный взгляд, а только крайнюю ядовитость яда и запаха. Его современник Гелиодор писал о василиске, который одним своим дыханием и взглядом сушит и губит все, что ему попадается.

Плиний писал о предании, что однажды всадник ударил василиска копьём, но яд потёк по древку и убил всадника и даже коня. Схожий сюжет встречается в поэме Лукана, писавшего в те же годы, о том, как василиск убивает отряд воинов, но один из воинов спасается, отсекая себе руку заражённую ядом василиска, потекшим по копью. Плиний писал, что ласки могут убить василиска своим запахом, залезая в его нору, но при этом умирают сами. О вражде василисков и ласк упоминалось и в труде приписываемом Демокриту, жившему в III веке до н. э. Начиная со II века н. э. пошло поверье, что василиск погибает от крика петуха, и поэтому советовалось носить этих животных в клетке. Из глаз и крови василисков якобы можно было изготавливать различные амулеты и снадобья.

«Иероглифика» IV века н. э. повествует, что египтяне имели иероглиф со змеёй, которую называли «уреем», что по-гречески значило «василиск», и он обозначал «вечность». Египтяне верили, что только эта змея бессмертна, дыханием она способна убить любое другое существо, и её изображали над головами богов. Этот иероглиф изображал Солнце и богиню-кобру Уаджит – покровительницу Нижнего Египта. Золотая фигурка урея крепилась на лбу фараонов как часть царского головного убора.

Биолог И. И. Акимушкин и другие авторы предполагали, что василиск – это рогатая гадюка. Её изображение с рожками было египетским иероглифом, обозначавшим звук «ф», и могло быть принято Плинием Старшим за змею с короной, что и породило греческое название змеи «василиск» – «царь».

Средневековье

Средневековые бестиарии рассказывали, что первый остроумный способ погубить василиска придумал Александр Македонский. Монстр убил взглядом немало его воинов, и тогда царь поднес к его морде зеркало – и тот погиб от собственного взгляда. Зеркало стало главным оружием в борьбе с василисками, которые в средние века бесчинствовали вокруг жилищ, отравляли своим присутствием колодцы и шахты. Ласки по-прежнему считались природными врагами василисков, по одолеть монстра, они могли только пожевав листьев руты. Изображения ласки с листочками во рту украшали колодцы, церковные скамьи. В церкви резные фигурки ласок имели символический смысл: для человека Священное писание было тем же, что листочки руты для ласки,– вкушение мудрости библейских текстов помогало одолеть василиска-дьявола.

Еще одной практической рекомендацией было глядеть на монстра из-под
стеклянного прозрачного сосуда. Эти объяснения были на руку тем, кто в конце средневековья приспособился изготовлять чучела василисков – чаще всего их делали на основе морских скатов, и они были ходким товаром (последние экземпляры были проданы в США в тридцатые годы нашего века; поддельные чучела до сих пор хранятся в музеях Вероны и Венеции), Менее легковерные ученые и писатели удивлялись: если взгляд василиска летален – откуда столько свидетельств? Или свидетели видели другого зверя, или они попросту лгут!

В Средние века образ василиска был дополнен новыми деталями, согласно которым он вылупляется из яйца, снесённого старым петухом, положенного в навоз и высиженного жабой. Изменились и представления о внешнем виде: василиска стали изображать в виде петуха со змеиным хвостом, иногда с туловищем жабы, хотя имелись и другие варианты. Первое подобное упоминание встречается у Пьера де Бове (фр.) русск. в начале XIII века. Он повторяет описание Плиния, описывая василиска как хохлатого змея, но также упоминает, что иногда его изображают как петуха со змеиным хвостом, приводя подобное изображение, и что иногда он рождается от петуха. Несмотря на то, что вера в василиска была сродни церковным догматам, которые отрицать было нельзя, Альберт Великий в XIII веке считал выдумками истории о крылатом василиске, рожденном из петушиного яйца.

В эпоху Нового времени

С начала XVII в. несколько меняется облик и легенда о нем. В хрониках сообщалось, что рождается василиск из навоза, либо из куриного яйца, «насиженного» ужом. Внешне выглядит петухом, или индюком с головой и хвостом змеи. Убить его можно запахом и видом ласки, петушиным пением.

Одна из гравюр «Естественной истории змей и драконов» Альдрованди, рисует василиска существом с чешуей вместо перьев и четырьмя парами ног (Согласно Младшей Эдде, у Одинова коня Слейпнира также было восемь ног).

Представлялся иногда львом с гребнем о трех шипах. В соответствии с фольклорными представлениями, василиск появлялся из снесенного старым петухом в навозной куче змеиного яйца без желтка, которое высиживала «ядовитая» жаба или змея. Кокатрис – почти полностью идентичен Василиску: обстоятельства их появления идентичны. Но если птенец наследует в большей степени признаки змеи, то получается ящероподобный Василиск, а в более редких случаях, когда признаков петуха больше – Кокатрис. Он похож на петуха с хвостом змеи и не имеет разрушительной мощи Василиска, но если человек посмотрит в глаза Кокатриса, то также превратится в камень.

В славянской мифологии

Василиск – зооморфное существо, убивающее взглядом или дыханием. Представления о Василиске, восходящие к античным источникам, включались в средневековые бестиарии (сборники описаний различных животных), проникали в фольклорные легенды. Западные славяне считали, что Василиск сотворен дьяволом; выглядит как петух, но имеет голову индюка, глаза жабы, крылья летучей мыши, хвост змеи. Иногда он имел облик петуха с крыльями дракона, хвостом ящерицы, клювом орла. В древнерусских словарях-азбуковниках василиск описывается как змей, одновременно имеющий сходство с петухом. Василиск рождается из петушиного яйца, высиженного жабой, или из яйца, снесенного и высиженного петухом в алтаре (ср. других мифологических персонажей, появляющихся из петушиного яйца, – черта, летающих змеев, домовых духов, приносящих богатство хозяину). Взглядом Василиск проникает сквозь стены и обращает все живое в камень, Василиск и сам умирает, увидев в зеркале свое отражение. Ядовитым дыханием он отравляет окрестный воздух, убивает птиц. Василиск обитает в расщелинах скал, пещерах, подземельях, где охраняет клады. Он не нуждается в пище: ему достаточно полизать камень, чтобы утолить голод. Губителен для него вид или крик петуха. Среди персонажей славянской народной демонологии внешнее сходство с Василиском имеют сербский «петух-змей» и русский дворовой (в виде змеи с петушиной головой).

