Единорог мифическое существо как еще его называют. Мистические символы. Единорог. Что означает единорог как символ

Единорогов нельзя назвать сказочными существами, ибо они есть и в нашем, и в Волшебном мире. Сейчас Единороги встречаются крайне редко, есть сведения, что их род постепенно вымирает, или, под натиском рода человеческого, просто удаляется в Волшебную страну.

Единорог напоминает лошадь. Отличия Единорога от лошади состоят в том, что из его лба растет витой рог. Размеры Единорога очень отличаются от размеров обычной лошади, высота Единорога – около 2м в холке, а длина рога – до 1.5м. В некоторых древних рукописях встречается описание Единорога , как кровожадное чудище с оленьей головой, слоновьими ногами и кабаньими клыками, но эти факты нельзя назвать достоверными. Также встречается описание Единорога , как очень хрупкое существо с кроваво- красной головой. Новорожденный Единорог имеет золотую окраску, к двум годам он становится серебряным, а в восемь лет уже взрослый Единорог имеет ослепительно белую окраску.

Единорог пленил людей своей божественной красотой, но люди хотели рог Единорога , обладавший волшебными очищающими свойствами: подобно когтямгрифона , рог Единорога мог менять окраску при попадании на него яда. Люди убивали невинное животное только ради этого драгоценного рога. О Единорогах рассказывают очень красивые легенды.

Есть легенда, что в средние века в Болгарии была маленькая деревенька. Жизнь там текла спокойно, но однажды за один день вся вода в колодцах протухла. Пришлось ходить за водой целую милю, проходя по нескольким полям к самой окраине леса, где тек маленький ручеек. Во всем винили путника, прошедшего несколько недель назад через эту деревню. От этого её жители стали еще неприветливей. А между тем, вода в ручье кончалась, но жители деревни думали, что осенние дожди исправят положение. Но осень выдалась очень сухой, и за месяц ручей иссяк. В результате женщинам пришлось брать воду из колодцев, а чтобы она не имела неприятный привкус, её фильтровали. Но вскоре начались болезни, а больше всех страдали дети, многие умерли, так и не дождавшись воды. Тогда жители решили принести в жертву лесному духу девушку- сироту. Её даже не пришлось брать силой, она сказала, что не хочет, чтобы страдали дети. С этими словами она пошла в лес. Она шла очень долго, и вдруг к ней подошел Единорог. Девушка дождалась утра, и с гордой походкой королевы вышла из леса и направилась в деревню. Жители очень удивились, увидев вернувшуюся с того света девушку, да и к тому же с величественным зверем. Девушка по очереди подходила к колодцам, а Единорог опускал свою могучую голову в колодец и касался рогом воды. Через некоторое время вода была кристально чистой, но люди вдруг поняли, какое сокровище находится у них. Они схватили девушку и держали, пока другие жители забивали Единорога и отпиливали рог. Вскоре несколько человек погрузили на телегу свой кровавый груз и уехали во внешний мир, продать тушу и рог Единорога. Вскоре они вернулись богачами, но кроме провизии и полотен, также привезли крыс с пораженными чумой блохами. С тех пор деревня вымерла.

Также существует легенда, что легендарный конь Александра Македонского, Буцефал – Единорог, пойманный в Египте по приказанию царицы Клеопатры в подарок великому царю. Обычно Единороги не живут в неволе, и умирают, но Буцефал подчинился Александру. Но человек никогда больше не сможет насладиться красотой Единорога, а также убить его, потому что Единороги удалились в свою страну, в параллельный мир, где уже никто не сможет причинить им вред.

Виды единорогов Классический Европейский или Британский единорог – наиболее известный на данный момент вид единорога. В классическом варианте имеет вид лошади с рогом во лбу. Однако от лошади отличается раздвоенными копытами (как известно, лошадь – непарнокопытное животное) и, иногда, формой хвоста – некоторые виды имеют львоподобный хвост с кисточкой на конце. Рог такого единогора длиной от двух до трех футов. Самцы имеют бородку наподобие козлиной. На бабках у них всегда растет длинная шерсть. Основной их окрас – снежно-белый, но изредка встречаются и другой масти (чаще всего черной). Какого бы цвета ни была шерсть единорога, она везде однотонная – единорогов пятнистого окраса в природе не существует!


Восточный или китайский единорог
– один из тех священных символов, которые распространяются в виде фигурок нэцкэ. Восточный единорог совсем не похож на своего западного сородича. Он ниже ростом (около метра). Его образ слегка напоминает образ китайского дракона (если вы знаете, о чем я). При ходьбе он старается не задеть ни одно живое существо, включая траву и мелких букашек, поэтому его походка со стороны выглядит несколько странной – кажется, что единорог танцует.


Единороги-элементали или духи
– конечно же, это не настоящие элементали. Названы они так потому, что подразделяются на четыре вида, соответствующих четырем основным элементам метафизики – воде, земле, воздуху и огню. Каждый из этих видов подразделяется на множество подвидов – ветряных, радужных (имеют обычно розовый или лиловый окрас), каменных, морских, озерных и т.д. Каждый из видов имеет свой ареал обитания, привычки и тип поведения.

Зеркальные единороги – пожалуй, наиболее заметный и вместе с тем, самый редкий вид. Шерсть этого единорога напоминает тончайшую проволоку. Шерстинки плотно прилегают друг к другу, создавая сплошной слой «зеркала». Если особь достаточно взрослая, то зеркальная шкура образует верхний твердый слой, наподобие щита броненосца. Поэтому этих единорогов называют иногда железными или стальными. Такой «доспех» позволяет единорогу лучше защищаться и охранять территорию и семью.

