Ошо бхагван шри раджниш. Просветлённая женщина Женское просветление

Поиски следов небесных танцовщиц

Всякий, кто станет читать тантрический текст или зайдет в тантрический храм, сразу же столкнется с ошеломляющим сонмом поразительных женских образов. Он откроет для себя пантеон женских будд и целое воинство просветленных существ женского пола, называемых дакини. Дакини взмывают ввысь и летают, не стесняемые одеждами, с развевающимися волосами. Их тела изгибаются в танце, глаза сверкают страстью, восторгом и яростной силой. Почти слышишь мягкое постукивание их замысловатых костяных украшений и ощущаешь ветерок, поднимаемый их радужными шарфами, когда они парят над ландшафтом, приметы которого характерны для буддийской Тантры. Эти безудержные создания наслаждаются всеми видами свободы. В тантрической литературе предстает образ йогини, наделенной магическими силами, всемогущей волшебницы, способной принимать какой ей вздумается облик, и просветленной женщины, которая одним лишь точным словом или жестом может помочь человеку пережить проблеск прямого переживания реальности.

Эти женские образы с их кипучей атмосферой страсти и свободы внушают ощущение совершенного владения духовной силой. Они пробудили мой первоначальный интерес к традиции Тантры и были путеводной звездой на протяжении всех моих исследований. Мне кажется, что йогини, которые служат украшением тантрической литературы и так неотразимо взирают с образцов тантрической живописи и скульптуры, могут быть свидетельством роли женщин в буддийской Тантре - их исторического существования, духовного освобождения и мистической проницательности. Данное исследование явилось плодом моих поисков женщин, вдохновлявших и помогавших создавать эти влекущие женские образы.

Толкователи тантрического искусства и литературы утверждали, что положительные женские образы не отражают жизни или достижений реальных женщин. Историкам скорее представлялось, что тантрический буддизм был жестким направлением, в котором женщинам, в лучшем случае, отводилась маргинальная и подчиненная роль, а в худшем - существ униженных и эксплуатируемых. Преобладающая точка зрения заключается в том, что роскошным йогини тантрической иконографии на человеческом уровне соответствовали презренные проститутки и женщины низких каст, использовавшиеся в ритуальных целях. Такое мнение неудивительно, поскольку утверждения, недооценивающие духовную жизнь женщин, встречались во всех областях исторической науки, пока не были предприняты существенные исследования на эту тему. Например, похожие утверждения о низком статусе женщин в средневековой христианской Европе существовали до тех пор, пока несколько десятилетий назад первая струйка интереса к истории не превратилась в бурный поток всё более специализированных и методологически разработанных исследований. Подобные утверждения напоминают мнение, сложившееся о женщинах австралийских аборигенов, которое было развеяно, когда этнографы открыли богатый мир женских мифов и ритуалов, где не уделяется никакого места мужчинам. Поэтому исходные предположения о маргинальном положении женщин в тантрийских кругах не должны мешать более глубоким исследованиям: они лишь подчеркивают необходимость дальнейшего изучения этого вопроса. Данная книга бросает вызов преобладающей точке зрения о месте женщин в буддийской Тантре, выдвигая новые исторические и текстуальные свидетельства и приводя новые толкования центральных тем и понятий в свете этих доказательств. Существуют многочисленные свидетельства о том, что женщины принимали активное участие в развитии Тантры. В тантрийских жизнеописаниях мы видим портреты смелых, прямых, независимых женщин. Тантрийские тексты предписывают уважать женщин, служить им и почитать в ритуалах. Тантрийская литература знакомит нас и с такими практиками, которые выполняют исключительно женщины, и с такими, в которых мужчины и женщины участвуют совместно. В теории Тантры выдвигается идеал сотрудничества, таких взаимоотношений между мужчинами и женщинами, которые направлены на освобождение. Там, где существовавшие прежде оценки практик, учений, взаимоотношения полов и социальных групп были сочтены неадекватными, они были подвергнуты критике и либо изменены, либо отвергнуты, дабы провести последующий анализ.

Научный контекст

Буддийские исследования отстают от исследований в других областях в плане использования пола как категории анализа. Мужское доминирование очень долго считалось постоянным и неизменным принципом в буддийской истории. Поскольку женщины присутствовали во все эпохи буддийской истории на протяжении двух с половиной тысячелетий и их присутствие неизбежно оказало влияние на продолжающееся становление этой традиции, вряд ли стоит продолжать пренебрегать этой гранью буддийской истории. Если речь идет о индо-тибетском буддизме, то некоторый прогресс в женском вопросе был достигнут в раннем буддизме, монашестве, и буддизме Махаяны. В двух статьях была начата серьезная дискуссия на тему положения женщин в индийской буддийской Тантре, и немного больше внимания уделено тибетским монахиням и йогини-мирянкам.

Сосредоточиваясь на теме о месте женщин в буддийской Тантре в Индии, данная работа дает основу для проведения различия между отношениями полов на индийском этапе развития этого учения и теми, что имели место в тибетской истории. Появление могущественных буддийских династий, консолидация жреческой иерархии, господствовавшей в экономической и политической жизни страны, введение системы перерожденцев, позволившей иерархам мужского пола воспроизводить себя без нужды в браке, и расцвет субкультуры затворничества - всё это так или иначе повлияло на роль женщин, но как именно, предстоит еще изучить. Более радикальные тантрийские учения, такие как те, которые включают в себя сексуальные практики, встречали в Тибете сопротивление официальных кругов, что вылилось в наложение ограничений на перевод смущающих текстов. Тем не менее, в Стране Снегов сохранился и расцвел весь спектр тантрийских учений. Тантрический идеал объединения со всем и утопическое видение мужчин и женщин как спутников в духовных поисках - словно тлеющие угли, способные вспыхнуть, лишь только учитель или культурное окружение начнет способствовать выходу их энергии. Противоречия между сторонниками и противниками целибата, духовными властями и харизматическими лидерами, а также иерархические и эгалитарные тенденции весьма способствовали жизнеспособности тибетской традиции. В данной книге рассматривается и то, насколько в Тибете помнят женщин-первооткрывательниц тантрического движения их духовные наследники и верят в их начинания.

Эта книга, стоя в ряду всё более расширяющейся литературы о женщинах и религии, дает материал, необходимый для межкультурного исследования в таких областях, как объяснения пола, индивидуальности, тела, сексуальности и ритуала. В области феминистской теологии некоторые ученые выдвигают буддийские принципы, которые могут дополнять, обмениваться информацией с западным феминизмом, и главное, предлагать альтернативные модели личности и силы. Эти ученые - главным образом, Анна Кляйн и Рита Гросс - сосредоточиваются на основных понятиях буддийской философии и психологических прозрениях, таких как буддийское понимание отсутствия “я”, взаимозависимость и опыт созерцания. Тантрийское понимание воплощения, экстаза и способных к преобразованию измерений страсти и интимной близости могут обогатить этот диалог.

Одна из главных целей данной книги заключается в том, чтобы дополнить религиозную историю индийских женщин главой о буддийской Тантре. В изучении женщин и религии в Индии, как и в других странах, прежние мнения пересматриваются и опровергаются благодаря пристальному вниманию к жизни женщин и их самовыражению в религии. Индологи прошлого были склонны принимать за нормативную и типичную мужскую религиозность. Многие факторы способствовали тому, что ученые не имели никакого представления о существовании религиозной деятельности женщин. Среди таких факторов - некритическое принятие сообщений информаторов при сборе материала, невольное участие в полемике, отсутствие доступа на собрания и религиозные практики женщин (особенно в таком весьма дифференцированном по признаку пола обществе, каковым является индийское общество), а также предпочтение письменных источников в ущерб изучению ритуалов и устных традиций. Ученые начали документировать существование в Индии религиозных традиций, где роль хранительниц сокровищ культурного знания, ритуалов и медитации, устных и местных традиций принадлежит женщинам. Впечатляющие результаты таких новейших изысканий показывают, что духовная история индийских женщин только начала раскрываться.

Тантра, как в индуистской, так и в буддийской ее разновидности, представляется полем деятельности, где индийские женщины могли участвовать в религиозных занятиях свободно, серьезно и по собственной инициативе. Таково убеждение в первую очередь индийских ученых и таких представителей западной науки, как сэр Джон Вудроф и Лилиан Силберн, которые провели много времени в Индии в качестве тантрийских учеников. Эти местные и западные ученые сообщают, что женщины могут быть учителями (гуру) и исполнять ритуалы посвящения в тантрийских традициях, а в некоторых тантрийских линиях передачи женщин-гуру предпочитают мужчинам. Кроме того, утверждают, что от тантристов-мужчин требуется уважать, почитать женщин и ритуально им поклоняться. Принимая во внимание обычно высокий статус женщин в тантрийских кругах, некоторые индийские ученые предполагают, что Тантра (как индуистская, так и буддийская) происходит от жриц и шаманок матриархальных родовых и деревенских общин.