Образ василиска в культуре

Василиск (наряду с аспидом, львом и драконом – на основании 90-го псалма) входит в число зооморфных изображений бесов или дьявола, принятых в христианском искусстве.

На стадии становления христианской иконографии периода IV – начала IX веков византийские мастера прибегали к условному языку символов. Христос над аспидом и василиском изображался на щитках византийских лампад. «Христос-победитель, попирающий аспида и василиска» – один из редких вариантов иконографии Иисуса Христа. Среди известных образцов можно назвать рельеф IX века на слоновой кости из Оксфордской библиотеки. Аналогичная композиция изображёна в конхе южной апсиды собора Сан Джусто в Триесте. В левой руке Христос держит раскрытую книгу, а правой благословляет. Местные святые Иуст и Сервул располагаются по сторонам от него.

«Образ Христа, попирающего аспида и василиска, в южной апсиде, очевидно, восходит к мозаике Архиепископской капеллы в Равенне. Он встречается также на одной из стуковых панелей в Баптистерии православных в Равенне и был представлен в мозаике не сохранившейся базилики Санта Кроче (1-я половина V века), известной по описанию хрониста Андреа Аньелло».

Одна из икон Божией Матери, относящаяся к XVIII веку, носит название «На аспида и василиска наступиши». Она изображает Божию Матерь, попирающую силы зла.

В эпоху Возрождения василиск довольно часто упоминался в многочисленных богословских текстах и бестиариях как образ порока. Во времена Шекспира им называли проституток, хотя сам английский драматург упоминал его только как классического змея со смертоносным взглядом. В поэзии XIX века христианский образ василиска-дьявола начинает тускнеть. У поэтов- романтиков Китса, Кольриджа и Шелли василиск более подобен благородному египетскому символу, чем чудовищу. В «Оде к Неаполю» Шелли призывает город: «Будь, как имперский василиск, сражай врагов невидимым оружьем».

В геральдике василиск – символ могущества, свирепости и царственности.

Образ василиска в мире Гарри Поттера

Василиск (от греч. βασιλίσκος, «базилискос» – царёк) (англ. Basilisk) – огромный змей, известный также как «король змей», живущий не одну сотню лет. Очень сильное магическое животное. Впервые был создан приверженцем чёрной магии Герпием Злостным, заставившим жабу высидеть куриное яйцо. Осознав, какое страшное чудовище появилось на свет, маги запретили выведение василисков ещё в средние века.

Несмотря на то, что василиска Министерство магии относит к категории ХХХХХ – «Смертельные для волшебников / не поддаётся приручению», всё-таки василиск – это змея, хоть и громадная, поэтому волшебник-змееуст, владеющий змеиным языком, может разговаривать с ним и, при достаточной магической силе, вполне контролировать его. Том Реддл, он же лорд Волан-де-Морт, ещё в юношеские годы мог командовать этим чудовищем, в то время как Гарри Поттер, владея Змеиным языком, не имел над василиском никакой власти.

Вес взрослого василиска может составляет две и более тонны, а его длина, по информации Ньюта Саламандера, достигает 50 футов (чуть больше 15 метров), при этом всё тело покрыто чешуйчатой бронированной кожей, схожей по прочности с шкурой дракона и устойчивой к заклинаниям. Кожу василиск, как и любая другая змея, время от времени сбрасывает.

Сходство василиска со змеёй усиливается наличием четырёх ядовитых клыков, которые по длине превосходят остальные зубы в пасти. Обычная продолжительность жизни василиска – около 900 лет, некоторые экземпляры живут и дольше. Питаются василиски позвоночными тварями, обычно – мелкими грызунами.

Яд

Яд василиска – удивительно сильная магическая субстанция, единственным известным противоядием являются слёзы феникса, которые, в свою очередь, добыть крайне сложно. Яд настолько силен, что убивает человека в течение нескольких минут, вызывая перед смертью сонливость и замутнённый размытый взгляд.

Яд василиска сохраняет свои свойства даже спустя несколько лет после смерти животного. Он может также повредить неодушевлённые предметы настолько основательно, что их невозможно восстановить, и, таким образом, он является одним из немногих веществ, способных уничтожать крестражи. Ядовитым клыком василиска были уничтожены два вместилища души Волан-де-Морта – Дневник Тома Реддла (1993) и Чаша Пенелопы Пуффендуй (1998).

Меч Годрика Гриффиндора, впитавший в себя яд василиска, также стал действенным оружием для уничтожения крестражей. Им были уничтожены ещё три крестража – медальон Слизерина (1998), кольцо Марволо Мракса (1996) и змея Нагайна (1998).

Смертоносный взгляд

Самым страшным оружием василиска считается его смертоносный взгляд. Два огромных жёлтых глаза – обычно последнее, что успевают увидеть его жертвы в этой жизни. Даже «непрямой» взгляд василиска, отражённый в зеркале, крайне опасен – поймавшие такой взгляд каменеют, и лишь настойка из корней мандрагоры может вернуть им первоначальный облик.

