Псалом 90 живый в помощи вышняго молитва на русском языке. Православная молитва «Живые помощи» на русском языке. будние рабочие дни

Молитва «Живый в помощи Вышняго» еще носит название псалом 90. Это молитвенное обращение считается самым сильным. Молитва очень почитаема в народе, ведь ее текст наполнен огромной положительной энергетикой. Основная особенность молитвы - это ее универсальность. Она предназначена для надежной защиты верующих от любых напастей. В давние времена каждый православный верующий знал этот псалом и читал его, когда чувствовал какую-либо опасность или угрозу.

В Древней Руси было принято вшивать, написанный псалом 90 в пояс. Этот атрибут был обязательной принадлежностью славянского народа, поэтому талисман находился всегда рядом с телом. Сегодня церковь не одобряет создания подобных атрибутов, приравнивая их к магии. Но, тем не менее, многие верующие украшают цитатами из молитвы собственную одежду, выполняя красивую вышивку.

История возникновения молитвы «Живый в Помощи Вышняго»

Эта молитва очень древняя. Ее написал за тысячу лет до Рождества Христового Царь Давид. История жизни этого человека очень интересна. Царь Давид был седьмым ребенком в семье бедного пастуха Иессея. Первые псалмы Давид начал сочинять еще в юности, когда пас овец. После того, как Саул, первый Царь Иудейского государства, отступился от Бога, пророк Самуил по Божьему указанию сделал Давида помазанником Божьим. Но путь до Царствования был очень долгим и трудным. За свою жизнь он совершил много подвигов, самым известным из которых была победа над Голиафом. Пришлось ему претерпеть и гонения Царя Саула.

Но прошли годы и наступило время царствования. Именно Царь Давид сделал Иерусалим столицей объединённого еврейского государства. Он считается родоначальником Псалтыря, хотя не все входящие в него псалмы написаны им.

Одним из самых известных его псалмов считается псалом 90, который широко известен и под другим названием «Живый в Помощи Вышняго». Он был написан Царем Давидом по случаю избавления страны от страшной трехдневной моровой язвы.

Для чего читают и от чего защищает молитва

Особенностью молитвы является ее мощная защитная энергетика. Доказано, что это молитвенное обращение позволяет защититься от всевозможных напастей. Эта молитва используется с давних времен от любых бед, болезней и даже смерти. Но наиболее эффективной эта молитва считается в борьбе с колдовством. Во время Великой Отечественной войны эта молитва, которую произносили матери, спасала их сыновей на фронтах.



Молитва настолько сильна, что может использоваться в качестве оберега. Для этого ее нужно просто написать на листе бумаги и всегда носить с собой. Зафиксированы случаи, когда этот псалом излечивал людей от серьезных болезней. Незрячие прозревали, глухие обретали слух.

Эта молитва обязательно должна читаться перед началом любого дела. После этого исчезнут все преграды на пути к цели, и человеку будет сопутствовать успех. Кроме того, если носить текст псалма в нагрудном кармане, то с легкостью удастся решать любые спорные вопросы.

Как часто читать молитву, чтобы уберечь себя от зла

Эту молитву верующим нужно читать как можно чаще, но конкретных рекомендаций по этому поводу церковь не дает. Но если требуется исцелить лежачего больного, то над ним этот псалом нужно прочитать не менее трех раз. В древние времена таким способом часто пользовались народные целители, и им успешно удавалось избавить людей от тяжелых недугов.

Хорошо помогает эта молитва от ночных кошмаров. В этом случае псалом три раза нужно прочитать непосредственно перед сном. Делать это можно длительное время, пока не появится уверенность в том, что вам удалось преодолеть внутреннюю неуверенность. Верующие свидетельствуют, что после прочтения молитвы наступает внутреннее успокоение.

Священнослужители утверждают, что молитву «Живый в помощи» нужно выучить наизусть и полностью осознать весь ее смысл. Если каждый раз проговаривать молитвенный текст перед выходом из дома, то можно не бояться никаких внешних негативных воздействий.

В молитве «Живый в помощи» заключается огромная сила и эффективность ее увеличивается при многократном повторении. Это вполне объяснимо, ведь при искреннем молении количество душевной энергии, посылаемой Богу, увеличивается.

Верующий может увеличить силу молитвы, когда точно представляет то, о чем он просит. Поэтому при обращении к Богу нужно визуализировать события, которые, по вашему мнению, должны произойти в ближайшем будущем.

В момент, когда человек молится, он должен найти свой стиль общения с Богом. Нельзя молиться формально, автоматически повторяя заученный текст. Такая молитва, вряд ли будет услышана Всевышним. В этой молитве очень важна легкость и естественность молитвенного обращения. Нужно помнить также и о том, что предстать перед Богом нужно без маски, ни в коем случае нельзя играть какую-либо роль. Молиться нужно искренне и быть таким как есть. Только при таком подходе молитва «Живый в помощи» будет услышана.

Псалом 90 - текст молитвы на русском языке

Поскольку на оригинальном языке молитва «Живый в помощи» очень сложна для понимания, то допускается использовать русский молитвенный перевод.

Его текст звучит следующим образом:

«Под кровом Господа Всевышнего живущий под покрывалом защитным Всемогущего покоится, он говорит к Господу обращаясь: «Бог мой, Владыка Небесный и Великий Творец, Ты прибежище мое и надежная защита моя, Господь мой, на которого всей душой уповаю!». Господь Всевышний защитит тебя от сетей ловцов, от язвы болезненной гибельной, Он осенит тебя Своими перьями. Ты будешь под крыльями Его в полной безопасности. Истина Его - это надежный щит и ограждение. Тебе не страшны будут ужасы ночи темной, стрелы недругов, направленные в твою сторону вдень, не убоишься ты заразы, ходящей во мраке, забирающей силу полдня. Подле тебя падут все нечисти, но никогда к тебе не приблизятся. Ты только сможешь наблюдать издалека очами своими и видеть возмездие. Это потому что ты постоянно твердишь: «Господь - надежда и упование мое». Ты сделал Всевышнего прибежищем для себя. И с этих пор с тобой никакого зла не приключиться. Беда не приблизится к жилищу твоему. Назначенные Господом Ангелы Небесные охраняют тебя на твоем пути. Если споткнешься ты о камень на пути, то они на руках тебя понесут. Ты без последствий сможешь на аспида и василиска наступить, ты будешь в жизни попирать дракона и льва. Он тебе скажет: «За то, что он уповает и любит Меня, я защищу его и избавлю от всех страхов; Он познал имя Мое, значит, не будет в его жизни преград. Как только он воззовет этой молитвой ко мне, я его обязательно услышу. Долгими годами я жизнь его насыщу и дарую ему спасение Мое».