Редкие сообщения из первых рук дают интригующие намеки на то, что женская традиция в Тантре жива. Например, свирепые тантристки традиции шакта и вайшнава, отвечая на вопросы антрополога Бхоланатха Бхаттачарьи, выказали полное отсутствие раболепства перед своими спутниками-мужчинами и развеяли все предположения, будто они практикуют Тантру ради кого-то иного кроме самих себя. Собирая антропологический материал о женщинах-аскетах в Бенаресе, Линн Дентон обнаружила, что тантристки не подчиняются никаким социальным условностям и вольны откровенно выбирать себе партнеров и образ жизни. Браджамадхава Бхаттачарья в духовной автобиографии описывает наставления и посвящения, которые он получил от своего тантрического гуру - Женщины в Шафранном, - торговки кокосами в его родном селе, которая давала ученикам посвящения и учила без помощи какого-либо авторитета-мужчины. Научные описания сексуальной йоги в кашмирском шиваизме, выполненные индологом Лилиан Силберн, обогащенные учениями, которые она получила при посвящении, показывают полную равноценность посвященных мужчин и женщин в выполнении высоких практик кундалини, в которых оба партнера должны обладать достаточным мастерством и от которых они получают равное благо. Эти исследования, хотя и не напрямую отвечают на вопрос о месте женщин в буддийской Тантре в средневековой Индии, подтверждают, что женщины могут быть активными, самостоятельными участницами тантрического движения.

Эти положительные утверждения местных и других заинтересованных ученых не находят никакого отклика в западной науке, освещающей буддийскую Тантру. Описывая реформистскую направленность этого движения, ученые подчеркивают его радикальные и уравнительные тенденции, однако, когда речь идет о женщинах, они говорят об их угнетении и эксплуатации, никак не объясняя такой драматической непоследовательности. Большинство западных ученых убеждены, что подлинными, глубокими практиками Тантры были мужчины, а женщины лишь допускались к ритуалам, когда мужчинам требовались их “услуги”. Эти авторы отзываются о тантрийских йогини уничижительно, даже презрительно:

Партнерша…в сущности, использовалась как средство достижения результатов, которые обретал сам йогин.

Складывается впечатление, что они [мужчины] - главные действующие лица, а их спутницы - пассивные участницы, нужные только для того, чтобы способствовать возникновению духовного прозрения со стороны йогинов.

В…Тантре…женщина - орудие, чужеродный объект, не имеющий возможности взаимного или реального общения.

Цель садханы (sаdhanа) Сахаджаяны (Sahajayаna)…уничтожить женское.

Предполагается…что женщин привлекают для каждого отдельного случая и делают их участницами собрания.

“Потаскушка”, или домби (Дombи), - женщина презираемой, низкой касты дом, представительницы которой зарабатывали на жизнь стиркой, торговлей и проституцией… Тантрийские йогины использовали их для выполнения сексуальных ритуалов.

Роль, исполняемая в тантрийских “оргиях” (чакра: cakra; тантрийское “колесо”) девушками низкой касты и куртизанками хорошо известна. Чем более порочна и развратна женщина, тем больше она подходит для этого ритуала.

Их присутствие было необходимым для проведения психо-сексуальных ритуалов, а их поведение обычно было столь разнузданным и непристойным, что они по праву именовались ведьмами.

Подобные же заявления делались по адресу женщин и Тантры в целом:

Их отношение к женщине:…ее следует использовать как ритуальный предмет, а потом отбросить.

Главная роль женщин в тантрическом культе шакта заключается в том, чтобы служить партнершами (шакти: щakti; дути: dуtи) мужчин-посвященных.

Все эти голословные заявления приводятся как нечто очевидное, без документальных подтверждений или анализа. Сценарий, предлагаемый этими учеными, всегда одинаков. Мужчины - это те, кто занимается духовными поисками, а женщины - “пассивные дополнения”, которых “применяют”, “используют” и “употребляют” как “ритуальный предмет” или “чужеродное тело”. Разумеется, мужчины имеют духовные помыслы, а женщины не имеют. Что касается поведения женщин, то их награждают такими эпитетами, как “потаскушки”, “распутницы”, “порочные и развратные”, “разнузданные и непристойные”. Хотя этот сценарий, по-видимому, был придуман, чтобы возвысить мужчин как истинных практиков традиции, его непредусмотренным результатом стало создание образа жестоких, эгоистичных йогинов-тантристов, которые в погоне за своим духовным совершенством используют что угодно - даже тела других людей.

Теоретические соображения

Неизменная разница между местной и западной точками зрения на последовательниц Тантры весьма заметна. Несколько теоретических исходных положений стали своеобразной линзой или призмой, которая преломляет образы так, как этого ожидают. Ныне такое преломление известно как схема колониального отношения к аспектам жизни Индии, которая казалось непостижимой, враждебной или неисправимо чуждой страной. Например, уничижительная оценка женщин, практикующих Тантру, является отголоском колонизаторского мнения о том, что индийские дэвадаси (devadаsи) - это “храмовые проститутки”. Эти женщины, которые были художницами, учеными, исполнительницами ритуальных танцев и богослужений, представлялись взгляду колонизаторов неким неведомым и раздражающим явлением. Поскольку британские чиновники и миссионеры были неспособны понять духовной роли этих храмовых служительниц, они заклеймили их как “шлюх” и “развратниц” и объявили традицию дэвадаси вне закона. Их мнение отражало не только отсутствие у них знания порабощенного ими народа, но и глубокую антипатию к некоторым из его культурных ценностей. Такие взгляды преобладали до самого недавнего времени, пока антропологи, исследовав жизнь немногих сохранившихся дэвадаси из Пури в прибрежном штате Орисса, не обнаружили традицию существования экономически независимых, образованных и почитаемых храмовых танцовщиц, ритуальное служение которых было существенно необходимым для поддержания хорошо организованного индийского государства. Как воплощения женских божеств и энергии, танцовщицы получали за свое служение щедрые дары, и для верующих была священна даже пыль с их ног.

Анализ колониального противостояния в Индии показывает, в чем разница между колониальным и местным мировоззрениями, если иметь в виду черты, которые, по их мнению, отличают мужчин и женщин. Индийское мировоззрение не является отражением западных ценностей, а включает в себя глубокое уважение и почитание магических способностей и божественных сил, таящихся в женщине. Это почитание особенно характерно для частично совпадающих друг с другом миров шактизма и Тантры, в которых обитают дэвадаси и женщины буддийской Тантры. Возможно, научная характеристика йогини буддийской Тантры как “потаскух”, “распутниц”, “порочных и развратных” обнаруживает следы викторианского негодования по поводу не только сексуальной жизни женщин вне брака, но и религиозного возвышения и почитания женщин. Теолог Ханс Кюнг признаёт, что религиозное преклонение перед женщинами настолько противно иудейским и христианским ценностям, что ставит главную преграду для понимания:

Христианским теологам особенно трудно обсуждать…шактистский тантризм с его ориентацией на женскую энергию или божество…Невозможно не заметить, что все тантрийские системы, а особенно шактистские практики, христианству полностью чужды, более чужды, чем что либо иное известное нам в буддизме или индуизме.

Отчасти такие воззрения чужды потому, что в них находит свое отражение культурный мир, жизнь которого определяют совершенно иные пары противоположностей, чем те, на которых строится толкование Тантры на Западе. Индийское общество и религия вращаются вокруг представлений о чистоте и загрязнении, благоприятном и неблагоприятном; они не разделяют преобладающего на Западе противопоставления природы и культуры, материи и духа, человека и божества. Ассоциация женщин с “природой”, “материей” и “человеком” - особенно в качестве менее ценной половины этих парных противоположностей - здесь совершенно неуместна.