Крылатые единороги – некоторые исследователи считают этот вид помесью единорога и гиппогрифа – летающей лошади. Другие полагают, что это совершенно независимый вид животных. Поскольку проведение генетических и каких-либо вообще исследований в этой области пока невозможно, то обе точки зрения считаются недоказуемыми, а их сторонники будут спорить до хрипоты по крайней мере ближайшие сто лет. Крылатые единороги имеют также несколько подвидов, различающихся, в основном, формой крыльев – бабочки, стрекозы (с прозрачными крыльями), кажаны (крылья по структуре напоминают крылья летучих мышей) и обычные или классические – их крылья напоминают птичьи и покрыты перьями, почему их иногда еще называют лебедиными. Эти единороги легче обычных (если не считать некоторые виды элементалей), ноги у них короче – длинные мешают в полете, – сильно развиты мышцы груди и шеи. Крылатые единороги не могут летать на такие большие расстояния, как скажем, гиппогрифы или смоки. В естественной среде обитания – горных и скалистых местностях – крылья используются для удержания равновесия и преодоления опасных и труднопроходимых участков.

И только лошади летают вдохновенно,
иначе лошади разбились бы мгновенно.
И разве стаи белокрылых лебедей
парят как стаи белокрылых лошадей…

Единорог-ангел – по внешнему виду напоминает классического единорога, хотя несколько ниже и изящнее его. Ангел обладает некоторыми свойствами элементалей – свободно может перемещаться по воздуху, хотя и не имеет крыльев, жить в воде, проходить сквозь камни и т.д. Но главное отличие Ангела от остальных видов вовсе не в этом. Свое название этот вид получил за особенность физиологичесого строения –Ангел бесполый! Ангелы появляются на свет из сгустков светлой энергии, образуемой положительными чувсвами и эмоциями. Когда концентрация энергии достаточно высокая, то внутри такого сгустка образуется зародыш, постепенно развивающийся в единорога.Ангелы могут путешествовать между параллельными мирами, а также мгновенно перемещаться на любые расстояния. Встреча именно с такими единорогами породила в свое время миф о способности этих животных телепортироваться. К сожалению, в последнее время в нашем мире все меньше причин для радости, поэтому поголовье единорогов-ангелов уменьшается – ведь отрицательные эмоции их губят.

Конечно, если естьангелы , то должны быть ибесы . Бесы, или черные единороги – наиболее опасные из всех видов единорогов. Они с трудом переносят общество немагических существ и людей в частности. Поэтому эти единороги живут уединенно, выбирая для жилья темные, старые и труднопроходимые леса. Кровь этого единорога чрезвычайно ядовита, поэтому на них никогда не охотятся – маленькая капелька, попавшая на кожу, вызывает страшные незаживающие ожоги. Рана, нанесенная черным единорогом, не убивает, но вызывает буйное помешательство – прежде чем раненого изолируют или убьют, он причинит немало вреда.
Беса не следует путать с Британским единорогом черного окраса. На первый взгляд они могут не очень отличаться, хотя рогбеса , в среднем, длиннее на фут. Имеются также подвиды, не имеющие зрачка (во времена средневековья бывали случаи, когда охотники после встречи с этими «исчадиями ада » сходили с ума). Черные единороги предпочитают вести ночной образ жизни, так как их чувствительные глаза не выносят яркого света.

Единорог - мифическое существо, символизирует целомудрие.

Единорог, мифическое животное встречающееся во многих мифологических системах, именуемое по наиболее характерному признаку - наличию одного длинного прямого рога на лбу.

Самым ранним изображениям единорогов больше 4 тысяч лет, найдены в Индии. Затем стали появляться в мифах Западной Азии. В древней Греции и Древнем Риме считались реально существующими животными. Изображения единорога, попадающиеся на древнеегипетских памятниках и на скалах южной Африки, являются рисунками антилоп с прямыми рогами (например, антилопы бейза и орикс), которые, нарисованные в профиль и без учёта перспективы, кажутся однорогими. Также встречались однорогие антилопы, в случае если второй рог ломался в поединке.

Первое упоминание об однорогом животном на Западе относится к V веку до н. э. Ктесий, который 17 лет служил лекарем при персидском дворе, вернувшись в Грецию, описал диких индийских ослов массивного сложения, имеющих один рог на лбу, а также красную голову, голубые глаза и туловище. По описанию Ктесия, всякий, кто выпьет воды или вина из рога этого животного, тот никогда не будет подвержен болезням. А поймать этих необычайно быстроногих ослов можно лишь тогда, когда те находятся вместе с детёнышами, которых не могут оставить. История Ктесия получила популярность, благодаря авторитету Аристотеля, кратко упомянувшего однорогих «индийских ослов» как «непарнокопытных» в своей «Истории животных».

Римский писатель Клавдий Элиан, родившийся около 170 года н. э., в книге «Пёстрые рассказы» говорит о трёх разновидностях единорога. Первые два по описанию схожи с ослами Ктесия, а третий, картазон, владеет спиральным чёрным рогом, «размером со взрослую лошадь, рыжего окраса, имеет гриву лошади и очень быстрое». Картазоны - не опасные животные, но самцы непримиримы друг ко другу и нападают даже на самок. Нрав самцов смягчается во время гона, но с рождением детёнышей, они снова свирепеют.

В ранних традициях единорог изображался также с телом быка, козла и лошади. Некоторые приписывали единорогу слоновьи ноги и кабаний хвост, что послужило поводом для предположения, будто прообразом единорога был носорог. Плиний называет родиной единорогов страну индусов и центральную Африку. В одной из сказок братьев Гримм единорог отличается крайне агрессивным нравом, что ещё более подтверждает его сходство с носорогом. В греческом «Физиологе» отмечается, что единорог - «быстроногий зверь, носящий один рог и питающий злую волю в отношении людей».

