Молитвы мученикам и исповедникам гурию, самону и авиву. Страдание святых мучеников Гурия, Самона и Авива*(начало IV века) Молитва симеону гурию и авиву

Семью недаром называют «бескровным мученичеством». Ведь именно в семье мы можем исполнить предписанную Господом заповедь о любви к ближнему, а вместо этого зачастую проявляем свое эго, с помощью которого актуализируются и проявляются наши страсти и пороки.

Как писал святитель Феофан Затворник, «супружество имеет много утешения, но сопровождается и многими тревогами и скорбями». К сожалению, в браке мужчины часто злоупотребляют своею властью над женою, данной им Богом: по статистике в браке наибольшее количество скорбей терпит именно жена. Ведомые своим эго, мужья забывают (а некоторые вовсе и не знают) о том, что «власть над женой должна быть не деспотичной, а любовной».

Святые Гурий, Самон и Авив молятся о гармонии в семье

Святые мученики Гурий, Самон и Авив, являясь покровителями семьи и брака, вот уже на протяжении многих веков приходят на помощь женщинам, терпящим скорби и неправды от своих мужей. История мученичества этих трех заступников семьи уходит корнями в III век, когда они претерпели гонения от императоров Диоклетиана и Лициния. Не отказавшись от веры во Христа, святые были подвергнуты жесточайшим пыткам, а затем казнены. О чудесах прославленных мучеников более всего свидетельствует легенда о девушке Евфимии. Во времена нашествия племен гуннов на Византию один из воинов-готов настойчиво добивался замужество с христианской девушкой Евфимией из города Эдесса. Чтобы рассеять сомнения родителей девушки, воин поклялся на мощах Гурия, Самона и Авива, что никогда не обидит жену-христианку, будет любить ее и заботиться о ней. Однако когда воин привез жену в свою страну, оказалось, что у него уже была первая жена. Евфимия стала ее рабыней и претерпевала множество страданий от ее ревности. Помимо всего прочего, первая жена отравила новорожденного ребенка Евфимии. Когда накал страстей достиг максимума, и Евфимии уже угрожала смерть, она взмолилась к святым мученикам Гурию, Самону и Авиву, на мощах которых клялся жестокий обманщик. Святые мученики на белых конях явились за девушкой и перенесли ее в родной город Эдессу. Позже, когда вероломный воин вновь приехал в Эдессу, он был обличен и казнен местными властями. Так, с III века и по наши дни святые заступники семьи Гурий, Самон и Авив помогают людям, претерпевающим трудности в браке, а особенно женам, страдающим от жестокости своих мужей, обрести гармонию, мир и любовь в семье.

Видео: Покровители семьи святые мученики и исповедники Гурий, Самон и Авив

Сохранение распадающейся семьи - довольно тяжелая задача. Именно поэтому из уст каждого из супругов ежедневно должна звучать молитва Гурию, Самону и Авиву о семье.

Мученики Гурий, Самон и Авив

Священные тексты молитв

Святые мученики способны разрешить семейные неурядицы, умягчить сердца мужа и жены, вразумить на оставление неблагоразумных поступков. Сила молитвы святым велика, благодаря святейшим мученикам была восстановлена не одна семья.

О православной семье:

Поэтому при возникновении любой сложной ситуации в семье необходимо обратиться именно к этим святым. Сделать это можно чтением молитвы или акафиста святым.

Молитва святым Гурию, Самону и Авиву о семье и замужестве

«О святии мученицы и исповедницы Христовы Гурие, Самоне и Авиве! Теплии о нас ходатаи и молитвенницы пред Богом, во умилении сердец наших, взирая на пречистый ваш образ, смиренно молим вас: услышите нас, грешных и недостойных рабов своих, сущих в бедах, скорбех и напастех, и призрев наша тяжкая и бесчисленная прегрешения, явите нам свою великую милость, воздвигните нас из глубины греховныя, просветите наш ум, смягчите злое и окаянное сердце, прекратите зависть, вражду и раздоры, в нас живущие.

Осените нас миром, любовию и страхом Божиим, умолите милосерднаго Господа, да покрыет множество грехов наших Своим неизреченным милосердием. Да соблюдет Церковь Свою святую от неверия, ересей и расколов. Да подаст стране нашей мир, благоденствие, земли плодородие; супругам любовь и согласие; чадам послушание; обидимым терпение; обидящим страх Божий; скорбящим благодушие; радующимся воздержание.

Всех же нас да покрыет Своею всесильною десницею, и да избавит от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, и напрасныя смерти. Да оградит нас ополчением святых Своих Ангелов, во еже избавитися нам по исходе нашем из жития сего от козней лукаваго и тайных воздушных мытарств его, и не осужденными предстати Престолу Господа Славы, идеже лицы святых Ангел со всеми святыми выну славят пресвятое и великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Молитва Гурию, Самону и Авиву от нечаянной смерти

«О преславнии мученицы Гурие, Самоне и Авиве! Защитите нас, раб Божиих (имена), от напастей злых человек и козней демонских: оградите нас от нечаянный смерти, избавите от огня, меча и всякаго душепагубнаго обстояния. Ей, страстотерпцы Христовы, устройте нам молитвами вашими вся благая и полезная, да благочестно житие временное прешедше и кончину непостыдну стяжавше, удостоимся теплым заступлением вашим со всеми святыми одесную Правосуднаго Бога Судии стати и Того непрестанно славити, со Отцем и Святым Духом, во веки веков.»

Молитва мученикам Гурию, Самону и Авиву о гармонии в семейных отношениях и о сохранении семьи

«О, преславнии мученицы Гурие, Самоне и Авиве! К вам, яко скорым помощником и теплым молитвенником, мы немощнии и недостойнии прибегаем, усердно моляще: не презрите ны, во многая беззакония впадшия и по вся дни и часы согрешающия; наставите на путь правый заблуждшия, исцелите страждущия и скорбящия; соблюдите ны в непорочнем и целомудреннем житии; и якоже древле, тако и ныне покровителие супружеств пребудите, в любве и единомыслии сия утверждающе и от всех злых и бедственных обстояний избавляюще. Защитите, о многомощнии исповедницы, вся православныя христианы от напастей, злых человек и козней демонских; оградите я от нечаянныя смерти, умоляюще Всеблагаго Господа, да великия и богатыя милости нам, смиренным рабом Своим, пробавит. Несмы бо достойни нечистыми устнами призывати великолепое имя Создателя нашего, аще не вы, святии мученицы, за ны ходатаи будете; сего ради к вам прибегаем и предстательства вашего пред Господем о нас просим. Такожде избавите нас от глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, смертоносныя язвы и всякаго душепагубнаго обстояния. Ей, страстотерпцы Христовы, устройте нам молитвами вашими вся благая и полезная, да благочестно житие временное прешедше и кончину непостыдну стяжавше, удостоимся теплым заступлением вашим со всеми святыми одесную Правосуднаго Бога Судии стати и Того непрестанно славити со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь».