Взгляд василиска – настолько сильное оружие, что поражает даже привидения. Правда, умереть во второй раз они уже не могут, но зато вполне своеобразно «окаменевают», превратившись из жемчужно-белых в угольно-чёрных и утратив всякую способность самостоятельно двигаться. Из всех живых существ только фениксы имеют иммунитет к взгляду чудовища.

Василиска очень боятся все без исключения виды пауков и стараются как можно скорее покинуть район его активной жизнедеятельности, причём это не зависит от их размеров.

Арагог, огромный паук-акромантул, которого Министерство магии, как и василиска, отнесло к категории XXXXX, настолько его боялся, что даже не произносил его имя, так же, как волшебники не называли имя Тёмного лорда.

Одной из возможных причин такого ужаса может являться то, что пауки чрезвычайно уязвимы к взгляду василиска, так как обладают широким углом зрения, практически круговым, и не имеют поэтому никакой возможности ни закрыть глаза, ни спрятать свой взгляд, как это делал Гарри Поттер в Тайной комнате, ориентируясь на отбрасываемую громадным змеем тень.

Яйцо василиска

Неизвестно, почему существуют мужские и женские особи василисков, так как они рождаются из куриного яйца, высиженного жабой. Но вполне возможно, что, в отличие от реального мира, в котором гибриды во многих случаях к размножению не способны, василиски могут спариваться. И именно поэтому Аластор посчитал, что эти чудовища могут откладывать яйца, а преподнесённый ему подарок – это «хитроумно замаскированное яйцо василиска».

В древних трактатах есть существа, любимые фантастами за образность и невероятные качества. К таковым относится, без сомнения, василиск. Мифология Средневековья считает, что это создание является плодом скрещивания жабы и петуха. А вот в более ранние периоды авторы уверяли своих читателей, что василиск - змея. Кто из них прав, что представляет собой это неземное создание? Давайте разберемся.

Откуда появился василиск

Мифология Древней Греции содержит множество персонажей. Но нашего вы среди них не встретите. Ведь в те времена василиск считался реальным существом. Его описывает ученый Плиний Старший. По его словам, василиск - змея небольшого размера. Рептилия считалась невероятно опасной. Яд василиска мог убить, дыхание вредило человеку так же, как и взгляд. То есть встреча с ним означает смерть любому человеку. Древнегреческий ученый ничего мифологического или сверхъестественного в этой змейке не усматривал. Единственной несостыковкой в его теории было происхождение василиска. Он считал, что появляется он из яйца ибиса - местной птицы. Вероятно, Плиний-старший действительно описывал вполне реальную змею, к примеру, рогатую гадюку или кобру. И в Древнем Египте встречается василиск. Мифология этой страны утверждает, что на головном уборе фараонов иногда изображали именно этих монстров. Они якобы наделяли невероятной силой правителей.

Почему назвали «василиск»?

Интересно, с чем связано имя существа. В Древнем мире считали, что василиск - животное реальное. Его изображали с белым пятном на голове. Оно имело форму короны. Слово «василевс» в переводе с древнегреческого означает «царь». То есть существо сразу причисляли к обладателям огромной, неограниченной власти. Цари тогда действительно обладали просто невозможным по нынешним временам могуществом. Они дарили и лишали жизни, поднимали на вершину благополучия и славы или ввергали в нищету и забвение. Поэтому василиск, мифология которого с течением времени изменялась и запутывалась все сильнее, прочно занял место царя змей. Интересно, почему упомянутый Плиний считал родителем этого существа ибиса. Дело в том, что василиска описывали крылатым змеем.

Встречается описание василиска и в Библии

В Святом Писании много внимания уделяется борьбе человека с соблазнами, с которыми он встречается в нашем мире. Дьявольские сущности хитры, они способны принимать облик обычных земных существ. Но душа праведника обязана отличать их от Божиих созданий. В библейских текстах соблазнителей обычно представляют в образе змей. В перечислении врагов встречается и василиск. Это существо является, по мнению авторов, солдатом дьявола. Оно стремится столкнуть человека с праведной дороги. К примеру, упоминается он в 90-м псалме. Текст этот посвящен конкретно борьбе с дьявольским влиянием. Отвага там описывается как действие против змей и василисков. Тот, кто сумеет справиться с соблазнами, распознать их, обретает невероятную мощь. «…На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона», - написано в 90-м псалме. При этом имеются в виду обычные рептилии. Василиск - это очковая змея.

Средневековая мифология

Много фантастических существ породило европейское воображение. В ряду мантикор, кентавров, грифонов особое место занимает василиск. Средневековые писатели уже не считали его естественным, природным созданием. Если другие мифические существа по роду происходили от себе подобных, то василиск - это жуткое существо, которое появляется из яйца старого черного петуха. Процесс его появления на свет детально описан. С уверенностью, достойной иного применения, средневековые авторы утверждали, что яйцо указанной птицы мужского пола высиживала жаба. Через некоторое время вылупился из него василиск. К счастью, происходило таковое событие крайне редко, только потому Европа не обезлюдела в те далекие времена. Ведь василиск был страшно, невероятно ядовит! Кроме того, в трактатах описывается его агрессивность и злоба. Пощады от василиска добиться невозможно. Встретишься с ним - прощайся с жизнью!

Средневековые истории

В одном трактате описан случай столкновения отважного рыцаря с этим существом. Воин не испугался крылатого змея с петушиной головой. Он смело вступил в битву и, что интересно, убил василиска. Но и сам пал жертвой поверженного врага. Капля яда монстра попала на его копье. Воин не заметил подвоха, отчего и погиб в страшных муках.

В особенно ужасных произведениях средневековых авторов описывается взгляд василиска. Монстр глазами мог не просто убить, а поработить любого, кто неосмотрительно встретится с ним очами. Человек терял душу, становился рабом страшного существа, рожденного петухом и жабой. Доли ужаснее невозможно себе представить. Бороться с этой особенностью твари предлагалось посредством зеркала. Глаза василиска не действовали в отраженном свете. Смог ли кто-то сразиться с монстром через зеркало, неведомо. Достоверных сведений на этот счет до нас не дошло.

