Сирийская мясорубка: «Солдаты удачи» ждут закон о ЧВК. ЧВК в законе: зачем Сергей Лавров предлагает легализовать «солдат удачи

https://www.сайт/2018-02-15/avtor_proektov_zakona_o_chvk_rasskazal_chto_prineset_rossii_legalizaciya_naemnikov

«Бенефициаром должно стать правительство РФ»

Что принесет России легализация наемников? Интервью автора законопроектов о ЧВК

Минобороны РФ/Global Look Press

Глава комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов 14 февраля заявил о том, что в свете последних событий в Сирии проект закона о легализации частных военных компаний (ЧВК) обрел дополнительную актуальность. Документ недавно был внесен в Госдуму и направлен сейчас в Правительство РФ для получения отзыва. Подобные законопроекты, начиная с 2012 года, направлялись в Госдуму четыре раза, но были отклонены. Об этом сайт сообщил сегодня один из их авторов — директор Независимого научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития», член экспертного совета комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы РФ Виктор Ананьев..

— Текст законопроекта, о котором сказал Шаманов, пока не раскрывается. Вы участвовали в подготовке подобных проектов дважды — в 2015 и 2016 годах. Каковы их базовые принципы?

— Когда мы готовили первую редакцию закона «О частной военно-охранной деятельности», то отмечали, что частные вооруженные подразделения появились почти 60 лет назад по инициативе частных лиц. Потом на них обратили внимание спецслужбы и другие государственные структуры, которые поняли, что ЧВК можно использовать неофициально для решения определенных задач.

Сегодня некоторые частные вооруженные подразделения зарабатывают деньги для государственных элит, другие решают крупные политические вопросы для надгосударственных структур согласования и управления. Власти ряда стран увидели в ЧВК механизмы своей большой политики, направленной на ликвидацию национальных государств. Все понимают, что приход ЧВК в ту или иную страну может изменить внутренний политический климат.

В связи с этим над ЧВК нужен контроль. Считаю, что контроль должен быть тройной: соответствие нормам международного права, законодательства государства-происхождения и законодательства того государства, где ЧВК осуществляет свою деятельность. В России официально ЧВК отсутствуют.

Alexey Sukhorukov/Xinhua/GlobalLookPress

— Будете участвовать в обсуждении озвученного Шамановым проекта закона?

— Думаю, да. Мы поучаствуем на экспертном уровне и постараемся сделать все, чтобы документ соответствовал интересам нашего государства. Пока я не видел документа. Но предполагаю, что он основан на вариантах законопроектов, редакции которых ранее готовились нашим институтом.

— Вы можете сказать, сколько сегодня действует частных военных компаний в России?

— Никто из них не афиширует свою деятельность. Мы знаем некоторых бизнесменов, которые работают за рубежом. Но они не говорят о численности своих компаний. Это коммерческая тайна, и я их понимаю. Официально они осуществляют консалтинговые услуги, и если обнародуют истинную информацию, то подпадут под статью уголовного кодекса. Только безответственные люди не стесняются и заявляют: «Мы — ЧВК!» Кричите — вероятно, вами скоро заинтересуются компетентные органы.

Если говорить в глобальном смысле, то в мире насчитывается огромное количество крупных и мелких ЧВК. Думаю, счет идет на тысячи. Под международным документом Монтрё (о регулировании деятельности ЧВК. — Прим. ред.) в настоящее время подписалось около 70 стран. Это достаточно много.

ЧВК стали своеобразной самостоятельной международной отраслью, объем этого рынка оценивается от 150 млрд до 250 млрд долларов в год. Игнорировать такие факты нельзя.

— Кому должны подчиняться российские ЧВК — Минобороны, ФСБ?

— Будучи коммерческими организациями, ЧВК должны содержать хотя бы минимальную численность своего штата, поэтому в нашем проекте закона они на законном основании должны были охранять объекты Минобороны. Это позволяет разграничить сферы деятельности ЧВК и частных охранных организаций. С другой стороны, по команде правительства РФ и в соответствии с договором ЧВК может набирать людей для выполнения иных задач. Лицензирование деятельности ЧВК за рубежом может вести и Минпромторг, курирующий внешнеэкономическую деятельность. Использовать правоохранительные органы и иные силовые структуры неразумно, так как они выполняют свои специфические задачи.

Если брать зарубежный опыт, США, то там ЧВК контролируют Пентагон и Госдепартамент. Мы по ряду причин не можем проводить аналогии США с Россией, поэтому считаем, что бенефициаром ЧВК должно стать Правительство РФ. При этом таких компаний в России должно быть не более 10-15.

Matt Cetti-Roberts/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

— О каких конкретных «иных задачах» может идти речь?