Очень важно выучить наизусть текст молитвы. Его нужно читать, не запинаясь, и при этом следует глубоко понимать смысл молитвенного обращения.

Псалом 90 - толкование молитвы «Живый в Помощи Вышняго»

Главная идея и суть псалма 90, который состоит из молитвы «Живый в помощи», заключается в том, что надежда на Бога для каждого верующего имеет непреодолимую силу. Человек, который живет верой в Господа и надеждой на его участие в своей жизни, обязательно обретет в нем защитника и спасителя. Этот псалом, написанный за тысячелетие до рождения Христа, пророчески указывает на его будущее пришествие.

В молитве красной нитью проходит утверждение о том, что тот человек, которому ниспослана Божья помощь, будет надежно сохранен под покровом Божьим. Кроме того, Божьи заповеди даны людям, чтобы противостоять против демонов и прочих несчастий.

В молитве акцентируется внимание на том, что человек, который искренне верит в Бога, называет Господа прибежищем и защитой своей. А дальше подчеркивается, что верующий надеется на Господа и уповает на него. В тексте этого мощного псалма перечисляется в иносказательном смысле, от чего защитит Бог. Верующий всегда будет защищен от физического и демонического нападения. Кроме этого, он не поддастся похоти или другой пагубной страсти.

Упоминание о том, что Господь закроет Перьями Своими, подчеркивает, что Бог любит нас. Истина Его является сильным охранным оружием. Поэтому тот человек, который истинен перед Господом, обязательно будет защищен.

Также в молитве говорится о том, что Ангелы Небесные, назначенные Господом всегда находятся рядом с верующим и защитят его в случае необходимости. Это значит, что в любой трудной жизненной ситуации человек свыше получит знак, который будет подсказкой о том, как правильно нужно поступить.

В молитве упоминается победа человека над разными зверями. Это аллегорическое сравнение. Так под аспидом подразумевается клевета, а василиск символизирует в молитве человеческую зависть. Когда говорится о победе над другими зверями, то это значит, что человеку удастся в жизни победить любое зло.

В молитве акцентируется внимание, что не следует сомневаться, взывающий к Богу и прославляющий его, обязательно будет услышан. Верующий человек будет освобожден в жизни от любых страданий, но только в том случае, если он не просит ничего недостойного.

Каждый верующий должен понимать, что помощь и защита Всевышнего - это награда. Причем она может быть значительно больше того, что заслужил человек, ведь Господь не придерживается принципа «все по заслугам». Именно поэтому на помощь могут рассчитывать даже многогрешные люди, которые и сами себя не считают праведниками. Но нужно помнить, что в момент обращения нужно иметь искреннюю веру и упование на Господа. Но также нужно понимать, что иногда Бог посылает наказания, чтобы укрепить человека. Любые жизненные испытания идут человеку во благо и дают ему бесценный жизненный опыт.

Слушать псалом 90 - видео молитва «Живый в помощи Вышняго»

Предлагаю Вашему вниманию очень редкую православную молитву Псалом 90 на понятном русском языке, которая защитит Вас от всех бед и несчастий.
Святой Молитвослов содержит множество фраз на древнеславянском языке.
Первоначальный вариант молитвенного чтения многим христианам видится как слишком тяжелый.
Далеко не все слова правильно трактуются, а это значит, что Псалом 90 имеет лишь частичную семантическую нагрузку на духовное содержание человека.

В рукописях, доставшихся мне по наследству, я буквально только что обнаружил текст, который не изобилует непонятными фразами.
Молитва помечена как очень редкая и не переиначенная под чьи- то нужды.
Теперь у Вас появилась уникальная возможность регулярно произносить Псалом 90 исключительно на понятном русском языке.

Псалом 90 на русском языке

Живущий по Божьим Законам, да будет под защитой его. Говоря, что уповаешь на него, да обретешь прибежище его. Избавишься волей его от сетей искушающих и от слов поражающих. Находясь под крыльями небесными, справишься со скорбями телесными. Не устрашат тебя ночные кошмары, вражеские сети и болезни эти. Как настигнут тебя демоны и бесы, да полчища ада, Господь защитит от нечистого гада. Коль выбрал “Господь”- уповай на него, он Бог твой- и он есть сильнее всего. Жилище твое он от зла защитит, и змея у ног он в пути истребит. На ангельских крыльях от бед увернешься, о камень лежащий в степи не споткнешься. Не ввергнешь в пучину, коль в Господа веришь, он скажет тебе: “Ты все истиной меришь. Познал ты меня, возлюбил и услышал, сухим из вода как когда- то я вышел. Скорбей больше нет никаких и преград, ты Рай заслужил, а не огненный ад”.

Читайте Псалом 90 по любому поводу, не страшась ни язв, ни болезней.
Теперь Вам понятна истина, которая удостоена великой чести произноситься на русском языке.

Да поможет Вам Бог!

90-й псалом из книги Псалтырь известен по первым словам «Живы́й в помощи Вышня́го». Зачастую используется как молитва в опасной ситуации.

Говоря о 90-м псалме, нельзя не коснуться темы о благодатном, благотворном и спасительном чтении Псалтири в жизни каждого православного христианина . Так, к примеру, представитель древнего египетского монашества, которое огромнейшее значение в своей аскезе и духовном подвиге придавало Псалтири, пресвитер скитский Маркелл из Лавры Келлий говорил так: «Поверьте, чада, что ничто так не возмущает, не беспокоит, не раздражает, не уязвляет, не унижает, не оскорбляет и не вооружает против нас демонов и самого виновника зла – сатану, как постоянное упражнение в псалмопении. Все Священное Писание полезно, и чтение его немало причиняет неприятности демону, но ничто так не сокрушает его как Псалтирь…»

Одними из самых используемых псалмов являются 50-й и 90-й. Они довольно часто звучат в богослужениях и келейных (домашних) молитвах.

