Календарь пасха. Православные молитвы святых угодников и божьей матери. Двунадесятые непреходящие праздники

Если вы относите себя к верующим людям, и стараетесь соблюдать обряды и обычаи, предписанные церковью, то вам необходимо знать точные даты всех христианских праздников, которые будут в 2017 году. Для этих целей каждый год рассчитывается церковный календарь, способный дать человеку нужные ориентиры.

В этой статье вы сможете найти подробный православный календарь на 2017 год , где указаны дни празднования главных двенадцати дат, которые чтит церковь, не считая Великой Пасхи.

Рассуждая о целесообразности церковного календаря, следует все праздники делить на Господние (приуроченные Иисусу Христу) и Богородичные. Долгожданным и всеми любимым праздник, которого с нетерпением ждет весь православный люд, считается Великая Пасха — день воскрешения Иисуса Христа.

Впрочем, не все праздники припадают на один и тот же день каждый год. Они называются переходящими. В зависимости от того, какого числа Пасха, устанавливается дата таких праздников. Те торжества, которые имеют постоянную дату, нарекли непереходящими. Вот главная особенность церковного календаря, о которой верующий человек должен знать в первую очередь.

Кроме церковных праздников, в православном календаре принято отмечать даты проведения постов. Большинство торжеств, чествуемых церковью, предполагают преодоление специального ритуала — поста. Он помогает очистить душу, разум и впустить с сердце Господа Бога нашего.

Каждый, кто пожелает поститься, должен в добровольной форме отказаться от неподходящей еды и всяческих развлечений. Это обязательное условие поста. Как показывает практика, придерживаться таких несложных правил не сложно и с каждым годом ряды постящихся пополняются новыми “участниками”.

Самый главный пост — Великий Пост. Наступает он сразу перед Страстной Седьмицей, тобишь, перед Великой Пасхой. Исходя от , начало и конец Великого поста каждый год меняется.

Двунадесятые неподвижные (непереходящие) праздники

  • 19.01.2017 — Крещение Господне (Богоявление)
  • 21.09.2017 — Рождество Пресвятой Богородицы
  • 04.12.2017 — Введение во храм Пресвятой Богородицы

Двунадесятые подвижные (переходящие) праздники

  • 09.04.2017 — Вход Господень в Иерусалим
  • 25. 05.2017 — Вознесение Господне
  • 04.06.2017 — День Святой Троицы. Пятидесятница

Перечень недвунадесятых праздников

  • 14.01.2017 — Обрезание Господне
  • 12.07.2017 — Святых апостолов Петра и Павла
  • 14.10.2017 — Покров Пресвятой Богородицы

  • 18.02.2017 — Суббота мясопустная (Вселенская родительская)
  • 11.03.2017 — Суббота второй седмицы Великого Поста
  • 18.03.217 — Суббота третьей седмицы Великого Поста
  • 25.03.2017 — Суббота четвертой седмицы Великого Поста
  • 25.04.2017 — Радоница
  • 9.05.2017 — Поминовение усопших воинов
  • 03.06.2017 — Суббота Троицкая

Церковные посты

Многодневные:

  • с 27.02.2017 по 15.04.2017 — Великий Пост
  • с 12.06.2017 по 11.07.2017 — (Апостольский)
  • с 14.08.2017 по 27.08.2017 — Успенский пост
  • с 28.11.2017 — 06.01.2018 — Рождественский пост

Однодневные:

  • 18.01.2017 — Крещенский сочельник
  • 11.09.2017 — Усекновение главы Ионна Предтечи
  • 27.09.2017 — Воздвижение Креста Господня

Сплошные седмицы (в этих неделях нет поста в среду и пятницу)

  • с 06.02.217 по 11.02.2017 — Мытаря и фарисея
  • с 20.02.2017 по 26.02.2017 — Масленица
  • с 17.04.2017 по 22.04.2017 — Пасхальная седмица

Что такое Великие праздники

Эти праздники чрезвычайно ценятся церковью, и все они отличаются особым торжественным богослужением. Наиболее значимым и самым светлым днем в году для православного люда является Пасха. Она всегда выделяется ярким цветом в церковном календаре.

Этот праздник имеет особый статус и сопровождается наиболее торжественной службой. Дата празднования уникальна для каждого года и высчитывается по солнечно-лунному календарю. Зачастую она припадает на период с 4 апреля по 8 мая.

Другие же праздники можно разделить на двунадесятые и недвунадесятые.

К двунадесятым церковным торжествам относятся 12 особо значимых для церкви событий, связанных с земной жизнью Иисуса Христа и Богородицы. В свою очередь эти праздники делят на:

  • Переходящие или подвижные. Для них ежегодно высчитывается уникальная дата, которая зависит от дня чествования Пасхи и двигается вместе с нею. Всего существует 3 таких двунадесятых праздника.
  • Непереходящие или неподвижные. У этих церковных праздников фиксированная дата — каждый год они припадают на одно и тоже число. Известно 9 таких православных торжеств.

К недвунадесятым праздникам относятся 5 дат, имеющих огромное значение для всего православного народа. Они посвящены рождению и смерти Ионна Предтечи (крестил Иисуса Христа), явлению Богородицы, обрезанию Господню, двум апостолам Петра и Павла, а также памяти святителя Василия.