Василиск в славянской мифологии

На Руси немного иначе представляли себе такое змееподобное существо. Упоминание о нем встречается у всех славянских народов. Однако, по сути, они разнятся. В мифологии восточных славян василиск ничем не отличается от западноевропейского. Вероятно, легенды переходили от одного народа к другому. Иногда василиска описывали как змея с головой индюка. Но в основном восточные славяне, так же как и западноевропейские народы, считали его редким произведением петуха и жабы. На Руси все было иначе. В старинных легендах есть описание этого монстра, но не такое пессимистичное. Василиск - ящерица с крыльями, появляющаяся из яйца все того же черного петуха. Умеет эта странная тварь исполнять любое желание. Она не только убивает, но и влияет на мысли и чувства иных людей.

Ручной василиск

На Руси верили, что любая девица при желании может завести себе магического помощника. Надобно только найти яйцо семилетнего петуха. Согласно методике его следует носить под мышкой ровнехонько шесть недель. Вынимать нельзя ни под каким предлогом. По прошествии указанного срока вылупится из яйца василиск - ящерица с крыльями. Девицу странное существо сочтет своей родительницей, потому станет верно и преданно ей служить. А сделать для хозяйки василиск может многое. Как правило, девицы поручали своему питомцу изводить соперниц, привораживать парней, добывать злато и каменья драгоценные.

Интересно, что мужчинам такого помощника вывести не предлагалось. Только девственницы вынашивали яйцо петуха и заполучали себе магического друга. Далеко не у всех славянских народов василиска представляли ящерицей. Иногда его рисовали в виде жабы с петушиной головой и крыльями летучей мыши. Другие народы представляли его змеем пернатым. Важное отличие славянской от западноевропейской мифологии состоит в том, что на Руси не считали нужным создавать ужасные образы, являющиеся злом в чистом виде. С любой тварью можно подружиться и применить ее странные таланты с пользой для себя или всего народа. Оптимистичнее тогда люди были.

Продолжение мифов или создание новых?

Такое колоритное существо, как василиск, не оставили без внимания писатели-фантасты. Змей с убийственным взглядом быстро перекочевал из мифов на страницы романов в стиле фэнтези. Им он показался достойным соперником супергероев, рыцарей и спасителей миров. Зачастую василиск выступает в роли убийцы и монстра. Так, Гарри Поттер сталкивается с подобным существом, когда пытается проникнуть в тайную комнату. Василиск охраняет это помещение. Герою приходится изобретать свой метод борьбы с убийственным взглядом.

Ева Никольская на страницах романа «Достать василиска!» несколько видоизменила мифологический образ. Ее монстр более симпатичен. Он умеет очаровывать и завораживать глазами. А Энн Маккефри в знаменитой серии романов «Всадники Перна» использовала только сам образ летающей змейки. Ее добрые василиски зовутся файрами и помогают людям спасти планету от страшного нашествия космических червей. Образ умного существа, наделенного уникальными способностями, встречается у многих авторов. По большей части существо это мерзкое и злобное, строящее козни героям. Мрачность западноевропейского василиска воспроизводится авторами намного чаще, чем озорство славянской мифологии.

Заключение

На самом деле существует на земле ящерица - василиск. Безобиднейшее существо. Но суть мифов не в этом. Напоследок предлагаем задуматься о том, как по-разному древние народы воспринимали один и тот же образ. Вероятно, люди делились информацией, происходил культурный обмен. Но то, что западные народы воспринимали как ужасное, непобедимое создание, обретало иные черты у славян. На Руси не было столь мрачных мифов и сказаний. Человек, а не монстр, становился героем любого повествования. А и суть вся сводилась к тому, что любые обстоятельства можно подчинить себе ловкостью и умом, а с каждым существом, какова бы ни была его природа, найти общий язык. То есть мир воспринимался оптимистичнее, светлее, даже радостнее. Не оттого ли и ныне мы никак не можем примириться? Веками длится противостояние Запада и России, как бы ни назывались государства. Не следует ли поискать причину такого положения вещей в старинной мифологии? Как считаете?

Которое существует во мифологиях многих народов. От его взгляда каменеет все живое. Василиск - рождается из яйца, снесенного семигодовалым черным петухом (в некоторых источниках из яйца высиженного жабой) в теплую навозную кучу. По преданию, если Василиск увидит свое отражение в зеркале он умрет. Местом обитания Василисков являются пещеры, они же- его источник питания, поскольку ест Василиск только камни. Покидать свое убежище он может только ночью, поскольку не переносит крика петуха. И еще он опасается единорогов потому как те слишком "чистые" животные.
"Рожками шевелит, глаза такие зеленые с фиолетовым отливом, капюшончик бородавчатый раздувается. А сам он был фиолетово черный с шипастым хвостом. Треугольная голова с черно-розовой пастью широко распахнулась...
Слюна его крайне ядовита и если попадет на живую материю то тут же пойдет замена углерода на кремний. Проще говоря все живое превращается в камень и дохнет, хотя ходят споры что от взгляда Василиска тоже идет окаменение, но те кто хотел проверить это обратно не вернулись..".("С.Другаль "Василиск") .