Немного истории

Во времена правления императоров-христианоненавистников Диоклетиана и Максимиана, осуществлялись яростные гонения на верующих. В городе Едессе были схвачены два Божиих проповедника - христиане Самон и Гурий. Им поступило императорское предложение: отказаться от Христа, предать Его веру и принести жертву языческим божкам.

Друзья отрицали язычество, в результате чего они подверглись жесточайшим пыткам: их резали и били, подвешивали за руки и привязывали к ногам тяжелый груз. Но мужчины не сдавались и с молитвой и Божией помощью переносили страшные муки, да и свидетели неимоверных мук молились за праведников. Непоколебимая вера и сила воли Гурия и Самона разозлила мучителей и по императорскому указу ночью страдальцы были вывезены за город и обезглавлены.

О других мучениках за веру Христову:

Добропорядочные горожане из числа христиан предали земле святые тела.

В 311-324 годах в Едесской церкви в сане диакона служил клирик Авив. Император невзлюбил ревностного по Богу священнослужителя за его истинную веру во Христа и приказал палачам схватить его. Авиву было приказано прилюдно отречься от творца, но он продолжал открыто исповедовать свою веру, за что был приговорен к сожжению.

С молитвой он вступил в жаркое пламя и предал Господу дух свой. Когда адское пламя погасло, мать святого, его друзья и «зрители», присутствующие на казни, обнаружили тело мужчины невредимым. Мученик был погребен в одной могиле со святыми Гурием и Самоном.

Мученики Гурий, Самон и Авив

Чудеса святых

После смерти святых по молитвам к ним совершались многочисленные чудеса. Однажды воин-гот одного из германских племен был послан на службу в Едессу. Ему очень понравилась местная благочестивая девушка по имени Евфимия. Решив обманным путем взять ее в жены, нечестивый вояка у гробницы святых мучеников поклялся, что не причинит деве зла, будет любить ее и ни в коем случае не оскорбит.

По окончании службы он взял с собой девушку и отправился в путь. Но оказалось, что он обманул ее, потому что в родной стороне у воина была законная жена, а Евфимия по прибытии в дом обманщика стала ее рабыней. Много издевательств перенесла девушка, а когда у нее родился младенец, готчанка отравила его.

Убитая горем девушка обратилась за помощью к святым свидетелям клятвы обманщика и неожиданно уснула. Случилось чудо и Господь перенес бедняжку в родную страну, в родной храм. Проснувшись, Евфимия лицезрела стены родного храма и любимые иконы, а вскоре встретилась с матерью и родственниками.

Через некоторое время гот-клятвопреступник вновь был направлен на службу в Едессу. Горожане поведали о ранее случившемся злодеянии градоправителю, и по его указу злодей был казнен.

Иконография

Традиционно, великих святых на иконах изображают всегда вместе:

  • Гурий представлен старцем с седыми волосами и длинной бородой. Его одеянием служат хитон (облачение из ткани, накладывающееся на правый бок и скрепленное на левом плече) и гиматий (накидка в виде прямоугольного куска ткани, надевающееся поверх хитона).
  • Самон - мужчина средних лет с небольшой бородой. Его волосы иконописцы чаще всего изображают в темном цвете, но иногда он бывает и седовласым. Из одеяния на нем присутствуют хитон и гиматий.
  • Авив - молодой человек без бороды, на него надето богослужебное облачение - стихарь. В руках диакон держит кадило и (или) Распятие.

О чем молиться святым

Святым мученикам молятся в разных тяжелых ситуациях, но чаще всего к ним обращаются, дабы наладить распадающиеся семейные отношения.

Более всего к их образу возносят мольбы женщины, которым приходится страдать от злобы и ревности мужей, терпеть издевательства, унижения и побои. Хоть «браки заключаются на небесах», иногда случается «осечка». Ведь не всегда есть возможность рассмотреть черствую душу за приятной внешностью избранника и его красивыми ухаживаниями.

По молитвам верующих в каждом определенном случае святые дадут понять, стоит ли сохранять отношения или они уже «мертвы». Если нет любви между супругами, присутствует неуважение и предательство, святые незримо дадут понять, что сохранять семейный союз нет смысла.

Важно! Молитва Гурию, Самону и Авиву о семье должна читаться как в стенах храма, так и дома у иконостаса, а зажженные свечи пред святыми ликами успокоят молитвенника, создадут тепло и уют вокруг него.

Ведь текст молитвословия создан для того, чтобы действовать во благо человечества. Память святым совершается ежегодно 28 ноября.

Посмотрите видео о молитве мученикам Гурию, Самону и Авиву

Сии великие святые совершили множество чудес, как при жизни, так и по своей славной кончине. Но самое дивное чудо произошло в Едессе в давние времена:

Н екогда двинулся с востока на греческое царство нечестивый варварский народ, живший близ Персии и называвшийся Ефалитами, и, завоевав много городов, дошел до самой Едессы, с намерением взять и разрушить его, как разрушил и прочие города.