Православные посты и сплошные седмицы

Теперь поговорим о постах. Пост — это особая форма религиозного аскетизма, успокоение души, тела и разума ради спасения в рамках религиозного воззрения. Постящиеся люди добровольно ограничивают себя в еде, пище и развлечениях. Условно пост можно разделить на несколько видов:

  • Душевные пост — когда человек ограничивает себя от внешних удовольствий и впечатлений. Сюда можно отнести молчание, смирение, успокоение, уединение и молитвенное сосредоточение.
  • Телесный пост — соблюдая его, человек отказывается от большого разнообразия в еде.
  • Духовный пост — постящийся борется со своими “внутренними телесными прихотями”. Духовный пост подразумевает периоды особо напряженной молитвы.

Стоит отметить, что пост телесный без духовного невозможен. Не соблюдая хоть один из вышеперечисленных видов, человек не добьется желаемого результата. Некоторые ученые умы считают, что придерживаясь одного поста, а игнорируя другой, мы только наносим себе вред. Пост — это не только воздержание от пищи.

Иоанн Златоуст (святитель) учит, что настоящий пост является периодом, когда человек отрекается от зла, следит за своим языком, подавляет гнев, усмиряет похоть, прекращает клеветать, лгать и перестает совершать кляствопреступления.

Нельзя считать пост целью, достичь чего-то, ведь он является средством отвлечения от желаний своего тела и помогает сконцентрироваться на будущем и духовном состоянии. Если забыть про все это, пост станет самой простой диетой!

В церковном календаре можно выделить 4 многодневных поста:

  • Великий Пост — самый главный и самый длинный пост у христиан. Его основной целью является очищение и подготовка тела к Пасхе. Пост разделен на четыре части — Четыредесятница, Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим и Страстная седмица.
  • Петров Пост или Апостольский — летний пост, который раньше еще называли Пятидесятница. По примеру святых апостолов, которые приняли святой дух в день Пятидесятницы, люди начинают поститься. Пост может быть как длинный, так и короткий. Все зависит от того, на какое число выпадет Пасха.
  • Успенский пост — считается самым коротким постом, ведь он длится всего две недели. Посвящен пресвятой Богородице.
  • Рождественский пост — называют еще Филипповским . Его продолжительность составляет 40 дней.

Также существует 3 однодневных поста:

  • Крещенский сочельник
  • Усекновение главы Ионна Предтечи
  • Воздвижение Креста Господня

К тому же, принято поститься по средам и пятницам.

Сплошными седмицами называют недели, во время которых пост по средам и пятницам отменяется. В церковном календаре существует 5 таких седмиц — Святки, Сырная (мясо запрещено), Троицкая, Пасхальная, Мытаря и фарисея.

Дни особого поминовения усопших

В эти дни принято вспоминать всех усопших христиан, приходить на могилы умерших родственников, молиться о них. Это такие дни, как Вселенская родительская суббота, 2-4 суббота Великого поста, Радоница, Поминовение усопших воинов, Дмитриевская и Троицкая субботы.

Январь

с 28.12.2016 года по 06.01.2017 года Рождественский пост

06.01.2017 — Сочельник или Навечерие Рождества Христова

07.01.2017 — Рождество Христово

с 07.01.2017 по 17.01.2017 — Святки

14.01.2017 — Обрезание Господне. Праздник Нового года по старому стилю.

18.01.2017 — Крещенский сочельник или Навечерие Богоявления Господня

19.01.2017 — Крещение Господе или Святое Богоявление

25.01.2017 — День памяти великомученицы Татьяны или Татьянин День

Февраль

15.02.2017 — Стретение Господне

с 05.02.2017 по 26.02.2017 — Триоды. Подготовка к Великому Посту

с 06.02.217 по 12.02.2017 — Неделя о мытаре и фарисее

12.02.2017 — Неделя о блудном сыне

с 13.02.2017 по 19.02.2017 — Мясопустная неделя

18.02.2017 — Вселенская мясопустная Родительская суббота

с 20.02.2017 по 26.02.2017 — Масленица или Сырная неделя

26.02.2017 — Прощенное воскресение

С 27.02.2017 года по 15.04.2017 года — Великий Пост

Март

09.03.217 — Обретение Головы Ионна Предтечи

22.03.2017 — Сорок Севайстийских мучеников или Жаворонки

11.03.2017 — Родительская вселенская суббота 2-й недели Великого поста

18.03.2017 — Родительская вселенская суббота 3-й недели Великого поста

25.03.2017 — Родительская вселенская суббота 4-й недели Великого поста

Апрель

07.04.2017 — Благовещение Пресвятой Богородицы

08.08.2017 — Лазарева Суббота

09.04.2017 — Вход Гоподень в Иерусалим (Вербное воскресение)

16.04.2017 — Пасха (Светлое Воскресение Христово)

с 16.04.2017 по 22.04.2017 — Сплошная Светлая Пасхальная седмица

С 23.04.2017 года по 11.06.2017 года — Весенний мясоед

с 23.04.2017 по 29.04.2017 года — Радоницкая неделя или Красная горка

23.04.2017 — Антипасха

25.04.2017 — Радоница или Родительский день

Май

09.05.2017 — День поминовения усопших

23.05.2017 — Симон Зилот

25.05.2017 — Вознесение Господне

Июнь

01.06.2017 — Семик (седьмой четверг после Пасхи)