Стихи этого Псалма цитируются в Евангелии от Матфея (Мф. 4:5-7) и Евангелии от Луки (Лк. 4:9-12), когда дьявол искушал Иисуса.

Этот псалом был написан пророком Давидом . В еврейском тексте Библии псалом не имеет заголовка. В греческой Библии (Септуагинте) он имеет надписание – «Хвалебная песнь Давида» . Фактически это благодарственное песнопение, которое боговдохновенно рисует перед человеком картину того, что Господь верных своих оберегает и защищает от всякого зла.

Главная тема псалма - Бог есть Заступник и надежное прибежище всех уповающих на Него. Псалом дан в наставление людям о том, сколько благ доставляет упование на Бога. Вера и надежда на Бога с молитвой и жизнью по заповедям имеют непреодолимую силу.

В отличие от других псалмов, он имеет сложное построение. Псалом можно условно разделить на три части (Пс. 90:1-2, Пс. 90:3-13, Пс. 90:14-16). Главная композиционная особенность – это диалог - быстрая перемена лиц, выражающих свои мысли и чувства.

Здесь или пророк Давид выражает свои мысли о праведнике , живущем полною надеждою на Бога (Пс. 90:1-2), или, обращаясь к праведнику , успокаивает его теми благами, какие изливаются на уповающего на Бога (Пс. 90:3-8, Пс. 90:13), или говорит от лица этого праведника , вполне преданного воле Божией (Пс. 90:2,9), или же от лица Самого Бога , выражающего Свое благоволение праведнику (Пс. 90:16).

Псалом построен в форме обращения наставника, который в своей речи, направленной к ученику, выражает уверенность в полной безопасности человека, который надеется на Бога и находится в общении с Ним.

Одни богословы видят в этом Псалме общий, отвлеченный поэтический образ праведника, в котором все случаи избавлений взяты псалмопевцем Давидом совершенно произвольно, без всякого исторического отношения , и который может быть отнесен как к самому Давиду, так и любому другому праведнику.

Другие же толкователи этого Псалма усматривают в нём указание на пророчество царя Давида о благочестивом царе Иудейском Езекии и к обстоятельствам его времени (о том, как Езекия, возложив надежду на Бога, сокрушил Ассирийское воинство) . Кто знаком с историей иудейского царя Езекии, тому совершенно ясно, что в указанном изображении праведника мы имеем поэтическое изображений этой истории.

СПРАВКА

Езеки́я (ок. 752 до н. э - 697 до н.э.)- царь Иудеи, из династии дома Давида. Сын иудейского царя Ахаза. Воспитывался под влиянием пророка Исайи. Воцарился на трон в 727 до н.э. в возрасте 25 лет и правил Иудеей на протяжении 29 лет.

Во время правления Езекия было полностью истреблено идолопоклонство, в которое впал народ Иудейский в царствование Ахаза. Был уничтожен даже медный змей Моисея, находившийся в то время в Иерусалиме и сделавшийся предметом суеверного поклонения (4 Цар 18:3-5). В Иерусалимском Храме было восстановлено служение единому Богу и традиционные обряды храмового богослужения. В этот период в Иудее стал ощутим подъем национального сознания. В этих реформах Библия видит благочестие царя.

В первые годы правления Езекия Иудея ещё находилась в вассальной зависимости от Ассирии (4 Цар. 18:14) и продолжала платить дань Ассирии по договору, заключенному в царствование Ахаза. Но Езекия не желал признавать над собою власть Ассирии, стремился объединить всех иудеев и достичь политической независимости. Он тщательно готовил восстание, укрепляя внутреннюю обороноспособность страны и заключая антиассирийские союзы.

На 14-й год правления, несмотря на трудное и угрожающее положение дел, Езекия отказался платить дань, вследствие чего, ассирийский царь Сеннахирим вторгся в Иудею, где, согласно ассирийским анналам, он захватил 46 укрепленных городов и бессчетное количество селений. Из Иудеи было уведено более 200 тыс. пленников, захваченные иудейские города были отданы под власть филистимских царей, а Иерусалим был осажден. Это событие подробно описано в 4-й Книге Царств (4 Цар. 19) и в книге пророка Исайи (Ис. 36:1-22). Согласно библейскому повествованию, Исайя призывал царя и народ не сдаваться и предвещал спасение Иерусалима и поражение ассирийцев. Предсказание сбылось: грозный суд Божий не умедлил чудесно поразить осаждавшие Иерусалим войска неизвестной эпидемией: «И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень, и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые». (4 Цар. 19:35). Вслед за этим ассирийский царь Сеннахерим, сняв осаду, бежал в Ниневию и через несколько лет был умерщвлен двумя своими сыновьями в капище Нисроха.

Вскоре после своего чудесного избавления от Ассирии, Езекия тяжко заболел. Видя близость своего конца (Ис. 38), обратившись к стене, он горячо молился Господу. Его печаль и молитву услышал Господь. Пророк Исаия предстал царю и обещал ему скорое, на третий день, выздоровление и подтвердил слова свои чудесным знамением. Рассказ о чудесном передвижении тени солнечных часов назад на 10 ступеней в знак выздоровления царя от тёмной болезни описывается в 20-й главе 4-й Книге Царств: «возвратилась назад на 10 ступеней солнечная тень которая прошла по ступеням Ахазовым. Взяли пласт смокв, приложили к нарыву и Езекия выздоровел» (4 Цар 20:7-11).

