"Город-призрак", в котором страшно выходить из машины. Что мы увидели на улицах Детройта. Легендарный Детройт. Как он живёт на самом деле Детройт заброшенные кварталы

Основные моменты

Скажите американцу, что вы планируете поездку в Детройт, и посмотрите, как он вопросительно поднимет брови. Он спросит «Зачем?» и предостережет вас относительно убийственно высоких цен, заколоченных досками домах и мусоре, кружащем у их основания, а также о лишенных права выкупа закладных, по которым дома продаются за $1. Вы услышите: «Детройт - это дыра. Тебя там убьют».

Все вышеперечисленное правда, и хоть городу и в некоторой степени присуще алкогольно-апокалиптическое настроение, оно же и является той искрой, из которой зажигается огонь городской энергетики - энергетики, которую вы больше нигде не почувствуете. Сюда едут художники, предприниматели и молодые люди, поэтому здесь превалирует дух самостоятельности и независимости, можно сказать, что «здесь люди вершат свою судьбу». Они превращают свободные пространства в городские фермы, а заброшенные здания в хостелы и музеи.

Детройт переживал свой расцвет в 1960-х, когда интенсивно развивалась американская автомобильная промышленность и когда играла легендарная группа «Motown», которая до сих пор имеет поклонников. Но уже начиная с конца XX-века, Детройт стабильно находится в кризисе – город обветшал, а уровень преступности зашкаливает.

Но это совсем не значит, что в Детройте невозможно отдохнуть и посмотреть различные достопримечательности. Здесь главное – знать, где и что находится.

История

Французский исследователь Антуан де Ла Мот-Кадильяк основал Детройт в 1701 году. Удача улыбнулась городу, когда в 20-е годы XX века Генри Форд начал штамповать машины. Он не придумал автомобиль, как многие ошибочно полагают, но создал превосходную производственную линию и разработал технологии массового производства. В результате появилась «модель Т», первая машина производства США, которую мог себе позволить купить средний класс.

Детройт быстро стал автомобильной столицей страны. General Motors (GM) , Chrysler и Ford - все эти компании имели штаб-квартиры в Детройте или возле него (и до сих пор имеют) . 50-е годы XX века были лучшими в истории города, когда население превысило два миллиона и из радиоприемников звучала музыка Мотаун. Но расовая напряженность, возникшая в 1967 году, и японские конкуренты в сфере автомобилестроения, появившиеся в 70-х, пошатнули город и его промышленность. Детройт вступил в эпоху глубокого упадка, потеряв около двух третей населения.

Город смог немного подняться в середине 2000-х, но лишь для того, чтобы увидеть новый глобальный экономический кризис 2008-2009, уничтоживший автоиндустрию. GM и Chrysler обанкротились, и тысячи синих и белых воротничков потеряли работу. Город продолжает «реструктурироваться».

Достопримечательности Детройта

Жизнь центра Детройта сосредоточена в прибрежной зоне, у Центра Ренессанса (Renaissance Center) и недалеко от Харт-Плаза (Hart Plaza) . Вудворд-авеню - главный бульвар города - идет в северном направлении до Мидтауна (где находится Культурный центр и его музей, а также Университет Уэйна) и дальше к Новому центру (New Center) с богатой архитектурой. Корктаун, полный баров, находится к западу от центра. Дороги Майл-Роудс - это главные восточно-западные артерии Детройта; Восьмая миля (8 Mile) формирует собой границу между городом и пригородом. По другую сторону реки Детройт находится Виндзор (Канада) .

Все места с достопримечательностями обычно закрыты по понедельникам и вторникам.

Детройт традиционно гордится собственным Музеем Генри Форда, в котором можно увидеть как старинные, так и современные автомобили этой прославленной автофирмы. В музее Форда до сих пор сохранился конвейер (он еще и работает) и даже имеется кусок улицы, на брусчатку которой ступал сам Генри Форд.

Но здесь также стоит посетить Музей Искусства Детройта, Научный Центр и Музей Американских Африканцев вкупе с Историческим Музеем.