03.06.2017 — Троицкая суббота

04.06.2017 — День святой Троицы

с 05.06.2017 по 11.06.2017 — Троицкая седмица

07.06.2017 — Обретение главы Ионна Предтечи

08.06.2017 — Троицкая седмица

С 12.06.2017 года по 11.07.2017 года — Петров пост

Июль

Ночь с 06.07.2017 на 07.07.2017 — Праздник Ивана Купала

07.07.2017 — Рождество Ионна Предтечи

08.07.2017 — День Петра и Февронии

12.07.2017 — Святых первоверховных апостолов Петра и Павла

С 12.07.2017 года по 13.08.2017 года — Летний мясоед

Август

02.08.2017 — Ильин день

14.08.2017 — Медовый спас

С 14.08.2017 по 27.08.2017 — Успенский пост

19.08.2017 — Преображение Господне. Яблочный спас

28.08.2017 — Успение Пресвятой Богородицы

С 28.08.2017 года по 27.11.2017 года — Осенний Мясоед

29.08.2017 — Ореховый Спас

Сентябрь

11.09.2017 — Усекновение главы Ионна Предтечи

Освященное время Церкви: : церковное новолетие и миротворный круг. В календаре этот день отмечен как начало индикта. Христиане не хотели разделять начало нового года в один день с последователями Конфуция, Аллаха, Будды, поэтому приняли решение считать началом православного нового года 14 сентября (1 сентября ст.ст.). Праздник церковного Новолетия установлен святыми отцами I Вселенского собора, которые определили начинать с 1/14 сентября исчисление церковного года. Первый день годичного богослужебного круга открывает собою «вход лета», и богослужение этого дня носит праздничный характер, вершиной которого является читаемое за литургией Евангелие, где рассказывается о начале проповеди Иисуса Христа после Его Крещения и искушений от диавола в пустыне. По преданию, это произошло в первый день иудейского праздника жатвы, который праздновали 1-8 сентября. В Евангелии мы слышим Спасителя, проповедующего и нам наступление благоприятного «лета Господня». В этот день Иисус Христос начал проповедь Царствия Божия и впервые засвидетельствовал исполнение ветхозаветных пророчеств о пришествии Мессии (Сына Божия) и тем самым о конце Ветхого и начале Нового Завета.
Праведного Иисуса Навина (XVI в. до Р. Х.).
Мученицы Каллисты и братий ее мучеников Евода и Ермогена .
Мученика Аифала диакона.
Мучениц 40 дев постниц и мученика Аммуна диакона, учителя их.
Преподобного Симеона Столпника и его матери Марфы . Симеон Столпник (V век) прославился как человек самоотверженного образа жизни. Он открыл новый вид подвижничества. Желая испытать свою духовную силу, веру в Бога, он соорудил на горе столб высотой 4 метра с площадкой на верху, окружил его стеною и с этого "горного" места читал проповеди многочисленным паломникам. Затем Симеон поселился на столбе в маленькой келье, предавшись усиленной молитве и посту. Постепенно он увеличивал высоту столба, на котором стоял. Последний его столб был высотой 40 локтей (16 метров). В усиленных иноческих подвигах провел 80 лет, из которых 47 простоял на столбе. Житие его было хорошо известно на Руси, у него учились претерпевать во имя святого дела многочисленные трудности человеческого бытия. По стародавней традиции считалось, что в этот день необходимо совершать благотворительные дела, быть милосердным. В Московской Руси ни один нищий в этот день не оставался без обильной милостыни и даже заключенных в темницах одаривали подарками.
День Семёна Летопроводца (Семен, Симеон Столпник, Семен-летопроводец, летопроводец, проводы лета, Семенов день, Семен-день, первые осенины, бабье лето, встреча осени, пасеков день, луков день, засидки, конец лета, начало осени, последний посев). Первая встреча осени, конец молодому бабьему лету и начало старому. Много поверий и обрядов было связано в старину с этим днем. Да и неудивительно, ведь в допетровской Руси 1 сентября считалось началом нового года. В 1700 году Петр I перенес празднование Нового года с 1 сентября на 1 января. Постепенно праздник потерял свое былое значение, но многие обычаи так и остались в жизни крестьян. Например, в деревнях 14 сентября хоронили тараканов и мух. Клали в гробик вырезанный из репы или брюквы и несли с плачем и причитанием хоронить как можно дальше от дома. Оставшиеся дома выгоняли из дому мух "муха по мухе, летите мух хоронить". Своими корнями этот обычай уходит еще в языческие времена и связан с почитанием Белбога – повелителя всех насекомых.
Еще одним важным обычаем было гашение старого огня и добывание нового. Старики выходили во двор и терли друг о друга две деревяшки, пока они не начинали дымиться. Тлеющее дерево раздувала девушка или невестка, а затем от вспыхнувшего огня поджигала свечу. Этим огнем растапливали печь. На следующее утро угли снова раздували. Так огонь поддерживали в печи весь год. В этот день четырехлетних мальчиков сажали на коней. Обычай этот пришел из глубокой древности и был связан с переходом от младенчества к взрослой жизни. Называли 14 сентября в деревнях бабьим летом потому, что в это время начинаются разные сельскохозяйственные работы (трепание пеньки, мочение льна и т. д.), которые обычно выполнялись женщинами на открытом воздухе. С Семена начинались так называемые засидки, когда по вечерам работали в избах. Первый день засидок праздновался как семейный праздник. Все родственники встречались в доме самого старшего в роде. С летопроводца (14 сентября) до Гурия (28 ноября) в старину отводилось время свадебным неделям.
С этого дня кроты и мыши перебираются с полей в дома и огороды.
Приметы погоды 14 сентября: Если Марфа грязная - осень дождливой будет. Бабье лето (начинается с 14 сентября) ненастно – осень сухая, а бабье лето сухое – осень мокрая. Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима. Если шишки на ели выросли низко – быть ранним морозам, а если на верхушке – настоящие холода наступят лишь в конце зимы.