— Основная задача — это защита собственности и интересов государства за рубежом. За границей у нас, к слову, много собственности. Возьмем, к примеру, «Газпром» или «ЛУКОЙЛ». Кто должен обеспечивать безопасность внутреннего периметра их объектов за границей? У ФСБ свои задачи, у Минобороны — свои…

— Наверное, службы безопасности этих компаний…

— А службы собственной безопасности у нас тоже не легализованы. И нет ни одной службы безопасности компании, готовой обеспечить безопасность ее объектов за границей. У них могут быть специалисты, но нет оружия. Кстати, ЧВК получают необходимое оружие в стране пребывания. Важно отметить, что подготовка работника для частных охранных структур не соответствует уровню требований ЧВК. Слишком многое нужно знать и уметь.

В итоге кто охраняет объекты ОАО «ЛУКОЙЛ» в Ираке? Англичане! А если нужно построить в Сирии, к примеру, железную дорогу протяженностью 500 километров? Кто будет заниматься ее охраной, если у правительства Сирии не хватает для этого сил и средств? После того, как власти Сирии обретут уверенность в своих силах, ЧВК могут возвращаться на родину.

При этом у России есть еще интересы по строительству за рубежом портов, атомных станций… Опять же, ЧВК могут охранять нефтяные месторождения, трубопроводы и многие другие объекты.

Институт проблем безопасности и устойчивого развития

— Хорошо, возьмем в качестве примера Сирию. Там официально находятся подразделения Минобороны РФ. Зачем нужны ЧВК?

— ЧВК нужны для того, чтобы подразделения Минобороны РФ занимались своими прямыми обязанностями. Охранять нефтяные поля накладно. А если Правительство РФ заключит с Сирией соответствующий договор и направит туда ЧВК, то проблема будет решена.

— Получается, что принятие закона о ЧВК — это исключительно правовой вопрос.

— Конечно. Хочу обратить внимание на то, что нахождение любого военнослужащего за рубежом — это присутствие чужой армии. Это вряд ли может восприниматься в позитивном ключе. ЧВК — другое дело, если имеются официальные договоренности сторон. С их помощью с учетом международного права можно легче решать определенные вопросы.

— Однако последние новости о ЧВК носят другой характер. Им приписывают участие в боевых действиях. Опять же, есть мнение, что легализация ЧВК в России — это своего рода благодарность ЧВК Вагнера за участие в войне на Донбассе.

— Об этом можно много говорить и писать. Мне сложно об этом судить, потому как я не был свидетелем участия ЧВК в боевых действиях. Я знаю потребности страны как эксперт, но не могу проводить логические параллели с Донбассом. Говорят, что в СССР запретили карате, потому что избили родственника члена Политбюро. А может быть, другие причины были?

Что касается задач, то ЧВК не готовят для военных действий. Да, сотрудники таких компаний умеют обращаться с оружием. Но и наши военные полицейские тоже носят оружие.

Ни у одной иностранной ЧВК, например, не прописано, что она должна участвовать в боевых действиях. Об этом говорит и доктрина Монтрё. Если ЧВК отправляется за рубеж, должно прописываться, как и что ее представители должны защищать с оружием в руках.

ЧВК должны строго соблюдать требования гуманитарного права, нельзя с оружием в руках творить, кто что хочет. Должна быть ответственность — об этом также должно говориться в законе о ЧВК.

— Считается, что гибель бойцов ЧВК не несет такого политического напряжения, как гибель штатных сотрудников оборонных ведомств. И это якобы еще одна причина для легализации частных военных компаний в России.

— Я так не думаю. Если закон о ЧВК будет принят и в России кто-то воспользуется этим инструментом для ведения боевых действий, то это будет также конфликтно и проблемно. Введение ЧВК не решает проблем обеспечения воюющих сторон ресурсами. Они решают специфические задачи.

— Вы при этом почему-то не признаете наличие российской ЧВК Вагнера, о деятельности которой не высказался только ленивый.

— Я много чего видел, знаю и достаточно неплохо информирован. Да, существует некое формирование. Но отличить тут правду от неправды очень тяжело. А заниматься домыслами не очень хочется.

Yoshio Tsunoda/AFLO/GlobalLookPress

— Закон о ЧВК должен проговаривать вопрос финансирования этих компаний? Только ли это частный капитал или еще господдержка?

— Я думаю, финансирование может быть смешанным. Но суть в том, что у нас практически нет ни одной организации, которая бы смогла с нуля все сама сделать. По мнению очень авторитетных экспертов, чтобы подготовить 30 тысяч сотрудников ЧВК, нужен окружной полигон, один год и приблизительно 100 миллионов долларов. Поэтому государство будет вкладываться в это дело. Это не означает, что ЧВК будет только потреблять и ничего не возвращать. Я думаю, будут отработаны все финансовые механизмы и проблем тут никаких не будет.

— В документе прописываются условия заключения контрактов, страховки?

— Конечно, оговаривается зона ответственности, социальные и правовые гарантии.

— А что касается вооружения?