Когда же по случаю чудесного исцеления Езекии пришли к нему с поздравлением послы от Вавилонского царя Меродаха Валадана и царь с некоторым тщеславием показал им все свои сокровища и богатства, то пр. Исаия возвестил ему, что все это достанется в добычу Вавилона и что потомки его будут отведены в плен Вавилонский. Езекия со смирением принял это определение Божие и Господь отклонил гнев Свой на Иудею во дни его. Последние годы его жизни протекли в спокойствии, он мирно скончался после двадцати девятилетнего царствования на 56-м году своего жития (97 до Р.Х.) и, при всеобщей печали, с большим великолепием был погребен над гробницами сыновей Давидовых (2 Пар. 32:33). Царствование Езекии несомненно есть одно из замечательнейших в истории царей Иудейских. Езекия был благоуспешен во всех делах своих. Кроме побед его над Филистимлянами и чудесного избавления от руки Сеннахерима, к его времени относятся блистательные завоевания колена Симеонова в Аравии (1 Пар 4:38-43). Обладая великим богатством и славою, Езекия строил города и укрепления, проводил водопроводы; скотоводство при нем было в самом цветущем состоянии, и он возвеличился в глазах всех народов (2 Пар 32:23-30).

Толкование псалма

Проанализируем псалом с Божьей помощью.

Стихи 1 и 2. «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится, речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него».

«Живый в помощи Вышняго» - живущий под покровом (помощью) Всевышнего Бога. Верующий человек и есть «живущий под кровом Всевышнего».

«В крове Бога Небеснаго водворится» - в жилище (буквально, в шатре) Бога Небесного поселится (упокоится). Т.е. человеку, надеющемуся на Бога, обещается помощь от «Вышняго Бога».

Не совсем ясный смысл изречений 1-го стиха, по церковно-славянскому переводу, выясняется при чтении других переводов. Так, в переводе с еврейского он читается: «Живущий под покровом Всевышнего («в крове Бога Небесного» ) в тени Всемогущего почивает» ; а в переводе с латинского читается так: «Кто жительствует с помощию Всевышнего тот будет пребывать в покровительстве Бога Небесного. Он скажет Господу. Ты заступник мой и прибежище мое: Бог мой, я буду надеяться на Него».

Здесь выражается , с одной стороны - полная преданность воле Божией человека ни на кого более не надеющегося, как только на Бога, а с другой - полная безопасность того, кто находится в ближайшем общении с Богом Небесным, под Его крепкою защитою.

То есть мы видим, что главный закон – это вера в Бога и надежда на Него.

Стихи 3 и 4. «Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна: плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина его».

Здесь псалмопевец, обращая речь к праведнику, говорит, что Господь Бог избавит его от сетей врагов («от сети ловчи» ) и от всякого враждебного слова, от всякой клеветы и заговора против его («от словесе мятежна» ). Он прикроет его, будет охранять как бы плечами своими («плещма Своима осенит тя» ), подобно тому, как воины, которые во время сражения стоят в передних рядах и плечами своими закрывают находящихся позади их, и он будет иметь надежду, что под покровительством Бога будет в безопасности («и под криле его надеешися» ). Здесь подобие взято от птиц, которые крыльями своими прикрывают своих птенцов. «Оружием обыдет» – значит «щитом оградит».

Таким образом, мысль псалмопевца можно выразить так: «всемогущая сила Божия защитит тебя, и, находясь под охраною Божественного попечения, ты будешь вполне безопасен. Сама истина Божия окружит тебя со всех сторон оружием». Под «истиною Божией» нужно разуметь верность Бога Своим обетованиям: Он (Бог) обещает Свою помощь всем уповающим на Него, и действительно подает ее. По переводу с еврейского, последняя речь выражена так: «истина Его есть щит и ограждение».

Стихи 5 и 6. «Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго».

«От страха нощнаго» означает скрытную опасность. Различные страхи часто приходят ночью по причине окружающей тьмы (бесы, убийцы, воры), но ты молись и ничего не бойся.

«Стрела, летящая во дни» – образ имеет символический смысл. Стрела здесь – выражает какую-либо опасность, болезнь, злую силу. По другим толкованиям, «стрелою, летящею днем» называют явный злой умысел (в противоположность скрытой опасности).

«Вещь, во тме преходящия» есть блуд, прелюбодейство, демоны страсти, невоздержания, гнусных и плотских помыслов, т.к. все таковые демоны воюют против людей.

«От сряща» здесь можно перевести как «от нападения». «Срящ» с церковнославянского языка - неприятная неожиданная встреча, внезапная беда, несчастье или бедствие, нападение, недуг, зараза.

«Бес полуденный» – по толкованию св. Афанасия Великого, это символ лености и беспечности. Демон лености располагает людей лежать в беспечности, особенно в полуденное время, когда чрево насытится и обременится яствами (так демон полуденный возмутил Давида, когда он после полуденного сна пал в прелюбодеяние с Вирсавиею). Другие толкователи, под именем «беса полуденного» разумеют злой дух, в ясный день или в полдень причиняющий человеку различного рода явный и открытый вред, болезни, например, моровую язву и заразу.

Псалмопевец, как бы представляя все подобные страхи, успокаивает человека, находящегося под покровительством Божиим, говоря ему: «охраняемый силою Божией, ты не будешь бояться никаких опасностей, ни явных ни тайных, ни днем, ни ночью, не будет у тебя страха нощнаго, не будешь бояться и стрелы, летящей днем. Ты избавишься от всяких страхов («во тме преходящия» ), от всякой опасности и случайности, («от сряща» ), т.е. от всего того, что с нами случается нечаянно, и от злого духа, нападающего в полдень».

Стихи 7 и 8. «Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши».

«От страны твоея» - значит «возле тебя», с одной стороны (слева).

«Одесную тебе» - справа.

Опасности угрожают человеку со всех сторон. Цифры ­тысяча («тысяща» ) и десятки тысяч («тьма» ) символически означают необыкновенно бесчисленное количество нападающих на человека врагов, враждебных помыслов и желаний. Т. е.мысль данного стиха можно выразить так: «тысячи, и десятки тысяч, и бесчисленное множество врагов нападет на тебя («и тма одесную тебе» ), но тебя не коснется («к тебе же не приближится» . Или же так: «если с одной стороны нападет на тебя тысяча врагов, а с другой - десять тысяч или бесчисленное множество, то и тогда никто из них не приближится к тебе, не погубит тебя. И ты не только не потерпишь никакого вреда от нападающих нечестивцев, но напротив, только будешь смотреть своими глазами, и сам увидишь воздаяние им от Господа («обаче (только) очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши» )». Так и было с благочестивым царем Иудейским Езекиею. Когда, с многочисленным войском, напал на него и осадил Иерусалим ассирийский царь Сеннахирим, тогда Езекия молитвенно возопил ко Господу Богу, возложив все упование на Него. И Господь вскоре избавил Езекию от страшной опасности, угрожавшей ему, поразив в одну ночь все многочисленное (185 тысяч) воинство ассириян.