Для любителей настоящей экзотики будет полезно посетить знаменитый Восточный Рынок, на котором можно совершить недорогие покупки сувениров и далее послушать в уютных клубах фирменный джаз и блюз от еще незнаменитых групп, которые только-только пробивают дорогу вверх на американском небосклоне.

Восточный Рынок ценится среди туристов еще и тем, что в нем можно найти настоящие крестьянские продукты – от сыра и масла до вина – с помощью которых можно с легкостью организовать стильный и вкусный завтрак в номере отеля.

Для любителей боулинга можно рекомендовать Кафе Cadieux, которое считается единственным местом в Америке, в котором можно поиграть в Бельгийский вариант Боулинга. Там же в кафе можно посмотреть игры местных хоккейных и футбольных команд (чего стоит знаменитая команда Red Wings!) .

Бары и рестораны

Благодаря широкой эмигрантской политике, Детройт был и остается настоящим плавильным котлом для культур. Именно поэтому здесь можно найти самую разнообразную кухню. Фирменную еду можно найти в ресторане Greektown, тогда как польскую – Polish Village. Мексиканская еда традиционно подается в стильном и недорогом Mexican Village.

Для любителей ночной жизни здесь имеется достаточно много вариантов – в обилии различные кафе и бары, которые работают до двух часов ночи, тогда как большая часть ночных клубов работают до самого рассвета.

Для тех интеллектуалов, которые по праву захотят увидеть и прочувствовать этот город, имеется неплохой выбор в виде дайв-бара или живого представления, которое можно найти либо в Bronx, либо в Woodbridge Pub. Отличная закуска и хорошее местное пиво окажется гарантированным делом.

Видео: Детройт с высоты

Проблематика города

В 50-х годах XX века Детройт стал автомобильной столицей США, в ту пору продвигавших на государственном уровне программу дешёвых и общедоступных автомобилей. В Детройте были сосредоточены крупнейшие автомобильные заводы страны (Ford, General Motors, Chrysler) , и город переживал бум своего развития - он в буквальном смысле процветал, став одним из богатейших городов Северной Америки. В город в огромных количествах стало стекаться чёрнокожее население со всей страны в поисках работы, поскольку автомобильным заводам требовались рабочие, и расовая дискриминация ослабла. Демографически белое население города уже тогда начало убывать, и эта тенденция возрастала с каждым годом, фактически за пару десятилетий сделав Детройт «городом чёрных». Причиной переселения белого населения в пригороды стала неразвитая система общественного транспорта и перенасыщенность города личным транспортом. Ещё с середины 40-х годов с развитием автоиндустрии в городе появилось большое количество личных автомобилей. Постоянные пробки и нехватка мест для парковки становились всё более острой проблемой. Одновременно пропагандируется необходимость приобретения личного автомобиля, общественный транспорт представляется непрестижным - это "транспорт для бедных". С другой стороны, система общественного транспорта не развивается, ликвидируются трамвайные и троллейбусные линии. Это вынуждает жителей пересесть на дешевеющие автомобили. В результате число автомобилей в городе стремительно растёт, а старая градостроительная структура не удовлетворяет требованиям города автомобилистов. И примерно с середины 50-х годов намечается тенденция переселения обеспеченного, в основном белого, населения в пригороды с более удобной инфраструктурой. Процент бедного, в основном чёрного, населения Детройта растёт, ухудшается криминогенная ситуация, что ещё больше ускоряет отток горожан. Власти пытаются решить проблему сносом исторических зданий в центре города для строительства стоянок. В то же время в городе растёт напряжённость между чёрным и белым населением, что приводит к выступлениям чернокожих. Во время бунта 23 июля 1967 года было разграблено и сожжено более 2000 зданий. Дело кончилось вводом армейских частей 25 июля, и еще через 48 часов бунт был подавлен. Было убито 43 человека (из них 33 черных) , 467 получили ранения. Это ещё больше подстегнуло отъезд белого населения, и процесс упадка некогда процветавшего города стал необратимым.

В 80-х годах начался спад автомобильной промышленности и город постепенно стал приходить в упадок, целые небоскрёбы и деловые районы оказались заброшенными, после нескольких «чёрных бунтов», когда были сожжены десятки домов и совершены сотни грабежей и других преступлений, белое население стало переселяться в другие города.