— Здесь нет никаких проблем, и вопрос провоза оружия через границу тоже не стоит. Приезжая в другую страну, будь то Ливия, Сирия, Ирак, Марокко или Венесуэла, сотрудник ЧВК получает любое вооружение на основании официального договора с правительством этой страны.

Aasif Shafi/ZUMAPRESS.com/GlobalLookPress

— Но если нет оружия, которым привыкли пользоваться бойцы ЧВК?

— Если для вас как журналиста основное оружие — блокнот с ручкой, то для сотрудника ЧВК нет необходимости иметь самолеты, вертолеты и танки, ему достаточно стрелкового оружия. А оно не является дефицитом нигде. Опять же, если задача — строительство форта или другого объекта, для этого оружия не нужно.

— Подводя итог, вы возлагаете на ЧВК роль мирного защитника интересов РФ за рубежом?

— Конечно, нужно защищать свои интересы за рубежом. Мы в свое время задавали вопросы всем силовым ведомствам, и никто из них, как выяснилось, не хочет заниматься этой тематикой. У всех свои задачи, как я уже говорил.

Российские ЧВК должны иметь одного бенефициара — правительство страны, и при этом они должны быть вписаны в мобилизационную готовность наших Вооруженных сил. Но говорить о том, что ЧВК — это своего рода резервы для ВС РФ, не стоит. Мы всегда найдем людей для боевых действий, и частные военные компании для этого не нужны. ЧВК — дорогое удовольствие, и использовать их нужно с умом.

Гибель российских наемников в Сирии, уголовные дела и другие ЧВК

12 февраля стало известно об авиаударе, который международная коалиция во главе с США нанесла по российским наемникам из так называемой ЧВК Вагнера. Данные об обстоятельствах военного конфликта, случившегося в провинции Дейр-эз-Зор, разнятся. По одной из версий, сторонники Башара Асада, среди которых были бойцы ЧВК Вагнера, атаковали штаб «Сирийских демократических сил», где находились американские военные советники. Силы коалиции нанесли по нападавшим авиаудар, в результате которого были убиты, по разным оценкам, от 100 до 300 человек. При этом в социальных сетях распространялись слухи о гибели под Дейр-эз-Зором «от 200 до 600 бойцов» ЧВК Вагнера. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова 15 февраля заявила о пяти погибших в результате авиаудара в Сирии.

По утверждению источника газеты «Коммерсантъ», причиной инцидента в провинции Дейр-эз-Зор стала попытка местных «крупных предпринимателей» захватить нефтяные и газовые месторождения, находящиеся под контролем союзников США.

В Минобороны опровергли присутствие российских военнослужащих в районе атаки, и добавили, что силы коалиции действовали в порядке самообороны. При этом Bloomberg со ссылкой на два источника сообщил, что получившие травмы российские наемники доставлены в госпитали Минобороны РФ в Москве и Санкт-Петербурге.

После первых сообщений о гибели россиян в интернете появилось несколько видеоматериалов, снятых с беспилотников, якобы демонстрирующих авиаудары по ЧВК Вагнер. Однако их подлинность пока подвергается сомнениям.

Законопроекты, легализующие деятельность частных военно-охранных компаний, вносились на рассмотрение Госдумы четыре раза, начиная с 2012 года, но были отклонены как противоречащие Конституции. Официально создание и участие в частных военных компаниях в России сейчас подпадает под действие статьи УК РФ «Наемничество».

«Новая газета» рассказывала, как в октябре 2013 года сразу 267 россиян из ЧВК «Славянский корпус» одномоментно могли получить тюремные сроки за наемничество. Они по контракту с министерством нефти и минеральных ресурсов Сирии должны были отбить ряд объектов у террористов. В ходе боев наемники потеряли свои документы и были экстренно вывезены в Россию и поставлены на учет. Для руководителей «Славянского корпуса» Вадима Гусева и Евгения Сидорова «контакт» с ФСБ завершился уголовными делами, приговорами и реальными сроками по статье 359 УК. С тех пор, как заявил сегодня сайт Ананьев, в России больше не было подобных громких уголовных дел.

В январе 2018 года первый зампред Комитета по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов сообщал, что в закон о ЧВК планируется прописать ограничения для частных военных компаний — им запретят нарушать суверенитет и изменять границы государств, свергать законные органы власти, вести подрывную деятельность, разрабатывать, покупать или хранить оружие массового поражения. Закон позволит привлекать сотрудников ЧВК к участию в контртеррористических операциях за рубежом, к защите суверенитета союзнических государств от внешней агрессии. При этом предполагается участие ЧВК в защите разных объектов, включая месторождения нефти и газа, железные дороги.

Что касается ЧВК Вагнер, то, согласно данным из открытых источников, финансирование бойцов осуществляется через российское ООО «Евро Полис», которое, как писала «Фонтанка» в июне 2017 года, якобы аффилировано с известным петербургским бизнесменом Евгением Пригожиным, которого в околокремлевских кругах называют не иначе как «кремлевским поваром». По данным Reuters, за 9 месяцев 2017 года в Сирии погибли более 130 россиян, не являющихся действующими российскими военнослужащими.