Стих 9. «Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое».

Здесь сила упования на Бога у человека становится еще сильнее.
Надеющийся на Бога и всегда живущий в помощи Всевышняго сам в себе говорит: «Ты, Господи, вся моя надежда и опора («яко ты, Господи, упование мое» )» , и сказав так «одного Всевышнего избрал ты («положил еси» ) прибежищем твоим» , говорит псалмопевец.

Стихи 10. «Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему».

Здесь псалмопевец Давид, отвечает уповающему на Бога: «ты сказал, что Господь упование твое, и ты Всевышнего сделал своим прибежищем? Итак знай, что никакое искушение к тебе не приблизится». Т.е. слова «не приидет к тебе зло» есть ответ на «Ты, Господи, упование мое».

«Раной» может быть и зло, и всякая болезнь.

«Телеси́» означает тело, плоть человека. Однако в данном случае, вместо слов: «телеси́ твоему» , согласно с переводом с еврейского, а также греческим и Вульгаты («селение», «жилище» ), - нужно читать: «жилищу твоему» , как и исправлено это место в подстрочном примечании в современных изданиях Библии и Псалтири. Но и в другом значении, «жилище» души есть тело, т.е. «к телу твоему не приблизится болезнь за то, что ты сделал Бога прибежищем своим».

Таким образом, в этом стихе Давид продолжает речь о Божием покровительстве человеку, всецело Ему преданному, говоря так: «после того, как ты избрал прибежищем своим Бога, никакое зло уже не придет к тебе, и никакая беда не достигнет жилища твоего («и рана не приблизится телеси твоему» )».

Иоанн Златоуст объясняет это место так, что если праведнику приключаются немощи и раны и другие подобные искушения, то они составляют для него подвиг и испытание и умножают венцы, а для грешника они делаются действительно ранами.

Стихи 11-12. «яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою».

Далее псалмопевец указывает, что к верующим в Бога в помощь посылается Ангел: «Бог, на Которого ты возложил все упование свое, пошлет ангелов Своих и заповедает (прикажет) им («ангелам Своим заповесть о тебе» ), чтобы охраняли тебя во всех делах твоих («сохранити тя во всех путех твоих» ). Они же, эти ангелы, по повелению Божию примут тебя на свои руки и будут поддерживать тебя, чтобы не споткнуться тебе ногою о камень («да не когда преткнеши о камень ногу твою» ), т.е. чтобы ты не впал в искушение, когда на пути нравственной жизни встретится какой-нибудь соблазн». Слово «нога» , по изъяснению святителя Афанасия Великого, означает «душу» , а слово «камень» - «грех».

Стихи 13. «на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия».

По словам Великого Афанасия, под «львом, змием, аспидом и василиском» можно разуметь самого сатану и отступивших с ним от Бога злых ангелов. «Аспиды и василиски» вместе – различные образы нечистой силы - бесов, «лев и змий» – диавол.

Но и в буквальном смысле под «аспидом и василиском, львом и змием» могут подразумеваться опасные животные. Эти животные, как наиболее ужасные, служат образом неотвратимой опасности или злейших врагов.

Изречениями сего стиха, как и предыдущих, выражена та мысль, что для человека, охраняемого ангелами, ничто вообще, даже самое ужасное, не может быть опасным : «ты безопасно, безвредно будешь наступать на аспида и василиска, будешь попирать (преодолевать) льва и дракона».

В высшем смысле наступанием на ядовитых и плотоядных зверей Давид выразил победу над Злом.

Стихи 14, 15 и 16. «Яко на Мя упова, и избавлю и (т.е. его): покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его: долготою дний исполню его и явлю ему спасение Мое».

Завершается псалом словами Самого Бога, который говорит о праведнике в таких выражениях: «так как он надеялся на Меня («яко на Мя упова» ), то Я избавлю его и скрою от опасности. А за то, что он познал и уверовал в Меня («яко позна имя Мое» ), т.е. Мне одному служил и покланялся, не признавая других богов, Я всегда буду помогать ему и внимать молитве его («услышу его» ). Если постигнет его какая-нибудь скорбь, то Я буду с ним и в скорби («с ним есмь в скорби» ), избавлю его («изму его» ) от всяких скорбных и тяжких обстоятельств, и не только избавлю, но и прославлю его, т.е. и самые несчастные обстоятельства направлю ему в благополучие и славу. Я сделаю для него то, что сделал некогда многострадальному праведнику Иову, или то же, что сделал для благочестивого царя иудейского Езекии. Получит он долголетнюю жизнь на земле («Долготою дний исполню его» ) и сподобится вечно блаженной жизни будущего века».

«Долготою дний» Господь называет вечную жизнь.

Таким образом, мы видим, что наградой и плодом упования на Бога является помощь Божия, или Спасение . А наше спасение , по толкованию св. Афанасия Великого, - сам Господь наш Иисус Христос, Который вводит нас в новый век через соединение с Собой в Церкви.

Вера – обязательное условие для Спасения. Человек, который поверит в Бога и попытается руководствоваться жизнью, учрежденной Им на земле Церкви, вступает под «покров Всевышнего», который будет с любовью оберегать его от всяких зол.

90-й Псалом имеет великую силу. Как сильное оружие на демонов, он испытан многими поколениями христиан. Эта молитва - мощное ограждение от любого зла, от недобрых людей и от бесов. «Живый в помощи Вышняго...» издревле считался молитвой воинов и вообще молитвой о сохранении жизни на поле брани или в любой другой опасной ситуации. Существует даже благочестивый обычай носить текст «Псалома 90» в кармане на груди или на поясе.