Св. Кресту, глас 4

Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.

Перевод: Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, - да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы.

Святителю Афанасию Великому, Александрийскому

Тропарь святителю Афанасию Великому, Александрийскому, глас 3

Столп был еси́ правосла́вия,/ Боже́ственными догма́ты подтвержда́я Це́рковь,/ священнонача́льниче Афана́сие:/ Отцу́ бо Сы́на Единосу́щна пропове́дав,/ посрами́л еси́ А́рия./ О́тче преподо́бне,/ Христа́ Бо́га моли́,// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Перевод: Ты сделался столпом православия, божественными утверждая Церковь, Афанасий, ибо Сына единосущным Отцу провозгласив, ты посрамил Ария. Отче , Христа Бога моли, даровать нам великую милость.

Кондак святителю Афанасию Великому, Александрийскому, глас 2

Правосла́вия насади́в уче́ния,/ злосла́вия те́рния изсе́кл еси́,/ умно́жив се́мя ве́ры одожде́нием Ду́ха, преподо́бне,// те́мже тя пое́м, Афана́сие.

Перевод: Насадив учения православия, истребил ты терния неправомыслия и посев веры умножил ливнем Духа; потому мы воспеваем Тебя, Афанасий.

Молитва святителю Афанасию Великому, Александрийскому

О, всехва́льный и пресла́вный святи́телю Афана́сие Вели́кий, за ве́ру Правосла́вную ты был еси́ в до́лзех труде́х, мно́зех по́двизех, в пятикра́тных изгна́ниих и бе́гствех, претерпе́л еси́ мно́ги клеветы́ и оболга́ния, мно́гажды за ню хоте́ша врази́ твои́ уби́ти тя, и то́кмо Сам Бог чуде́сно сохрани́ тя от сме́рти. И все сие́ ты претерпе́л еси́ от нечести́вых еретико́в - ариа́н, с ни́ми же и боро́лся еси́, и и́хже, в пучи́не слове́с погрузи́в, терпе́нием твои́м препобеди́л еси́, и, злове́рие их от Це́ркве отгна́в и правосла́вное уче́ние насади́в, умно́жил еси́ се́мя ве́ры Христо́вой. Вои́стинну ты еси́ хра́брый во́ин Христо́в, я́ко во́ин бо, до конца́ дний твои́х сла́вно боро́лся еси́ за пра́вую ве́ру со еретики́. Вои́стинну ты еси́ столп ве́ры Правосла́вныя, и́бо ника́коже поколеба́ся ве́ра твоя́ Правосла́вная от сих гоне́ний ерети́ческих, но па́че утверди́ся и укрепи́ся, и не то́кмо у тя и у па́ствы твое́й, но и во всей Це́ркви Христо́вей. К тебе́ мо́лимся, уго́дниче Бо́жий, испроси́ у Христа́ Бо́га на́шего и нам име́ти ве́ру непоколеби́му и не уклони́тися от пра́ваго пути́ ея́, но до конца́ дний свои́х пребы́ти на нем, не боя́щеся ни ле́сти, ни преще́ния, ни да́же гоне́ния, и унасле́довати Ца́рство Небе́сное во сла́ве Бо́га Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, иде́же ты и вси святи́и пребыва́ют. Ами́нь.

Тропарь святителям Афанасию и Кириллу Александрийским, глас 4

Бо́же оте́ц на́ших,/ творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости,/ не оста́ви ми́лость Твою́ от нас,/ но моли́твами их// в ми́ре упра́ви живо́т на́ш.

Перевод: Боже отцов наших, всегда поступающий с нами по Твоей , не удали милости Твоей от нас, но по их мольбам мирно жизнью нашей управляй.

Кондак святителям Афанасию и Кириллу Александрийским, глас 4

Священнонача́льницы велича́йшии благоче́стия,/ и до́блии побо́рницы Це́ркве Христо́вы,/ вся соблюди́те пою́щия:/ спаси́, Ще́дре,// ве́рою чту́щия Тя.

Перевод: Иерархи величайшего благочестия и доблестные защитники Церкви Христовой! Храните всех, воспевающих: «Спаси, Милостивый, с верою чтущих Тебя!»

Молитва святителям Афанасию и Кириллу Александрийским

О, всесвяти́и отцы́ Афана́сие и Кири́лле, те́плии на́ши засту́пницы, ересе́й потреби́тели, благоче́стия защи́тители, неду́жным вра́чеве, в беда́х помо́щницы и все́м притека́ющым к ва́м те́плии предста́тели, помози́те на́м, гре́шным, в се́м житии́, и умоли́те Го́спода Бо́га дарова́ти на́м грехо́в оставле́ние и Ца́рствия Небе́снаго насле́дие, да всегда́ прославля́ем Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и ва́ше ми́лостивное предста́тельство, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Ин тропарь святителям Афанасию и Кириллу Александрийским, глас 3

Де́лы возсия́вше правосла́вия,/ все погаси́вше злосла́вие,/ победи́телие, победоно́сцы бы́сте,/ благоче́стием вся обогати́вше,/ Це́рковь вельми́ украси́вше,/ досто́йно обрето́сте Христа́ Бо́га,// да́рующаго нам ве́лию ми́лость.