Зарубежные СМИ среди известных крупных ЧВК называют Custer Battles, Blackwater Security Consulting, ErinysIraq Ltd, Hart Group, Kroll, Military Professional Resources, Inc., Titan Corporation.

Что такое группа Вагнера

Частная военная компания Вагнера появилась на Ближнем Востоке незадолго до того, как осенью 2015 года Россия начала официально разворачивать в Сирии свои базы, отмечал в разговоре с РБК офицер Минобороны. Эту информацию подтверждал источник, знакомый с ходом операции. В общей сложности рядом с сирийскими Латакией и Алеппо располагались почти 2,5 тыс. человек, которые представляли группу Вагнера.

Впервые о группе Вагнера и ее участии в сирийской войне сообщила «Фонтанка» в октябре 2015 года. По данным этого СМИ, ранее бойцов ЧВК видели на юго-востоке Украины, где они принимали участие в боях на стороне самопровозглашенных республик. Об этом же писала и The Wall Street Journal.

Группа Вагнера получила свое название по позывному руководителя отряда, рассказывали источники РБК, лично знакомые с Вагнером. «Фонтанка» называла командиром ЧВК Вагнера Дмитрия Уткина: по данным издания, Вагнер — это его боевой позывной. ​Уткин был на приеме в Кремле в декабре 2016 года, эту информацию пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

ЧВК Вагнера с владельцем группы «Конкорд» Евгением Пригожиным, последний в комментарии РБК , что не имеет к военной компании никакого отношения.

Источник РБК, знакомый с бойцами группы Вагнера, что минимальная зарплата наемника на базе в России составляет 80 тыс. руб., а за службу в Сирии платят от 250 тыс. руб. в месяц. За погибшего военная компания выплачивает его родным компенсацию.

По мнению председателя Военной коллегии адвокатов Москвы Владимира Тригнина, закон необходим, поскольку сейчас сотрудники ЧВК и их семьи «не имеют прав и льгот, как у контрактников»: «Сотрудники ЧВК не находятся под какой-либо защитой, не застрахованы, хотя могут выполнять задачи государственной важности на территории других государств».

Зампред комитета Госдумы по обороне Юрий Швыткин («Единая Россия») убежден, что узаконить ЧВК необходимо. «Законопроект нужно разрабатывать и четко прописывать там вопрос социального статуса и защиты данной категории граждан, а также членов их семей», — сказал он, добавив, что принятие закона о ЧВК «повысит значимость тех задач, которые они выполняют».

Заявить о необходимости защиты сотрудников ЧВК вынудила текущая ситуация с попавшими в плен и погибшими бойцами группы Вагнера, уверен глава организации Conflict Intelligence Team (СIT) Руслан Левиев.

В вопросе защиты прав таких людей стоит не забывать, что группа Вагнера очень далека от западного понимания термина «частная военная компания», добавил он. Традиционно сотрудники западных ЧВК занимаются только охраной и обучением, говорит Левиев. По его мнению, ведение боев и наступательных действий, разведка, диверсионные акты должны оставаться на плечах государственных структур. «С группой Дмитрия Уткина все иначе. Сейчас ЧВК Вагнера является основной наземной тактической силой России в Сирии. Они ведут боевые действия, наступают на позиции противника», — утверждает Левиев.

Но более проблемным моментом является оружие, а не признание потерь, отметил глава CIT. «Частным военным компаниям нужны базы с оружием и бронетехникой для обучения бойцов, а по современному российскому законодательству частная структура не может владеть таким арсеналом», — подытожил Левиев.

По информации СIT, за время компании в Сирии погибли около 260 российских бойцов ЧВК. По данным «Фонтанки» на август 2017 года, за всю российскую кампанию в Арабской Республике погибли от 70 до 92 сотрудников российских ЧВК.

Юридические нестыковки

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества», полковник запаса Виктор Мураховский отмечает, что на практике интересы ЧВК не всегда совпадают с интересами госструктур. «В той же Сирии настолько сложная ситуация, настолько разные силы действуют, что теоретически может случиться и так, что российская ЧВК будет действовать в поддержку организации, которая конфликтует с Минобороны. В этом случае должен быть какой-то арбитраж, который бы по образу и подобию Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству на каждый контракт с иностранным государством по линии военного сотрудничества выдавал бы лицензию», — считает Мураховский.

Глава частной военной компании «РСБ-Групп» Олег Криницын утверждает, что отсутствие закона о ЧВК «вообще никак не осложняет» их работу. Он согласился, что ЧВК — это компании, занимающиеся обеспечением боевых действий армии, задача которых — получение коммерческой прибыли. «Частные военные компании работают за пределами России и подчиняются законам страны пребывания. И ни одна страна не будет признавать этот наш закон», — сказал РБК Криницын. Он также добавил, что это уже как минимум третья попытка написать закон и «пока дальше разговоров дело не пошло».

