Караимское кладбище «Балта-Тиймез» под Бахчисараем. Караимское кладбище Караимское кладбище бахчисарай

И опять меня забросила судьба в Крым. Путешествие началось необычно - с древнего караимского кладбища, которое находится недалеко от Бахчисарая. Атмосфера кладбища была очень мистической, и при этом величественной и спокойной. Было ощущение, что души караимов все еще здесь, и хотят поведать какие-то тайны...

Караимы являются одним из уникальных народов, которые, несмотря на свою нынешнюю малочисленность, некогда были большим и сильным народом. Они оставили большой политический, этнический, культурный след в истории тюркских народов Крыма,

На исторической территории крымских караимов, в междуречье Альмы и Качи на нагорье Кырк Йера (округи кырков) находится «священная колыбель» - пещерный город Чуфут-Кале («иудейская крепость»). Называется так он с первой половины XVII в., когда преобладающим населением в крепости стали караимы - иудеи, последователи Ветхозаветной Библии . В непосредственной близости от Чуфут-Кале, за восточной стеной, располагается еще один уникальный памятник истории - Иософатова долина с древним караимским кладбищем.

Кладбище огорожено невысокой стеной, сложенной из блоков известняка. За скромной аркой ворот, среди лесных зарослей, открывается поражающее своим видом необозримое море надгробий. Сотни могил заросли густым лесом, надгробия переплетенные лианами, глубоко ушли в землю. В прошлом здесь среди могил росли только старые дубы, рубить которые запрещалось: недаром татары называли кладбище «Балта-Тиймез» (топор не тронет). Этим деревьям поклонялись, во время засух возле них произносились молитвы.






Кладбище расположено на двух весьма крутых склонах долины, его территория вытянута с запада на восток. Надгробные плиты прослеживаются практически перпендикулярно тропе на протяжении 500м. Характерная ориентировка могил - с севера на юг.

На кладбище сохранилось множество памятников. Согласно последним исследованиям общее количество сохранившихся надгробий - около 7 тыс. (что чрезвычайно близко к оценке Фирковича, сделанной в 1847 г.), и из них около 3400 имеют эпитафии. Надписи, зачастую с цитатами из Библии, выполнены на древнееврейском языке, изредка - на караимском, но древнееврейскими буквами. В надписях обычно указывали имя, родовую принадлежность, дату смерти, реже - ее причину. Иногда приводили профессию и другие сведения, нередко надписи включают краткие напутствия усопшему. Отсутствие эпитафий на некоторых могилах объясняется широко распространенным среди караимов культивированием аскетического образа жизни.

Изготовлены надгробия в основном из местного известняка, но есть и привозной материал - мрамор, лабрадорит, габбро... Форма памятников на кладбище «Балта - Тиймез» очень разнообразна - она изменялась в зависимости от эпохи. Преобладают старинные «однорогие» и «двурогие» надгробия, но встречаются и плиты лежащие горизонтально или стоящие вертикально, обелески, столо - и гробообразные памятники.


Чаще всего встречаются седловидные памятники в виде детской колыбели -”бэшика” с двумя или одним рогом. Любопытна интерпретация происхождения формы этих памятников. Некоторые старики видели в ней трансформированный могильный холмик с пиками по углам, другие - седло, которое, согласно преданию, клали на могилу воина-всадника.