К началу XXI века в Детройте белое население составляет около 10 процентов, и концентрировано проживает в южной части города, причём большая часть - в пригородах. Там же, на юге Детройта пока ещё сохранились деловые районы, но большая часть города выглядит крайне плачевно. Преступность находится на очень высоком уровне. Даже в центре, просто свернув не на ту улицу, вы вполне рискуете быть ограбленным. Большинство небоскрёбов пустует, богатейшие некогда театры разрушены, элитное жильё брошено. Несколько лет назад началось медленное восстановление города, однако темпы пока весьма низки.

Культурный вклад

Детройт, с его уникальной демографической ситуацией и гнетущей атмосферой разрушенности, стал уникальным местом для творчески мыслящих людей. В частности, этому поспособствовал тот факт, что в Детройте наибольшее количество богатых чернокожих американцев в США. Детройт стал первым городом в США, где образовалось крупное движение чернокожей молодёжи, относившейся к среднему классу, породив уникальный культурный феномен - Техно. Детройт является общепризнанной столицей этого направления клубной музыки.

Термин «Детройтское Техно» обозначает не столько стиль, сколько настроение, присущее музыке, созданной в этом городе. В начале 80-x чернокожие тусовщики собирались вместе и им хотелось создать что-то новое, они были молоды, богаты и они хотели быть не такими как все. Хуан Аткинс, музыкант создавший первый техно-трек, относится именно к этому движению. Лоран Гарнье, французский диджей, в 2005 году написал книгу «Электрошок» об истории техно, с рождения и до современного состояния. Важнейшая часть этой книги описывает поиск «Духа Детройта» глазами европейца, который в последствии находит его в атмосфере угнетённости и разрухи, а также в расовой дискриминации властями, в Детройте выраженной особенно ярко.

Фестивали и события

Международное авто-шоу Северной Америки (North American International Auto Show)

В середине января, в течение двух недель, вы можете наблюдать огромное скопление автомобилей в Кобо-центре (www.naias.com; билеты $12; середина января) .

Фестиваль продвижения электронной музыки (Movement Electronic Music Festival)

Самый крупный в мире фестиваль электронной музыки проходит в День памяти в Харт-Плаза (www.movement.us; пропуск на день $40; конец мая) .

Информация

Безопасность

Район между спортивными аренами, к северу и в окрестностях Уиллис-роуд, пустынный, лучше не ходить там в ночное время.

Информация для туриста

Бюро съездов и посетителей Детройта (Detroit Convention & Visitors Bureau) (Тел.: 800-338-7648; www.visitdetroit.com)

Медицинское обслуживание

Приемная больница Детройта (Detroit Receiving Hospital) (Тел.: 313-745-3000; 4201 St Antoine St (Сент-Антуан-стрит))

Транспорт

Аэропорт Детройта «Метро» (Detroit Metro Airport) (DTW; www.metroairport.com) , транспортный узел авиакомпании Delta Airlines, находится примерно в 32,19 км к юго-западу от Детройта. Вариантов транспорта, на котором можно уехать из аэропорта в город, немного: вы можете взять такси примерно за $45 или сесть в автобус 125 SMART ($2) , но на нем вы будете ехать в центр от одного до полутора часов.

Грейхаунд (Greyhound) (Тел.: 313-961-8005; 1001 Howard St (Ховард-стрит)) ездит в разные города в пределах и за пределами Мичигана. Мегабас (Megabus) (www.megabus.com/us) ездит в/из Чикаго (5.5 часа) каждый день; отправляется из центра (угол Кэсс (Cass) и Мичиган (Michigan)) и от государственного университета Уэйна (Wayne State University, угол Кэсс и Уоррен-авеню (Warren Ave)) .

Поезда Амтрак (Amtrak) (Тел.: 313-873-3442; 11W Baltimore Ave (Балтимор-авеню)) ездят трижды в день в Чикаго (5.5 часа) . Вы можете также поехать на восток - в Нью-Йорк (16.5 часов) или другие пункты назначения, находящиеся по пути - но сначала вам придется на автобусе доехать до Толедо (Toledo) .