Чтобы судить о женских духовных практиках в буддийской Тантре от исследователя требуется правильно определить области их культурного значения, а не подгонять под свое понимание пола, сексуальности и энергии. Герберт Гюнтер относит ту систему толкования, о которой говорилось выше, к “западной психологии доминирования”, которая выливается в то, что он называет “западными параноическими мнениями о тантризме”, а именно, представление об озабоченности “параноика, одержимого своей половой потенцией и усилиями заполучить желаемое”. Приведенные здесь интерпретации действительно породили особые западные, запутывающие своей упрощенностью андроцентрические схемы отношения полов: мужчины - активные деятели, женщины - пассивные жертвы; эксплуататоры-мужчины обладают властью, эксплуатируемые женщины бесправны; сексуальные подвиги мужчин достойны восхищения, а женский промискуитет заслуживает осуждения; мужчин оценивают с точки зрения интеллектуальных и духовных критериев, а женщин - лишь биологических. Такие противопоставления имеют явно европейское происхождение, что не позволяет приписывать их без разбору всем культурам. Кроме того, такое толкование предполагает конфликтные, антагонистические отношения между полами и неизбежное доминирование одного над другим при любом общественном устройстве, что опять-таки неприменимо к иным культурам.

Неразборчивое применение сугубо западных категорий не принимает во внимание природу особенностей отношения полов, полностью определяемых культурой. В других культурах имеется совсем иное понимание пола, силы, статуса и духовных достижений. Не существует межкультурного единообразия отношений полов, которое позволило бы говорить исходя из глобальной, антиисторической, уравнительной точки зрения, не учитывая особенностей их статуса и прав в конкретной культуре. Антрополог Шелли Эррингтон считает неадекватным применение упрощенных моделей для описания сложности взаимоотношений полов, существующих во всем мире: “В лучшем случае, никакая простая схема или критерий высокого или низкого статуса не может быть мерилом статуса и власти женщин независимо от конкретной культуры. В худшем случае, наши наиболее бессознательные представления о “власти” и “статусе”, возможно, необходимо перевернуть на сто восемьдесят градусов, если мы собираемся понять отношения между мужчинами и женщинами в разных частях мира”. Доминирование, эксплуатация и власть - это весьма изменчивые концепции, которые редко точно соответствуют категориям, относящимся к полу (например: мужчины обладают властью, они - эксплуататоры; женщины не обладают властью, они - эксплуатируемые и т. д.), но, скорее, составляют сложную систему переменчивых ситуаций.

В цитировавшихся выше точках зрения на женщин и тантрический ритуал навязывается не только западное понимание пола, сексуальности и власти, но и более фундаментальные представления о личности. Постулируется ситуация, где женщины обезличены и эксплуатируемы. Утверждение об обезличенности женщин строится на представлении о том, что они обладают индивидуальным “я”, как оно понимается в контексте западных представлений. Такое понятие “я” предполагает, что “я” - это облеченная в плоть субстанция, которая может претерпевать некоторые изменения, но, тем не менее, сохраняет свое тождество и остается некой ограниченной сущностью на протяжении всего срока жизни. Такое представление о “я” делает возможным процесс овеществления, или опредмечивания, превращающего “я” в “вещь”, “объект”, “продукт”, который другой человек может “использовать” как средство достижения своих целей. Это опредмеченное “я” расходится с традиционным индийским и буддийским пониманием личности. Более того, такое упражнение в “предметном фетишизме” или утилитарной логике, которая считает, что тело женщины использовалось для мужских целей как физический инструмент, подразумевает картезианскую двойственность ума и тела, раздельность духа и материи, которая чужда индийскому контексту, гораздо более динамичному, гибкому, органичному пониманию живых существ и их богатого гармоничного взаимодействия, в том числе ритуальному, общественному и биологическому общению. Применение категорий, свойственных Западу, - например, атомистического, вещественного “я” - к средневековой индийской традиции неизбежно выльется в искаженный анализ, хотя это искажение, скорее всего, останется незамеченным из-за интуитивной близости этих категорий для западных авторов и их читателей. Трудно осознать структурные принципы собственного мышления; однако для интерпретации буддийской Тантры и роли в ней женщин требуется учитывать собственное традиционное понимание женского начала и отношения полов.

Я утверждаю, что буддийская Тантра предлагает модель не эксплуатации, а взаимодополняемости и обоюдности. Тантрийские тексты не предлагают узаконить угнетение женщин или использование их в сексуальном плане, а наоборот, побуждают видеть в женщине опору, источник духовной силы. В них проявляется высокая оценка, уважение к женщинам, о чем пойдет речь в последующих главах, а также выказывается подлинное стремление обрести и выразить надлежащее почтение к религиозно продвинутым, обладающим духовными силами женщинам. Западные ученые принимали это стремление за доказательство того, что методы Тантры, эксплуатируя женщин, служат освобождению лишь мужчин. Данная же книга выдвигает иное толкование.

В тех интерпретациях, которые приводились выше, категории, свойственные западной культуре, были возведены в абсолют и применены к тантрическому контексту без выяснения, созвучна традиция Тантры этим соображениям или же предлагает в корне иное понимание возможностей раскрепощающих отношений между мужчинами и женщинами. Нет никакой очевидной нужды прибегать к этноцентрической евро-американской схеме толкования, потому что традиция буддийской Тантры высказывается по поводу отношений мужчины и женщины весьма ясно. Данное исследование продемонстрирует, что буддийская Тантра предоставляет четкое понимание женского и мужского начал, а также идеальных, преобразуемых в духовные, взаимоотношений, которые могут быть достигнуты между ними. Авторы классических текстов йогини-тантры (yoginи-tantra) обсуждают эти ключевые вопросы достаточно подробно.

Кроме того, представители традиции Тантры создали глубокие произведения, где точно описывали воплощение, которое понимается не как “душа” в “теле”, в как многоуровневый континуум ум-тело, обладающий телесностью, чувствительностью, способностью познавать и духовностью, уровни которого тонко переплетены и интерактивны. Это невещественное “я” видится не как нечто ограниченное или как статичное сущее, но как вместилище энергий, внутренних ветров и пламени, растворения, плавления и течений, могущих производить поразительные преображения в воплощенном переживании и устанавливать мост между человеком и божеством. Именно в свете этой модели динамичного, проницаемого, не ограниченного косными рамками “я”, следует толковать парадигму буддийской Тантры. Герберт Гюнтер, наряду с другими западными учеными, поместил присущее Тантре духовное партнерство в контекст буддийской метафизики, и данная книга продолжает анализ в том же ключе.

Методология

Принципы толкования, которые я сочла наиболее полезными, - это те, что были выдвинуты в контексте феминистской историографии, особенно в трудах Герды Лернер, Элизабет Шусслер Фиоренца и Джоан Скотт. Один из принципов, в котором сходятся феминистские историки, - это потребность заявить о женщинах как об историческом факторе, то есть сосредоточиться скорее на том, как они действовали сами, чем на том, что с ними делали, а также изучить, как женщины относились к событиям, а не как относились к женщинам. Поэтому один из принципов, на которые я опираюсь в своей работе, заключается в том, чтобы рассматривать женщин как активных творцов истории и интерпретаторов собственного опыта, а не как пассивные объекты или жертвы истории. Женщины обладают способностью допускать события или их не допускать; они использовали символы и толковали их, исполняли ритуалы и вводили новые ритуалы и практики медитации, были писателями и учителями, знатоками духовных вопросов и просветленными наставниками. Поэтому моим намерением было по возможности раскрыть и показать движущие и творческие способности, а также самосознание женщин буддийской Тантры. То, как мужчины могут рассматривать женщин или относиться к ним, интересует меня лишь постольку, поскольку может пролить свет на движущие силы пола.

Существенно важно обратиться к историческим свидетельствам выдающихся женщин, чье значение может быть измерено с точки зрения условных историографических моделей, но необходимо также и по-новому оценить степень исторической важности, дабы учесть здесь жизнь и заботы женщин. Требуется обновление распространенных исторических моделей, чтобы они смогли охватить деятельность, внесенный женщинами вклад и их точки зрения. Историкам также необходимо оценивать события и движения в свете участия в них женщин. В стремлении воссоздать историю женщин важно осознавать, что культурные ценности зачастую являются совместным творением мужчин и женщин. Что касается буддийской Тантры, то здесь требуется признать, что точка зрения женщин на традицию Тантры и их участие в ней содержится не только в текстах, написанных женщинами, но и в литературе, созданной общинами, частью которых они были. Поэтому я рассматриваю тантрийские тексты и иконографию как итог труда сообщества мужчин и женщин, а не только мужчин. Если видеть в них свидетельство опыта и прозрений как мужчин, так и женщин, то мы получаем совершенно другое толкование по сравнению с тем, если считать их результатом творчества мужчин, которые по своей философии, нравственности и поведению неотличимы от избранных групп современных западных мужчин.