Успехи естествознания изгнали из нашего сознания монстра, мало похожего на существо, рожденное человеческим воображением две тысячи лет назад. «Сегодняшний» зверь, который уходит из нашей памяти на двух лапах, вполз в предание на брюхе: в античном мире василиск был всего лишь самой зловредной змейкой ливийской пустыни.
Картинно появлялся василиск у Плиния Старшего. По его рассказу, воин, имевший глупость пронзить смертоносную тварь длинным копьем, пал с коня мертвым - Яд вошел в его тело через древко копья! Более сметливый ратник, описанный Луканом, в похожей ситуации спас себе жизнь страшным способом: разрубив мечом василиска, он немедленно отсек себе руку, державшую меч. Но смертоносный гад пустыни был известен и раньше. За два века до Плиния и Лукана его упоминал Элий Стилон - как всем хорошо известное существо: «Случается в Африке, что змеи собираются на пир возле издохшего мула. Вдруг они слышат жуткий вой василиска и поспешно уползают прочь, оставляя ему падаль. Василиск же, насытившись, снова издает страшный вой и уползает восвояси».
В отличие от, например, оборотня и дракона, которых человеческое воображение рождало неизменно на всех континентах, причем независимо друг от друга, василиск - фантазия «локальная», творение умов европейцев и бытовавшая исключительно в Европе. В этом исчадии ливийской пустыни овеществился вполне конкретный страх древних римлян и греков перед непредсказуемыми опасностями песчаных просторов. Все страхи воинов и путников соединились в одну общую боязнь встречи с неким загадочным владыкой пустыни - «басилискосом», то есть «царьком» (по-гречески). И хотя грозный гад не удостоился уважительного «басилевс» - «царь», ужас перед ним был неподдельным. Что касается римлян, то они изредка пользовались словом «регулюс» - калькой с греческого, сдабривая страх уловимой для римского уха насмешкой; империя, подмявшая под себя столько царств, многих грозных владык привычно звала царьками.
Ну, а все-таки - кто же прототип? Исходным материалом фантазии ученые называют то египетскую кобру, то рогатую гадюку, то шлемоносного хамелеона. К тому есть основания: кобра этого вида движется полувыпрямившись - с поднятой над землей головой и передней частью тела, а у рогатой гадюки и хамелеона наросты на голове похожи на корону. В таком случае на лбу изваянных или нарисованных египетских фараонов и богов мы видим, возможно, не просто змейку с приподнятой головой - символ вечной жизни и могущества, а именно василиска.
Пустыня убивала человека многими способами. Неудивительно, что василиск возник как скопление смертоносных качеств: смертелен его взгляд (он истребляет все живое, выжигает травы, а камни обращает в пыль), его прикосновение, его дыхание, его вонь. Разумеется, жить такому чудищу на роду написано лишь в пустыне. Пустыня возникает вокруг него.
Обезопасить себя путешественник мог только двумя способами: иметь при себе ласку - единственное животное, которое не боится василиска и бесстрашно вступает с ним в бой или петуха, ибо, по необъяснимой причине, пустынный царек не переносит петушиного крика.
Василиска-змею поминал Аристотель, ливийского гада живописал Гелиодор, а Клавдий Элиан (римский софист, писавший по гречески) человека, который опасен даже на расстоянии, неизменно сравнивал с василиском. И все же ни один античный автор не воспламенился образом василиска и не удостоил его истинно подробного художественного описания. Зато в народных поверьях у василиска было свое прочное место: в древнеримских храмах кожа «царька» висела для отпугивания змеи и скорпионов, и никто не сомневался, что достаточно протереть серебро пеплом правильно сожженного василиска, чтобы оно превратилось в золото (в будущем это отзовется опытами средневековых алхимиков, их пиететом к василиску и активным использованием его в алхимической эмблематике).
Трудно сказать, как бы сложилась судьба василиска в христианскую эпоху, если бы не «везение»: совершенно случайно он попал в Священное писание. С легкой руки Иеронима Блаженного, автора Вульгаты - латинского перевода Библии, василиск был упомянут дважды в книге Исаии. Иероним одно из древнееврейских названий змеи произвольно перевел как «василиск». В современных переводах недоразумение устранено, однако в средние века оспаривать существование василиска было богохульством.
Правда, на заре средневековья произошло и другое приметное для василиска событие - его временно... «потеряли»!
Ливийский монстр не попал в «Физиолог» - энциклопедию живых существ, из которой черпали информацию все позднейшие средневековые бестиарии. Забвение, однако, не стало роковым - оставаясь временно в тени, василиск сумел перестроиться и явиться в новом, более отвечающем потребе дня облике.
Для успешной акклиматизации на европейской земле воображение скрестило его с петухом. В этом есть железная логика непоследовательности: извечные враги так тесно сплелись в схватке, что, наконец, срослись телами. Почему петух и василиск считались исконными врагами? Возможно, то была случайная прихоть фантазии. Но, во-первых, змею и птицу в одно тело воображение сращивало не раз. Во-вторых, еще в эллинистическом Египте верили, что ибисы питаются исключительно змеями и потому изредка из их яиц рождаются змееныши. Этим же птицам приписывали и некоторые физиологические странности: яйца-де они кладут из клюва. Такие рассказы - благодатная почва для последующей обработки. То, что мог далекий ибис, способен был совершить и соседский петух.
Достаточно частый и вполне объясненный современной биологией феномен перерождения петуха в курицу дал пищу для мрачной фантазии о василиске как «петушином отродье». Уже в эпоху Возрождения несколько петухов в разных европейских странах были подвергнуты пристрастному суду и, несмотря на все словесные ухищрения защитников, приговорены к котлу за злостное производство на свет василисков.
Начиная с XII века василиск стал расселяться по городам и весям Европы. И, как ни странно, оставаясь все тем же смертоносным, жутким чудовищем, зверь пугал все меньше и меньше: даже к самому отвратительному соседу со временем привыкают... Насчет «зверя» (а не «гада») - это не оговорка. Теперь василиск предстает в образе крылатого змея с головой петуха. Появляется он из яйца, снесенного петухом (об этом подробно рассказывает Пьер из Бовэ). У средневекового василиска хвост змеиный (реже драконий), крылья петушиные (реже лебединые); остальное, как правило, тоже от петуха: голова, гребень две лапы со шпорами. По принципу экономии фантазии у василиска осталась лишь одна смертоносная способность - его убивающий взгляд и дыхание.
Преображение василиска в петуха вызвало и филологическое смятение: монстра стали все чаще называть кокатрис». Слово это стало общим для всех романских языков. И хотя английское ухо явственно слышит в нем слово «кок» - петух, на самом деле «кокатрис» - результат фонетических приключений латинского слова «коркодилус», обозначавшего в средние века не только (не столько) крокодила, как вообще любго чудища. Чосер в своих описаниях василиска пробовал применить гибрид-словечкачко «васили-кок», чтобы точнее определить природу чудища и отмежевано " с" разговорного значения слова «кокатрис» которое к тому времени приобрело иное значение. Это был специфический «термин». клеймящий гулящих женщин (ибо взгляды их убийственны для добродетели мужчин!).
Средневековые бестиарии рассказывали, что первый остроумный способ погубить василиска придумал Александр Македонский. Монстр убил взглядом немало его воинов, и тогда царь поднес к его морде зеркало - и тот погиб от собственного взгляда. Зеркало стало главным оружием в борьбе с василисками, которые в средние века бесчинствовали вокруг жилищ, отравляли своим присутствием колодцы и шахты. Ласки по-прежнему считались природными врагами василисков, по одолеть монстра, они могли только пожевав листьев руты. Изображения ласки с листочками во рту украшали колодцы, церковные скамьи. В церкви резные фигурки ласок имели символический смысл: для человека Священное писание было тем же, что листочки руты для ласки,- вкушение мудрости библейских текстов помогало одолеть василиска-дьявола.
Еще одной практической рекомендацией было глядеть на монстра из-под
стеклянного прозрачного сосуда. Эти объяснения были на руку тем, кто в конце средневековья приспособился изготовлять чучела василисков - чаще всего их делали на основе морских скатов, и они были ходким товаром (последние экземпляры были проданы в США в тридцатые годы нашего века; поддельные чучела до сих пор хранятся в музеях Вероны и Венеции), Менее легковерные ученые и писатели удивлялись: если взгляд василиска летален - откуда столько свидетельств? Или свидетели видели другого зверя, или они попросту лгут!
Что известно о василиске сверх его внешнего вида? Лишь одно: смертельность. «Царек» змеиного мира по-настоящему царил лишь в геральдике - как символ грозного могущества, царственности, свирепости (и занятий алхимией). Там, где нужен был лишь внешний вид монстра, где форма преобладала над содержанием- там василиск был ко двору. автоавтор электронной энциклопеди Александрова Анастасия myfhology.narod.ru