Транзит Виндзор (Transit Windsor) (Тел.: 519-944-4111; www.city windsor.ca/001209.asp) управляет тоннельным автобусом,который едет в Виндзор (Канада) . Билет стоит $3,75 (американский или канадский) , автобус отправляется от Mariner"s Church (угол Рэндольф-стрит (Randolph St) и Джефферсон-авеню (Jefferson Ave)) недалеко от входа в тоннель Детройт-Виндзор (Detroit-Windsor Tunnel) , а также с других мест в центре города. Не забудьте взять паспорт.

Чтобы получить информацию о работе монорельсовой железной дороги People Mover.

Координаты :  /  (G) (Я) 42.331667 , -83.0475 42°19′54″ с. ш. 83°02′51″ з. д.  /  42.331667° с. ш. 83.0475° з. д. (G) (Я) Мэр Дэйв Бинг Основан Площадь 370,2 км² Официальный язык английский Население 900 198 человек () Плотность 2,537.1 чел./км² Агломерация 4 493 165 Часовой пояс UTC-5 , летом UTC-4 Телефонный код 313 Официальный сайт http://www.ci.detroit.mi.us (англ.) Прозвище Город моторов, Мотаун

XIX век

После революции Детройт еще долго оставался канадским городком и перешел к США только в 1796 г. В 1805 г. большая часть Детройта сгорела при пожаре . С 1805 по 1847 гг. Детройт являлся столицей территории, а затем нового штата Мичиган . В это время его население сильно увеличилось. В 1812 г. он был вновь занят англичанами во время англо-американской войны ( - гг.), через год отбит американцами и получил статус города в 1815 г.

Многие здания и особняки города были построены в конце XIX - начале XX века, когда для Детройта наступил «золотой век». В то время его называли «Парижем Запада» за роскошную архитектуру и бульвар Вашингтона, ярко освещенный лампочками Эдисона . Выгодное расположение на водном пути системы Великих озер сделало город крупным транспортным узлом. Основу городской экономики в середине XIX в. составляло кораблестроение. В конце того же столетия появление автомобилей вдохновило Генри Форда на создание собственной модели и Ford Motor Company (1904 г.). Заводы Форда, Дюрана, братьев Додж (см. Dodge), Паккарда и Крайслера превратили Детройт в автомобильную столицу мира.

XX век

Все последние десятилетия правительство штата и федеральные власти не оставляют попытки оживить город, в особенности его центральную часть. Одной из последних инициатив в 2000-х гг. стало создание и строительство нескольких казино, которые, как ожидается, помогут укрепить экономику Детройта.

Климат

На климат города существенно влияют Великие озёра , смягчая его. В целом же город имеет умеренно-континентальный климат, несмотря на то что находится на 2° южнее Крыма . Зимы непродолжительные, мягкие и снежные, лето длительное и тёплое, часто - жаркое. Палящий зной и лютые морозы нечасты, тем не менее самая высокая температура, которая была зарегистрирована, составляла 40,6 градусов Цельсия (24 июля 1936 года), а самая низкая была -31 градус Цельсия (22 декабря 1872 года). Средняя температура января -2,8 градусов, июля +23,3. Осадки распределены в течение года относительно равномерно,но больше выпадает их весной-летом. Всего за год выпадает 787 мм. осадков.

Детройт в искусстве

Литература

Основные события романа «Колеса» писателя Артура Хейли разворачиваются в Детройте. Тут Детройт описан как центр автомобильной промышленности США, дан срез жизни и быта различных социальных слоев, проживавших в Детройте в середине 20-го века.

Музыка

В 1959 году в Детройте была основана звукозаписывающая компания Motown Records . В 1960-е годы здесь была разработано особое направление ритм-энд-блюза - так называемое «мотаунское звучание» (Motown Sound ). На этом лейбле начинали свою карьеру самые выдающиеся звезды афроамериканской музыки тех лет -

Сегодня город Детройт в США часто именуют заброшенным, . В силу многих причин этот некогда процветающий мегаполис, центр американского автомобилестроения, в последние годы обанкротился и опустел. Итак, давайте узнаем, почему Детройт, цивилизованный город в центре Америки, стал призраком!