Исторические исследования, посвященные женщинам, могут отталкиваться от иных допущений, чем те, что имеются в общепринятой истории. Одно из отличий заключается в том, что письменных свидетельств о жизни женщин сохранилось непропорционально мало. Поэтому хотя имеющаяся информация о женщинах не может считаться представительной в количественном отношении, но, по словам Элизабет Шусслер Фиоренца, “ее следует воспринимать как вершину айсберга, указывающую, сколько исторической информации мы утратили”. Даже если документы прошлых времен оказываются безнадежно андроцентрическими, это нельзя принимать за доказательство того, что женщин не было или что женщины не имели собственной точки зрения на свою жизнь. Женоненавистнические источники не обязательно отражают реальность жизни женщин, однако они сообщают кое-что об окружении, в котором они жили.

Таким образом, данное исследование составляет часть усилий по обнаружению религиозной литературы, написанной самими женщинами, их воззрений, практик и самосознания. Чтобы попытаться восстановить историю женщин, необходимо сначала собрать все свидетельства, оставленные женщинами: произведения искусства, ремесел, надписи, автобиографии, трактаты, художественные сочинения, фольклор, письма и устные традиции. Эти документы составляют основу для системы интерпретации, которая использует женскую способность познавать и непосредственный опыт как свой организующий принцип и общую идею. Следовательно, в свете этого замысла можно толковать свидетельства не исходящие непосредственно от женщин. Согласно историку Элизабет Шусслер Фиоренца, “Исторически адекватный перевод и толкование андроцентрических текстов… должны не рассматривать тексты, имеющие явное отношение к женщинам, как разрозненные осколки в андроцентрической картине, но создать четкую феминистскую модель исторической реконструкции, благодаря которой они стали бы светом и красками, из которых бы сложилась феминистская картина”.

Выявление гиноцентрической картины зачастую требует применения приемов творческой герменевтики, таких как извлечение из текстов информации о женщинах. Иногда сведения о женщинах и их точках зрения можно воссоздавать, выходя за рамки высказываемых в тексте утверждений, чтобы представить себе тот мир, в котором этот текст имеет место, противоречия, на которые он откликается, практики или общественное устройство, которые в нем стремятся утвердить, и положения, которые в нем не излагают. Например, содержащиеся в тантрах классификация женщин была создана как андроцентрическая, поскольку она отражает желание мужчин выявить определенные типы женщин и тем самым выразить скорее мужские интересы, чем женские. Однако эти выдержки можно толковать с разных точек зрения. Одна точка зрения - это взгляд йогина, отыскивающего йогини конкретной разновидности, но нужно также исследовать историческую среду, которая сделала бы такую встречу необходимой, и одна из возможностей - это традиция, согласно которой мужчины отдают себя в учение женщинам. Кроме того, легко представить себе картину с точки зрения искомой таким образом женщины, потому что в текстах описывается, как мужчина должен к ней подойти, что он должен ей поднести, какие формы уважения или почитания ей выказать. Таким образом, эти выдержки можно рассматривать как сведения о том, что тантрики-женщины требовали от учеников-мужчин, и как основу, опираясь на которую, они могли бы заявлять свои права на полагающуюся им дань. Хотя эти отрывки отвергали как андроцентрические и непригодные для задач феминистского переосмысления, на самом деле они дают богатую информацию о женщинах и отношениях полов в традиции Тантры. Поэтому термин “андроцентрический” относится скорее собственно к способу понимания текстов, чем к ним самим. Хотя иногда приходится критиковать прежнее понимание, данное исследование больше посвящено непосредственной позитивной задаче воссоздать мир, породивший эти тексты, и определить, какое место занимали в нем женщины.

Это исследование опирается на ряд источников, в том числе произведения, написанные женщинами, тантрийские тексты, индийские и тибетские традиции комментариев, устные традиции и материалы, собранные в экспедициях. Самые основательные свидетельства о женщинах в буддийской Тантре происходят из литературных произведений самих женщин. В данной книге использованы приблизительно сорок написанных женщинами текстов, которые были обнаружены мной в ходе архивных изысканий. Поиски текста, написанного женщиной, обычно отталкивались от имени конкретной женщины, от имеющегося в другом источнике упоминания сочинения той или иной женщины, или же для поисков женских имен либо имеющихся указаний на женский пол автора использовались каталожные списки авторов. Так было обнаружено много кандидатов на роль автора-женщины. Следующим шагом было определить, где текст был написан, и просмотреть его. На этой стадии отсеялись многие тексты, если только колофон или содержащиеся в тексте доказательства - или лучше то и другое - не подтверждали авторство женщины. Затем привлекались другие виды подтверждений, например, упоминание о жизни этой женщины или об ее учениях в других источниках. Около одной пятой аннотаций указывали на текст, относительно которого можно было бы подтвердить несколькими дополнительными доказательствами, что его автор - женщина или что это учение женщины, записанное ее учениками. По завершении этой черновой работы, которая заняла несколько лет и проводилась на двух континентах, начался еще более ответственный процесс, а именно: знакомство с целым рядом литературных форм, тем и практик медитации, чтобы получить возможность читать разнообразные и специальные произведения. Потом потребовались дополнительные исторические и полевые исследования, чтобы изучить историческую роль и сохранившееся доныне влияние этих произведений. Эти исследования оказали неоценимую помощь, позволив понять религиозные практики женщин, их учения и уровень познаний.

Кроме того, такое изучение опиралось на обнаруженные тексты, созданные в общинах, составной частью которых были женщины. Наиболее уместны для этого исследования эзотерические тексты под названием йогини-тантры и махайога-тантры (mahаyoga-tantra; далее упоминаются собирательно как ануттарайога-тантры (anuttarayoga-tantra), или “тантры непревзойденной йоги”), поскольку именно в них описываются духовное партнерство между мужчинами и женщинами и сексуальное соединение как средство духовного преображения. Хорошо известно, что главные тексты упоминаются в биографиях великих индийских учителей и занимают первостепенное место в практиках созерцания, ритуалах и комментариях во всех сферах гималайского буддизма. Главные йогини-тантры, о содержании которых здесь идет речь, это Чакрасамвара (Caнdamahаroшaнa), Хеваджра (Hevajra) и Чандамахарошана (Caндamahаroшaнa). За немногими исключениями переводы выполнены по ранее не переведенным текстам или частям текстов. Иногда я справлялась в индийских и тибетских письменных комментариях по поводу того, как там интерпретируются женские образы. Традиции комментариев и различных школ не проявляют единодушия по этому вопросу, как и по любым другим. Таким образом, данное исследование документально обосновывает лишь одно из живых течений среди многообразия личных и коллективных мнений, существующих в этой международной традиции.

Мое путешествие было и интеллектуальным и физическим. Физическое путешествие - это полевые исследования, проводившиеся мной в течение шестнадцати месяцев пребывания в Индии, нескольких недель в Японии и шести месяцев подряд в Непале. Прежде чем отправиться в экспедицию, я письменно советовалась относительно целесообразности своего замысла с Далай-ламой и получила его официальное одобрение. Я получила от него и дополнительные советы во время беседы с ним в его резиденции в Дхарамсале, Индия. Одобрение моего проекта им, а также последующее одобрение другими главами школ тибетского буддизма было очень полезно для организации сотрудничества, бесед и доступа к собраниям рукописей. Кроме того, в Индии я консультировалась с индийскими историками и учеными, специалистами по Тантре, главным образом с Нарендранатхом Бхаттачарьей и Локешем Чандрой. Эти ученые поддержали мои исследования, подтвердив мое видение Тантры и поделившись со мной собственными изысканиями, а также предоставив библиотеки.

Кроме того, я совершила много поездок к многочисленным ламам и тантрийским йогинам и йогини, чтобы побеседовать о роли женщин в Тантре, отношении к женщинам и толковании ими соответствующих отрывков из текстов. Часть этого времени я провела в одном из тибетских монастырей, а остальное - с ламой Юру в Ладакхе, в прилепившейся на карнизе скалы маленькой келье, казавшейся еще более крошечной на фоне окружающих Гималайских гор. Внизу, в скалах, находится пещера, служившая кровом знаменитому Наропе, а все окружающие затейливо выделяющиеся утесы просто усеяны пещерами, в которых на протяжении веков жили тантрийские йогины и йогини. Это отдаленное и высокогорное место было совершенным убежищем для тех, кто практиковал самые эзотерические учения Тантры.