Надмогильные памятники - интереснейшее собрание каллиграфически исполненных эпитафий и орнаментов. Они несли не только декоративный, но и глубокий символический смысл. Орнаментировано приблизительно 6% камней. Наиболее часто встречаются: одна, или несколько окружностей, вписанных друг в друга (солярный знак; древний символ солнца, означал источник жизни, свет, богатство, изобилие, жизненную силу; 3 или 5 окружностей - радуга - символ счастливого завершения чего-либо, благополучного исхода [Крымскотатарская символика]); кипарис (дерево печали, величия [Мифы...]); шестиконечная звезда (символ изобилия, красоты, любви, милости, гармонии, свободы, мира, взаимности, симметрии, образ человека, на Востоке символ пересечения активного и пассивного начала, неба и земли, ада и рая, т.е. противоположности в единстве [Мифы...; Крымскотатарская символика]; многогранники в окружности (универсальная схема, подчеркивает единство разных сфер бытия); многолепестковые розетки, вписанные в круг (солярный знак, изображение розетки - эмблемы солнца - пожелание добра, удачи, благоденствия [Гольдштейн]); линии, ломаные линии, плетёнки, звезды в окружностях, мелкие цветы . Некоторые надмогильные памятники имеют вид прямоугольных стел с полусферическим экраном и похожи на армянские хачкары (напомним, что в Чуфут-кале была армянская община). Есть типичные еврейские надгробия, распространенные в западной Европе в XV - XVIII вв. На могильных плитах нередко можно увидеть признаки культовых традиций европейских иудейских общин: кабаллистические многогранники, заключенные в окружности, хасидскую систему расположения эпитафий, ориентировку надгробий .






Иософатова долина была почитаемым местом погребения, куда привозили умерших из других городов. Захоронение тут считалось почетным, и нередко надгробия ставили людям, умершим и похороненным вдали от Чуфут-Кале - их называют кенотафы или Йолджи -таш («йолджи» - путник, «таш» - камень) или Тикмэ-таш («тик» - прямо стоящий)- камень путнику в виде прямоугольника. Любопытно, что памятник такого рода упоминается в одном из самых страшных караимских проклятий: «Тикмэ таш бол», буквально - «Чтоб ты стал Тикмэ-таш», то есть чтобы умер на чужбине, а не на родине.





После того как во второй половине XIX в. жители покинули Чуфут-кале, кладбище не было заброшено, а, напротив, приобрело значение общенациональной усыпальницы. Захоронение здесь считалось особенно почетным. В это время в основном появляются памятники из дорогих пород камня, украшенные орнаментом в восточном вкусе нередко с повторением символов смерти и воскресения - кипарис, розетка и т.д.

20.09.2015

1500 лет на древнем Караимском кладбище недалеко от пещерного города Чуфут-Кале в Крыму хоронили людей. Более 10 тысяч могил - самое большое в Европе.
Караимы - древний тюрскский народ, исповедующий иудаизм, непохожий на современные иудейские верования. В отличие от христиан, мусульман и других иудеев, караимы хоронили своих умерших в направлении север-юг. По разным данным, некрополь у Чуфут-Кале начал существовать в VI - XIII веках. До сегодняшнего времени многие надгробия уже давно разрушились и превратились в прах, на некоторых совершенно стерлись надписи, а другие еще сохранили на себе следы прошлого.

Форма могил и надгробий здесь самая разнообразная: и прямоугольные плиты, и гробообразные саркофаги, и стелы, и вертикальные обелиски.

Кладбище раскинулось на площади в 4 гектара. Попасть туда можно, если выйти из Чуфут-Кале через Восточные ворота и пройти полкилометра по Иосафатовой долине. На кладбище посетителей встречает тишина, запустение, поросшие мхом могилы. Почти все, кто бывал на кладбище, отмечают странное гнетущее впечатление, ощущение, что души похороненных здесь караимов не покинули могилы и все находятся здесь.

Карта

Где находится Караимское кладбище? Все просто, посмотрите отметку на карте, запишите адрес или 44°44.225′, 33°55.759′, почитайте схему проезда под картой. Вам следует обязательно посетить это место!

Как добраться на Караимское кладбище

Фото

Караимское кладбище

Тайное, магия, сверхъестественное - все эти понятия уносят нас в безграничный мир тайн , волшебства, эзотерики, сказок на яву, исполнения желаний, а порой страха и ужаса, но все равно это страшно интересно .

Все хотят хоть чуть-чуть приоткрыть завесу тайны того мира, который не виден глазами, но существует параллельно нашему и в немалой степени влияет не него. Ведь не секрет, что даже не подверженные суевериям люди, останавливаются при виде перебежавшей черной кошки дорогу, отмечают наличие факта черной дюжины, не сметают ладонью крошки со стола и т.д.