Детройт – история заброшенного города

Как известно, в самом начале XX столетия Детройт переживал свой расцвет. Чрезвычайно выгодное географическое положение на пересечении водных маршрутов Великих озер сделало его крупным узлом транспорта и кораблестроения. После создания Генри Фордом своей первой модели автомобиля и впоследствии целого завода – Ford Motor Company – здесь развернулось производство роскошных представительских автомашин того времени. Во время экономического бума в период Второй мировой войны в этот богатейший город страны начали съезжаться всё больше и больше людей из южных штатов, в особенности афроамериканцев, которых привлекали рабочие места на заводах Форда. Детройт переживал демографический бум.


Но годы спустя, когда королями автомобилестроения в глобальной мировой экономике стали японцы, продукция тройки гигантов Ford, General Motors и Chrysler уже не могла конкурировать с ними. Презентабельные и дорогостоящие американские модели оказались совершенно неэкономичными. К тому же в 1973 году разразился мировой бензиновый кризис, что еще сильнее подтолкнуло Детройт к краю пропасти.


Из-за деиндустриализации начались массовые сокращения рабочей силы, и люди стали покидать город. Многие переезжали в более успешные города, где они могли найти работу, другие же – в основном низкооплачиваемые рабочие или безработные, живущие на одно лишь пособие – оставались в беднеющем городе. А поскольку количество налогоплательщиков всё уменьшалось, это не могло не сказаться на экономической ситуации для муниципалитета.


Начались массовые волнения и беспорядки, связанные в основном с межрасовыми отношениями. Этому способствовала и отмена в США расовой сегрегации. Вспышки насилия, безработица и бедность привели к тому, что центр постепенно разрушающегося города оказался заселенным темнокожими, тогда как «белые» проживают в основном в пригороде. Об этом снят кинофильм «8-ая миля», где главную роль играет знаменитый рэпер Эминем, уроженец Детройта.


Сегодня в Детройте наивысший уровень преступности в стране, особенно большим является количество убийств и прочих насильственных преступлений. Это вчетверо больше, чем в Нью-Йорке. Такая ситуация возникла не в одночасье, а зрела еще со времен Детройтского бунта 1967 года, когда безработица толкнула многих афроамериканцев на массовые бесчинства. Примечательно, что традиция поджигать здания на праздник , возникшая еще в 30-х года прошлого века, сегодня обрела пугающие масштабы. Ныне Детройт считается наиболее опасным городом в Америке; здесь процветают наркоторговля и бандитизм.


Опустевшие здания городе-призрака Детройта постепенно разрушаются. Перед вами фото заброшенного вокзала в Детройте, разрушенных небоскребов, банков и театров. Жилые дома в городе продаются очень дешево, рынок недвижимости просто обесценился, что неудивительно, учитывая современную демографическую ситуацию в Детройте.

Здесь находятся штаб-квартиры автомобильных гигантов Ford, Chrysler и General Motors, а еще тут более 70 тысяч заброшенных зданий и 30 тысяч пустых жилых домов, а также один из самых высоких уровней безработицы и преступности в США. Добро пожаловать в Детройт!

Мы продолжаем рассказывать о нашем на автомобиле в совместном с «Корона Техно » проекте.

Детройт — город на севере США, в штате Мичиган. Он стал вторым пограничным городом в маршруте нашей поездки — канадский город Виндзор находится на другой стороне реки Детройт, и навигатор упорно предлагал нам «срезать» крюк по соседней стране.

Первоначальный план заключался в «походить по какому-нибудь заброшенному району и поговорить с местными». При этом брошенные здания в Детройте особо искать не нужно — они повсюду.


Нами был выбран район North End, расположенный ближе к северу города. Полупустые улицы, разукрашенные баллончиками дома с выбитыми окнами и компании хмурых афроамериканцев отбили у нас всякое желание совершать променад и даже выходить из машины. Так что план пришлось поменять.


Для координации дальнейших действий мы решили остановиться в закусочной неподалеку. «Там же рядом много магазинов и полицейский участок», — думали мы. Но даже в таком месте было, мягко говоря, жутковато. В том числе из-за, видимо, остатков какого-то большого здания.