Экспедиционный сбор материалов по эзотерической традиции включает в себя неотъемлемые от любой экспедиционной работы исследования: наладить соответствующее сотрудничество, получить допуск в общины и на религиозные мероприятия, завоевать доверие и добиться взаимодействия с широким кругом людей. Есть и такие этические задачи, как соблюдение конфиденциальности информацию и защита интересов лиц, ее сообщающих. Однако исследования эзотерической традиции накладывают и дополнительные требования. Элементы тантрической традиции, которая интересовала меня больше всего, - поклонение женщинам и практика сексуальной близости как форма духовной практики -принадлежат к самым эзотерическим и строго охраняемым. Получить доступ к этой стороне традиции означает не просто отыскать соответствующие тексты. Тантрийские письменные источники не содержат в себе помогающих их понять объяснений, и устные традиции комментариев считаются более авторитетными, чем печатное слово древних первоисточников. Поэтому необходимо получить доступ к устной традиции комментариев, тайно хранимой в умах и сердцах живых ее учителей (как мужчин, так и женщин). Но даже и достигнув этого, необходимо уважать тот факт, что те, кто рассказывает об эзотерических практиках, часто делают это при условии никогда не упоминать их имени, а по некоторым вопросам - не упоминать вовсе.

В контексте буддийской Тантры еще одно требование для получения эзотерических наставлений - получить посвящение. Посвящение имеет три уровня: ритуальное посвящение (абхишека: abhiшeka), передача путем чтения текста (агама: аgama) и тайное устное наставление (упадеша: upadeщa). Ритуальное посвящение - это погружение телом и душой в процесс, в символическом виде сосредоточивающий в себе ту истину, которую станет переживать посвящаемая на своем будущем духовном пути. Передача путем ритуального чтения дает разрешение изучать, и ее дают, чтобы подготовить ум к обретению знания этой традиции. Я получила ритуальные посвящения по нескольким ключевым учениям и передачу путем чтения - по другим, что дало мне формальное право получить тайные устные наставления. С моей стороны, посвящение укрепило мое уважение к традиции, решимость обрести адекватное понимание и по достоинству оценить глубину учений Тантры как древней и утонченной религиозной традиции, которой на протяжении многих веков следовали и которую высоко ценили множество искренних и замечательных людей.

Я чрезвычайно благодарна за то, что ученые и практики, с которыми я встречалась, щедро делились самыми строго охраняемыми аспектами своей традиции. Несмотря на то, что я сталкивались с формальным требованием получить посвящение, отдельные учителя сами принимали решение помогать мне и откровенно со мной беседовать, принимая во внимание всю глубину ответственности, которая лежит на тех, кто охраняет и передает эзотерические учения. Было ясно, что те, чья помощь была мне необходима, намеревались выяснить, каковы мои мотивы и насколько серьезна моя цель. Тот факт, что я была докторантом в Гарварде, был не слишком весом, поскольку большинство людей, с которыми я общалась, никогда не слышали о Гарварде. Статус ученого, вызывал некоторое уважение, но сам по себе был недостаточен, чтобы служить основанием для получения тантрийских учений. Однако физические трудности предпринятого мной путешествия были доказательством моего стремления к познанию, а иногда меня просили рассказать о последних сновидениях или объяснить свою мотивацию. Были и другие знаки, на которые обращали внимание, чтобы выяснить желательность оказания мне помощи. Подтверждением могли служить радуга, облако необычных очертаний или выпадение осадков.

Приведу пример: как-то раз, когда один лама раздумывал, стоит ли давать мне посвящение, мы вышли из затемненного молельного помещения и окунулись в сияние розово-золотого заката солнца над снежными вершинами Гималайских вершин. Когда мы, восхищенные ярким зрелищем, застыли у дверей, с безоблачного неба вдруг стал падать легкий снежок. Снежинки отражали цвета неба и наполняли пространство нежным, мерцающим потоком розового и золотого света. Этот неземной, волшебный снегопад продолжался пять минут, а затем также внезапно прекратился, оставив нас стоять затаив дыхание под влиянием мистического чувства. Это выглядело как явный благоприятный знак, поданный женскими духами, именуемыми дакини, особыми охранительницами тантрического знания. Этот сверхъестественный знак одобрения позволил получить некоторые бесценные учения. В других случаях требуемыми подтверждением являлись радуги, сновидения и другие знамения. Для моих информаторов они означали, что дакини, сами принадлежа к женскому полу, естественным образом более расположены к женщинам, чем к мужчинам, и на этот раз явно предпочитают вверить передачу тайных учений йогини-тантры женщине.

Как хорошо известно в антропологии, различные установки экспедиционной работы и сбор разных видов данных требуют неодинакового уровня заинтересованности участников, даже в рамках одного проекта. Степень участия в различных случаях можно разложить по такой шкале: полная незаинтересованность, или отчужденное наблюдение; пассивное; умеренное; активное и, наконец, полное участие. Кроме того, нужно умело сочетать точки зрения изнутри и извне, чтобы их чередование позволило как обрести эмпатичское прозрение, так и сохранить критическую дистанцию и перспективу. Не раз бывало, что мой статус наблюдателя рушился, как, например, тогда, когда я оказывалась в обществе исключительно мудрого человека или полного безудержной энергии йогина или йогини. Такое же случалось и в обстановке ритуала, когда я откладывала в сторону свою камеру, блокнот и словарь и стремилась пережить событие более целостно. В таких случаях я погружалась в ту или иную остановку так, чтобы память запечатлелась бы в моей крови, плоти и костях, вдохнула жизнь в мой язык, увеличив его выразительность и поэтическую глубину. Хотя в своей книге я по возможности опираюсь на письменные источники, я получила их очевидные подтверждения или наблюдала сохранившиеся в живой традиции практики и поверья, которые здесь описываю.

Женщин буддийской Тантры и их божественных сестер часто называют дакини (dаkinи), что можно перевести как “танцующая в пространстве” или “упивающаяся свободой пустоты” (рис. 1). Как свидетельствует их название, они не оставляют после себя проторенных путей. Временами их след тает в прозрачном воздухе, куда они взмывают, пускаясь в свои просветленные приключения, но порой этот след остается в густой чаще древних текстов, среди сплетения лиан тибетской истории духовных традиций или на пылающих углях костров славы их знаменитых учеников. Следы женщин буддийской Тантры подчас неясны, загадочны, даже скрыты и замаскированы, но доступны каждому, кто обнаруживает, где их искать. Найденные же, эти следы сияют, оживляют и побуждают - ведь они подают своим искателям знаки из простора безграничной как небо свободы.

Список литературы

Миранда Шо. Страстное просветление: Женщины в тантрическом буддизме.

Может ли женщина стать просветленной? Этот вопрос часто возникает в сознании людей, которые слышали из уст священников – представителей некоторых экзотерических направлений на Востоке, например индуизма, что для того, чтобы женщина стала просветленной и достигла спасения, т.е. разорвала круг сансары, и очередность воплощений на земле, ей необходимо прежде воплотиться в мужском теле, в котором только появится возможность просветления, а само просветление возникнет при условии соблюдения Дхармы – религиозного закона, предписывающего и запрещающего определенные нормы поведения. Следовательно, женщина не может стать просветленной, потому что эта прерогатива дается природой только мужчине. Любой здравомыслящий человек увидит в данной аргументации шовинистические мотивы половой дискриминации и не сможет принять их к сведению. И правильно сделает! Но нас интересует другое: почему такие формы суждения когда-то возникли и продолжают жить до сих пор?

Ответ на этот вопрос давно существует, но знание его в наше время, к сожалению, является большой редкостью. Подобного рода логическая эквилибристика появляется по причине неправильной трактовки экзотериками (представителями религиозных кругов) канона сакральной науки, в частности, положений теории реинкарнации.

Вот как выглядит объяснение феномена просветления в каббале - эзотерической традиции древних евреев, откуда эти данные перешли в эзотерические школы единой Примордиальной Традиции. Суть просветления человека – увеличение в мире окружающего света (свет ор макиф, или ОМ). Вся природа света делится на 4 основных вида: прямой свет, или ор яшар (ОЯ); отраженный свет, или ор хозер (ОХ); внутренний свет, или ор пними (ОП); окружающий свет, или ор макиф (ОМ). В пропорциональном соотношении эти света выглядят следующим образом: ОЯ=ОХ=ОП+ОМ. Так как окружающий свет (ОМ) – это свет, который находится в отдающих келим (сосудах, свойствах) человеческой души, то его увеличение зависит от уменьшения объема получающих келим, а следовательно и уменьшения внутреннего света (ОП).