В комитете Госдумы по обороне пока нет подготовленного законопроекта, регулирующего деятельность ЧВК, сказал РБК Юрий Швыткин. Источник РБК в Госдуме объясняет это тем, «что существовала негласная установка не привлекать к ЧВК излишнее внимание». По информации источника, скорее всего, ситуация изменилась после вывода из Сирии основного контингента регулярных войск. «Роль ЧВК вырастет», — добавил он.

Нужен законопроект, который узаконит ситуацию с ЧВК, заявил РБК член комитета Совфеда по обороне Франц Клинцевич. «Их у нас нет, пока не предвидится, и действующее законодательство крайне агрессивно относится к наемникам. А не разрабатываем мы его из-за позиции силовых ведомств [которые выступают против такого закона]», — сказал он. Источник в аппарате верхней палаты подтвердил, что главе оборонного комитета Виктору Бондареву «не поступало таких законов и руководство комитета этой проблемой сейчас не занимается».

Рынок наемников

Легализация ЧВК в России означает появление нового рынка, но он будет небольшим, считает Криницын. Он уверен, что для входа на рынок будут созданы такие финансовые условия, которые не позволят зайти всем желающим, а «только избранным и приближенным». Официально будет три-четыре компании, имеющие близкие связи с властями и силовыми ведомствами, убежден глава «РСБ-Групп».

Затраты ЧВК

«С учетом зарплат, снабжения базы, проживания и питания годовое содержание группы Вагнера может обойтись в сумму от 5,1 млрд до 10,3 млрд руб. Единовременные траты на снаряжение — 170 млн руб., компенсации семьям погибших при минимальной оценке потерь — от 27 млн руб», — писал РБК в 2017 году.

После легализации частных военных компаний, таких как ЧВК Вагнера, на российском рынке будет не больше трех, полагает Левиев. «Это очень затратно: нужно содержать базу с большим количеством оружия, боеприпасов, бронетехники. Нужно найти хороших инструкторов, квалифицированных бывших военных — потенциальный кадровый запас тоже не безразмерный», — пояснил он.

В услугах российских ЧВК будут заинтересованы союзные страны и спорные территории: самопровозглашенные республики Донбасса, Абхазия, Южная Осетия, страны Средней Азии, добавил Левиев.

«Смогут ли наши ЧВК получить по-настоящему денежные заказы, от европейских и американских компаний — на охрану месторождений, дипмиссий, объектов корпораций? Сомнительно, поскольку тут требуется устоявшаяся репутация. А учитывая наши отношения с Западом, санкции, я подозреваю, что практически никто из западных и европейских компаний не решится прибегнуть к услугам легальных российских ЧВК», — подытожил собеседник РБК.

Кабмин счел документ противоречащим Конституции РФ

Архивное фото

Москва. 27 марта. сайт - Правительство РФ прислало в Госдуму отрицательный отзыв на законопроект о деятельности частных военных компаний (ЧВК).

В соответствующем заключении кабинета министров, который имеется в распоряжении "Интерфакса", отмечается, что правительство данную инициативу не поддерживает.

Положения законопроекта, определяющие деятельность частных военных и военно-охранных организаций, противоречит части 5 статьи 13 Конституции РФ, согласно которой запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на создание вооруженных формирований, говорится в отзыве.

Там же указывается, что согласно статье 71 Конституции РФ вопросы обороны и безопасности, войны и мира, внешней политики и международных отношений РФ находится в ведении РФ.

"Правительством РФ законопроект не поддерживается", - говорится в заключении.

Не поддержали данный проект закона в Минобороны России, в Минфине, в МИД РФ, а также в ряде других силовых ведомств, в частности в Росгвардии, в ФСБ, СВР, ФСО. В Генеральной прокураторе и Минюсте России также высказались против.

Суть законопроекта

Документом предусматривается регулирование отношений, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией частных военных и военно-охранных организаций, выполнением и оказанием ими работ и услуг военного и военно-охранного характера, осуществлением контроля и надзора за их деятельностью. При этом под военными работами и услугами понимаются специализированные работы и услуги, оказываемые частной военной организацией в интересах заказчика, в том числе в условиях военных конфликтов и (или) боевых действий.

Соответствующий проект закона был внесен в Госдуму в январе 2018 года лидером "Справедливой России" Сергеем Мироновым и первым замруководителя фракции "эсеров" в Госдуме Михаилом Емельяновым.

Лицензирование ЧВК в проекте закона предлагается поручить министерству обороны. В качестве целей частной военной и военно-охранной деятельности прописывается "участие в обеспечении национальной безопасности и в защите национальных интересов РФ путем выполнения и оказания военных и военно-охранных работ и услуг за пределами ее территории".