В греческой мифологии единорог был посвящён Артемиде, богине-девственнице. У евреев же бытовала следующая легенда: когда Яхве попросил Адама дать имена всем животным, то единорог был первым из наречённых и таким образом был возвышен. Когда Адам и Ева были изгнаны из Рая, то Бог дал единорогу выбор: остаться в Эдеме или уйти с людьми. Единорог предпочёл последнее и был благословен за сочувствие к людям.

Немаловажную роль играл единорог в средневековых легендах и сказках; на нём ездили волшебники и волшебницы; он убивал всякого человека, который ему попадался навстречу; только девственница могла его укротить, и тогда он делался ручным, ложился на землю и засыпал. Вообще, если и удастся поймать единорога, то удержать его можно только золотой уздечкой.

Питаются Единороги цветами, особенно любят цветки шиповника, и медовой сытой, а пьют утреннею росу. Еще они ищут маленькие озерца в глубинах леса, в которых купаются и пьют от туда и вода в этих озерах обычно становится очень чиста и обладает свойствами живой воды.

Врагами единорога издавна считались слон и лев . Непременно при встрече слон вступал в борьбу и, как правило, единорог первым пропарывал слону брюхо. Лев же мог заманить единорога в ловушку: спасаясь бегством от погони, он резко сворачивал в сторону у самого ствола дерева, а единорог, не имея возможности быстро затормозить, вонзался в древесину своим рогом, после чего лев легко расправлялся с противником.

Для алхимиков стремительный единорог символизировал ртуть. В московском государстве единорог стал символом книжной учености, поскольку его изображение украшало фасад Печатного двора на Никольской улице. Архитектор А.Щусев поместил барельеф с тремя единорогами на восточной стене Покровского храма (1912) Марфо-Мариинской обители.

В русских азбуковниках XVI-XVII вв. единорог изображается так:

"Зверь, подобен есть коню, страшен и непобедим, промеж ушию имать рог велик, тело его медяно, в роге имать всю силу. И внегда гоним, возбегнет на высоту и ввержет себя долу, без накости пребывает. Подружия себе не имать, живёт 532 лета. И егда скидает свой рог вскрай моря, и от него возрастает червь; а от того бывает зверь единорог. А старый зверь без рога бывает не силён, сиротеет и умирает".

Рог единорога (под видом которого большею частью сбывался клык нарвала, вывозимый норвежцами, датчанами и русскими поморами из полярных областей, а также рог носорога и бивень мамонта) употреблялся на разные изделия, например на скипетры и посохи, и ценился весьма дорого, особенно потому, что в виде тёртого порошка считался чудесным целительным средством при разных болезнях - от лихорадки, эпилепсии, огневой (горячка), от морового поветрия, чёрной немощи, от укушения змеи, он продлевал молодость и укреплял потенцию, а также являлся средством, предохраняющим от порчи. Процветала торговля чашечками из рога, якобы удаляющими яд из пищи, верили, что ядовитая жидкость в нём закипала.

На одной европейской миниатюре XV века изображён святой Бенедикт, отбрасывающий поданный ему кусок хлеба: читатель того времени, видя рядом со святым единорога, мог понять, что хлеб был отравлен, а святой с помощью Божьей это угадал. Рог единорога якобы запотевал при приближении к отраве. В эпоху Возрождения фигурку единорога помещали над аптеками.

Единорог - геральдический символ осторожности, осмотрительности, благоразумия, чистоты, непорочности, строгости, суровости. Если единорог имел корону, то не на голове, а на шее, в виде ошейника. В геральдических книгах единорог уподоблен отважному солдату, «который скорее готов погибнуть, чем живым попасть в руки врага». Существовало и иное метафорическое истолкование единорога на гербе средневекового рыцаря: «от храброго мужа враги бегут, как яд от чудесного рога». Это и прообраз монашеской жизни, стремления к уединению.

На золотых российских монетах изображался начиная со времен великого князя Московского Иоанна III и оканчивая правлением царя Алексея Михайловича Романова (начиная от Лжедмитрия I чеканился также на серебряных монетах).

Символ единорога содержится на двусторонних государственных печатях царя Ивана Грозного: Большой (от 1562 года) и Малой (от 1571 года), также Больших государственных печатях царей Бориса Годунова, Лжедмитрия, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, на печати Большого дворца времени царствования Михаила Федоровича.

Единорог также изображен на спинке трона царя Ивана Грозного, на церемониальных топорах, сёдлах, оконных наличниках дворцов, на гербах российских дворянских родов Баташевых, Бонч-Бруевичей, Веригиных, Кудрявцевых, Мансуровых, Остафьевых, Романовских, Стрекаловых, Тургеневых, Шуваловых, как щитодержатель включён в гербы Болтиных, Ермоловых, Козловских, Салтыковых, Лорис-Меликовых.

Кроме того, присутствует на гербах городов : Лысьва (Россия), Сен-Ло (Франция), Лишниц (Чехия), Виштутис и Меркине (Литва), Рамош (Швейцария), Эгер (Венгрия), Швебиш-Гмюнд и Гинген-на-Бренце (Германия), изображён в гербе канадской провинции Ньюфаундленд.

В изобразительном искусстве

Сюжет о единороге и девственнице распространён в изобразительном искусстве. Наиболее известные работы - серии гобеленов конца XV века «Девушка и единорог» (музей Клюни в Париже) и «Охота на единорога» (музей Метрополитен в Нью-Йорке). Первая серия представляет шесть гобеленов, пять из которых символизируют чувства человека, при участии девушки, единорога и льва. Другую серию составляют семь гобеленов, изображающих охоту, убийство и воскрешение единорога, его пленение.