Перевод: Воссияв деяниями в защиту православия, все угасив неправомыслие, вы сделались победителями, носящими трофеи; всех обогатив, Церковь величественно украсив, по достоинству обрели вы Христа Бога, по молитвам вашим дарующего всем великую милость.

Святителю Кириллу Александрийскому

Тропарь святителю Кириллу Александрийскому, глас 8

Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче,/ архиере́ев Богодухнове́нное удобре́ние,/ Кири́лле прему́дре,/ уче́ньми твои́ми вся просвети́л еси́,/ цевни́це духо́вная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Православия наставник, учитель и чистоты, вселенной светильник, архиереев украшение, Кирилл премудрый, учением твоим ты все просветил, лира духовная, моли Христа Бога о спасении наших душ.

Кондак святителю Кириллу Александрийскому, глас 6

Бе́здну нам уче́ний богосло́вия источи́л еси́/ я́ве от исто́чник Спа́совых,/ е́реси погружа́ющую, блаже́нне Кири́лле,/ и ста́до невреди́мо от треволне́ний спаса́ющую,/ страна́м бо всем наста́вник, преподо́бне,// я́ко Боже́ственная явля́я.

Перевод: Ты с ясностью излил нам бездну Богословских учений из источников Спасителя, потопляющих , Кирилл, и сохраняющих невредимой от штормов, ибо ты учитель всех концов Земли, Божественное изъясняющий.

Преподобным Кириллу и Марии Радонежским

Тропарь преподобным Кириллу и Марии Радонежским, глас 3

Блаже́нств Христо́вых прича́стницы,/ честна́го супру́жества и попече́ния о ча́дех до́брый о́бразе,/ пра́веднии Кири́лле и Мари́е,/ плод благоче́стия, Се́ргия преподо́бнаго, нам яви́вшии,/ с ни́мже усе́рдно моли́те Го́спода/ низпосла́ти нам дух любве́ и смиренному́дрия,/ да в ми́ре и единомы́слии// просла́вим Тро́ицу Единосу́щную.

Перевод: Блаженств Христовых причастники, почитаемого супружества и заботы о детях прекрасный пример, праведные Кирилл и Мария, плод , нам явившие, с ним же усердно молите Господа ниспослать нам дух любви и , да в мире и единомыслии прославим .

Кондак преподобным Кириллу и Марии Радонежским, глас 4

Днесь, ве́рнии, соше́дшеся,/ восхва́лим дво́ицу блаже́нную, благове́рнаго Кири́лла и Мари́ю добронра́вную,/ ти́и бо мо́лятся вку́пе со возлю́бленным сы́ном свои́м преподо́бным Се́ргием/ ко Еди́ному во Святе́й Тро́ице Бо́гу/ оте́чество на́ше в правове́рии утверди́ти,/ до́мы ми́ром огради́ти,/ ю́ныя от напа́стей и собла́знов изба́вити,/ ста́рость укрепи́ти// и спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: Сегодня, верующие, собравшись, прославим пару блаженную, благоверного Кирилла и Марию благонравную, ибо они молятся вместе с возлюбленным сыном своим преподобным Сергием к Единому во Святой Троице Богу, Отечество наше в Православии утвердить, семьи в мире сохранить, юных от напастей и соблазнов избавить, старость укрепить и спасти души наши.

Молитва преподобным Кириллу и Марии Радонежским

О, раби́ Бо́жии, схимона́ше Кири́лле, схимона́хине Мари́е! А́ще и сконча́ли есте́ вре́менную жизнь свою́ те́лом, но ду́хом не отступа́ете от нас, руково́дствуете же ны ко Христу́ Бо́гу, наставля́ете ше́ствовати по за́поведем Госпо́дним и носи́ти крест свой и после́довати Влады́це на́шему, вы, преподо́бнии, вку́пе с преподо́бным и богоно́сным отце́м на́шим Се́ргием, ва́шим возлю́бленным сы́ном, име́ете дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу на́шему и ко Святе́й Его́ Богома́тери. Бу́дите моли́твенницы и хода́таи о нас, недосто́йных, жи́тельствующих во святе́й оби́тели ва́шей, е́йже вы и нача́льницы. Бу́дите помо́щницы и засту́пницы Бо́гом со́бранней дружи́не сей, да жи́тельствующий на ме́сте сем и приходя́щии с ве́рою, ва́шими моли́твами сохраня́еми, невреди́ми от бесо́в и от челове́к злых пребу́дем, сла́вяще Святу́ю Тро́ицу, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Праведному Афанасию Наволоцкому

Тропарь праведному Афанасию Наволоцкому, глас 1

Боже́ственною благода́тию просвети́вся,/ и по сме́рти да́руеши исцеле́ния притека́ющим к тебе́, прему́дре Афана́сие,/ те́мже и мы ны́не чтим честны́х моще́й твои́х явле́ние,/ веселя́щее вку́пе ду́ши и телеса́./ Тем вси вопие́м:/ сла́ва Да́вшему ти кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Перевод: Божественной благодатью просветившись, и после смерти ты даруешь исцеления приходящим к тебе, премудрый Афанасий, потому и мы сегодня почитаем священных твоих явление, радующее одновременно души и тела. Поэтому все взываем: «Слава Давшему тебе силу, слава Венчавшему тебя, слава Подающему через тебя всем исцеления».