Пожалуй, нет в православии второй такой загадочной и, в то же время, востребованной молитвы, как 90 псалом. Ее текст, поначалу кажущийся напоминающим какой-то древний заговор, раскрывает весь свой смысл тому, кто искренне молится и просит у Бога помощи и разумения. Это, конечно, касается не только 90 псалма, читать который каждый день приходится каждому православному христианину, поскольку он входит в ежедневное , но и всех остальных молитв. Для понимания сути недостаточно читать 90 псалом на русском языке – это поможет лишь понять незнакомые слова, но не вникнуть в глубинную суть этой сильной христианской молитвы. При ее чтении многое зависит от духовного состояния человека: одним смысл псалма раскрывается после первого прочтения, другим необходимо ознакомиться с толкованием 90 псалма, чтобы избежать заблуждений, вызванных самотрактовкой.

Псалтирь 90 псалом царя Давида

Читать 90 псалом принято в случае грозящей опасности. Это может быть как физическая опасность (преследование врагов, ущемление со стороны начальства или власть имущих), так и духовная (нападение греховных помыслов и желаний).

Толкование на 90 псалом поясняет, что он был написан иудейским царем и пророком Давидом после избавления его народа от моровой язвы. В те времена это была страшная эпидемия, уносившая сотни и тысячи жизней за день. Согласно историческому исследованию, эпидемия, о которой идет речь, продолжалась, в отличие от остальных, всего три дня, и в благодарность за эту невероятную Божью милость царь Давид пополнил псалтирь 90 псалмом. Содержание псалма – возвышенно-хвалебное, благодарственное.

Самая сильная молитва 90 псалом

90 псалом – молитва, упоминаемая даже в Евангелии. Когда сатана искушал Спасителя во время Его сорокадневного поста в пустыне, он цитировал 11 и 12 стихи этой древней ветхозаветной молитвы.

Текст 90 псалма на русском языке дает нам прекрасное представление о его содержании: он убеждает нас, что человеку, верующему в Бога всем сердцем, не страшна никакая опасность: ни стрелы, ни дикие животные, ни ядовитые змеи. Церковное предание подтверждает истинность этого утверждения: известно, что святые апостолы укрощали хищников и не боялись змеиных укусов.

Тем, у кого нет времени на ежедневную усиленную молитву, можно слушать 90 псалом по пути на работу – для этого нужно всего лишь скачать его бесплатно в одной из православных электронных библиотек.

Слушать на видео христианский псалом 90

Православный текст псалом 90 Хвалебная песнь Давида, на русском языке

Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. Ибо ты сказал: « — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое»

Псалтырь, читать текст псалом 90 на церковно-славянском языке

Живый в помощи вышняго, в крове Бога нбнаго водворится, речет Господеви; заступник мой eси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на него. Яко той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна; плещма своима осенит тя, и под криле eго надеешися; oружiем обыдет тя истина eго. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящiя во дни, от вещи во тме преходящiя, от нападенiя и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебe, к тебе же не приближится; oбаче oчима твоима смотриши и воздаянiе грешников узриши. Яко ты, Господи, упованiе мое; вышняго положил eси прибежище твое. Не прiидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему; яко ангелом своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою; на аспiда и васiлiска наступиши, и попереши льва и змiя. Яко на мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя мое. Воззовет ко мне, и услышу eго; с ним eсмь в скорби, изму eго и прослвалю eго; долготою днiй исполню eго и явлю eму спасенiе мое.


Есть удивительная молитва, Псалом 90 - «Живый в помощи Вышнего», эта молитва обладает Могущественной Силой, когда человеку угрожает смертельная опасность, если он прочитает эту молитву, то Господь спасёт его от любой беды. Расскажу две истории об этой молитве, о том, как она спасает людей, в своё время эти истории сильно укрепили меня в вере в Бога.

История первая. В 1990 году общался я как-то со своим товарищем офицером афганцем, был месяц август. Случайно нагнувшись он выронил из нагрудного кармана небольшую иконку, опередив его я поднял её и посмотрел, на ней был образ Господа Иисуса Христа и вот эта молитва «Живый в помощи Вышняго». Я удивился и спросил его неужели он верующий, на что он ответил утвердительно и рассказал мне следующую историю. Когда он пошел в армию, то мать провожая его подарила ему эту иконку с молитвой и сказала, что если будет трудно, то пусть прочитает эту молитву трижды. Служил он долго, стал офицером и был направлен в Афганистан, командовать разведротой. В основном уходили в тыл к «душманам», делали засады на караваны с оружием и как-то раз сами попали в засаду. С первых же секунд нападения «душманы» больше половины его солдат положили, остальные успели рассредоточиться и залегли. Их окружили со всех сторон, начался жестокий бой, боеприпасы стали заканчиваться, ребят оставалось в живых всё меньше и меньше. И тогда он ясно понял, что живыми они отсюда не уйдут, их всех ждала неминуемая смерть. В самый критический момент мой товарищ вдруг вспомнил про просьбу своей матери, про то, что у него в нагрудном кармане есть иконка и молитва. Достав иконку, он стал читать эту молитву «Живый в помощи Вышняго», а дальше произошло Чудо. Вдруг стало тихо — тихо, только пули беззвучно пролетали над головой, его как бы накрыло невидимым покрывалом и он почувствовал себя в полной Безопасности, и понял, что с ним ничего не случится. Подозвав к себе уцелевших солдат, он вместе с ними пошел на прорыв из окружения, и они пробились, все кто был с ним в этой атаке остались живыми и вернулись в свою часть. После этого случая он стал перед каждым походом в тыл врага читать эту молитву, и так довоевал до конца своей службы, без единой царапины вернулся домой. Эта история произвела на меня большое впечатление, в то время я ещё был некрещеный, но после этого твёрдо решил креститься и через месяц я принял крещение.