Иероним Босх в своём триптихе «Сад земных наслаждений» (ок. 1500) изобразил несколько фантастических видов единорога: в левой части его триптиха три единорога: белый, «шотланский»; бурый, оленеподобный с изогнутым рогом; с туловищем рыбы, плавающий в пруду. Также единороги стоят вокруг пруда, посреди людей и животных. У одного рог усеян короткими острыми шипами; у другого туловище оленя, длинные уши и бородка козла, у третьего рог расходится на два отростка.

"Сад земных наслаждений" Босх И.

Фрагменты картины Босха "Сад земных наслаждений" с единорогами.

Виды единорогов

Британский единорог
Грациозная белая лошадь с серебристо-белым рогом на голове. Это Британский единорог. Почему именно Британский? Просто впервые его увидели в лесах Британии. Его тело достаточно мощное, в остальном он похож на лошадь. Однако от лошади отличается раздвоенными копытами (как известно, лошадь - непарнокопытное животное) и, иногда, формой хвоста – некоторые виды имеют львоподобный хвост с кисточкой на конце. Рог у него белый, с лёгкой серебристостью. Самцы имеют бородку наподобие козлиной. На бабках у них всегда растет длинная шерсть. Основной их окрас – снежно-белый, но изредка встречаются и другой масти.

Индийский единорог
Очень изящны, крайне редко коренастые. Они меньше Британского (достигает где-то 1-1,3 метра в холке).
Хвост также изящен, как и они сами - он тонкий, с кисточкой на конце. Чем-то напоминает львиный. Окрас чаще всего белый со слабым серовато-голубым оттенком.
Рог Индийского единорога длиннее и тоньше рога Британского, и уже не белый, а серебряный или золотой.

Европейский единорог
На континенте по некоторым источникам, тоже когда-то были Единороги, они были очень грузные и неповоротливые, серой масти, с очень маленьким рогом, примерно 15-20 см. Имели недюжинную силу, но были очень медлительны. Обитал он в непроходимых, болотистых таежных лесах. По нраву своему они были очень спокойны и флегматичны.
Их копыта были очень широкие и раздвоенные, они позволяли ему спокойно ходить как по лесу, так и по болотам. Летом их шерсть имела серо-буроватый окрас, а зимой светло-серый с теплым подшерстком.

Единороги-элементали или духи
Названы они так потому, что подразделяются на четыре вида, соответствующих четырем основным элементам метафизики – воде, земле, воздуху и огню. Каждый из этих видов подразделяется на множество подвидов - ветряных, радужных (имеют обычно розовый или лиловый окрас), каменных, морских, озерных и т.д. Каждый из видов имеет свой ареал обитания, привычки и тип поведения.

Крылатые единороги

Некоторые исследователи считают этот вид помесью единорога и гиппогрифа – летающей лошади. Другие полагают, что это совершенно независимый вид животных.
Крылатые единороги имеют также несколько подвидов, различающихся, в основном, формой крыльев – бабочки, стрекозы (с прозрачными крыльями), кажаны (крылья по структуре напоминают крылья летучих мышей) и обычные или классические – их крылья напоминают птичьи и покрыты перьями, почему их иногда еще называют лебедиными.

Эти единороги легче обычных, ноги у них короче, сильно развиты мышцы груди и шеи.
В естественной среде обитания – горных и скалистых местностях – крылья используются для удержания равновесия и преодоления опасных и труднопроходимых участков.

Единорог-ангел

По внешнему виду напоминает классического единорога, хотя несколько ниже и изящнее его. Ангел обладает некоторыми свойствами элементалей – свободно может перемещаться по воздуху, хотя и не имеет крыльев, жить в воде, проходить сквозь камни и т.д. Но главное отличие ангела от остальных видов вовсе не в этом. Свое название этот вид получил за особенность физиологического строения – ангел бесполый!
Ангелы появляются на свет из сгустков светлой энергии, образуемой положительными чувствами и эмоциями. Когда концентрация энергии достаточно высокая, то внутри такого сгустка образуется зародыш, постепенно развивающийся в единорога. Ангелы могут путешествовать между параллельными мирами, а также мгновенно перемещаться на любые расстояния.

Единороги-Бесы
Наиболее опасные из всех видов единорогов. Они с трудом переносят общество немагических существ и людей в частности. Поэтому эти единороги живут уединенно, выбирая для жилья темные, старые и труднопроходимые леса. Кровь этого единорога чрезвычайно ядовита, поэтому на них никогда не охотятся – маленькая капелька, попавшая на кожу, вызывает страшные незаживающие ожоги. Рана, нанесенная черным единорогом, не убивает, но вызывает буйное помешательство – прежде чем раненого изолируют или убьют, он причинит немало вреда.
Имеются также подвиды, не имеющие зрачка. Черные единороги предпочитают вести ночной образ жизни, так как их чувствительные глаза не выносят яркого света.

Малый единорог
Этот вид единорогов более всего отличается от всех своих собратьев, в первую очередь своим размером. Тела у них меньше и более хрупкие, чем у пони, но гораздо более мускулистые. Кроме пышной гривы, они наделены бородкой, напоминающей козлиную, а их хвост более походит на коровий, с пушистой кисточкой на конце. Их короткая шерстка имеет приятный золотистый оттенок, который особенно заметен в открытых солнечных лучах и чрезвычайно длинный, желтовато-блестящего цвета, рог. Живут они многочисленными табунами, называющимися содружествами, преимущественно на открытой горной местности с прилежащими к ним степными районами. Один раз в год животные уходят в лес для спаривания, длящегося, как и у остальных видов, только одну ночь в момент весеннего лунного затмения.