И вот греческие цари, желавшие защитить город от врагов и освободить его от осады, собрали множество своих воинов и послали их на помощь Едессе. Войдя в Едессу, греческие войска оставались в нем значительное время, защищая город от варваров. Был в греческом войске один воин, по происхождению готф. Случилось ему в Едессе жить в доме некоторой целомудренной вдовицы, по имени Софии, имевшей единственную дочь, именем Евфимию, которую она берегла, как зеницу ока, соблюдая в девстве и поучая благим нравам и страху Божию. София старалась скрыть ее от человеческих глаз, потому что она была очень красива лицом; она скрывала ее в особой комнате, чтобы не видал ее глаз мужчины. Во время продолжительного пребывания готфа в доме этой вдовы, случилось ему однажды увидеть эту отроковицу. Пораженный ее красотою, он воспламенился к ней страстью, и только и думал, как бы прельстить ее. Приступив к матери, он начал просить ее, чтобы отдала за него дочь свою, и, хотя имел на родине жену и детей, но скрыл это, притворяясь, будто не женат, чтобы получить желаемое. Однако мать отказывала ему:

– Не отдам единственной дочери своей в чужую землю; ты человек пришлый, – отведешь в свою землю дочь мою, а я останусь без нее в большой печали, потому что у меня нет другого детища, которым могла бы утешаться во вдовстве своем, кроме нее одной; не отдам ее тебе, ибо жить не могу, не видя лица ее.

Тогда готф, придя в ярость, начал угрожать ей:

– Если ты, – говорил он, – не отдашь дочери своей, то не выйду отсюда, пока не наведу на тебя многих бедствий и не подвергну тебя самому крайнему горю; ведь я воин, и легко могу причинить тебе зло, какое только захочу.

Вдова же, хотя и была одна и не было никого, кто бы пришел к ней на помощь, смело возражала ему. После сего воин опять, то ласково просил ее, то опять приходил в ярость, и, то просьбами, то угрозами, склонял вдовицу к тому, чтобы она отдала за него свою дочь. Таким образом он докучал ей всё время, пока жил там. Предлагал он ей и некоторые подарки, ибо был не беден, – покупал для нее и дочери ее золотые украшения и дорогие одежды, чтобы получить то, чего желал; вдовица же и даров не принимала, и от самого его уклонялась, а девицу укрывала с еще большею опасливостью, чтобы не видел ее этот беззаконник. Однажды она сказала ему:

– Я слышала, что ты у себя на родине имеешь жену и детей.

Он же, побеждаемый желанием владеть отроковицею и не имея страха Божия, начал клясться и божиться, говоря, что никогда не был женат, и что ее дочь хочет иметь женою и сделать ее госпожою над всем своим имением. Тогда вдова София поверив, наконец, склонилась к его просьбе и согласилась выдать за него дочь свою Евфимию. Воздев руки к Богу, она сказала:

– Владыко, Отче сирот и Судия вдовиц, призри милостиво на создание Свое, и не оставь сей отроковицы, вступающей в брак с неизвестным мужчиною. Не презри моего сиротства и не оставь меня беспомощною, ибо, надеясь на Твой благий промысел, я выдаю свою бедную дочь за человека пришлого и Тебя делаю свидетелем и поручителем его клятв и обещаний.

Отроковица была выдана за этого готфа и, по заключении брака, они мирно зажили. Евфимия зачала, и, прежде чем ей родить, неприятели отступили от города ни с чем, ибо не могли овладеть им, вследствие того, что бывшие в городе войска мужественно защищали городские стены и вели с врагами упорную борьбу, особенно же вследствие того, что город охраняли молитвы святых мучеников Гурия, Самона и Авива. Когда враги отступили, греческим войскам нужно было возвратиться домой, и этот готф также заспешил к себе на родину. Мать, неутешно рыдая о разлуке со своей дочерью, пыталась взять ее у готфа, не давая ему везти ее в чужую землю, но не могла расторгнуть супружеского союза, скрепленного законом. Когда уже лукавый зять собрался идти с супругою в путь, София привела его и дочь свою в церковь святых страстотерпцев Гурия, Самона и Авива и, поставив пред гробницею мучеников, сказала зятю:

– Не доверю я тебе своей дочери, если не дашь мне в поручители сих святых, пострадавших за Христа, возьмись же за святую раку их и поклянись мне, что не сделаешь дочери моей никакого зла, но будешь беречь ее с должной любовью и уважением.

Готф, считая то делом неважным, тотчас безбоязненно взялся за честную раку святых мучеников и сказал:

– От рук ваших, святые, принимаю эту отроковицу и вас беру поручителями и свидетелями пред матерью ее, что никакого зла не сделаю этой моей супруге, никогда не оскорблю ее, но буду хранить ее с любовью и почитать до конца.

Так говорил готф, причем, беззаконник еще и Богом клялся, не думая и не боясь того, что Бог, отмщений Господь, воздаст ему по делам его и погубит его за лукавство. Мать, по выслушании клятвы своего зятя, с воплем сказала святым мученикам:

– Вам после Бога, о, святые мученики, поручаю свою дочь и чрез посредство вас отдаю ее этому пришлому человеку.

Таким образом, помолившись, они дали друг другу любезное целование и разошлись: вдова София возвратилась к себе домой, а готф с Евфимиею пошел в путь, причем находившегося при нем раба он отпустил от себя, чтобы эта тайна не сделалась известною в доме его.

Когда они, прошедши весь путь, достигли отечества готфа и были уже близ дома его, он с большою жестокостью восстал на жену, как враг; забыв любовь к ней и пренебрегши клятвами, снял с нее дорогие одежды и золотые украшения и одел ее бедно, как пленницу и рабу, и, обнажив меч, дал ей такой наказ:

– Если хочешь быть в живых, то, войдя в мой дом, никому не говори ничего о том, что было между нами, а говори, что ты – пленница, ибо я имею в своем доме жену и детей; ты же будь моей жене рабой и повинуйся ей во всем, как своей госпоже; а если объявишь ей или скажешь кому из моих родственников, что я женился на тебе, то увидишь мой меч на шее своей и умрешь.

Увидев себя обманутою и оскорбленною злым варваром и услыхав угрозу его, Евфимия сказала ему:

– Это ли любовь твоя? Это ли исполнение твоих обещании? Таковы ли были твои клятвы и таково ли было у тебя намерение, чтобы меня, твою супругу, сделать пленницею и свободную – рабою? Из-за тебя я оставила свою мать, сродников и отечество и прилепилась к тебе нелицемерною любовью, доверяя твоим словам, которые ты подтвердил клятвами, а ты воздаешь мне за любовь ненавистью, и, вместо мужа и друга, стал мне варваром, врагом и мучителем, заведшим меня в чужую землю, чтобы погубить.