Василиск знаком большинству людей по вселенной «Гарри Поттера», где он исполнил роль хранителя Секретной комнаты и был представлен в облике ужасающего змея со взглядом, способным парализовать человека.

Однако, на самом деле образ василиска несколько отличается в мифологии разных народов. Где-то он не крупнее собаки, в других легендах называется химерой или же выступает все тем же змеем.

В зависимости от точки зрения, меняется и отношение к василиску. Одни народы считают его мелким пакостником, способным только на кражу яиц из курятника, другие боятся, поскольку он является предвестником конца времен, исполняя роль из скандинавской мифологии. Кем же является василиск на самом деле?

Первые упоминания о василиске

В Ливийской пустыне обитает змея с белым пятном на голове, яд которой способен убить человека после единственного укуса. Кроме того, василиск был способен передвигаться с высоко поднятой головой, опираясь на хвост, что придавало ему чуть большие размеры, чем есть на самом деле. Хохолок на голове играл роль короны, как и его «возвышение» над землей, что в итоге и стало причиной такого названия, буквально – «царь змей».

Именно так василиск вошел в средневековый бестиарий. Его описывали как существо жуткое, чуждое нашему миру и способное убить одним лишь только взглядом.

Реально существующие аналоги

Согласно Библии, к которой стоит вернуться позднее, василиском называли ядовитую змею, однако уточнений по виду нет. Ею вполне может быть гадюка или кобра.

Одно время за василиска принимали рогатую гадюку, а позднее ее белоголового собрата. Также василиск – это название подвида рогатых ящериц, которые получили такое прозвище из-за схожести со средневековым представлением о василиске, как о химере, в которой сочетаются черты курицы и змея.

Подвид безобиден для человека. Такой василиск питается в основном насекомыми и его укус может вызвать разве что воспаление из-за бактерий на зубах рептилии.

Упоминание в Библии

Египетский аспид или «змея Клеопатры»

Единого мнения на счет того, что обозначает василиск в Библии, а именно переводе Ветхого Завета на греческий, нет.

По одним данным, образ василиска был взят с восточной гадюки, а непосредственно само слово, на еврейском звучащее как «цефа», значит просто ядовитую змею.

Впрочем, точной трактовки этого термина нет. В целом, библеисты сходятся во мнении, что василиском следует считать любую ядовитую змею, преимущественно семейства «аспид», то есть гадюк и кобр.

В таком случае, василиск имеет схожую трактовку со словом «ехидна» и означает буквально «яд, ядовитая змея». Никакого точного упоминания о царственном положении василиска в Библии нет.

Тождество с дьяволом

Иоанн Богослов держит в руках чашу с василиском. Таким образом показана попытка отравления Иоанна

В Библии великий змей является прямой аналогией на падшего ангела, искушающего людей.

На ряду с драконом, василиск перенял черты своего «предка» и нередко используется в качестве образа нечистой силы.

Очень часто, василиска изображают гипертрофированным, с крыльями и очень большим гребнем в христианской иконописи и росписи.

В мифологии народов Европы василиск также является олицетворение зла, однако не ассоциируются напрямую с нечистой силой.

Однако, с учетом того, что змея в целом имеет отрицательную ассоциативную картину, образ василиска в целом полностью негативен и даже лишен таких положительных черт как перерождение или врачевание.