Серебряный единорог

Самый красивый и благородный из всех единорогов и, между тем, - очень редкий. Своему названию он обязан не столько собственному окрасу, сколько серебристому цвету крови. Хотя его шерстка и грива тоже имеют сер ебристый оттенок. Размером он с обычную лошадь. Как и малый ед инорог, парнокопытный, а хвост его похож на обычный лошадиный. Еще одной характерной чертой внешности являются ярко-голубые глаза, окаймленные длинными черными ресницами.

Зеркальные Анги
Одни из самых красивых единорогов. Шерсть этого единорога напоминает тончайшую проволоку. Шерстинки плотно прилегают друг к другу, создавая сплошной слой "зеркала". Если особь достаточно взрослая, то зеркальная шкура образует верхний твердый слой, наподобие щита броненосца. Поэтому этих единорогов называют иногда железными или стальными. Такой "доспех" позволяет единорогу лучше защищаться и охранять территорию и семью. Серебряный рог также отражает свет, словно зеркало.

Мифическое животное единорог присутствует во многих традициях. Известны разнообразные его изображения: коза — на Востоке, позже на Западе — олень или лошадь. Изображался всегда с одним рогом во лбу, чаще всего спиральным. «Единорог не одиночная, четко определенная сущность, но сказочное существо с очень многими вариациями: например, имеются однорогие лошади, ослы, рыбы, драконы, скарабеи и т.п. Строго говоря, мы имеем дело с темой единственного рога...» (К. Г. Юнг, «Психология и алхимия»)

В древнем мире он считался выходцем из Индии, где его изображали красноголовым, с белым или черным рогом. Затем он появился в Вавилоне, Китае, Тибете, Греции. На Западе апогей его известности приходится на Средние века. Единорог олицетворяет могущество, силу, которая противостоит силам тьмы, поддерживая равновесие во Вселенной. Он является символом солнечного луча, чистоты, поворота к единению, к центру. Спираль — напоминание о том, что пребывает неизменным во времени. Кроме того, единорог — символ трансмутации, свободы и познания, он указывает путь тем, кто ищет истину.

Многие традиции говорят о единороге как о мифическом животном, олицетворяющем высшую власть Бытия. Он облечен тайной и воплощает изначальное единство, начало и конечную цель человеческого бытия, единство противоположностей и способность к преодолению внутренних противоречий, всеобщую любовь и сострадание.

В Вавилоне его представляли крылатым. На амулете-цилиндре, датируемом примерно 1800 годом до н.э., на его противоположных поверхностях изображены два единорога, символизирующие две стороны Древа Жизни. В шумеро-семитской традиции единорог — лунный символ, атрибут богинь-девственниц.

В Древнем Китае единорог (цилинь) истолковывается как соединение двух понятий: «ци» представляет мужской аспект, ян, движущую силу, энергию творения; «линь» — женский принцип, инь. Таким образом, цилинь представляет собой творческий импульс и его бесконечную экспансию, а также единство противоположностей мужского и женского. Единорог показывается людям только в исключительных случаях. Он считается вестником счастья, его появление символизирует приход к власти хорошего правителя или рождение истинного мудреца. Появлением цилиня отмечены рождение и смерть Конфуция.

Цилинь связан с некоторыми историческими моментами китайской традиции. Так, однажды, 5 тыс. лет тому назад, император Фу-си сидел на берегу вблизи устья Желтой реки. Внезапно появился цилинь, и грязные воды реки просветлели и приобрели кристально чистый зеленый цвет. Цилинь остановился перед императором, трижды ударил копытом о скалу и заговорил с ним голосом, звенящим, как храмовый колокол. Когда цилинь повернулся, чтобы уйти, император увидел, что его спина покрыта магическими знаками, которые он постарался скопировать. Так появился первый письменный язык Китая.

В Тибете единорог называется «се-ру», это преимущественно газель или лань, обитающая на горных вершинах. Единорог — мост между Небом и Землей, между миром светлых принципов и миром темной и плотной материи, проявленного и непроявленного. Единорог является символом пробужденного сознания, целостности и внутреннего покоя, он просвещает, светит в темноте и, подобно утренней звезде, указывает путь, вдохновляя людей в поисках мудрости. На фронтонах гималайских монастырей неизменно изображены два единорога, вращающие колесо Дхармы.

В Индии единорог представляет силу духовного богатства. Он является одновременно и разрушителем, и созидателем. Символ единорога встречается в «Атхарваведе» и в «Махабхарате» в мифе о потопе, во время которого Ману привязал корабль к рогу гигантской рыбы-единорога.

В Персии единорог олицетворяет оплодотворяющее начало, силу и способность очищать. В персидском манускрипте XV в. сказано: «Что касается его рога, то он кажется золотым, с его помощью будут уничтожены и развеяны всякая порча и гнусность».

В древнееврейской традиции легенда говорит о том, что, когда Яхве попросил Адама дать имена всем животным, единорог был первым, кто его получил, и таким образом он был возведен в наивысший ранг. Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, господь дал выбор единорогу: остаться в Эдеме или отправиться с людьми. Единорог выбрал последнее, и был навеки благословлен на сострадание людям.

В греко-римской традиции единорог — атрибут всех девственных, лунных богинь, например, Артемиды (Дианы).

В христианстве рог единорога — это символ божественного единства, духовной власти и благородства, в связи с этим единорог становится образом Христа. Небольшой рост единорога связан с приниженностью Христа при его рождении; его белая окраска символизирует чистоту, то, что необходимо приобретать, следуя путями сыновей Божьих.