Сказав это, она возвела очи к небу и, подняв руки, воздыхая из глубины сердечной и горько плача и рыдая, возопила к Богу:

– Боже родителей моих, посмотри на бедствие мое, услышь мое воздыхание и вонми гласу молитвы моей! Посмотри, что делает со мною этот клятвопреступник, и избавь меня от злых бедствий, по молитвам святых Твоих угодников, пострадавших за Тебя. О, святые мученики Гурий, Самон и Авив! вас ныне призываю: помогите мне, впавшей в неожиданное бедствие, ибо, на вас надеясь, пошла я с этим готфом; будьте же вы ему отмстителями за меня и избавьте меня от беды.

Когда она так горько рыдала и молилась тайно в сердце своем, вошли они в дом готфа. Жена его, увидев Евфимию и заметив красоту ее лица, взволновалась ревностью, ибо заподозрила, что муж ее находился с нею в беззаконном сожитии, и спрашивала мужа.

– Что это за девица, и откуда ты привел ее?

Тот отвечал:

– Это – пленница; я привел ее из Едессы, чтобы она была тебе рабою.

Жена сказала:

– Красота лица ее обличает в ней не рабу, а свободную.

Муж ответил:

– Хотя она в своей земле и была свободной, как это показывает вид ее, но теперь она – раба твоя.

Евфимия, будучи не в состоянии от страха ничего сказать, молчала и повиновалась жене готфа, служа ей, как раба своей госпоже; она не знала, чтобы такое сделать, что могло бы избавить ее от обрушившихся на нее бедствий. И жила она, проходя служение рабыни, всегда имея в уме святых мучеников и со слезами взывая к ним:

– Поспешите помочь мне, рабе вашей, святые, поспешите оказать мне милость и не оставьте без внимания совершенного надо мною поругания и обмана.

Госпожа ее, питая в сердце чувство ревности, была очень жестока и безжалостна к ней; приказывала ей делать всякое самое тяжелое дело, и различным образом мучила ее. Всего же хуже было то, что она никогда не хотела говорить с ней; к тому же, Евфимия не знала готфского языка и не могла дать госпоже о себе никакого сведения, да и готфа боялась, как – бы он не убил ее, в случае, если она что-нибудь расскажет о себе своей госпоже.

По прошествии некоторого времени, жена готфа узнала, что Евфимия беременна, и разгорелась к ней еще большею ревностью и восстала против нее с более лютою яростью, возлагая на нее самые изнурительные работы, чтобы таким образом извести ее. По наступлении надлежащего срока, Евфимия родила младенца мужеского пола, лицом совершенно похожего на готфа, который был ему действительным отцом. Жена готфа, видя младенца совершенно похожего на своего мужа, исполнилась страшного гнева и стала думать, как бы убить этого младенца. Она сказала мужу:

– Зачем ты запираешься, что не познал этой отроковицы? Ведь вот рожденный ею младенец обличает явно твое дело, потому что он – совершенно твое подобие.

Готф опять стал запираться, говоря:

– Это неправда, я никогда не сожительствовал с нею; ты же имеешь над нею власть и что хочешь делай с нею, ибо она – пленница и раба твоя.

Тогда эта злая женщина замыслила отравить младенца. Спустя немного времени, она приготовила смертоносный яд, отослала мать от младенца на какую-то работу, и, когда младенец остался один, влила отраву в уста его, – и младенец скоро умер. Мать, возвратившись с работы, увидела младенца, лежащего мертвым, и исполнилась несказанной скорби и терзалась сердцем, в горькой по нем печали. Она не знала, что было причиною внезапной его смерти, потому что никого не было в комнате, когда госпожа влила в уста младенцу яд. Но, приготовляя его к погребению, Евфимия увидела, что из уст дитяти течет яд, и тогда вспомнила она, что госпожа ее однажды угрожала погубить ее вместе с сыном, и догадалась, кто виновница смерти младенца. Однако же она молчала, ничего не смея говорить. Взяв немного шерсти, она отерла ею яд, текший из уст младенца, и спрятала ее у себя, не открывал этой тайны никому. Младенец был предан погребению.

Через несколько дней готф созвал друзей своих на ужин, и Евфимия служила при столе. Когда ей пришло время подавать чашу госпоже, она, желая узнать, действительно ли младенец ее умер отравленный госпожою, взяла ту шерсть, которою отерла уста сына, омочила ее тайно в питье, и затем вынувши, выжала в чашу и это питие подала своей госпоже. Та, ничего не зная, испила эту чашу, и, таким образом, несчастие обратилось на голову ее, ибо в ту же ночь жена готфа внезапно умерла и, таким образом впала в яму, которую сама же выкопала. Наутро готф, вставши, увидел жену свою мёртвою, и пришел в ужас от неожиданной ее смерти; весь дом исполнился плача; сошлись все родственники, друзья и соседи и горевали о ней; затем, сделав для нее роскошный гроб торжественно положили в него мертвую.

Когда минуло семь дней после погребения умершей, сродники ее вспомнили о девице, приведенной из Едессы, и стали говорить:

– Не иной кто виноват во внезапной смерти нашей родственницы, как только эта пленница, которая всегда была к ней враждебна.

И вот все восстали на Евфимию, и хотели представить ее на суд правителю области, чтобы он мучениями выпытал от нее, как она умертвила свою госпожу, но так как правителя тогда не было дома, то они переменили свое намерение и решили похоронить Евфимию живою вместе с умершею госпожою ее. Открыв гроб умершей, они положили Евфимию к трупу, издававшему запах, кишевшему червями и гнившему, – чтобы она умерла там насильственною смертью. Кто может выразить скорбь Евфимии, ее печаль, боязнь и трепет, страх и ужас, рыдание и плач? Пусть кто-либо только представит себе страх живого человека, заключенного во гробе, вместе с смердящим трупом; страх от мертвеца, зловоние от трупа, тьму и тесноту гробовую, кругом черви, дыхание смерти и несказанное страдание! Находясь в такой крайней тесноте, Евфимия в горести сердца, прилежно возопила к Богу из гроба, как некогда пророк Иона во чреве кита:

– Господи Боже сил небесных, седящий на херувимах и видящий бездны, Ты видишь горечь сердца моего и тесноту в этом темном и смрадном гробе; Ты знаешь, что ради имени Твоего я отдана была за беззаконного готфа, ибо он клялся Твоим именем, когда брал меня; помилуй же меня ради имени Твоего святого. Ты мертвишь и живишь, низводишь в ад и изводишь (1Цар.2:6): избавь меня от этой горькой смерти и изведи, из этого гроба, как из ада, ибо Ты силен и мертвых воскрешать, – тем более можешь извести из врат смертных меня, живую, но находящуюся близ смерти. Помилуй меня, Владыка, ради святых мучеников Гурия, Самона и Авива, излияние крови которых и смерть за Тебя принял Ты, как чистую жертву. О, святые мученики! вас поставил враг мой поручителями пред моею матерью, – итак, спасите меня.