Священномученику Николаю Красовскому

Молитва священномученику Николаю Красовскому

О, избра́нниче и уго́дниче Христо́в, священному́чениче Нико́лае, Це́ркве Ру́сския сто́лпе непоколеби́мый, земли́ на́шея благо́е прозябе́ние и кра́сный пло́д, сро́дников твои́х предста́телю и наста́вниче!
К тебе́ припа́даем и мо́лимся мы́, смире́ннии и гре́шнии, и, я́ко отца́ чадолюби́ваго про́сим: всели́ в сердца́ на́ша любо́вь, е́юже к Бо́гу и бли́жним твои́м при жи́зни земне́й преиспо́лнен бы́л еси́, я́ко и ду́шу твою́ положи́л еси́, му́ченически пострада́в. Научи́ на́с, о́тче Нико́лае, подража́ти тебе́ ве́рно, Бо́га и бли́жних на́ших люби́ти и́скренне и за́поведи Госпо́дни соверша́ти непогреши́тельно, да бу́дем и мы́ с тобо́ю ча́да Бо́жия, не по и́мени то́кмо, но и сами́м де́лом и все́м житие́м на́шим.
При́зри благоутро́бно на вся́кую ду́шу христиа́нскую, ми́лости и по́мощи от тебе́ и́щущую. Бу́ди все́м на́м в боле́знех - цели́тель, в ско́рбех - уте́шитель, в печа́лех - изба́витель, в беда́х - помо́щник, в ча́с сме́ртный - покрови́тель, да по́мощию моли́тв твои́х святы́х сподо́бимся и мы́ гре́шнии спасе́ние ве́чное получи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́довати.
Е́й, страстоте́рпче Христо́в, не посрами́ упова́ния на́шего, е́же по Бо́зе и Пресвяте́й Богоро́дице на тя́ кре́пко возлага́ем, но яви́ на́м многомо́щное заступле́ние, да хва́лим, сла́вим и велича́ем человеколю́бие ди́внаго со святы́х Свои́х Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

В день Богоявления показано действием, что домостроительство спасения нашего совершается Господом Иисусом Христом по благоволению Отца при общении Святого Духа. Ныне же словом Апостола внушается нам, что и спасение каждого по тому домостроительству бывает не иначе, как действом Пресвятой Троицы Отца и Сына и Св. Духа: «по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа» () .

Прозревая имеющего уверовать Бог Отец сретает его благоволением Своим и призывает ко спасению благодатию Святого Духа. Дух Святый, призвав к вере и укрепив в ней, окропляет уверовавшего кровию Господа Спасителя в таинстве крещения и, получив чрез то вход в него, Сам вселяется в него и всячески содействует ему в устроении своего спасения. Да хвалим, поем и величаем Троицу Пресвятую, благую содетельницу нашего спасения, и, с своей стороны, «прилагая к сему все старание» () , поспешим благоукрасить себя всякими добродетелями по образу Создавшего и Воссоздавшего нас, чтоб не оказаться «без успеха и плода в познании Господа» () и не заградить себе «вход в вечное Царство Господа нашего» () , к которому призваны.

Притча дня

Мать и дитя

Видели вы, как мать учит ходить свое дитя? Сначала она поддерживает его, приучая уверенно перебирать ножками, потом оставляет одного где-нибудь около стула, отходит шага на три и манит. Малютке страшно. Поддержки нет. Надо оставить стул и сделать три шага самостоятельно. Целых три шага! Правда, мама близко. Если споткнешься, она сейчас подхватит на руки и не даст ушибиться больно. Но три шага! Целая пропасть! Малютка мнется в нерешительности. Но стоять скучно. Мама манит. Надо к ней. Тихонько выставляет он одну ножку вперед. Секунда колебания. Потом вдруг страшное усилие, два неверных, быстрых-быстрых, спотыкающихся шага, и он с размаху бросается в мамин подол. Какая радость! Какой восторг!

Так и Господь, как любящая мать, учит Своих детей. Их необходимо иногда оставлять одних, чтобы заставить сделать нужное усилие, приучить держаться твердо на ногах и собственной волей ходить по стезям жизни в Боге. Бурями и временными оставлениями укрепляется душа.

Беседы на Евангелие от Марка

Основы православия

Личные (ипостасные) свойства Лиц Пресвятой Троицы .

Каждое Лицо Пресвятой Троицы — Бог, каждое из Лиц обладает полнотой Божественных совершенств. Но это не значит, что Божественные Лица ничем не различаются между Собой. Они различаются личными или ипостасными свойствами.

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам есть различие в образах Их бытия. Ипостасное свойство Отца: Отец безначален , ни от Кого не рождается и не исходит (но Сам рождает Сына и изводит Святого Духа); ипостасное свойство Сына: Сын вечно рождается от Отца (вечно — вне условий времени); ипостасное свойство Святого Духа: Он вечно исходит от Отца. Чем отличается рождение Сына от исхождения Святого Духа — нам не ведомо.

Синонимы слова Лицо — ипостась, личность (не путать с маской, личиной). Одна божественная сущность и три самосознания (каждое божественное Лицо осознаёт себя Лицом единотроичного Бога). В Боге три Личности, три «Я».

Три божественные Личности далеко не во всём подобны 3-м человеческим. У Них нет разногласий, они равносовершенны, у Них не три солидарные воли, а единая воля. Обращаясь к любой Божественной Личности, мы обращаемся к Ней, как к одному из Лиц единотроичного Бога, а не как к обособленному индивидууму.

И правил на себя не накладывайте никаких без одобрения отца духовного, с советом которого один поклон принесет вам более пользы, нежели тысяча поклонов своечинных.
преподобный Антоний (Путилов)

Православный календарь содержит два годичных круга событий: , все даты которого твёрдо установлены в , и , все события которого установлены относительно дня празднования .