В рыцарском символизме единорог ассоциируется с чистотой чувств. Единорог, сопровождаемый Девой, является олицетворением целомудрия и чистоты. Он часто представляет преданную любовь рыцаря к даме. Единорог также представляет отказ от физической любви ради любви более чистой и более сильной. Это нечто вроде очарования чистотой, чудотворное очищение телесной жизни и сексуальной энергии, придающее рыцарю силу и смелость.

Алхимический единорог представляет этап очищения, Белое Делание.Он означает трансмутацию и духовную эволюцию. Его рог символизирует возможность проникновения Духа в Материю.

Вместе с упадком веры понемногу исчезает глубинный смысл символа единорога. Но мифическое животное, обретшее бессмертие в иконографии и священных текстах, присутствует повсюду и готово открыть свое послание тем, кто способен его услышать.


Святой поднялся, обронив куски
Молитв, разбившихся о созерцанье:
К нему шел вырвавшийся из преданья
Белесый зверь с глазами, как у лани
Украденной, и полными тоски.

В непринужденном равновесье ног
Мерцала белизна слоновой кости
И белый блеск, скользя, по шерсти тек,
А на зверином лбу, как на помосте,
Сиял, как башня в лунном свете, рог
И с каждым шагом выпрямлялся в росте.

Пасть с серовато-розовым пушком
Слегка подсвечивалась белизной
Зубов, обозначавшихся все резче,
И ноздри жадно впитывали зной,
Но взгляда не задерживали вещи:
Он образы метал кругом,
Замкнув весь цикл преданий голубой.

Райнер Мария Рильке

Немаловажную роль играл единорог в средневековых легендах и сказках; на нём ездили волшебники и волшебницы; он убивал всякого человека, который ему попадался навстречу; только девственница могла его укротить, и тогда он делался ручным, ложился на землю и засыпал. Вообще, если и удастся поймать единорога, то удержать его можно только золотой уздечкой.

Врагами единорога издавна считались слон и лев. Непременно при встрече слон вступал в борьбу и, как правило, единорог первым пропарывал слону брюхо. Лев же мог заманить единорога в ловушку: спасаясь бегством от погони, он резко сворачивал в сторону у самого ствола дерева, а единорог, не имея возможности быстро затормозить, вонзался в древесину своим рогом, после чего лев легко расправлялся с противником.

В сочинениях христианских писателей это легендарное существо упоминалось как символ Благовещенья (см. Мистическая охота на единорога) и Боговоплощения. В средние века единорог выступал эмблемой Девы Марии , а также святых Юстина Антиохийского и Иустины Падуанской . Рог единорога воплощал силу и единство Отца и Сына, а небольшие размеры животного символизировали смирение Христа.

Для алхимиков стремительный единорог символизировал ртуть.

В русских азбуковниках XVI-XVII вв. единорог изображается так:

Зверь, подобен есть коню, страшен и непобедим, промеж ушию имать рог велик, тело его медяно, в роге имать всю силу. И внегда гоним, возбегнет на высоту и ввержет себя долу, без накости пребывает. Подружия себе не имать, живёт 532 лета. И егда скидает свой рог вскрай моря, и от него возрастает червь; а от того бывает зверь единорог. А старый зверь без рога бывает не силён, сиротеет и умирает.

Рог единорога (под видом которого большею частью сбывался клык нарвала , вывозимый норвежцами, датчанами и русскими поморами из полярных областей, а также рог носорога и бивень мамонта) употреблялся на разные изделия, например на скипетры и посохи, и ценился весьма дорого, особенно потому, что в виде тёртого порошка считался чудесным целительным средством при разных болезнях - от лихорадки, эпилепсии, огневой (горячка), от морового поветрия, чёрной немощи, от укушения змеи, он продлевал молодость и укреплял потенцию, а также являлся средством, предохраняющим от порчи. Процветала торговля чашечками из рога, якобы удаляющими яд из пищи, верили, что ядовитая жидкость в нём закипала. На одной европейской миниатюре XV века изображён святой Бенедикт , отбрасывающий поданный ему кусок хлеба: читатель того времени, видя рядом со святым единорога, мог понять, что хлеб был отравлен, а святой с помощью Божьей это угадал. Рог единорога якобы запотевал при приближении к отраве. В эпоху Возрождения фигурку единорога помещали над аптеками .

Покупка целого рога была под силу только очень богатым людям или обществам. Так, Елизавета I Английская приобрела рог за 10 тысяч фунтов. К 1600 году в Европе насчитывалось по крайней мере 12 цельных рогов. Бер писал, что московский царский скипетр, захваченный поляками в Смутное время «из цельной кости единорога, осыпанный яхонтами, затмевал все драгоценное в мире» . Маскевич в 1614 году сообщал, что полякам за службу выдали в Москве две или три кости единорога. Адам Жолкевский удивился, увидав, какие громадные рога единорога находились в Москве, и заметил, что цельного рога в иных государствах он никогда не видывал, а московский рог купцы оценивали в 200 000 венгерских золотых .

Хирургический метод

Однорогие животные могут быть получены и искусственно, посредством операции. Данный метод основан на анатомической особенности жвачных животных, чьи рога растут не напрямую из черепа, а из нароста роговой ткани. В 1933 году подобная операция произведена биологом У. Франклином Давом из университета штата Мэн (США). Новорождённому йоркширскому телёнку были пересажены два роговых нароста в центр лба, в результате чего у животного вырос длинный прямой рог. Повзрослевшему быку рог придал значительную уверенность, так как прямой центральный рог в виде оружия мог использоваться более эффективно. В связи с этим заслуживает внимания упоминание Плиния Старшего о схожей трансплантации в древнем мире, но с противоположным результатом: в одиннадцатой книге «Естественной истории» описан случай получения четырёх рогов из одного нароста.