Когда она молилась так в горести своей души, явились три светоносных мужа, сияющих как солнце, – святые мученики Гурий, Самон и Авив, и тотчас смердящий запах в гробе исчез; Евфимия ощутила великое благоухание, исходящее от явившихся святых мучеников. Они сказали ей:

– Ободрись, дочь, и не бойся: ты скоро получишь спасение.

Когда святые сказали это, сердце Евфимии усладилось и от пресветлого видения святых, и от утешительных слов их; исполнившись радости, она забылась и уснула сладким сном. Во время этого сна, она была взята из гроба невидимою всемогущею силою Божиею, в один час перенесена в Едессу, в церковь святых мучеников Гурия, Самона и Авива, и положена при честной раке их. Была ночь, и в церкви совершалось обычное утреннее служение, когда она была перенесена сюда. Пробудившись от сна, она снова увидела святых мучеников, которые говорили ей:

– Радуйся, дочь, и узнай, где ты теперь; вот мы исполнили то, что обещали, иди же с миром к своей матери.

Сказав это, они стали невидимы. Евфимия, вставши, оглядывалась кругом, где она находится. Увидев церковные стены, иконы, свечи и честную раку святых мучеников и притом еще услышавши пение клириков, она убедилась, что находится в Едессе, в церкви поручников своих, святых страстотерпцев Христовых Гурия, Самона и Авива. Тогда она исполнилась несказанной радости и веселия и, обнимая с любовью гробницу святых мучеников, со слезами воздавала благодарение Богу и святым Его за такую, оказанную ей, милость. В чувстве благодарности, она говорила: «Бог наш на небесах [и на земле]; творит все, что хочет» (Пс.113:11), послал с небес и спас меня; благословен Господь спасающий уповающих на него: «Вечером водворяется плач, а наутро радость» (Пс.29:6). Когда она, с радостными слезами, говорила это и многое другое, услышал ее слова и плач пресвитер и, подойдя к ней, стал спрашивать ее:

– Кто ты такая и отчего так плачешь?

Она начала рассказывать ему всё подробно, как она была отдана готфу матерью при раке святых, что она перенесла от этого клятвопреступника, как вчера была заключена во гробе, и как во время молитвы ее явились к ней святые мученики и в один час перенесли ее из готфской земли в эту их церковь.

Пресвитер, слушая это, ужаснулся, дивясь великой силе Божией. Впрочем, он еще не хотел совершенно поверить тому, что она говорила, и спросил ее:

– А кто твоя мать?

Узнав, что мать ее – вдова София, пресвитер тотчас послал за нею, приглашая ее придти в церковь. Мать, ничего не зная, немедленно пришла и, увидев свою дочь, стоящую при гробнице святых мучеников, одетую в бедные одежды, пришла в ужас от такого неожиданного зрелища; подойдя к ней, она обняла ее, и, павши к ней на шею, плакала; плакала и Евфимия, и обе от плача не могли сказать ни слова. Затем, не скоро уняв слезное рыдание, мать спросила ее:

– Как ты оказалась здесь, дочь моя, и почему ты одета в такие плохие одежды?

Тогда Евфимия рассказала ей подробно все, что перенесла в чужой земле от лукавого мужа, как вчера заключена была в гробу и чудесно спасена и перенесена явившимися ей святыми мучениками Гурием, Самоном и Авивом. Слыша всё это, мать истаевала сердцем от жалости, и все находившиеся в храме, выслушав рассказанное, очень дивились и прославляли всемогущую силу и милость Божию. Павши пред гробницею святых мучеников, мать громким голосом возносила благодарение Богу и святым Его; и пробыли они весь тот день в церкви, молясь и благодаря Бога, и с любовью и усердием обнимая и лобызая раку святых мучеников. Поздно вечером мать с дочерью своею с радостью отправилась домой, славя Бога.

Наутро слух об этом чуде прошел по всему городу; отовсюду собрались в дом к вдовице ее родственники и соседи и, в ужасе, дивились тому, что рассказывала им Евфимия. Все хвалили имя Господне и величали и прославляли помощь святых мучеников.

София с дочерью проводила богоугодно дальнейшие дни своей жизни. Всем рассказывали они о милостиво явленной им силе Божией. Евфимия говорила: «Десница Господня высока, десница Господня творит силу!» Десница Господня от готфов перенесла меня в Едессу: «Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни» (Пс.117:16–17).

Клятвопреступнику же готфу Бог совершил отмщение следующим образом.

По истечении некоторого времени, тот самый нечестивый народ, который раньше воевал с греками, соединившись с персами, опять пошел на греческую землю и пытался взять город Едессу. В виду этого, в Едессу для защиты его снова было прислано греческими императорами войско. Пришел с этим войском и тот готф, который хитростью и лестью взял у Софии дочь Евфимию. Он ничего не знал о совершившемся чуде и думал, что Евфимия умерла, заключенная в гробу с мертвою его женою; без смущения пришел он в дом к Софии, как к своей теще. Она, увидев, что он пришел, скрыла Евфимию во внутренних комнатах, а его приняла, показывая вид, будто радуется о прибытии своего зятя. Затем, собрав своих родственников и соседей, она начала при них расспрашивать готфа, говоря:

– «Как Бог помог вам совершить отсюда путешествие? не заболела ли в пути дочь моя, будучи беременною, и как родила! Я много тужила о ней, так как она была беременною, и я боялась, чтобы не приключилось с ней какой беды в дороге.

Тот отвечал:

– Бог, по молитвам твоим, помог нам совершить путь благополучно; дочь твоя здорова: родила мальчика. Она приветствует тебя, и если бы не был неожиданным этот путь, в который нам велено было идти поспешно, то и дочь твоя пришла бы со мною и с младенцем к тебе, чтобы доставить тебе утешение; впрочем, она придет в более удобное время.