История вторая. В 1992 году летом в июле я помогал строить дачу своим родственникам. Нас было трое, дед Семен, которому было за семьдесят, его товарищ такого же возраста и я, ну естественно мне как самому молодому выпала вся тяжелая физическая работа. В процессе работы к нам подошел еще дед Никита, ему было больше восьмидесяти лет, он как бывший хороший плотник помогал нам советом. Поработав, сели обедать. За обедом старики стали вспоминать давно прошедшую Великую Отечественную войну, я сидел рядом и слушал, и тут я услышал историю как дед Никита в Бога поверил, а надо сказать, что он был глубоко верующим. Когда дед Никита, тогда еще молодой уходил на фронт в 1941 году, то его мать дала ему две молитвы, написанные листке бумаге: «Живый в помощи Вышняго» и «Да воскреснет Бог и расточатся враги Его», и сказала, чтобы он их постоянно читал. Но дед Никита тогда был большой атеист, молитвы конечно он взял, но не читал. Так и провоевал до 1943 года. А в 1943 году наши войска перешли в наступление и форсировали реку Днепр, вместе со всеми переплыл на тот берег и он. Его батальон, численностью 800 человек захватил плацдарм и был приказ удерживать занятую территорию до подхода основных сил. Вот тут-то всё и началось. Немцы, опомнившись, начали их атаковать, практически беспрерывно, в короткие минуты между атаками они обстреливали их из орудий и бомбили с воздуха. Так длилось целую неделю. Когда немцы начали усиленно бомбить и обстреливать из орудий и миномётов занятый плацдарм, дед Никита, видя сколько вокруг него гибнет его товарищей понял, что может также как и они погибнуть здесь, а был молодой, умирать не хотелось. Вот тогда-то, под сильной бомбёжкой, он и вспомнил про наказ матери, достал молитвы, которые она ему дала и стал их читать. Прочитав молитву, как он потом рассказал, что он вдруг почувствовал, как его словно накрыло Плотным Колпаком, и стало спокойно на душе, так прошел весь день. Теперь дед Никита уже без напоминания прочитывал свои молитвы с утра пораньше, до начала боя, читал во время боя и вечером. Когда наконец к ним пришла подмога, то из 800 человек солдат и офицеров целого батальона их осталось в живых всего — четверо, причем трое были ранены и только один дед был без единой царапины. Вот так дед Никита и поверил крепко в Бога. Он дошел до Берлина и штурмовал Берлин, и всю войну читал свои молитвы, которые ему дала мать, и вернулся домой живой и невредимый. Когда я слушал эту историю, то я вспомнил, что мне рассказал про молитву «Живый в помощи Вышняго» мой товарищ, который воевал в Афганистане и тоже остался живым и невредимым. Тогда сравнив обе эти истории, я понял, что это за удивительная молитва Псалом 90 - «Живый в помощи Вышняго», и какую она имеет ВЕЛИКУЮ силу спасать и ЗАЩИЩАТЬ людей.

Расскажу еще про один случай с этой молитвой. Рассказал сам человек, с которым случилась эта история. Добавлю, что этот рассказ был напечатан в нескольких книгах.

Когда началась война этого человека забрали в армию и наскоро обучив отправили на передовую. В первые месяцы 1941 года немцы быстро наступали, окружали и уничтожали много русских частей. Также произошло и с его частью она была окружена и разбита. Вместе со своим товарищем ему пришлось выходить из окружения, шли всегда ночью, а днем отсыпались. И вот вечером зашли они в одну деревню, в которой не было немцев и решили заночевать. Ночью, пока он с товарищем спал в одной хате, село окружили немцы. Из окна было видно, как колонна танков прошла по улице, потом проехали мотоциклисты, после всех появились автоматчики с собаками. Бежать было поздно, да и куда бежать, всё село окружено.

Немцы заходили в каждую хату. Тех, кто выскакивал на улицу сразу же убивали, если кто стрелял из окна, то сжигали хату вместе со всеми кто там был. Да и что сделаешь с винтовкой против автомата. Тех, кто выходил с поднятыми руками, выводили и увозили в грузовиках. Он вместе с товарищем попытался спрятаться в хате под кроватью и лежал с краю, а товарищ спрятался за его спиной у стенки. Понимая, что может погибнуть он стал вспоминать молитвы и молиться, но все молитвы, которым его учила мать от страха забыл и ничего не помнил кроме начала: «Живый в помощи Вышняго… Живый в помощи Вышняго», — только и повторял про себя он. Когда немцы вошли в хату и стали делать обыск он продолжал повторять про себя эту молитву«Живый в помощи Вышняго…». Что же немцы? Зашли, начали всё обыскивать и заглянули под кровать, и вытащили того, кто лежал ближе к стенке у него за спиной, а его оставили, как будто это был мешок или пустое место — совсем не заметили. Товарища вывели во двор и расстреляли. Потом прочесав село немцы уехали. Он же лежал до ночи без конца повторяя: «Живый в помощи Вышняго…» и ночью ушел из этой деревни в лес. Потом, в первой же деревне, где была церковь, достал нательный крест и одел его на себя и долго стоял в храме благодаря Бога за свое спасение от верной смерти. У верующих людей достал Псалтирь и переписал весь Псалом 90 «Живый в помощи Вышняго». Потом выучил его наизусть, позже достал и молитвослов и читал когда мог. Всю войну прошел, каждый день читая эту молитву и живым вернулся домой.

Псалом 90. (молитва Защиты, если есть большая опасность то эту молитву читают утром и вечером — по три раза, пока есть опасность и надо благодарить Бога за Его помощь и защиту)

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небесного водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словеса мятежна, плещма Своими осенит тя, и под криле Его надеешися, оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощного, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденного. Падет от страны твоея тысяща, и тьма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится к телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путях твоих. На руках возьмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю, и покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне (Господи Иисусе Христе Сыне Божий, во имя Твое, Богородицы ради, помилуй, спаси и сохрани рабов Божиих (имена) от всякой беды, от колдовства и всех врагов видимых и невидимых, и от всех злых людей) - и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его, долготою дней исполню его и явлю ему спасение Мое. (Эту молитву нужно читать, когда кто-то заболел 3 - 12 раз.)

Один офицер во время войны носил за пазухой напротив своего сердца маленькую икону Святителя Николая, которую он завернул в листок бумаги, на котором был написан псалом 90 - молитва Живый в помощи Вышнего. В одном из боев пуля попала в грудь офицера, пробила одежду, дошла до бумажки, но ни иконы, ни бумажки с молитвой она не повредила — не смогла пробить!

Приведу выдержку о том какой могучей силой обладают наши молитвы к Богу из одной замечательной книги протоиерея Иоанна Наумовича, которая так и называется «Живый в помощи Вышняго».