Представитель мегафауны

Существует предположение, что в описании единорога отразился след вымершего животного эласмотерия - носорога степей Евразии , обитающего в ледниковый период южнее ареала шерстистого носорога ; изображения эласмотерия встречаются в пещерной росписи того времени. Эласмотерий отчасти напоминал лошадь с чрезвычайно длинным рогом во лбу. Он вымер примерно в то же время, что и остальная часть евразийской мегафауны ледникового периода. Однако, согласно шведской энциклопедии «Nordisk familjebok » и доводам популяризатора науки Вилли Лея , животное могло просуществовать достаточно долгое время, чтобы успеть попасть в легенды эвенков как огромный чёрный бык с одним рогом во лбу.

В геральдике

На золотых российских монетах изображался начиная со времен великого князя Московского Иоанна III и оканчивая правлением царя Алексея Михайловича Романова (начиная от Лжедмитрия I чеканился также на серебряных монетах). С 1562 года единорог изображается на груди двуглавого орла, наравне со Святым Георгием , таким образом в данную эпоху их семантика была равнозначимой. Символ единорога содержится на двусторонних государственных печатях царя Ивана Грозного : Большой (от 1562 года) и Малой (от 1571 года), также Больших государственных печатях царей Бориса Годунова , Лжедмитрия, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, на печати Большого дворца времени царствования Михаила Федоровича . Печатью с единорогом скреплялись письма Ивана Грозного , носящие личный характер, например переписка с Кирилло-Белозерским монастырем . Единорог также изображен на спинке трона Грозного царя, на церемониальных топорах, сёдлах, оконных наличниках дворцов, на гербах российских дворянских родов Баташевых , Бонч-Бруевичей , Веригиных , Кудрявцевых , Мансуровых , Остафьевых, Романовских , Стрекаловых , Тургеневых , Шуваловых , как щитодержатель включён в гербы Болтиных , Ермоловых , Козловских , Салтыковых , Лорис-Меликовых .

Кроме того присутствует на гербах городов: Лысьва (Россия), Сен-Ло (Франция), Лишниц (Чехия), Виштутис и Меркине (Литва), Рамош (Швейцария), Эгер (Венгрия), Швебиш-Гмюнд и Гинген-на-Бренце (Германия), изображён в гербе канадской провинции Ньюфаундленд .

Пара единорогов является щитодержателями в гербе Шотландии , по одному - в государственных гербах Великобритании и Канады .

Сегодня также встречается в названиях и на логотипах некоторых общественных организаций.

В искусстве

Современное изображение

Изобразительное искусство

Сюжет о единороге и девственнице, распространён в изобразительном искусстве. Наиболее известные работы - серии гобеленов конца XV века «Девушка и единорог» (музей Клюни в Париже) и «Охота на единорога» (музей Метрополитен в Нью-Йорке). Первая серия представляет шесть гобеленов, пять из которых символизируют чувства человека, при участии девушки, единорога и льва. Другую серию составляют семь гобеленов, изображающих охоту, убийство и воскрешение единорога, его пленение.

Иероним Босх в своём триптихе «Сад земных наслаждений » (ок. 1500) изобразил несколько фантастических видов единорога: в левой части его триптиха три единорога: белый, «шотланский»; бурый, оленеподобный с изогнутым рогом; с туловищем рыбы, плавающий в пруду. Также единороги стоят вокруг пруда, посреди людей и животных. У одного рог усеян короткими острыми шипами; у другого туловище оленя, длинные уши и бородка козла, у третьего рог расходится на два отростка.

Художественная литература

  • У Франсуа Рабле Пантагрюэль в Атласной стране созерцает 32-ух единорогов.
  • Уильям Шекспир упоминает единорогов в романтической драме «Буря».
  • В произведении Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье » единорог и лев , символизирующих щитодержателей герба Великобритании, борются за корону.
  • Уильям Батлер Йетс в книге «Единорог со звёзд» (1908) связывает с единорогом силу разрушения, несущую обновление и перерождение.
  • Райнер Мария Рильке под впечатлением от серии гобеленов «Девушка и единорог» написал поэму «Сонеты к Орфею» (1923).
  • В пьесе Т. Уильямса «Стеклянный зверинец » (1945) единорог является воплощением одиночества и уязвимости главной героини.
  • В книге К. С. Льюиса «Последняя битва » (1954) единорог борется против сил зла и вместе с другими животными приглашён в рай.
  • В повести «Король раз и навсегда» Т. X. Уайт описывает четырёх мальчиков, которые сначала заставляют кухарку стать приманкой для единорога, а потом жестоко с ним расправляются, хотя вначале было намерение оставить единорога в живых.

Фантастика, сказки и фэнтази

  • В первой книге Поттерианы Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень » упоминаются свойства крови единорога - любой человек, выпивший ее, спасется даже от неизлечимой болезни, но будет навеки проклят.
  • Трейси Шевалье «Леди и единорог» (2005)
  • Священное животное, воплощение Порядка (противоположность Змею Хаоса) в серии книг Роджера Желязны «Хроники Амбера ».
  • Найджел Саклинг «Книга о Единороге» (1997)
  • Харуки Мураками «Страна Чудес без тормозов и Конец Света »
  • Андре Нортон «Год Единорога»
  • В мире My Little Pony в большом количестве присутствуют единороги.