Необъяснимое рядом с нами

Есть много людей полностью меняющие свои взгляды на жизнь после того, как с ними случались настоящие мистические истории которым просто нет объяснения, но произошедшее — свершившийся факт.
А чего стоят леденящие душу рассказы очевидцев о встречах с призраками, оборотнями и и другими представителями потустороннего мира.

Множество неразгаданных тайн и загадок хранит наша планета земля: аномальные места, нераскрытые тайны океана, Атлантида, бермудский треугольник.
Нет до сих пор ответа на вопрос, что или кто, скрывается за аббревиатурой НЛО , существуют ли на самом деле порталы перемещения в пространстве или в другую реальность.

Официальная наука не признает наличия этих явлений, потому что они необъяснимы с физической точки зрения. В свое время наука, отрицала наличие биополя человека, хотя с давних времен, люди верили в присутствии ауры. Где правда, а что вымысел, не все можно объяснить формулами и физическими понятиями.

Существует неисчислимое множество легенд преданий и сказок, действующими лицами в которых являются животные . Причудливое, красочное восприятие мира окружающего мира передавалась из поколения в поколение. Но справедливости ради, нужно отметить, что в звери из сказок и легенд часто оказываются самыми заурядными животными - лисами, волками, гиенами. Ведь в далекие от нас времена, действительность и вымысел мирно уживались рядом.

Мир тайн - место где мы даем информацию, в которую кто то не верит, кто то читает ради простого интереса. Другие доверяют в большей степени, и применяют на практике полученные сведения с сайта мир тайн , например ритуалы магии .

Пожалуй, караимское кладбище на Чуфут-Кале это самое мрачное, но в то же время и удивительно притягательное место. Днем, когда лучи солнца, пронизывают заросли орешника, и играют на глянцевых листьях плюща, ничего пугающего не приходит в голову путнику, случайному забредшему на кладбище. Наоборот, умиротворение и покой заполняют его душу. Можно часами ходить по этому месту, разглядывая живописные нагромождения плит известняка разбросанных землетрясением, и разбирать таинственные письмена покрывающие их.

Вечером, с заходом солнца, картина меняется. Странный, ничем не объяснимый страх возникает у путника оказавшегося у кладбища с наступлением темноты. Этот страх становится все сильнее по мере приближения к границам кладбища. Будто невидимая стена ужаса становится все плотнее и плотнее. В какой-то момент человек вынужден повернуть назад, и уйти от границы кладбища.

Интересно то, что ощущение страха возникает даже тогда, когда человек не знает, что приближается к территории караимского кладбища. Однажды, я с товарищем сам был застигнут сумерками на дороге огибающей кладбище. Тогда, мы еще не знали, что наш путь проходит совсем близко от него. Из-за густой растительности не было видно ни стен, ни надгробий. Я вдруг ощутил непреодолимое желание уйти с этой дороги как можно быстрее, я украдкой посмотрел на своего спутника, его лицо было необычно напряжено. Мы, не сговариваясь, ускорили шаг. Потом почти побежали. Постепенно ощущение страха начало ослабевать, и вскоре совсем прошло. Позже я расспросил моего друга о пережитых ощущениях. Его состояние было очень похоже на мое. Это показалось нам очень странным, ведь мы несколько ночей провели в местных пещерах во время сильной грозы, и ничего подобного не испытали!

Истории о подобном воздействии на людей караимского кладбища на Чуфут-Кале не единичны. Был случай, когда большая "команда" панков решила заночевать прямо на кладбище. После наступления темноты все они, под действием сильнейшего страха убежали с кладбища, бросив свои пожитки, которые осмелились забрать только утром. А панки, как известно, народ неприхотливый, и в "бабушкины сказки" верить не склонный!