Судя по картам Google, в таком виде это место, как минимум, с 2015 года.


Фото сделано с помощью Samsung Galaxy S8

Внезапный крик продавщицы в закусочной оказался разговором со вновь зашедшими покупателями, а еда — гораздо хуже по качеству, чем та, что мы привыкли покупать в аналогичной сети в Беларуси.


Мы впервые за время путешествия ели в заведении, где сидели исключительно афроамериканцы. Они были так же удивлены этим фактом, как и мы, и пристально нас разглядывали. От такого внимания хотелось побыстрее сесть в машину и уехать, что мы и сделали.


Уезжаем. На заднем фоне — очередное заброшенное здание. Похоже на какие-то цеховые помещения

Позже мы узнали, что закусочная находилась не в Детройте, а в городе Хайленд-Парк — своеобразном анклаве практически в центре Детройта (в Америке такое вполне возможно).

Этот населенный пункт интересен тем, что в первой половине прошлого столетия здесь размещались заводы Ford и Chrysler, которые позже закрылись. Если верить Википедии , сейчас население городка внутри Детройта составляет около 11 700 человек, 93,5% которых составляют афроамериканцы, а 3,2% — белые.


Вообще, история Детройта и его текущее положение тесно связаны с расцветом автомобильной и военной промышленности США.

В начале XX века этот американский город стал крупным автопромышленным центром. В 1941 году здесь был построен Детройтский танковый арсенал корпорации «Крайслер», который на тот момент стал крупнейшим танкостроительным предприятием в мире. Вместе с предприятиями Ford, General Motors и другими американскими гигантами Детройт был в то время большим военно-промышленным конгломератом и одновременно «автомобильной столицей мира».


В начале 1950-х в США продвигалась на государственном уровне программа дешевых и общедоступных автомобилей, и Детройт в буквальном смысле процветал, став одним из богатейших городов Северной Америки. Тогда в городе проживали 1,85 млн человек и тогда же начался его упадок.


Благодаря всеобщей автомобилизации богатые жители, квалифицированные инженеры начали покидать Детройт, покупая жилье в комфортабельных загородных кварталах. Это привело к тому, что в центре остались более бедные семьи, как правило, афроамериканцы.


Ситуация продолжала ухудшаться в 1960-х и 1970-х. Крупные военные конфликты прекратились, а нефтяные и энергетические кризисы привели к перемещению автомобильного производства в Южную Корею, Китай, Тайвань и Японию. Детройт пришел в упадок, многие его заводы закрылись, а население продолжило покидать город, оставляя после себя заброшенные районы.


По состоянию на 2015 год в городе осталось лишь 677 тысяч жителей, или 37% населения 1950 года. По данным бюро трудовой статистики министерства труда у Детройта наивысший показатель безработицы из 50 крупнейших городов страны. Не работает здесь почти четверть населения — 23,1%.


Кроме того, Детройт оказался на последнем месте в списке 71 города США по процентному отношению обитателей города, живущих за чертой бедности, — 36,4%.


Надпись на табличке: «Помогите ветерану войны»

Поэтому неудивительно, что в Детройте один из самых высоких в стране уровней преступности. В 2012-м уровень убийств в городе составил 53 на 100 тысяч населения, что в 10 раз больше, чем в Нью-Йорке. Последние годы Forbes неоднократно называл Детройт одним из самых опасных городов в США.


Это место с 70 тысячами покинутых зданий и 30 тысячами пустых домов часто называют «городом-призраком». Здесь всё как в голливудских фильмах про плохие районы. Машины с разбитыми стеклами и помятыми боками, бомжи с тележками и огромное количество заброшенных домов. И это практически в центре города.


Здесь когда-то была школа

Часто кварталы пустуют не полностью. Часть домов может быть заселена — уж не знаем, законно или незаконно. В таких местах можно встретить припаркованные автомобили.



Периодически нам приходилось останавливаться, чтобы сделать снимок. Но ненадолго, учитывая взгляды «снимающих» опустевшие жилища. Чем-то это место напомнило заброшенный город Припять под Чернобылем. Не хватает только прорастающих сквозь крыши деревьев.