Создавать ЧВК в проекте закона предлагается только в форме общества с ограниченной ответственностью, а уставный капитал не может быть менее десяти миллионов рублей. ЧВК могут в соответствии с законопроектом создавать на территории других государств филиалы и дочерние общества.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в настоящее время в мире насчитывается несколько сотен ЧВК численностью сотрудников более миллиона человек. Они работают более чем в 110 странах мира, а рынок их услуг составляет "сотни миллиардов долларов США". Активно работают на этом рынке США, Великобритания, Франция, Израиль, быстрыми темпами растет присутствие китайских компаний. Основными потребителями услуг ЧВК являются транснациональные компании и государственные учреждения США, Великобритании и Франции.

Вопрос о необходимости законодательного урегулирования деятельности ЧВК был поднят после того, как в СМИ появилась информация о погибших в Сирии гражданах РФ, которые не были российскими военнослужащими. Их гибель была предположительно связана с ударом американской коалиции под Дейр-эз-Зором. Позднее в МИД РФ , что в Сирии есть погибшие граждане РФ и стран СНГ и несколько десятков раненых, которым было оказано содействие в возвращении в РФ для лечения.

Государству выгодно существование наемников, но оно также не хочет терять монополию на применение силы. © Фото с сайта Министерства обороны РФ

Удар армии США, нанесенный 7 февраля по проасадовским войскам в районе сирийского Дейр-эз-Зора, в результате которого, погибло так до конца и не установленное число россиян, воевавших, как , в рядах частной военной компании (ЧВК), с новой силой поднял вопрос о необходимости легализации деятельности подобных структур в России. Так совпало, что на данный момент в Госдуме как раз идет работа над подготовкой законопроекта на эту тему.

С такой инициативой еще в январе этого года выступила группа депутатов от «Справедливой России», которые уже несколько лет безуспешно пытаются добиться принятия соответствующего закона. Внести очередной законопроект о легализации ЧВК (уже четвертый по счету), «эсеров» подтолкнуло недавнее заявление главы МИД Сергея Лаврова, призвавшего вывести частные военные компании из «серой зоны».

Депутаты уже разработали концепцию проекта и направили его для получения отзыва в правительство. Они рассчитывают, что чиновники выскажут свою позицию до конца февраля, а уже в марте законопроект может быть официально внесен на рассмотрение Госдумы.

Разработать свой вариант законопроекта на эту тему планируют также в «Единой России». На прошлой неделе публичный интерес к теме проявили сразу несколько видных представителей партии власти. Среди них первый замруководителя фракции ЕР Андрей Исаев, глава комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов, первый зампред комитета Госдумы по экономполитике Владимир Гутенев и депутат Дмитрий Саблин, известный также как один из лидеров всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство».

Единороссы не называют конкретных сроков подготовки своего законопроекта: кто-то говорит чуть ли не о ближайших месяцах, другие указывают, что эта работа растянется как минимум на год. Так, Шаманов намерен для начала созвать экспертную комиссию и проанализировать уже имеющиеся материалы по этой теме. А Гутенев заявлял о планах собрать межведомственную рабочую группу для разработки проекта.

С заявлениями по вопросу легализации ЧВК выступили и в Совете Федерации. Но, в отличие от депутатов, сенаторы проявляют гораздо меньше энтузиазма и предпочитают пока осторожнее высказываться на эту тему. А некоторые из них, как, например, Франц Клинцевич, и вовсе отказываются от общения с журналистами. Хотя он явно в курсе обсуждаемых инициатив, так как в свое время сам готовил проект закона на эту тему и неформально считается одним из главных лоббистов интересов ЧВК в России.

Между тем, по данным «Росбалта», против принятия закона о ЧВК выступают в ФСБ, большие риски также видят и в Минобороны. Что касается позиции Кремля по этому вопросу, то таковой у него нет, как ранее заявлял пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Один из авторов нового «эсеровского» варианта закона о ЧВК, депутат Госдумы Михаил Емельянов, в беседе с корреспондентом «Росбалта» также признался, что его проект не был согласован с представителями силовых ведомств. Хотя в его разработке активное участие все же принимали несколько бывших сотрудников Минобороны, рассказал депутат. С высокой долей вероятности Емельянов допускает, что законопроект «эсеров» не встретит поддержки в правительстве. «Но потом может оказаться, что наш хоть и отклонят, а примут свой или само правительство внесет свой вариант», — предположил он.

Принятие закона о легализации ЧВК лоббируют ветеранские сообщества, заметил в беседе с «Росбалтом» собеседник, знакомый с ситуацией. Известно, что сейчас в России насчитывается более пяти миллионов отставников из числа бывших военнослужащих (при общей численности регулярной армии в 1,2 млн человек). После увольнения из армии люди часто оказываются неустроенными в жизни, поэтому возможность продолжения службы в легальных ЧВК позволила бы решить, в том числе, многие социальные проблемы. Однако есть и другие заинтересованные лица, которым принятие закона принесет выгоду и позволит выйти на международный рынок, заключив, например, контракты с российскими компаниями, работающими за рубежом.