С караимским кладбищем связано немало других интересных историй. Говорят, что именно там Фиркович подделывал надписи о дате смерти на надгробных камнях. Делал он это с целью реабилитировать свой народ в глазах царского правительства России, отмежевавшись от евреев, на которых распространялись дискриминационные законы. А отмежеваться было вроде бы просто - доказать, что караимы поселились на Чуфут-Кале до времени описываемых в Библии событий распятия Иисуса. Таким образом, караимы, как не принимавшие участия в этих событиях, не будут виновны в смерти Христа, следовательно, они невиновны в глазах потомков! Задачу Фирковича облегчало то, что известняк, из которого были вытесаны надгробия, легко окисляется на воздухе. Надпись, выбитую недавно, природа быстро состарит так, что она будет, не отличим от выбитой сотни лет назад. Радиоуглеродного метода датировки исторических артефактов тогда еще не изобрели. Основным критерием датировки были надписи на самих этих артефактах - в данном случае - на надгробиях.

После революции вопрос о причастности или не причастности караимов к распятию Христа отпал сам собой. Однако когда археологи попытались по останкам определить реальную давность захоронений, в дело опять вмешались почти мистические события.

История примерно такова: приехавшие на раскопки археологи наняли группу людей для земляной работы - раскапывать могилы. Понятно, что на такую работу нанимаются обычно не самые интеллигентные представители местного населения. И вот, занимаясь земляными работами "на веселе", они поминали и Фирковича и его жену, и караимов "не злым, тихим словом" - как это нередко бывает в подобной обстановке среди подобных людей. Но интересно то, что их "беседы" были кем-то записаны на магнитофон, а пленка попала "куда следует". Раскопки на кладбище, понятное дело, запретили, как акт кощунства и вандализма. Что в принципе и правильно, но загадка точного времени появления караимов на Чуфут-Кале осталась.

Пресса так описывала произошедшие события:

"Скандал в городе мертвых.

К месту подтянулось несколько десятков человек, кое-кто из них с дубинками и ножами. Ситуация накалялась, вновь посыпались антисемитские высказывания, угрозы. Прибывшая чуть позже милиция предпочла роль наблюдателей, и ученые к вечеру вынуждены были вернуться в Симферополь несолоно хлебавши...

Почему фотографирование надгробий приравнивается к осквернению святынь?

Почему иудеи-караимы не пустили иудеев-израильтян на Чуфут-Кале?

Кто прав: комитет по охране памятников или Ассоциация крымских караимов?"

Ходит легенда и о том, что Фиркович, будучи великим мистификатором, распорядился так, что на его могиле, расположенная рядом с могилой жены лежит плита супруги, а ее могила - соответственно покрыта его плитой. Правда, это или нет - не знаю. Но легенда об этом есть.

Во время моего очередного посещения Чуфут-Кале, я со своими спутниками стал свидетелем еще одного интересного явления связанного с караимским кладбищем. Как-то гуляя по кладбищу (дело было в конце августа), мы заметили на самом его краю странное место. Это была площадка на склоне оврага, между деревьями, неправильной круглой формы, около 7-10 метров в диаметре, ограниченная лежащими на земле ветками. С виду, площадка абсолютно ничем не выделяется, но на ней нет ни одного упавшего листа или ветки! В то время как земля вокруг них просто усыпана. Выглядит так, будто ее только что тщательно подмели. Но так подмести землю с многолетней опавшей листвой просто невозможно! Мы приходили к площадке еще несколько дней. На этом месте не появился ни один упавший лист или маленькая ветка. Место на склоне оврага, ветром туда наверняка должно было насыпать листьев или другой лесной сор. Рационального объяснения мы этому не нашли. В качестве места для стоянки площадка не пригодна - крутой склон, почти посреди кладбища, нет следов огня, мусора, и прочих "туристских отметин". Да и зачем убирать листья и мелкие веточки с такой тщательностью? К тому же, неподалеку была ровная полянка гораздо более подходящая для лагеря.

Увиденное мной в этой поездке, так и осталось загадкой. Одной из многих загадок этого странного места.

Новость отредактировал New World - 17-08-2011, 16:07