Услышав такие слова, София распалилась справедливым гневом на ложь этого злого человека и, разодрав свои одежды, громко возопила:

– Лжец, лукавый человек и убийца, куда ты девал мою дочь?

Сказав это, она вывела Евфимию из внутренних комнат, поставила ее пред готфом и сказала:

– Знаешь ли ты эту девицу, кто она, знаешь ли, куда ты заключил ее, клятвопреступник? Ты смерти предал ее, беззаконник!

Он же, услышав эти слова и увидев Евфимию, затрепетал, сделался безгласен и не мог произнести ни одного слова, как бы мертвый. Тогда родственники и соседи вдовицы, взяли его, затворили в комнате накрепко и остались стеречь при дверях. Мать с дочерью пригласили писца, описали всё, что случилось с ними, ничего не опустив из этого предивного чуда, и, отправившись к епископу этого города, блаженному Евлогию, подали ему эту запись; сообщили и о прибытии к ним злого и лукавого готфа. Епископ, по прочтении записи, тотчас взял свой клир и пошел к воеводе, начальствовавшему над пришедшим греческим войском, и приказал прочесть пред воеводою данную ему вдовою и дочерью ее запись, в которой было подробно описано это предивное чудо святых мучеников. Воевода, прослушав со вниманием прочитанное, пришел в ужас, дивясь славному чуду, и все находившиеся с ним исполнились страха. Воевода немедленно приказал привести к нему готфа. Представлена была ему и вдова София с дочерью Евфимиею. Снова велел он прочесть во всеуслышание написанную о них запись, ибо во двор воеводы собралось множество народа, мужей и жен. И спросил он готфа, истинно ли то, что написано? Готф отвечал, что это истинно, и ничего здесь нет ложного. Тогда воевода сказал ему:

– Окаянный убийца! Как ты не побоялся Бога и Страшного Суда Его и не устрашился клятвы, данной при гробнице святых мучеников, которых сделал ты поручителями и свидетелями своих обещаний? отчего ты не пощадил отроковицы, которую прельстил своею хитростью? Прими же казнь заслуженную по делам твоим.

Воевода велел отсечь ему голову мечом. Боголюбивый епископ усердно просил воеводу, чтобы он не предавал готфа смерти, но оказал ему милость и оставил его в живых, дабы тот прославлял величие Божие. Но воевода отвечал епископу:

– Боюсь помиловать сделавшего такое великое злодеяние, чтобы не прогневать святых мучеников, которых оскорбил этот клятвопреступник.

И, по повелению воеводы, готф был обезглавлен. Так получил возмездие этот окаянный человек; Бог же прославился во святых Своих; от нас же, грешных, да будет Ему слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В христианстве в целом и, разумеется, в его православной традиции, достаточно большое количество икон имеет особое значение. К ним приходят страждущие в период сильной нужды за помощью и утешением. У каждой такой иконы собственная история, практически все подобные образы обладают чудотворным действием.

Но даже среди необычных икон есть особенные. Одним из таких образов является икона Гурия, Самона и Авива. Принято считать, что этот образ способен уберечь от раздоров, предотвратить ссоры и вражду между близкими людьми, защитить от недоброжелателей и их влияния дом и сохранить целостность семьи.

Кто изображен на иконе?

Икона Гурий, Самон и Авив, фото которой представлено практически на каждом тематическом православном портале, изображает трех христианских мучеников. Жили эти люди в разное время и, разумеется, пострадали за веру не вместе. Объединение святых, не живших сообща, на одном иконописном образе вовсе не что-то из ряда вон выходящее. Этот художественный прием характерен для христианской культуры в целом и, разумеется, для православной иконописи.

Считается, что святые жили в период с 293 по 322 год. И поскольку время их жизни и подвига во имя веры почти совпадает, христианская традиция объединила этих мучеников.

Историки церкви не имеют единого мнения о том, были ли знакомы между собой Гурий и Самон. Пострадали за веру они в одном городе и существует официальная версия о совместном мученичестве. Авив же погиб гораздо позже и прямого отношения к Гурию и Самону не имел.

Как изображены святые?

Икона святых Гурия, Самона и Авива каждого из мучеников изображает своеобразно. Гурия иконописцы представляют в виде старца. Как правило, на образе он находится в центре. Однако в настенной росписи, характерной для православных храмов, расположение Гурия не всегда одинаково. Фигура старца изображается и в центре, и во главе композиции.

Самон обычно представлен в виде мужчины средних лет. Обычно, если Гурий прописан по центру образа, Самон занимает место по его правую руку. При изображении на настенных фресках его образ обычно бывает вторым, если фигуры изображены боком, в профиль. Но в том случае, когда иконописец изображает на фреске Гурия в центре, образ Самона может быть как первым, так и последним.

Авив представлен в виде юноши, иногда даже отрока. Образ Авива - самый неоднозначный. Иконописцы придерживаются однообразия в изображении Самона и Гурия, но Авив всякий раз представляется авторами образов не совсем одинаково.

Откуда известно о мученичестве этих святых?

Впервые описания мученичества всех трех святых были записаны по-сирийски. Текст составил Феофил Эдессянин. До наших дней дошли переводы его трудов на армянский, латинский и греческий языки. В истории мученичества этих святых церковь ориентируется на список текста Феофила, сделанный в XV столетии. Ввиду того, что с момента составления рукописи до оформления этого текста времени прошло немало, церковные историки допускают вероятность каких-либо неточностей в документе, появившихся из-за многочисленных переводов и копирований.

О самом авторе известно чрезвычайно мало, все знания почерпнуты из его же описания мученичеств святых Гурия и Самона. Феофил описывает себя как язычника, который принял христианство. И упоминает, что приступил к работе над описанием акта мученичества христиан в городе Эдесса на пятый день после его свершения.

Когда святые приняли мученичество?

Образ этих трех святых мучеников - почитаемая икона. Святые мученики Гурий, Самон, Авив были одними из последних христиан, страшным образом пострадавших за преданность вере. Но кроме страшной кончины, которую в те далекие времена принимали многие христиане, эти люди были похоронены. Верующим удалось забрать их тела и совершить обряд погребения, что было большой редкостью в то страшное для христиан время. Молиться же святым мученикам начали почти сразу же после их кончины и в церковной истории накопилось немало свидетельств о чудесах, связанных с их образами.