Так что в ближайшие время на Охотном ряду, судя по всему, развернется непубличная борьба между теми, кто отстаивает интересы частных структур, и противниками принятия закона из числа силовиков.

Люди в погонах выступают против легализации ЧВК хотя бы потому, что не заинтересованы в разрушении монополии государства на применение силы и возникновении неких параллельных «частных армий», обладающих боевым оружием. К тому же нынешнее положение дел, когда ЧВК работают в «серой» зоне, бывает выгодно и по политическим соображениям, особенно при проведении военных операций за рубежом, как, например, сейчас в Сирии.

«В России главное назначение ЧВК — обеспечивать проведение наземных операций под лозунгом „Ихтамнет“ и идти в первой линии с голой грудью на пулеметы и артиллерийские орудия. И тем самым дать свободу Кремлю для маневра, чтобы при необходимости можно было сказать: „А мы тут причем? Наших военнослужащие там нет!“, — описывает суть происходящего бывший депутат Госдумы Виктор Алкснис. Он напомнил, что в самом начале сирийской кампании было публично обещано, что „российского участия в наземных операциях не будет и это абсолютно исключено“. И тогда, по его словам, „придумали ход с ЧВК, ‚которыхунаснет‘.

По данным Алксниса, ряды ‚солдат удачи‘ ежегодно пополняют до тысячи россиян. При этом, в отличие от военнослужащих, у этих людей нет никаких социальных гарантий, зато есть перспектива подпасть под уголовную статью о наемничестве. Кстати, ‚эсеры‘ в своем законопроекте о легализации ЧВК предлагают эту статью в Уголовном кодекса все же сохранить.

Елена Земскова

В России - это коммерческие организации, которые выходят на рынок со специализированными услугами. Они, в первую очередь, связаны с защитой, охраной конкретного человека или объекта. В мировой практике такие организации в том числе участвуют в военных конфликтах, занимаются сбором разведывательной информации. Оказывают консультационные услуги регулярным войскам.

История вопроса

Частные военные компании в России появились сравнительно недавно - в 90-е годы, в то время как в мире они работают уже несколько десятилетий.

Впервые такое понятие появилось в Великобритании в 1967 году. Частную военную компанию основал известный английский полковник Дэвид Стерлинг.

Уже к середине 70-х годов в мире было большое количество контрактников, которые желали зарабатывать деньги в околовоенных структурах. Одно из первых крупных соглашений в этой сфере было подписано в 1974 году. Оно было заключено между частной военной компанией и правительством США. Миссия - подготовка национальной гвардии Саудовской Аравии и физическая защита нефтяных месторождений в этом государстве.

Из-за увеличившегося числа наемников в мире в 1979 году приняла резолюцию о разработке соответствующей конвенции. В ней необходимо было запретить вербовку, обучение и финансирование наемников.

Если в период холодной войны такие компании создавались во многих государствах для участия в боевых действиях в третьих странах, то в 2000-е появился новый тренд. К услугам частных военных компаний стали прибегать крупные интересы которых находятся в странах с нестабильной политической обстановкой.

Объемы рынка

На сегодняшний день объем рынка этих компаний составляет около 20 миллиардов долларов. Свою лепту вносят и частные военные компании в России.

По оценкам экспертов, в XXI веке этот узкий и специализированный рынок превратился в глобальный сектор экономики с многомиллиардным оборотом. Такого мнения придерживаются экономисты по всему миру.

Чаще всего к услугам подобных организаций обращаются правительства западных стран для представления своих интересов в третьих странах. Одни из самых больших представительств - в Ираке и Афганистане.

Услуги компаний

Частные военные компании в России предоставляют широкий спектр разнообразных услуг. Подобный перечень предоставляют и другие международные компании по всему миру. Это охрана объектов, имеющих стратегическое значение. Чаще всего наемников используют для защиты нефтяных месторождений и нефтяных баз, энергетических систем.

Также эти организации предлагают свои услуги в качестве частных в зарубежных странах. Например, они могут защищать посольства, сопровождать гуманитарные конвои и представителей Организации Объединенных Наций.

В странах третьего мира, в которых ведутся боевые действия, специалисты этих компаний часто обучают местных офицеров и солдат правительственных вооруженных сил, готовят полицейских, а также других представителей служб безопасности.

Частные военные компании порой охраняют тюрьмы, такие прецеденты были в Ираке и Афганистане. Участвуют в операциях по разминированию, выполняют функции военных переводчиков. Проводят авиационную разведку, выполняют вооруженное сопровождение судов для защиты от пиратов. Такой вид услуг стал чрезвычайно популярным после активизации морских разбойников в Сомали.