Геральдическое значение

Василиск находится в категории геральдических символов, очень распространённых среди западного дворянства.

Буквально, он означает царственность, могущество и свирепость.

Его использовали для устрашения, намекая тем самым на могущество выбравшего его в качестве своего символа дворянина.

Однако, вместе с тем, василиск используется и для обозначения лживости, двуличия, беспричинной агрессии и злобы. Как и другие змеи, он редко появлялся на гербах значимых семей, тяготевших к более благородным символам.

Эволюция образа и трансформация в чудовище

Своим пугающим образом василиск в первую очередь обязан писателю Плинию, который в 1 веке нашей эры выпустил своеобразное описание пустынной змеи.

С его слов, в появлении песков есть прямая вина василиска, поскольку «трава пред ним сохнет, а камни рушатся», кроме того, змея была чрезвычайно агрессивной поскольку «собратья его обращались в бегство», «человека же василиск убивал одним только взглядом».

Когда история дошла до средневековой Европы, то довольно быстро обросла подробностями и ужасающими эпитетами.

Вместо «диадемы» на голове василиска появился петушиный гребень, крылья и лапы.

При небольшой длине в 30 сантиметров, василиск между тем был крайне агрессивен и злобен, что тоже сыграло против него в мифологии.

Скисшее молоко, украденные яйца и даже болезни списывали именно на василиска, поскольку он пакостен и злобен.

Однако, его гибридная форма с головой в виде курицы так и осталась основным образом. В мифологии василиск закрепил за собой такой внешний вид: голова курицы с гребнем петуха, змееподобное тело с крыльями, покрытыми перьями, когтистые лапы.

Бестиарий Пьера де Бове

В демонизации василиска немалую роль сыграл Пьер де Бове, согласно мнения которого, василиск произошел от старого петуха, в теле которого он «созревал».

Петух откладывает яйцо на кучу навоза, после чего его высиживает жаба. Скорлупу пробивает описанное выше существо, после чего вредит остальным курам и подолгу скрывается.

Оно очень юркое и быстрое, а потому заметить василиска трудно.

Вместе с тем, от василиска произошли также куролиск и кокатрис.

В отличие от своего предка, они утратили способность подчинять змей, но также агрессивны, а их дыхание способно вредить как человеку, так и окружающей природе.

Существовало также мнение в Средние века о том, что василиска убил Александр Македонский. Змей сидел на крепостной стене, по другой версии – на горе, и убивал всех воинов взглядом. Тогда Александр приказал отполировать зеркало и дать змею взглянуть на самого себя, что и убило василиска.

Вполне возможно, что легенда имеет сугубо греческие корни, поскольку в мифологии Эллады греческий воин Персей отполировал свой щит для того, чтобы расправиться с Горгоной.

В то же время, Альберт Великий в 13-м веке отказывался верить в существование василиска с головой курицы, что положило начало скептическим комментариям в сторону основной легенды.

Криптозоологические теории

В эпоху Возрождения, упоминаний о василиске становится все меньше, поскольку документальных подтверждений его существования не было.

Ящерица василиск или «ящерица Иисуса Христа»

Сперва его признавали, как живое существо, но без атрибутики нечистых сил и уж тем более сочетания с чертами петуха. Затем от идеи отказались вовсе, и в научном мире появилась теория о том, что легенда с африканскими корнями является попыткой объяснить происхождение ибиса, играющего довольно важную роль в мифологии Древнего Египта.

Позднее происхождение василиска пытались объяснить скудными познаниями в зоологии и ассоциативным рядом. Так, к примеру, за него принимали ящериц, варанов и даже некоторые виды змей.

На текущий момент василиск остается одним из центральных образов в библеистике и мифологии, в том числе славянской. Где он известен как «дворовик» и также владел довольно отрицательной репутацией.

На территории Коста-Рики есть ящерица под названием «Христовая», ее внешний вид практически полностью повторяет образ василиска, за исключением наличия крыльев. Во многом, эта рептилия и собственно говоря подвид «василиски» остаются единственными реально существующими прототипами упомянутого криптида на сегодняшний день.

Зверь, который описывается в мифологии, Библии, Бестиарии и даже Черной библии, - василиск. Прототипом мифического персонажа стала ядовитая змея необычного подвида. Доказательств его существования нет. Но яркий образ стал основой для сказок и легенд.

Упоминания в разных источниках

Самые разные исторические писания по-разному упоминают об этом существе.

  1. В Библии змей василиск упоминается наряду с Аспидом. Оба пресмыкающихся - враги Бога и рода человеческого. В это ядовитый змей, посланный иудеям, в наказание за дерзость и попирание Бога и Его Закона.
  2. В Бестиарии Пьера Де Бове василиск упоминается не как существо, а как дух. Говорится, что сущность сотворена была из страхов и злобы людей. Все то, что вызывает панику и страх, олицетворяет собой создание, которое может жить на земле, в воде и в небе между мирами.
  3. В Демонической библии василиск тоже нашел свое место. Здесь это демоническое творение: для того, чтобы люди продолжали почитать темную силу, их нужно держать в страхе. С этой целью и был создан Змеиный Царь.

Особенность василиска

Достоверной информации о том, что змей василиск как существо жил когда-либо на земле - нет. Но, многие предания рассказывают о том, что птицеподобный ящер обитает на болотах и в песках. Василиск в мифологии одновременно присутствует в двух ипостасях - животное и злой дух, .

Версии появления

Все версии появления мифической твари нужно разделить на два направления:

  • природные;
  • мифологические.

Прообразы василисков в живой природе

В Африке очень много пресмыкающихся. Еще во времена Античности на территории современных тропических лесов были замечены особенные змеи. Эти пресмыкающиеся соединили в себе несколько видов земноводного. У особей было:

  1. Длинное змееподобное тело.
  2. Одна пара лап, расположенная в передней части тела.
  3. Удлиненную голову украшал подвижный гребень.
  4. Существо двигалось с невероятной скоростью и при нападении не ограничивалось одним укусом.