Далее необходимо знать, что природа женской души – это келим получения с намерением ради получения + келим отдачи с намерением ради получения, а природа мужской души – это келим получения ради отдачи + келим отдачи ради отдачи. Окружающий свет (ОМ), который находится в отдающих келим женской души и в отдающих келим мужской души по разному действует на просветление женщины и просветление мужчины, потому что отдающие келим женской души работают в намерении ради получения, а отдающие келим мужской души работают в намерении ради отдачи. Иными словами окружающий свет (ОМ) способен произвести в человеке просветление только тогда, когда он наполняет отдающие келим работающие в намерении ради отдачи, а это и есть отдающие келим мужской части мировой души.

Поэтому для того, чтобы женщине просветлеть, ей необходимо где-то получить отдающие келим, работающие в намерении ради отдачи. А таковые имеются только в отдающих келим мужской части мировой души. Почему окружающий свет (ОМ), находящийся в отдающих келим женской части мировой души, не производит просветления? Потому что эти келим отдачи работают в намерении ради получения, т.е получается парадоксальная ситуация когда необходимый для просветления свет имеется, но он не может производить работу, так как в келим нет необходимого намерения – работать в отдаче ради отдачи.

Где же женщина может взять эти отдающие келим, работающие не ради получения, а ради отдачи? Эти келим имеются только у мужчины, а, следовательно, она сможет включить их в свою работу в мире, только если присоединит к ним свои келим отдачи работающие ради получения. Иными словами, просветление женщины зависит от того, есть ли рядом с ней мужчина, который работает в своих келим отдачи, хотя бы на 10% или больше. Почему этот минимум ограничен на 10%? Потому что в 10 сфирот отдающих келим мужской части мировой души имеется одна сфира – малхут, которая не включается в работу в отдаче с намерением ради отдачи. Эту работу проводит с человеком сама природа, но доказательством того, что мы желаем этого, является работа в келим отдачи с намерением ради отдачи хотя бы на 10%. Доказательством того, что женщина тоже желает получить просветление, является то, что она выходит замуж за этого мужчину, присоединяя к его келим отдачи с намерением ради отдачи свои келим отдачи с намерением ради получения.

Подводя конечный итог в нашей статье, скажем, что женщине вовсе не надо ждать следующего воплощения своей души в мужское тело, как это утверждают многие ортодоксы. Чтобы получить просветление, она должна найти любимого мужчину и начать служить ему всеми отдающими келим своей души.

Перевод с английского:
Шанти Натхини (Мария Николаева)

«Ахам Према» -
«Я есмь божественная любовь»

В «Бхавани-нама-сахасра» («Тысяче имен богини Бхавани»), по прекрасному определению пандита Джанкинатха Каула, «йогини - та, которая наделена магическими силами». Пара Шакти, или высшая Шакти в форме Дурги именуется Йогини. Она принимает различные формы и наделяется различными божественными энергиями ради утверждения гармонии во Вселенной, борьбы со злом и защиты добра. Всякая женщина, которая достигает в результате садханы трансцендентального состояния, возвращается в мир как небесная йогини, или Бхайрави, - мастер йоги в женской ипостаси. Она несет в себе энергию Дурги.

Настоящая йогини - это просветленная женщина, обладающая безудержной страстью, духовными силами и глубоким провидением. Йогини сообщают нам чувство свободы, делятся с нами мастерством во всем, что им подвластно. Наделенные неотразимым взором, они способны гипнотизировать даже великих йогов и менять обличье по собственной воле. Тантрические ученые описывают йогини как независимых, откровенных и решительных женщин, владеющих грацией духа. Без них йога не приведет к цели и останется бесплодной.

В шактийских текстах женщины и земля одинаково почитаются как источники энергии, жизненности, физического и духовного благополучия. Отмечая это сходство между йогини и землей, тибетский комментатор XIX века Чакрасамвара утверждал: «Если устремленный к духу мужчина, признав йогини, которая предназначена просветлять и преобразовывать для него энергию и силу, и воспылав страстью к ней, не почитает такую йогини, он не получит ее благословения и не обретет искомых духовных достижений». Книга Мирэнды Шоуз «Страстное просветление», рекомендованная мне Локешем Чандрой, впервые открыла для меня мир йогини в буддийской перспективе.

В индуистской традиции йогини представляет собой йога-шакти - Кундалини, а также силы, или женские божества, пребывающие в различных чакрах. Йогини обладает силой самой йоги и может пробуждать ее в других, причем не только в целом, но и в любой точке или части тела или ума. Способность мужчины к достижению высших состояний в йоге усиливается в союзе с женщиной, передающей эту энергию.

Точно так же, как Богиня благословляет и одаривает своих преданных, а Шакти оживляет все жизненные, культурные и религиозные действия, женщина в состоянии передавать эту животворную силу, или духовную энергию, преданному ей супругу. Женщина истощается таким духовным кормлением ничуть не более, чем мать - вскармливанием своего ребенка. В действительности, подобная отдача вскрывает внутри нее все более глубинные источники энергии.

Не во власти мужчины изъять или вытянуть из йогини духовную энергию силой. Она сама избирает, когда и кого одарить своим благословением. Ее способность обогатить духовное развитие мужчины зависит от пробуждения ее внутренней божественности и плодотворности ее собственной йогической практики, которая включает в себя преображение в формы различных богинь и облачения в их обличия и украшения, выражения их нежных и гневных проявлений, применения их сверхъестественных сил ради освобождения всех существ. Удостоив мужчину энергии и силы - «благословив» или «вдохновив» его - она не слабеет сама, а скорее разделяет свою энергию с тем, кто завоевал ее благоволение, удовлетворив разнообразным требованиям, которые она предъявляет.

Эти взаимоотношения воспроизводят связь между человеком и богом по крайней мере в том, что бог выступает благодетелем, а человек - облагодетельствованным. Хотя бог способен получать некоторое удовлетворение от подобных отношений, преданный получает гораздо больше, нежели верховный объект его преданности. Просители взыскуют от бога прежде всего спасения, или освобождения, и именно спасение мужчина-тантрик должен стяжать в результате отношений с духовной женщиной. В тантрических текстах повторяется, что мужчина не может достичь просветления без почитания женщин и внутреннего соединения с одной женщиной. Благодеяние женщины состоит в милостивом добровольном отклике на мольбу, преклонение и благоговение своего почитателя.

Богиня - это великая йогини, преданная Шиве, однако равная ему по силе. Она есть воплощение чистой энергии, Мать и матрица всех проявлений, источник времени, пространства и всех творений. Когда они вместе практикуют йогу, Шакти принимает Шиву как своего гуру, и он обучает ее способам трансцендентного бытия, чтобы привести также и ее к окончательному освобождению. В свою очередь, Шива воспринимает Шакти как своего гуру, и она посвящает его в окончательное освобождние путем приведения его в контакт с верховной силой сознания.

Богиня Чхиннамаста, отсекшая собственную голову, символизирует великую Йогини, чудесное сознание за пределами ума. Она представляет собой открытый третий глаз, откуда вырываются молнии прямого восприятия, которые разрушают всякую двойственность и негативность. Это йогическая Шакти, или мощь йоги, в самом драматическом действии дарования просветления. Вот почему она известна также как Ваджра Йогини. Ваджра есть высшая озаряющая сила внутренней Самости.

Чхинмаста - это Пара-Дакини, наивысшая и главнейшая из всех Дакини - богинь-помощниц на йогическом пути, которые выступают как йогини в качестве сил различных чакр. Садхаки, ищущие путь достижения оккультных, или йогических, сил, должны почитать ее, как неустанно повторяет Дэвид Фроули в своей книге «Тантрическая йога и премудрые богини», призывая ее при помощи мантры, основанной на ее имени, «Ваджра Вайрочани». Это облегчает все внутреннее преобразование поразительным образом.

Йогини также выступает как Бхайрави, или Богиня Огня, пребывающая в корневой чакре Муладхаре. Именно она превращается в Чхиннамасту, когда достигает третьего глаза, а затем открывает макушечную чакру. Ее кровь - это свет, озаряющий все вокруг.

Мария Магдалина была такой Йогини, проявляющей Шакти потоком света из сердца и души. Ее божественная любовь была безусловной и независимой от внешних обстоятельств и догм. И все же божественная любовь доступна не только аскетам. В моем понимании тантры, если два духовно развитых существа сливаются в безусловной любви, они способны создать энергетическое поле, которое исключительно позитивно и распространяет высшие вибрации мира и любви во Вселенной.