В научно-популярной литературе

  • Оделл Шепард «Учение о единороге» (1930)
  • Ричард Эттиндаузен «Единорог» (1950)
  • Роберт Ридигер Бир «Единорог: миф и реальность» (1972)
  • Юрген Эйнхорн «Дух единорога» (1976)
  • Маргарет Фримен «Гобелены с изображением единорога» (1976)

См. также

Примечания

Ссылки

  • Ричард Псмит (Андрей Ленский) Единороги // Лучшие компьютерные игры . - 2009. - № 1 (86). - С. 184-190.
  • Единорог в «Энциклопедии вымышленных существ»
  • // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . - СПб. , 1906-1913.
  • Туфанова О. А. Символ «Инорога» во «Временнике» Ивана Тимофеева // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2008. № 2 (32). С. 118-128.

Здравствуйте.
Сегодня я хочу рассказать о символе единорога. Лично для меня этот символ вошел в символику моих снов, и стал чем-то родным, близким и знакомым...

Единорог . Единорог является мифическим существом, которое вмещало в себе женский источник энергии, а с другой стороны являло собой символическую полную победу мужской энергии и силы над женской. Представлял собой атрибут и символ всех рыцарей Европы и Азии, которые боготворили и поклонялись женской основе мироздания.

Изображался единорог как белый конь с белой или красной гривой, небесно-голубыми глазами и рогом по среди лба. Часто можно встретить очень старые изображения единорога в совсем не таком виде как мы его привыкли представлять сейчас. В древности его изображали как кабана, осла, носорога с рогом по центру лба.

В священных писаниях «Вед» говориться, что единорог воплощал в себе светлое, отважное мужское начало. А единственный рог единорога мог иметь множество интересных предназначений: свидетельство высокого интеллекта, символ мужского начала, солнечные лучи и силу Солнца.

Самого единорога, как женскую силу, считают символом и эталоном невинности, святости и чистоты. Является символом чистой силы. В Китае мудрый правитель с множеством добродетелей приравнивался единорогу.

Единорога считали диким и безумным зверем, которого по поверьям могла приручить только девственница. Он чуял девственницу, опускался возле неё, укладывал голову на колени и засыпал, ощущая рядом с ней чистоту и невинность.

В славянских верованиях единорога называют Индрик-зверь . Считалось, что единорог мог при необходимости превратиться в белого голубя и исчезнуть.

В христианстве единорога занесли на эмблемы, символически изображая меч и слово Божие. Очень часто единорогу приписывали сходство с Христом. Но думаю тут нечто иное. Как например предположить, что единорог в виде белого голубя мог появиться Марии перед рождением ребёнка. Перед рождением Царя Иудейского и великого пророка и мудреца. Это предположение в связке с вероятным оборотничеством этого зверя мне куда более ближе, чем приравнивать Христа с единорогом. Это даже доказывает то, что единорог является одним из атрибутов изображения Богоматери, как-бы изображая саму идею непорочного зачатия и невинности Марии.

В геральдической символике единорог считается лунным знаком, который балансирует солнечную энергию льва.

Считается, что первым местом где был замечен единорог была Индия. Позже, якобы его видели в Тибете, Вавилоне и Греции.

В представлениях Древнего Вавилона, помимо рога у единорога так же были крылья. Учёными-археологами был найден амулет цилиндрической формы который был сделан в Вавилоне в 1800 году до н.э. По обеим противоположным сторонам амулета были изображены два единорога, которые означали две стороны Древа Жизни.

В представлениях Древнего Китая единорог имел имя цилинь , где ци - поток мужской направляющей энергии, а линь - иньская женская составляющая. Таким образом единорог был двуполярным существом, которое было андрогинным, имело и женскую и мужскую энергию. Цилинь был воплощённым образом творческой энергии. Считался предвестником счастья, но увидеть его было невозможно, так как это было осторожное существо. Считалось, что если кто-то увидит цилинь, то будет смена власти в стране, будет выбран новый мудрый и благородный правитель. Также единорог был предвестником рождения и смерти нового мудреца или мудрого императора. Единорога видели когда рождался и умирал сам Конфуций.

В тибетских верованиях единорога изображали как лань. Считалось, что он служил своеобразным мостом для перехода с Земли на Небо. Был символом олицетворения пробуждённого сознания, целостности и полноты бытия, полного ощущения умиротворения и внутреннего покоя. Считается светлым учителем и проводником мудрости для человека, разгоняет мрак помогая обрести правильный жизненный путь.

В индийских текстах указанно, что единорог был символом полноты духовных знаний, опыта, накопленной мудрости и духовного богатства. Являет собой одно единое целое начало.

В персидских сказаниях единорог выступал как символ оплодотворяющего мужского начала, способность противостоять ядам и самоисцеления. Считалось, что рог единорога, если его измельчить в порошок, способен стать отличным универсальным противоядием от всех типов ядов и отравлений, излечивал от порчи и считался мощным препаратом для повышения потенции и мужской сексуальной силы.

Согласно писаниям Торы, Яхве попросил первых им созданных людей дать имена всем животным, первым получил имя единорог за что и стал почитаемым важным зверем, что сделало его, на одном уровне со львом, царём зверей. Когда Бог изгонял с рая Адама и Еву единорогу было предложено как самому разумному существу после человека два пути: либо пойти за людьми, либо остаться в раю. Единорог выбрал первое, тогда и был благословлён на помощь и поддержку людям.

Мы можем считать, что единорог мифический зверь или что его уже не существует из-за вымирания вида, как например некоторые редкие вымирающие виды животных или саблезубый тигр. Однако, вполне вероятно что когда началась охота на единорогов ради одного ценного трофея - их рога, несколько единорогов уцелели и были надёжно спрятаны в лесах Шотландии, и Ирландии. В волшебных лесах, где обитают феи, гномы, эльфы и прочие мистические жители этих тайных лесов:)