Заброшены не только одиночные жилые дома, но и целые многоэтажки, магазины, школы и церкви. Мы бы не рискнули сюда сунуться ночью.





Повсюду висят объявления о сдаче или продаже домов. Здесь можно арендовать целый дом за 500 долларов в месяц — считай, хорошая «трешка» в Минске.


В районе, где мы побывали, дома изначально (в 2005-м) продавались за 130-140 тысяч долларов. Сейчас их можно купить дешевле 5 тысяч . Но желающих, судя по тому, что мы увидели, немного.



Внутрь заходить без сопровождения мы побоялись — непонятно, кого там можно было встретить, особенно учитывая то, что в Америке разрешено ношение оружия.

Пустуют в Детройте не только недорогие с виду дома, но и очевидно «богатые» жилища. Но вряд ли их уже можно кому-то продать.


Здесь мы прощаемся с неуютным и полупустым Детройтом. Но наше продолжается, и на очереди — Чикаго. Читайте первый репортаж из «города ветров» уже в следующий понедельник. А все материалы цикла собраны на .


Американские агентства недвижимости иногда публикуют объявления, увидев которые хочется протереть глаза. Неужели не показалось? Особняк за одну тысячу долларов? С двумя спальнями и лужайкой, в центре города? Да, такое бывает. В Детройте.

Детройт - город с самой дешевой недвижимостью не только в Америке, но и, пожалуй, на всем западном полушарии. Но, прежде чем покупать дом за доллар, подумайте, нужно ли вам такое приобретение.

В середине прошлого века Детройт пережил бурный расцвет. Центр автомобилестроения, город-промышленный гигант, он был модным и перспективным. Жители Детройта считали зазорным передвигаться на автобусах и трамваях: в городе Форда и Крайслера каждый считал своим долгом иметь автомобиль.

Теперь здесь торгуют не машинами, а крэком и героином, а по улицам бродят темнокожие наркобароны в золоте и меховых шубах, как в плохом американском кино. Здесь можно купить дом за доллар или участок земли за 100. Детройт стал похож на постапокалиптический город-призрак.

Канадский Детройт

В 1701 году французский колонист и военачальник Антуан Ломе де Ла Мот-Кадильяк, прибывший в Новый Свет, на территорию нынешней Канады, чтобы осваивать отвоеванные у индейцев земли, основал поселение на берегу пролива, соединяющего Озеро Гурон с Озером Эри. Изначально оно носило имя Форт Поншартрен-дю-Дэтруа, а позднее превратилось в знакомое нам «Детройт». Кстати, «Детройт» по-французски означает «пролив».

Пролив с выходом к двум Великим озерам был необычайно выгодным местом, а новое поселение очень скоро оказалось важным транспортным узлом развивающегося региона.

Долгое время Детройт оставался канадским городом, меняя лишь «хозяев»: в 1760 году Детройт отошел к британцам. И даже после войны за независимость, отделившей США от Британии с ее колониями, Детройт не вошел в состав нового государства. Американским город стал только в 1796 году.

В начале XIX века большая часть города сгорела в пожаре, и он фактически был отстроен заново.

Больше 40 лет Детройт был центром Территории Мичиган, которая затем вошла в состав США и стала одним из штатов. Позже столица штата была перенесена в город Лансин, но Детройт и сейчас остается крупнейшим городом Мичигана. Перед началом Гражданской войны он стал одним из перевалочных пунктов «подземной железной дороги», по которой чернокожие рабы бежали с Юга на Север.

До середины XIX века основу экономики города составляло кораблестроение. А в 1899 году произошло событие, определившее судьбу города - недалеко от Детройта Генри Форд построил автомобильный завод.

После основания знаменитой компании Ford Motors свои концерны в Детройте открыли и другие автомобильные гиганты: Chrysler, General Motors и American Motors. Город превратился в автомобильную столицу страны и начал стремительно расти. Конец XIX - начало XX веков называют «золотой эрой» Детройта.