Древние культуры Египта, Греции, Тибета и Индии обладают тайными учениями, прославляющими просветительную силу женщины. Она считается верховным священником, наделенным всеми высшими знаниями и могуществом, необходимыми для нас. Это София - источник и родник мудрости, или праджни, глубочайшего прозрения в природу вещей. В тантрических учениях подчеркивается важность телесной красоты в партнере, но лишь для начального контакта, после которого страсть направляется с чувственного на духовный план. Красота душевная превосходит красоту плотскую.

Просветительная сила женщины грандиозна, обеспечивая накал страсти, необходимый для развития мистического опыта. Посвящая в тайны любви, женщина способна наделить своего возлюбленного запредельной силой. Высшая форма Шакти - это прямое выражение мудрости и энергии, которое она осуществляет, производя блаженное преображение. Женщина способна посвятить своего партнера в тайный опыт при условии доверия, самоотдачи высшим идеалам и непосредственности. Посвящение дает сама Богиня внутри каждой женщины.

Быть йогини - высшая духовная цель всех женщин. Это путь воссоединения с богиней внутри самой себя и выражения ее вовне ради возрождения мира, который в действительности является ее творением. И все же йогини создается не внешним проявлением, а состоянием внутренней энергии и восторга. Ею невозможно управлять, ее нельзя предопределить или же полностью познать.

М. В. Николаева (перевод)

Источник: Из книги Ошо «Духовный поиск», Радел 3 «Мужчина и женщина: медитация и любовь


Возлюбленный Ошо, у нас есть несколько вопросов о женской энергии. Некоторые женщины говорят, что с тех пор, как они встретили тебя, хотя их физические желания продолжаются, обычный мужчина больше не может в достаточной степени их удовлетворить. Другие женщины говорят, что с тех пор, как они встретили тебя, они чувствуют себя более любящими. Гурджиев, насколько известно, говорил, что женщина не может достичь, кроме как через мужчину. Не расскажешь ли ты нам о женской энергии?


Да, Гурджиев действительно говорил, что женщина не может достичь, кроме как через мужчину - и он прав. Он прав, потому что женская энергия отличается от мужской энергии.
Это как если кто-то скажет, что только женщина может родить ребенка. Мужчина не может родить ребенка - он может родить ребенка только через женщину. Физическая структура женщины содержит матку, физическая структура мужчины лишена матки - он может иметь ребенка только через женщину. И то же самое в обратном порядке случается в духовном рождении: женщина может достичь просветления только через мужчину. Их духовная энергия отличается так же, как и их физическая часть. Почему? Почему это так?
И помните, это не вопрос равенства или неравенства - это вопрос разницы. Женщины не ниже мужчин из-за того, что они не могут достичь непосредственно, мужчина не ниже женщины из-за того, что он не может родить ребенка непосредственно. Они разные. Это не вопрос равенства или неравенства, это не вопрос оценки. Они просто разные, и это факт.


Почему для женщины трудно достичь просветления непосредственно? И почему для мужчины возможно достичь просветления непосредственно?
Есть два пути, только два, по существу только два, которые ведут к просветлению. Один - медитация, и другой - любовь. Их можно назвать Гьяна Йога и Бхакти Йога - путь мудрости и путь преданности. Основных путей только два.


Любовь нуждается в другом; медитацией можно заниматься в одиночку. Мужчина может достичь через медитацию - поэтому он может достичь непосредственно. Он может быть один. В глубине он один. Одиночество естественно приходит к мужчине. Для женщины быть одной трудно, очень трудно, почти невозможно. Все ее существо побуждает ее к любви, а для любви нужен другой. Как можно любить, если другого нет? Можно медитировать, если другого нет - это не проблема.
Женщина, женская энергия достигает медитативного состояния через любовь, а мужская энергия достигает любовь через медитацию. Будда становится великой любящей силой, - но через медитацию.
Когда Будда вернулся в свой дворец, его жена была очень сердита, естественно, ведь он не показывался двенадцать лет. Однажды ночью он просто исчез, даже ничего не сказав ей. Когда она спала, он просто сбежал, как трус.


Жена Будды - Ясодхара, отпустила бы его. Она была смелой женщиной. Если бы Будда попросил, она отпустила бы его, тут не было проблем, но Будда не попросил. Он боялся, что что-нибудь пойдет не так, она могла начать плакать и рыдать или что-нибудь еще. Но страх был не из-за нее - страх был глубоко в нем самом. Он боялся, что ему будет трудно покинуть Ясодхару рыдающей и плачущей. Страх всегда за себя самого. Это было бы очень жестоко, и это не могло быть так жестоко - было лучше убежать, пока его жена спала. Так он сбежал и через двенадцать лет он вернулся.


Ясодхара задала много вопросов. В частности, она спросила: "Скажи мне, то, чего ты достиг там, мог бы ты достичь этого здесь, живя со мной? Сейчас, когда ты достиг, ты можешь сказать мне".
Говорят, что Будда промолчал. Но я отвечу: Будда не мог бы достичь, потому что страстно влюбленный мужчина..., а он очень любил Ясодхару. Это были очень интимные отношения. Если бы не было любовных отношений с Ясодхарой, если бы она была просто индусской женой, без любви, тогда Будда мог бы достичь, даже живя с ней. Тогда действительно нет проблем. Другой находится на периферии, вы не связаны. Если вы не связаны, другого нет - он присутствует только физически, на границе.


Но Будда был страстно влюблен. А для мужчины трудно достичь медитации, когда он влюблен - это проблема. Очень трудно, потому что если он влюблен, когда бы он ни сел в молчании, другая возникнет в уме, все его бытие начинает вращаться вокруг другой. Это был страх - поэтому Будда сбежал.
Никто не говорил об этом раньше, но Будда сбежал из этого дома, от своей жены, от ребенка, потому что он действительно любил. И если вы любите кого-то, то когда вы заняты, вы можете забыть его, но когда вы не заняты, другой немедленно вспоминается. И тогда нет входа для божественного.
Если вы заняты, работая в магазине, или... Будда был на троне и смотрел за делами царства, тогда все было нормально - он мог забыть Ясодхару. Но когда он был не занят, была Ясодхара - Ясодхара заполняла проход и божественное не могло войти.


Мужчина не может достичь божественного через любовь. Вся его энергия совершенно отличается от женской энергии. Сперва он должен достичь медитации - тогда любовь случится с ним. Тогда нет проблем. Сперва он должен достичь божественного, тогда возлюбленная тоже станет божественной.
Спустя двенадцать лет Будда вернулся. Теперь нет проблем - теперь в Ясодхаре есть Бог. Прежде было слишком много Ясодхары и было трудно найти Бога. Теперь Бог полностью здесь, для Ясодхары не осталось места.


Абсолютно противоположное происходит с женщиной. Она не может медитировать, потому что все ее существо требует другого. Она не может быть одна. Когда она одна, она несчастна. И если вы скажите, что быть одному - блаженство, быть одному - экстаз, женщина не сможет понять это. И этот акцент на том, чтобы быть одному, существует во всем мире из-за такого количества искателей - мужчин - Будда, Махавир, Иисус, Мухаммед. Все они шли в одиночестве, и они достигли только в одиночестве. Они создали the milieu.


Но женщина, когда она одна, чувствует страдание. Если есть возлюбленный, хотя бы в ее уме, она счастлива. Если кто-то любит, если кто-то любим - если любовь существует вокруг женщины, это питает ее. Это питание, это тонкая пища. Когда женщина чувствует, что любви нет, она просто голодает, задыхается, все бытие сжимается. Итак, женщина не может думать, что одиночество может быть блаженным.


Эта женская энергия создала путь любви и преданности. Даже божественный возлюбленный подойдет - не нужно искать физического возлюбленного. Кришна подойдет для Миры, это не проблема - потому что для Миры другой существует. Его может не быть здесь. Кришна может быть только мифом, но для Миры он есть, другой существует - и Мира счастлива. Она может танцевать, она может петь, и она удовлетворена.
Только мысль, только представление, только ощущение, что другой существует и есть любовь - и женщина чувствует удовлетворение. Она счастлива, жива. Только с такой любовью она подойдет к точке, где любящий и любимая становятся одним. Тогда случится медитация:


Для женской энергии медитация случается только в глубочайшем любовном слиянии. Тогда она может быть одна - тогда это не Мира или Радха, или Тереза - все они достигли через возлюбленного - Кришну, Иисуса.
Я чувствую, что когда мужчина-искатель приходит ко мне, его интересует медитация, а когда ко мне приходит искатель-женщина, ее интересует любовь. Ее может заинтересовать медитация, если я говорю, что через нее произойдет любовь. Но ее глубокая страсть - любовь. Любовь есть Бог для женщины.