«А вспомнил: я имел привычку читать каждый вечер этот самый псалом 90, и читая эту молитву обходил весь свой дом и двор. Люди не раз, увидав меня этак ходящего, всяко про меня думали, и потом рассказывали про меня разные небылицы. Я же не каким-нибудь волшебством, а этим самым Словом Божиим ограждал все имение мое, труды рук моих. Вот ты скоро тоже начнешь хозяйствовать.

Советую тебе для того, чтобы — СОХРАНИТЬ свой дом, свое хозяйство, самого себя и своих близких от злых людей и воров, — ДЕЛАЙ так, как я делал каждый вечер, прежде чем пойти на покой: помолившись дома вместе с домочадцами пред святыми иконами, выйди во двор и ОБОЙДИ всё хозяйство и дом свой, а обходя, ПОВТОРЯЙ всем сердцем слова молитвы — Живый в помощи Вышняго. Господь сохранит — твой дом и семью!

Живый в помощи Вышняго в крове Бога Небесного водворится. Речет Господеви: заступник мой еси, и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Это вот что означает. Кто из людей на милость, да на помощь Божию сильно надеется, тот будет жить как бы под Покровом Самого Отца Небесного. Как родное дите не боится ничего в доме своем родном и живет себе беззаботно, так и всякий человек может с упованием, доверчиво и смело обратиться к Богу за помощью и защитой, и Господь обязательно поможет и защитит от всякой беды и злых людей.

Слушай дальше: Яко той избавит тя от сети ловчи, и от словеса мятежна. Как рыбак подстерегает рыб или охотник птицу, так и люди на людей закидывают сети, чтобы друг друга уловить, или делом каким или словом. Ты вот сынок бывал в городе, видел там суды и земские собрания, слыхал не раз речи судебных защитников-адвокатов, и знаешь как они из белого дня делают непроглядную ночь, а из ночи - день; часто правду они превращают в неправду, потому что таково уж ремесло их. Но если ты будешь жить и поступать как велит всем людям Господь - по Законам Божиим, не будет у тебя ни с кем никаких судов, и не уловят тебя в сети, ничего не поделают против тебя словесами мятежными, то есть злым, подлым умыслом, сговором, ведь частенько бывает так, что люди сговорятся против кого-нибудь, впутают его в какое-нибудь «дело», Поставят ложных свидетелей и погубят. А ты, ежели и попадешь невинно в какое-нибудь дело, под суд, а Господь так все устроит, что выйдешь из него оправданный и с честью.

Оружием обыдет тя истина Его. Не убоишься от страха ночного, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденного. Истина Его, Правда Его, воздающая каждому по делам его — будет для тебя и оружием и защитой: ты не будешь бояться ни страшилищ ночных, ни стрел, летающих и губящих людей днем, ни беды таящейся и подстерегающей в темноте, ни злых приключений и опасностей, которые случаются среди бела дня. Если будешь жить по Законам Божиим, если будешь стоить того, чтобы Истина и Правда Его были твоим оружием и защитой, — то тогда не будешь знать никакой опасности, не будешь бояться ни людской злобы и нападений, ни колдовства.

Падет от страны твоея тысяща, и тьма одесную тебе, к тебе же не приближится. Ежели даже случится тебе быть на войне, в тяжелом, смертельном сражении: пусть падет вокруг тебя тысяча человек с одной стороны и десять тысяч с другой, — ты будешь цел и невредим, ни пуля, ни штык не коснется тебя, волос с головы твоей не упадет.

Обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Ты уцелеешь, будешь жив и своими глазами увидишь какое воздаяние получат грешники: грабители и воры, убийцы и насильники, пьяницы, ленивцы, распутные, что с женами честно не живут, что детям своим подают дурной пример. Много я видел грешников, но все они как-то исчезли - и следа от них не осталось. А шумели они, шибко шумели, — жили так, как будто нет ни Бога, ни Страшного Суда, ни другой вечной жизни на том свете! Ты сам наверное слышал, какие богатейшие строения когда-то были на Степановом выселке? Там в конюшнях стояло по десятку коней, да по двенадцать волов, а что было коров да овец — не перечесть! Там было четыре хозяина Степанчуки, все четверо такие богачи, что поискать. Только жили нечестно, людей обманывали и обижали, грешили много. А нынче на месте, где стояли их дома, конюшни, сараи - там пашня, ничего не осталось! Все погибло, исчезло, — то от огня сгорело, то от лихих людей, то от болезней, и нынче из всего рода Степанчуков остались только двое, и в мой тоже двор заходят за милостыней: Никита убогий да Влас седой. Вот что значит Воздаяние грешников узриши! За всякий грех последует и наказание, рано или поздно, если не на этом свете, то непременно по смерти, в другом мире, хотя часто люди получают Божие наказание здесь, в этой жизни.

Яко Ты Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое. Ни придет к тебе зло, и рана не приближится к телеси твоему. Яко Ангелам Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путях твоих. На руках возьмут тя, да некогда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Слышишь, Николай: будешь надеяться на Бога и соблюдать Закон Его святой - никакое зло не постигнет тебя; ты будешь здоров, потому что болезни наши, хоть и не все, но большею частью происходят от греха, от распутства, от неумеренности и обжорства. Если будешь уповать на Бога, то выйдешь невредим из опаснейших приключений. Не раз и мне самому приходилось бывать в таких делах, что подлинно только милость Божия, да святой Ангел Хранитель спасали меня от смерти и несчастий, — точно так, как в сказано в псалме, что Господь велит Ангелам Своим хранить тебя на всех путях твоих, и они возьмут тебя на руки, чтобы ты не преткнулся о камень ногою. После этого, я хорошо понял слова псалма: Яко Ангелам Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путях твоих..

Ну как там далее сказано? Яко на мя упова, и избавлю и:покрыю и, яко позна имя мое. Воззовет ко мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его, долготою дней исполню его. В нужде, в беде, в горе, всегда и везде — Бог будет с тобой, и легче тебе будет, и не впадешь в отчаяние. Бог выведет тебя из любой опасности, да еще и прославит тебя». Но помни, что Бог помогает только тем, кто ПОСЛУШЕН Ему, Добрым, Честным и Простым людям.