В минуты опасности пресмыкающееся поднимало переднюю часть тела и лапы, гребень на голове щетинился и становился бордово-красным. Эта змея передвигалась особенным образом с помощью хвоста.

Главной опасностью встречи с этим существом было то, что укус небольшой и внешне красивой змеи был смертельно опасным. В момент попадания яда в организм человек моментально начинал чувствовать жар во всем теле, носом шла кровь, смерть наступала в считаные минуты.

На то время местные не знали более опасной змеи и потому называли ее «васькисна» - что в переводе означало «царственная змея». Людям свойственно поклонятся всему, что внушает им страх. Многие племена, создавали идолов по образу этого существа, нарекая его божеством и присваивая ему самые разные мистические и волшебные умения. Когда между Европой и Африкой были налажены торговые связи, легенда о невероятном существе, царской змее, пришла и на наши территории.

Люди, передавая сведения из уст в уста, из поколения в поколение меняли образ существа, дополняя его подробностями и придумывая все новые и новые теории происхождения.

Мифологические версии

Как и все истории происхождения мифических существ, история василиска пестрит невероятными фактами. И у каждого народа примеры свои.

Сахара

На территории Западной Сахары существует своя версия кто такой василиск и как он появился. Мифология рассказывает о том, что в прежние времена здесь не было песков, а была вечнозеленая плодородная земля.

Люди жили в добре и достатке и со временем утратили страх перед богами, перестали приносить им дары в благодарность. И тогда небесные жители рассердились и послали на эти земли великие дожди, которые привели к сильным наводнениям и смыли всю растительность. Когда дожди закончились, земля превратилась в грязь и пришла новая беда - палящее солнце.

Кустов и деревьев не было, солнечные лучи раскаляли землю добела, сделав ее горячей и рассыпчатой. Но погибли растения, а звери остались жить, и тогда боги наслали большое землетрясение на эту территорию и с расщелин появились ужасные существа, жившие ранее под землей. Эти существа одновременно могли жить в воде, на суше и в небе. У них были змеиные хвосты, толстые звериные лапы с когтями и большие перепончатые крылья.

Эти существа обладали парализующим взглядом, питались зверями рыбами и птицами. И вскоре уничтожили все живое на этой территории. Когда им не осталось животной пищи, они обратили свой взор на людей. И тогда люди взмолились к Богам, прося защиты от Змея. И боги загнали кровожадных существ в глубокие пещеры. Но они все-таки выходят на поверхность в поисках жертвы. И если в глубине пустыни человек заметит два больших желтых огонька, он сразу теряет способность думать и двигаться, и тогда василиск нападает.

На Руси

Появление василиска имеет свою историю, но выглядит идентично, как и в других странах. Рождение этого существа проходит в 3 этапа.

Когда-то давно обозлившийся на людей домовой решил наказать двор, в котором господствовал. Для этого он выбрал самого старого петуха и подселил в него яйцо змеиное. Петух пошел к куче навоза и выкинул с себя это яйцо, но умер. На куче гноя яйцо нашла старая болотная жаба и хотела укатить его к себе в болото. Но в середине под скорлупой услышала тихое дыхание. И жаба так долго прислушивалась, пытаясь уловить эти звуки, что высидела яйцо. Из него появился ящер с петушиной головой и сожрал жабу. И на его теле выросли две жабьи лапы.

Это существо ушло под землю. Но иногда оно появляется, и горе тому, кто с ним встретится. Потому что его взгляд убивает, может парализовать или свести с ума.

В Греции

На территории также были свои легенды о змее василиске. Но в отличие от других стран эта сущность была творением богов Олимпа.

Однажды житель небольшого селения увидел во сне место, где Боги спускаются к людям по ступеням, созданным из солнечных лучей. Он во сне поднялся по ним и попал в сад. Там он сорвал с дерева священный плод, дарующий бессмертие. Проснувшись, человек увидел на постели этот плод и откусил от него. В тот же миг он стал всезнающим и бессмертным. Он начал видеть, о чем думают боги.

А небожители ощутили в этот момент появления среди людей человека познавшего истину миросоздания. Боги очень рассердились и создали чудовище, которое могло найти этого наглеца как в воде, так и на земле, и в воздухе. Это чудовище имело хвост змеи, крылья птицы, лапы зверя. Его мощные когти и крепкий клюв могли разбивать камни. Боги назвали существо Змее-Царь, и отправили его на Землю.

Но вкусивший плод увидел мысли богов и решил запутать их. Он начал менять облик, каждую минуту становится другим человеком. И узнать его можно было только по глазам, в которых отражалось его деяние. И с тех самых пор Чудовище бродит по земле в поисках того, кто стал полубогом.

Чтобы разглядеть глаза преступника, василиск парализует человека взглядом. Но, каждый раз он ловит невиновного, и в ярости убивает его. Единственной защитой от его парализующего взгляда есть кусочек желтой слюды. Василиск не выносит зеркального блеска камня, боится увидеть свое отражение и закаменеть.

Чего боится змей василиск

По преданиям этот змей не боится ни огня, ни копья, ни меча. Но оно может погубить само себя, если увидит свое отражение. По причине этого на Руси люди носили на груди кусочек стекла, отполированный до зеркального блеска камешек или небольшое зеркальце.

Василиск также боится петуха, даже крика этой птицы достаточно, чтобы Змий обратился в бегство. Петух ищет василиска, чтобы отомстить за смерть. А еще Змей боится жаб, а потому живет в пещерах и лесах, но обходит болота и топи. Говорят, что если нужно спасаться бегством от василиска, то нужно бежать в курятник или к реке, где есть жабы. Туда чудовище не сунется.