Детройт в пору расцвета

В течение последующих пятидесяти лет Детройт процветал: он буквально стал символом американской автоиндустрии. Однако этот успех предопределил его последующее падение. Система общественного транспорта здесь практически не развивалась. Кому нужны трамваи и троллейбусы в городе Форда и Крайслера? Общественный транспорт - для нищих, проповедовали автомобильные гиганты. Жителям богатого Детройта пристало ездить только на личных автомобилях.

Горожане, имеющие автомобили, разъезжались в тихие пригороды, центр города пустел. Это явление получило название «бегства белых». Белые американцы с высоким достатком не желали жить в окружении темнокожих рабочих, которых в огромном количестве нанимали автомобильные концерны. По мере того, как происходил отток обеспеченных граждан из города, казна пустела, и, соответственно, уменьшалось финансирование местных школ, детских садов и больниц. Что, в свою очередь, вызвало дальнейшую утечку населения.

Старый Детройт

Сильнейший удар Детройт испытал в 1973 году, когда разразился нефтяной кризис. Многие американские автомобилестроительные компании обанкротились, не в силах тягаться с европейскими и японскими конкурентами: те выпускали более экономичные в плане расхода топлива машины. Концерны закрывались, люди теряли работу, население города стремительно сокращалось.

В 1950-х годах в Детройте проживало около 2 миллионов человек. За последующие 30 лет население города сократилось на 600 тысяч, потом еще на 200, и так далее. Сейчас население когда-то шумного и богатого Детройта составляет менее 700 тысяч человек.

Целые районы оказались брошенными. И если в других городах опасными считаются бедные окраины, в Детройте все наоборот - наибольшим разрушениям подвергся центр бывшей автомобильной столицы. Ярко освещенные магазины соседствуют здесь с пустующими зданиями, витрины и окна которых разбиты. Все, что осталось внутри домов, покинутых разорившимися горожанами, растаскивают мародеры. Сквозь разбитые крыши прорастают деревья. Пустующее здание завода «Паккард» обжили бездомные.

Неудивительно, что город бьет рекорды по дешевизне недвижимости: за 500 долларов здесь можно купить особняк, к примеру, в районе Стил-стрит, когда-то считавшемся престижным. Стил стрит, что переводится как «тихая улица», больше не соответствует своему названию. Вряд ли в Детройте вообще остались тихие уголки. В городе идет активная торговля наркотиками. Вооруженные банды разъезжают по городу и грабят людей.


Город-призрак

Участок на пепелище, который остался после прошедшего здесь пожара, можно купить за 100 долларов. Детройт - место, где можно встретить вошедшие в легенду предложения о покупке дома за доллар.

Вот тому пример. Дом с двумя спальнями на улице Эрвингтон был построен в конце 20-х годов. За последние шесть лет его пытались продать 12 раз - примерно пару раз в год. В конце концов, с 70 тыс. цену снизили до одного доллара.

Но и за эти деньги никто не хочет покупать здесь дом: кому нужен особняк в городе, наполненном наркодиллерами, мародерами и бездомными? Преступность год от года растет, а штат полиции лишь сокращается из-за недостатка финансирования.

К тому же, символическим долларом дело, естественно, не обойдется. На деле владельцу придется отдавать государству по 30-40 тыс. долларов в год - Детройт славится едва ли не самыми высокими в Америке налогами на недвижимость. А ремонт разграбленного строения обойдется еще в несколько десятков тысяч.

Тем не менее, иногда покупатели находятся. Обычно это иностранцы: британцы, австралийцы, испанцы, шведы. Часто они звонят в агентства, соблазненные невероятно низкой ценой и не разобравшись что к чему. А после, либо отказываются от своей идеи, либо, уже купив, понимают, во что ввязались - и стремятся поскорее сбыть с рук источник постоянных расходов. Дом снова выставляется на продажу, и так повторяется много раз.

Однако - интересное наблюдение - ситуация постепенно меняется. По словам экспертов, за последние два года рынок недвижимости в Детройте несколько оживился. Цены на дома и квартиры выросли на 23%. Разумеется, не вся недвижимость здесь отдается за бесценок: в городе есть дома и за 15-20 тыс. долларов. И, судя по росту цен за последнее время, на эту недвижимость появился спрос.

Неужели кто-то все же заселит город-призрак, и Детройт получит шанс на второй расцвет?