Преимущества

Финансовую стабильность предлагает практически каждая частная военная компания в России. Как устроиться туда? Этим вопросом сегодня интересуются многие из тех, кто имеет за плечами опыт армейской службы. Для начала разберемся с ее преимуществами.

Во-первых, использование наемников вместо регулярной армии не вызывает недовольства у населения. К тому же в государствах со слабыми политическими институтами они представляют реальную противоборствующую силу местным органам правопорядка, а иногда и регулярным войскам. Они мобильны, управление этими подразделениями очень гибкое, напрочь отсутствует бюрократия. По сравнению с регулярными войсками, в которых служит много призывников, совсем недавно узнавших о тяготах воинской службы, в этих компаниях - только профессионалы. Люди, посвятившие военному делу не один год.

Недостатки

Несмотря на большое количество положительных моментов, присутствуют и недостатки.

Самый серьезный из них заключается в том, что сотрудники таких компаний трудятся исключительно для того, чтобы заработать деньги. У них нет никакой иной мотивации - идейной или идеологической. А это очень важно в критических и экстремальных ситуациях.

К тому же в контрактах не предусмотрены все условия, которые могут возникнуть в ходе боевых действий. Поэтому предугадать, как себя поведут контрактники-наемники, не всегда удается. Ведь они не подчиняются напрямую военному начальству. Эти факторы существенно уменьшают их гибкость и оперативность.

Также между войсками и военными компаниями нет четкой взаимосвязи, отсутствует единый центр управления и всеобщая координация всех имеющихся сил.

Юридический статус

Юридический и правовой статус контрактников чаще всего не определен. Даже несмотря на то что их деятельность регулируется большим количеством норм международного и национального права.

Стоит отметить, что нельзя всех сотрудников этих компаний называть наемниками. Чаще всего они не принимают непосредственного участия в боевых действиях. К тому же их не включают в официальную статистику вооруженных формирований государства, задействованных в конфликте.

При этом в России наемничество официально запрещено. В Уголовном кодексе есть соответствующая статья, которая предусматривает наказание за это от трех до семи лет.

Закон о частных военных компаниях в России активно обсуждался в федеральном парламенте в 2015 году. Предполагалось принять специальный законопроект, который позволил бы РФ защищать свои экономические интересы на Ближнем Востоке и в Арктике. Однако он так и не был принят.

"Российские системы безопасности"

Частные военные компании в России, список которых возглавляет самая известная - "РСБ-Групп", сегодня предлагают широкий спектр услуг.

"РСБ-Групп" - это серьезная организация, которая является официальным партнером ООН в России. Работает в рамках резолюций Совета Безопасности, устава ООН, Кодекса Красного Креста.

Компания осуществляет сопровождение на суше и на море, техническую защиту, проводит обучение и консалтинг. Занимается разминированием территорий, охраной объектов в пределах Российский Федерации.

"РСБ-Групп" может предложить и весьма экзотические услуги. Например, проведение разведки и аналитики. В интересах заказчика добывается информация о клиентах, конкурентах или поставщиках. Исключение составляют только промышленный шпионаж и сведения, являющиеся государственной тайной.

Все эти услуги могут предложить мноиге частные военные компании в России. Как попасть в них? Например, в "РСБ-Групп" на сегодняшний день открыты вакансии менеджера по активным продажам охранных и морских охранных услуг, менеджера по развитию проекта.

МАР

Еще одна серьезная организация, занимающаяся такой деятельностью, - МАР. Она базируется в Санкт-Петербурге.

Специализируется на организации законных расследований и обеспечении безопасности. Осуществляет охрану физических лиц, автомобильных колонн, нефте- и газопроводов, сопровождение грузов, представляющих особую важность.

И это еще не все услуги, которые могут предоставить частные военные компании в России. Обучение сотрудников, охрана морских судов, военный и деловой консалтинг, охрана массовых мероприятий, а также подготовка и обмен информации по таким событиям - все это находится в рамках их компетенции.

Перечислим некоторые другие частные военные компании, функционирующие в РФ:

  • Cossaks.
  • "Феракс".
  • "Редут-Антитеррор"
  • "Антитеррор-Орел" и другие.

Создание военной компании

В России этот вид бизнеса развивается относительно недолгого времени. Бесспорно, приносит хорошую прибыль частная военная компания в России. Как создать такую структуру, а главное, в чем будут ее плюсы? Сегодня над этими вопросами размышляют многие.

Важно при создании подобной организации выполнять все требования закона, а также в дальнейшей деятельности не оказывать услуги, из-за которых могут быть проблемы с правоохранительными органами.

Фактором в пользу создания таких фирм служит сокращение Теперь армия не может выполнять функции, возложенные на нее ранее, в советское время. Как следствие - сокращение большого числа офицеров, что негативно сказалось на общем уровне армейской подготовки.

Все это делает создание в России частных военных компаний успешным и прибыльным бизнесом.