День Пасхи вычисляется по (Александрийской ) и празднуется одновременно всеми Православными Церквями (кроме Финской Церкви, перешедшей на Григорианский календарь), как и все связанные с ним события пасхального круга.

Даты неподвижного круга отмечаются по-разному: по юлианскому календарю (так называемому «старому стилю») и по григорианскому календарю (современному гражданскому календарю, или «новому стилю»).

В Русской Православной Церкви,а также в Иерусалимской, Грузинской, Сербской Церкви и в монастырях Афона события неподвижного круга отмечаются , который в XX-XXI веках на 13 дней отличается . Так, начало церковного года (), установленное на 1 сентября, празднуется по гражданскому календарю 14 сентября.

В других одиннадцати Поместных Православных Церквах даты неподвижного круга отмечают . Так, празднуется перед гражданским новым годом, 25 декабря.

Представленный Православный календарь позволяет определять даты постов и праздников c 100 по 20000 г. При наведении курсора на календарное число появляется информация об особенностях этого дня. При нажатии на любое число месяца, ссылка приведёт на соответствующую дату подробного ежедневного календаря Русской Православной Церкви. Ссылки на ежедневный календарь работают плюс/минус 10 лет от текущей даты.

Календарь на вашем сайте

Введите желаемую ширину и высоту встраиваемого фрейма (по умолчанию даны размеры 950px и 700px, которые позволят разместить календарь без горизонтальных и вертикальных полос прокрутки):

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
02.02.2020 -
03.02.2020 -
04.02.2020 -

Православные Святые угодники Божии

Святые угодники Божии являют особенную любовь и милость чтущим святую память их.

Многим кажется, что святые от нас далеки. Но далеки они от тех, которые сами удалились, и очень близки тем, которые хранят заповеди Христовы и имеют благодать Святого Духа.

Святые угодники в земной своей жизни обращались к Богу за помощью в исцелении своих недугов, скорбей и избавлении от искушений, просили Бога, чтобы Он и после смерти удостоил их дара помогать людям в различных случаях жизни.

Святые угодники достигли Небесного Царства и там зрят славу Господа нашего Иисуса Христа; но Духом Святым они видят и страдания людей на земле. Многие святые угодники Божии получили особую благодать от Бога, и Он удостоил их быть ходатаями пред Ним в избавлении от скорбей и телесных недугов наших, в которых они сами были искушены.

Святые радуются нашему покаянию и скорбят, когда люди оставляют Бога и уподобляются скотам несмысленным. Им жалко, что люди на земле живут, не зная, что если бы они любили друг друга, то на земле была бы свобода от греха: а где нет греха, там радость и веселие от Святого Духа, так что, куда ни посмотришь, все мило, и душа удивляется, почему ей так хорошо, и славословит Бога. Святые слышат наши молитвы и имеют от Бога силу помогать нам. Об этом знает весь род христианский. Нужно помнить: чтоб молитва была услышана, молиться святым угодникам Божиим следует с верою в силу их ходатайства перед Богом, словами, идущими от сердца.

В своих молитвах мы обращаемся к Господу Богу, к Его Пречистой Матери - нашей Заступнице и Помощнице, к святым Ангелам и святым людям - угодникам Божиим, потому что ради них Господь Бог скорее услышит и нас грешных, наши молитвы. Святые Угодники имеют разные названия: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, бессребреники, блаженные, праведные, исповедники.

Господь говорит: «Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 15-16). Святые – это яркие звезды, указывающие нам путь в Царство Небесное.

Будем же дорожить близостью к Богу святых угодников Божиих и обращаться к ним за помощью, помня, что они любят нас и заботятся о нашем спасении. Хорошо бывает помолиться святым угодникам Божьим и в те дни, когда Церковь празднует их память.

«Святые Угодники Божии, молите Бога о нас! »

Православные молитвы и иконы Божьей матери и святым угодникам

Слово «икона» пришло из греческого языка и означает "образ", "изображение". Изображение иконы освящается святой водой и специальными молитвами, через это освящение иконе сообщается благодать Святого Духа, и икона чтится уже нами, как святая.
Согласно православному догмату иконопочитания, утвержденному VII Вселенским Собором, "честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней." Собор особенно подчеркивает, что мы воздаем иконам почитание, а не поклонение, подобающее одному только Богу. "Икона таинственно содержит в себе присутствие того, кого она изображает, и это присутствие тем теснее, благодатнее и сильнее, чем более икона соответствует церковному канону".

Молитва в христианской жизни. Что такое молитва. О молитве

Молитва – важнейшая часть духовной жизни каждого верующего человека. Через молитву человек обращается к Богу, вопрошает к нему и просит прощения у него. Иными словами, молитва есть ни что иное, как способ разговора человека с Богом.

Основой жизни православного христианина является пост и молитва. Молитва, говорил святитель Московский Филарет, "есть разговор души с Богом". И как в разговоре невозможно все время слушать одну сторону, так и в молитве полезно иногда остановиться и прислушаться к ответу Господа на нашу мольбу.