Погибли в мучениях святые во время Великого гонения, начатого императором Диоклетианом и продолженного его наследниками. Это было самое жуткое время во всей истории становления христианства. Многие историки, стремясь выделить и подчеркнуть силу гонений, сравнивают творимые язычниками зверства в отношении верующих в Христа с судорогами физического тела, предшествующими его гибели.

Именно в эпоху Великого гонения христиане сотнями ежедневно погибали на аренах, принимали иную смерть, томились годами в темницах и уличных тюремных ямах. Жуткие события на всей территории империи стали обыденностью, никто уже не удивлялся и особенно не выделял смерть очередного верующего.

Исключений было не так уж много. И среди тех, чьи имена сохранились и почитаются верующими, оказались и мученики Авив, Гурий и Самон. Их истории потрясли автора жизнеописания и самого мученичества даже на фоне творящегося в то время зла и беззакония. Да и тот факт, что тела мучеников местные христиане не оставили, а, рискуя собственными жизнями, похоронили, тоже свидетельствует об исключительности их подвига во имя Господа.

В чем мученичество Самона и Гурия?

Икона Гурия, Самона и Авива не случайно представляет святых по-разному исстари. Самон и Гурий были простыми мирянами, не имевшими отношения к проведению и организации богослужений. Авив же, согласно его жизнеописаниям, служил в чине диакона. Погибли они тоже по-разному.

Христианам Эдессы стало известно о предстоящих арестах и многие из них бежали из родных стен, покинули город. Среди спасавшихся от гонений бегством христиан были и оба будущих мученика. За верующими городские власти отправили погоню и часть из них была схвачена. Среди этих христиан оказались и Самон с Гурием.

Само мученичество началось сразу же после захвата, на суде. Это тоже было редкостью, как правило, сначала христиан бросали в темницы, где они томились в ожидании своей очереди. Будущих святых же не просто сразу представили перед судом властей, но и начали пытать. После пытоки Самон и Гурий были брошены на несколько месяцев в темницу. Впоследствии состоялся еще один суд, после которого святых обезглавили. Случилось это во время правления Диоклетиана.

В чем мученичество Авива?

Авив служил диаконом, то есть был в одном из низших, первых чинов. Его мученичество состоялось позже, при правлении Лициния, бывшего императором с 308 по 324 г. Юноше «предложили» принести жертвы римским богам, тем самым продемонстрировав отказ от христианской веры.

Авив проявил стойкость и не отрекся от Христа. Впоследствии его сожгли заживо. В жизнеописании Авива утверждается, что тело юноши осталось нетленным. Похоронен юный диакон был собственной семьей в непосредственной близости от гробницы Самона и Гурия.

Когда чтят память святых?

День памяти мучеников - 28 ноября. В этот день икона «Гурий, Самон и Авив» в Москве и в других городах выносится в предел, а во время богослужений вспоминаются деяния мучеников.

В Москве самая известная из икон, изображающих мучеников, находится в церкви Иоанна Воина, находящейся на Якиманке.

В чем значение образа?

Считается, что в каждом доме, особенно у молодых семей, должна быть икона Гурия, Самона и Авива. В чем помогает молодоженам этот образ? В сохранении брака, следовании собственным клятвам, сохранении любви и уважения между членами семьи.

Образ предотвращает появление лживости и злобы, вражды и недопонимания в отношениях между близкими людьми. Защищает семьи от домашнего насилия и бережет теплоту чувств между супругами. То есть икона Гурия, Самона и Авива покровительствует браку, как и сами святые.

Как мученики стали покровительствовать семьям?

Обрести славу покровителей брака и защитников жен от несправедливости и клятвопреступлений мужей святым помог случай, произошедший в Эдессе. Случилось это во времена нашествия на империю гуннов, в период епископства в этом городе Евлогия Эдесского.

Один из воинов влюбился в местную девушку, примерную христианку и красавицу, Евфимию. Воин попросил ее руки у матери девушки, Софии, пребывающей во вдовстве. София долго колебалась перед тем, как допустить этот брак. Но все же благословила союз молодых с тем условием, что гот принесет клятву уважать и беречь ее дочь на гробницах святых мучеников Эдессы. Икона Гурия, Самона и Авива тогда еще либо не была написана, либо у вдовы ее не было.

Как бы там ни было, гот принес клятву, которую София хотела услышать, и вскорости покинул Эдессу с молодой женой. Но на его родине Евфимию ждал неприятный сюрприз. Супруг оказался женат. Разумеется, жена-язычница не была рада привезенной с далекого юга девушке. Когда у Евфимии родился малыш, язычница его отравила.

Девушка собрала пену с губ малыша и добавила ее в бокал с водой для первой жены своего мужа. В ту же ночь язычница скончалась, а ее родня обвинила Евфимию в убийстве. Девушку живой положили рядом с язычницей для совместного захоронения, но христианка, вспомнив о принесенных готом на гробнице клятвах, стала молиться святым мученикам. В процессе девушка лишилась сознания, а в себя пришла в христианском храме, в родном городе, недалеко от дома матери.

Весть о чудесном возвращении Евфимии быстро облетела Эдессу, как и о ее злоключениях. Готу же не повезло, ему вновь пришлось приехать в этот город. Разумеется, воин, сразу, как только оказался в Эдессе, был изобличен в клятвопреступлении и казнен. Так обрела икона «Гурий, Самон и Авив» значение, которое сохраняется за образом и по сей день.

Как молиться перед иконой?

Молиться перед образом нужно искренне - это главное и единственное условие, других нет. Если икона мучеников Гурия, Самона и Авива есть в доме, то обращаться к святым можно в любое время. Если же образа в доме нет, то время молитв ограничивается графиком работы храма, в котором есть образ. Слова же могут быть любыми, не нужно заучивать тексты. Обращение к святым должно идти от чистого сердца.

Пример молитвы:

Мученики святые, Гурий, Самон, Авив! Припадаю к вам и зову вас в свидетели, молю о помощи и милости, о заступничестве за меня, рабу Божию (имя собственное) пред Господом! Не оставьте меня в злополучный час. Сберегите дом мой. Сохраните семью мою от зла и наветов, от дурных помыслов и бесчестия. Удержите от гнева и междоусобной брани, от ярости и насилия. Не дайте потерять уважение и благочестие, наставьте на путь истинный во Христе и сберегите от потери его. Аминь.