Эту разницу нужно понять, глубоко понять, потому что все зависит от этого - и Гурджиев прав. Женская энергия будет любить, и через любовь расцветет медитативное состояние, самадхи. Сатори придет, но глубоко в корнях будет любовь, а сатори будет цветком. Для мужской энергии сатори будет в корнях, самадхи будет в корнях, медитация будет в корнях - и тогда расцветет любовь. Но любовь будет цветением.
И когда женщины-искатели приходят ко мне, всегда происходит следующее: они будут чувствовать больше любви, но тогда физический партнер будет уже меньше их удовлетворять, потому что физический партнер способен удовлетворить лишь периферию, он не может удовлетворить центр.
Поэтому в древних странах, как Индия, мы никогда не разрушали любовь - мы позволяли браки по соглашению. Потому что если любовь дозволена, физический партнер рано или поздно перестанет удовлетворять, и тогда возникнет расстройство.


Теперь весь Запад в беспокойстве. Теперь вообще не может быть удовлетворения. Несмотря на то, что любовь позволена, обычный мужчина ее не может удовлетворить. Он может удовлетворить секс, он может удовлетворить поверхностно, однако он не может удовлетворить глубокое, глубину. Раз глубина работает, раз вы обеспокоены глубинным - только Бог может удовлетворить, никто более.
Итак, когда женщины-искатели приходят ко мне их глубина потрясается. Они начинают чувствовать новое пробуждение, восход новой любви. Но теперь их мужья или их друзья - их партнеры будут неспособны это удовлетворить. Теперь это может быть удовлетворено лишь намного более высоким качеством существования. К этому идет.
Или же ваш друг, ваш муж должен стать более медитативным, создать высшие качества жизни - только тогда он сможет удовлетворить. Иначе отношения будут разорваны, мост нельзя будет восстановить. Вам придется искать нового друга. Или, если невозможно найти нового друга, - как это было с Мирой, - трудно найти, тогда вам нужно любить божественное. Тогда забудьте физическую часть - теперь это не для вас.
То же самое происходит с мужчинами-искателями, но по-другому. Когда они приходят ко мне, они становятся более медитативными. Когда они становятся более медитативными, мост к их старым партнерам разрушается, становится шатким. Теперь их подруге или их жене придется расти, иначе отношения - на мели, их невозможно уже поддерживать.

Помните, что все ваши взаимоотношения, так называемые взаимоотношения, являются приспособлениями. Если кто-то один изменяется, приспособление сломано - для лучшего или для худшего, это неважно. Люди приходят ко мне и говорят: "Если медитация приносит более высокие качества, то почему рвутся отношения?". Это не вопрос. Отношение было приспособлением между двумя людьми, как они были. Теперь один изменился, другому нужно расти с ним, иначе возникнет беспокойство, все станет фальшивым.
Когда мужчина здесь, он становится более медитативным. Чем более он медитативен, тем больше он хочет быть один. Жена, любимая будет обеспокоена этим. Если она не понимает, она начнет беспокоиться: этот мужчина хочет быть более одиноким. Если она понимает, то здесь нет проблемы: однако это понимание может прийти к ней только если ее любовь растет. Если она чувствует себя более любящей, то она будет охранять его одиночество. Она постарается понять, что это не помеха - теперь это будет ее любовью.
И если этот мужчина чувствует..., если Будда чувствует, что Ясодхара защищает, охраняет, смотрит, заботится, чтобы его медитация не нарушилась, чтобы помогать его молчанию, - тогда не нужно убегать от такой Ясодхары. Но это случается только если любовь Ясодхары растет.


Когда растет медитация мужчины, должна расти и любовь женщины. Только тогда они могут держать шаг, и возникнет высшая гармония, и это будет продолжаться выше и выше. И приходит момент, когда мужчина полностью в медитации и женщина полностью в любви - только тогда совершена встреча. только тогда настоящий, высший оргазм между двумя людьми. Не физический, не сексуальный - тотальный! Два существования, слитых друг с другом, растворившихся. Тогда любящий становится дверью, любимая становится дверью, и они оба достигают одного.
Итак, кто бы ни пришел ко мне, он должен четко осознавать, что быть возле меня опасно. Ваши прежние приспособления будут потрясены - и я не могу помочь. И я здесь не для того, чтобы помогать вашему приспособлению; это решать вам.


Я могу помочь вам расти - расти в медитации, расти в любви. Для меня оба слова значат одно и то же, потому что они ведут к одному концу.

Женщина вселенная.

Каждая женщина похожа на вселенную. В каждой женщине есть все энергии вселенские. Индусы с незапамятных времён уподобляли утробу Вселенной, равно как и солнечную утробу, женской матке. О первой сказано: «Чрево её столь же обширно, как сама Меру», и «будущие могучие океаны дремали в водах, наполнявших её полости, континенты моря и горы, звёзды, планеты, богов и демонов и человечество». По своей внутренней и внешней оболочке всё это напоминало кокосовый орех, изнутри...

Индийское общество времен складывания палийского канона (4-2 вв. до н. э.) было крайне патриархальным, склонным во всём подчёркивать превосходство мужчин. Приниженное положение женщин в обществе закреплялось в брахманической литературе, достаточно вспомнить известное изречение Ману: «День и ночь женщины должны находиться в зависимости от своих мужчин...

Отец охраняет её в детстве, муж охраняет в молодости, сыновья охраняют в старости; женщина никогда не пригодна для самостоятельности.» (Ману...

Я надеюсь, что подобные исследования смогут развернуться настолько широко, что приводимый здесь обзор вскоре станет лишь небольшим штрихом в долгой, богатой истории женщин в духовной жизни.

ХРИСТИАНСТВО. В христианской традиции на протяжении ее долгой истории сохранились сведения о многих женщинах – святых и мистиках.

Это Жанна д"Арк, несколько Екатерин, блаженная Анжела из Фолигно (Angela of Foligno), Дама Джулиан из Норвича (Dame Julian of Norvich), Мадам Гюйон (Guyon), и св. Тереза...

«Ибо Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа» (Иер. 31, 22)

Ветхий Завет свидетельствует о глубочайшем почтении к женщине и далек от того, чтобы считать ее «слабым полом». Внимательное чтение Священного Писания доказывает, что если женщина и не пользуется в нем положением, подобным положению мужчины, то лишь потому, что ей отведена своя, особая роль.

В Новом Завете, в Послании к Евреям, апостол Павел ставит нам в пример жизнь многих ветхозаветных праведников, а точнее их...

Вештица - персонаж южнославянской демонологии, совмещающий в себе свойства реальной женщины и демона (ср. восточнославянскую ведьму).

По сербским поверьям, Вештицей становилась женщина, в которую вселился "дьявольский дух" или которая вступила в сделку с чёртом, продала ему свою душу.

Вештицей могла стать (по достижению зрелости) девочка, если была зачата родителями в "недобрый час", в канун большого праздника, либо рождения "в рубашке" особого кровавого цвета, либо появившаяся на свет в...

В массовом европейском сознании твердо укоренилось представление о том, что добрая фея, приходящая на помощь несчастным и наделяющая советом неопытных, обязательно прекрасна, златокудра и синеока, а злая колдунья, как бы она ни прикидывалась прекрасной незнакомкой, рано или поздно явит свою отталкивающую личину с кривым носом и торчащими зубами.

Если в добрых намерениях непривлекательным женщинам отказывают напрочь, то некоторую мудрость за ними все же признают (например, Иван-царевич бежит...

Вопросы адресованы Мастеру Уми.
Франциск:
Я в поисках Мастера, но не знаю, кого выбрать. Более того, большинство мастеров путешествуют по миру, и было бы невозможным быть все время с одним. Например, я могу видеть одного мастера раз в год там, где он остановился или на Сатсанге, но в течение года не будет его руководства.

Уми, могу ли я пробудиться к действительности, встречаясь с мастером каждый год? Или было бы лучше иметь ежедневное присутствие мастера?

Уми:
Да, ежедневное...

Может ли женщина стать просветленной? Этот вопрос часто возникает в сознании людей, которые слышали из уст священников – представителей некоторых экзотерических направлений на Востоке, например индуизма, что для того, чтобы женщина стала просветленной и достигла спасения.

Т.е. разорвала круг сансары, и очередность воплощений на земле, ей необходимо прежде воплотиться в мужском теле, в котором только появится возможность просветления, а само просветление возникнет при условии соблюдения Дхармы...