Молитва не требует определенного времени, места, обстоятельства или определенной формы. Она может быть многословной - длинной, и малословной - краткой. Молитву можно произносить в любое время дня или ночи, и в любом месте. Человек может молиться и при всяких обстоятельствах своей жизни: когда болен или здоров, когда он весел или печален, когда он имеет успех или терпит неудачу, когда он находится в обществе своих врагов или в кругу своих друзей, когда он покинут всеми, или когда он в среде своей любимей семьи. Но особенным местом молитв служит Божий храм. В воскресные дни, а также и в будни, если позволяет время, мы должны ходить для молитвы в храм, туда, где собираются наши братья и сестры во Христе - христиане, чтобы молиться сообща, все вместе. Такая молитва называется церковною.

Каждый православный христианин должен молиться ежедневно, утром и вечером, перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом и по окончании всякого дела (например: перед учением и после учения и т. п.).

Утром мы молимся, чтобы поблагодарить Бога за то, что Он сохранил нас в прошедшую ночь, попросить Его Отеческого благословения и помощи на начавшийся день.

Вечером, перед сном, мы также благодарим Господа за благополучно проведенный день и просим сохранить нас во время ночи.

Перед едой и после неё мы молимся, чтобы поблагодарить Бога за Его дары и попросить Его благословить и освятить пищу.

Чтобы успешно и благополучно делалось дело, мы также должны, прежде всего, просить у Бога благословения и помощи на предстоящий труд, а по окончании благодарить Бога.

К сожалению, очень многие люди забывают о необходимости и важности молитвы, и прибегают к ней только в случаях ощущения безвыходности. Однако, даже в этих случаях, как показывает практика, Бог не забывает о человеке и дарит ему свою любовь и поддержку. Но, ни одна молитва не принесет человеку ничего доброго, если он будет просто читать ее, не задумываясь о сказанном. Поэтому крайне важно, обращаясь в молитве к Создателю, по-настоящему прочувствовать каждое свое слово.

Бог – самый лучший из собеседников, он всегда услышит человека и поможет ему. Не следует стесняться говорить с Богом даже об самом сокровенном, что есть в вашей душе. Главное – делайте это с истинной верой в Бога.

«Истинная молитва состоит не в словах и произнесении их, но истинная молитва состоит "в духе и истине" (Ин.4:23). Когда молимся Богу, должно пред Ним стоять не только телом, но и духом; и молитву произносить не только устами, но и умом, и сердцем; и не только голову и колени преклонять, но и сердце наше пред Ним; и к Нему умные очи наши возводить со смирением. Ибо всякая молитва должна исходить из сердца; и что язык глаголет, ум и сердце должны глаголать». святитель Тихон Задонский.

И что бы ни случилось за день - все происходит по воле Божией; все без исключения - обстоятельства, в которые Господь вас пожелал поставить, чтобы вы были Его присутствием, Его любовью, Его состраданием. Его творческим разумом, Его мужеством... И, кроме того, всякий раз, когда вы встречаетесь с той или иной ситуацией, вы - тот, кого Бог туда поставил, чтобы нести служение христианина, быть частицей Тела Христова и действием Божиим. Если вы будете так поступать, то легко увидите, что иногда вам придется поворачиваться к Богу и говорить: "Господи, просвети мой ум, укрепи и направь мою волю, дай мне сердце пламенное, помоги мне!" В другие моменты вы сможете сказать: "Господи, спасибо!"

В христианском катехизисе, то есть в наставлении о христианской вере, о молитве сказано так: "Молитва есть возношение ума и сердца Богу и является благоговейным словом человека к Богу". Молитва имеет необычайную силу. «Молитва не только побеждает законы природы, не только является непреоборимым щитом против видимых и невидимых врагов, но удерживает даже и руку Самого Всесильного Бога, поднятую для поражения грешников», - пишет святитель Димитрий Ростовский.

В Новом Завете молитва - это живая связь детей Божиих с их беспредельно благим Отцом, с Его Сыном Иисусом Христом и со Святым Духом. Благодать Царства есть «единство всецелой Пресвятой Троицы со всецелым духом». Таким образом молитвенная жизнь - это постоянное и естественное пребывание в присутствии Трисвятого Бога и в общении с Ним. Такое жизненное общение всегда возможно, потому что через крещение наше существо стало едино со Христом. Молитва является христианской, поскольку она есть общение со Христом и возрастает в Церкви, которая есть Его Тело. Ее измерения - это измерения любви Христовой.

"Молитва - это не информирование Бога о наших нуждах. Молитва - это условие, при котором Божественная сила может соприкасаться с нашим духом и действовать в нас. Бог всеведущ и знает нас лучше, чем мы сами." Архимандрит Рафаил (Карелин) (XX век).

Святые отцы о молитве

"Молитва есть оружие великое, сокровище неоскудевающее, богатство никогда не истощаемое, пристань безмятежная, основание спокойствия; молитва есть корень, источник и мать бесчисленных благ и могущественнее царской власти". Свт. Иоанн Златоуст.

"Молитва в чине своем выше милостыни". Прп. Исаак Сирин.

"Молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу". Свт. Феофан, Затворник Вышенский.

"Во время молитвы речь наша и моление да будут соединены с благочинием, спокойствием и скромностию. Будем помышлять о том, что мы стоим пред лицем Бога и что надобно угодить очам Божиим и положением тела, и звуком голоса". Сщмч. Киприан Карфагенский.

"Должно упраздниться от дел супружеских, чтобы заняться молитвою; упраздниться от попечений о богатстве, от пожелания земной славы, от наслаждения удовольствиями, от зависти и всякого злого дела против нашего ближнего, чтобы, когда душа наша в тишине и не возмущается никакою страстию, в ней, как в зеркале, было чисто и неомрачено Божие озарение". Свт. Василий Великий.