В каждой семье, где нет мира, где родные друг другу люди постоянно ссорятся и скандалят, обязательно должна появиться икона Гурия, Самона и Авива. Три этих святых страстотерпца претерпели невероятные мучения за христианскую веру в те времена, когда язычники яростно преследовали верующих в Господа. И хотя они жили в разное время, в период с 293 по 322 годы, церковная традиция объединила их имена, так как все они совершили подвиг во славу своей веры в Иисуса Христа.

Изображает икона «Самон, Гурий, Авив» святых, которые предстают перед нами в трех образах: старца, убеленного сединами (Гурий), мужчины средних лет с каштановыми волосами и небольшой бородкой (Самон) и совсем молодого юноши (Авив).

Стойкость и мученическая смерть Гурия и Самона

Гурий и Самон были мирянами из города Эдессы, исповедавшими христианскую веру. Когда при императоре Диоклетиане начались страшные гонения на христиан, им пришлось бежать из родного города, но их схватили и начали уговаривать совершить языческое жертвоприношение. Однако уговоры не помогли, Гурий и Самон твердо держались своей веры, и тогда их отправили на суд к правителю города.

На суде святые вновь отказались от языческого поклонения, и за это были подвергнуты мучительным пыткам: связав их друг с другом и привязав к ногам камень, палачи подвесили их на несколько часов. Но святые и здесь не отреклись от Истинного Бога, и тогда их бросили в темницу.

Через несколько месяцев, проведенных в страшной темнице, Гурия и Самона вновь привели на суд, Самона вновь подвергли пыткам, но и он, и Гурий оставались непреклонными в своей вере, и тогда им отрубили головы. Местным христианам удалось захоронить их тела.

История Авива, не предавшего свою веру

Юноша Авив был диаконом в церкви Эдессы — того же города, где жили Гурий и Самон. Хотя жил он несколько позже, на его долю тоже выпали гонения на христиан уже другого императора – Лициния. Правителю был подан донос о том, что Авив исповедует христианство.

По преданию, Авив добровольно явился к городскому начальнику Фетекну, чтобы при его розыске не пострадали другие люди, чем вызвал уважение Фетекна. Тот даже предложил ему бежать, но святой отказался. Отказался он и совершать жертвоприношения языческим богам, за что и был сожжен заживо, причем по преданию он сам взошел на костер. Когда же огонь погас, тело святого оказалось невредимым.

Мать похоронила Авива рядом с местом вечного упокоения Гурия и Самона. Впоследствии на этом месте был выстроен храм, посвященный трем этим святым, а их мощи были помещены в одну гробницу. Хотя они приняли мученическую смерть в разные времена, но день казни у них один. Память святых чтут 28 ноября.

Как святые стали покровителями брака: история Евфимии

Со временем святые Гурий, Самон и Авив стали считаться покровителями брака, чему во многом способствовала история девушки Евфимии, которая тоже жила в их родном городе Эдессе.

Евфимия была девушкой редкостной красоты и, как и ее мать, София, была христианкой. В нее влюбился один из готских воинов и страстно хотел увезти ее с собой. Но София испытывала сомнения, и тогда она заставила гота поклясться на могиле мучеников Гурия, Самона и Авива, что он не женат, готов взять ее дочь в жены, заботиться о ней и не обижать в браке.

Однако после того как гот привез Евфимию в свои родные края, выяснилось, что он женат, а Евфимии отведена роль то ли наложницы, то ли прислуги. Жена гота возненавидела девушку и постоянно заставляла ее страдать. Но самое страшное горе постигло Евфимию, когда в младенчестве умер ее ребенок – единственная отрада ее жизни.

На похоронах она заметила на губах младенца белую пену и заподозрила, что ее ребенок был отравлен ревнивой женой гота. Она незаметно для окружающих платочком собрала с губ младенца эту пену, а потом, когда жена гота велела принести ей напиться, окунула в сосуд платочек с налетом.

Той же ночью жена гота скончалась, а ее родичи обвинили во всем Ефимию и положили ее, живую, в гроб вместе с мертвой ревнивицей. Тогда девушка стала возносить молитвы трем святым, а потом погрузилась в забытье. Когда же она очнулась, то обнаружила, что находится в храме, в своей родной Эдессе.

Через какое-то время воин-гот вновь оказался с поручением в Эдессе. Он явился к Софии и начал рассказывать, что ее дочери у него прекрасно живется. Однако София изобличила его в клятвопреступлении, и по приказу властей он был казнен.

Значение иконы Гурий, Самон и Авив и о чем перед ней молиться

Поскольку эти святые считаются покровителями брака, то перед иконой «Гурий, Самон и Авив» молятся о том, чтобы в семье были хорошие отношения, не было вражды и скандалов, чтобы муж не поднимал на жену руку, чтобы в семье царили любовь и уважение.

Вот какую молитву читают перед иконой «Гурий, Самон и Авив»:

О, преславнии мученицы Гурие, Самоне и Авиве! К вам, яко скорым помощникам и теплым молитвенникам, мы, немощнии и недостойнии, прибегаем, усердно моляще: не презрите ны, во многая беззакония впадшия и по вся дни и часы согрешающия; наставите на путь правый заблудшия, исцелите страждущия и скорбяшия; соблюдите ны в непорочнем и целомудреннем житии; и якоже древле, тако и ныне покровители супружеств пребудите, в любве и единомыслии сия утверждающе и от всех злых и бедственных обстояний избавляюще. Защитите, о многомощныя исповедницы, вся православныя христианы от напастей, злых человек и козней демонских; оградите я от нечаянныя смерти, умоляюще Всеблагаго Господа, да великия и богатыя милости нам, смиренным рабом Своим, пробавит. Несмы бо достойни нечистыми устами призывати великолепое имя Создателя нашего, аще не вы, святии мученицы, за ны ходатаи будете; сего ради к вам прибегаем и предстательства вашего пред Господем о нас просим. Такожде избавите нас от глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, смертоносныя язвы и всякаго душепагубнаго обстояния. Ей, страстотерпцы Христовы, устройте нам молитвами вашими вся благая и полезная, да благочестно житие временное прешедше и кончину непостыдну стяжавше, удостоимся теплым заступлением вашим со всеми святыми одесную Правосуднаго Бога Судии стати, и Того непрестанно славити со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.