Какие тайны хранит новодевичье кладбище. Могилы знаменитостей на новодевичьем кладбище Из каких материалов сделано надгробие хрущева

Почему Никиту Хрущева похоронили на Новодевичьем? Разбирался историк Леонид Максименков

45 лет назад советское "коллективное руководство" решало неординарную задачу: как следует хоронить свергнутого первого секретаря ЦК и главу правительства СССР


Леонид Максименков


До него умирали два высших руководителя партии и Советского правительства — Ленин и Сталин. Оба они были забальзамированы и помещены в Мавзолей на Красной площади. Хрущев потом вынул оттуда "отца народов" и перезахоронил Сталина отдельно — за Мавзолеем. Высшее кремлевское руководство столкнулось с неожиданной проблемой: где хоронить скончавшегося?

"Диктатору на пенсии" (по определению Роя Медведева) были положены государственные похороны с соблюдением ритуального протокола. Этот протокол включал: официальное объявление по радио, телевидению и в печати, некролог, образование комиссии по организации похорон, прощание (по прежним прецедентам — в Колонном зале), выбор погоста, выступления на траурной церемонии, взвод почетного караула, залпы, затем увековечение памяти, материальное обеспечение родных...

Соблюдение всех этих этапов печального ритуала — свидетельство политической культуры руководства страны. Международное значение подобных событий также трудно переоценить — лидеры других стран в таких случаях шлют траурные телеграммы. А что делать со смертью опального лидера? Проигнорировать? Но это означало бы усомниться в величии советской власти, которую Хрущев олицетворял 11 лет. Поскольку заготовок не было, ответственные товарищи решали проблему с чистого листа.

Решали новаторски. Начать с того, что причину смерти бывшего советского лидера скрыли не только от граждан, но и от высшей номенклатуры. Лишь сегодня, 45 лет спустя, впервые публикуется официальное заключение о смерти Н.С. Хрущева (см. иллюстрацию). Оно подписано консилиумом во главе с академиком Евгением Чазовым, который долгие годы возглавлял Кремлевку, то есть 4-е Главное управление при Минздраве СССР, и был личным врачом руководителей страны. В документе нет ни слова о "тяжелой и продолжительной болезни", которой якобы страдал покойный. Между тем ссылки на недомогание фигурировали в памятном 64-м, когда Хрущев "попросил" товарищей освободить его от руководства страной "в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья". Как явствует из записки Чазова, Хрущеву требовалась медицинская помощь, но значительно позже — в 1970 и 1971 годах, когда он заканчивал свои мемуары и его вызывали на "допросы". Получалось, что кончину пенсионера ускорили коллеги.

Записку Чазова Брежнев прочитал. И решил не отправлять ее товарищам — документ лег в архив.

Раскол в группе товарищей


Похоронные предложения поручили подготовить секретарю ЦК Петру Демичеву. Коллеги помнили: Хрущев сделал его своим помощником в памятные дни сталинских похорон, а в октябре 1961 года поручил ему выступить на съезде партии с предложением вынести тело Сталина из Мавзолея. Поручение читалось однозначно: теперь Петр Нилович должен доказать лояльность "ленинскому руководству" грамотно организованным прощанием со своим "благодетелем".

Вот предложения Демичева:

"В связи с кончиной Хрущева Н.С. вносим предложение поручить провести похороны партийному комитету при Секретариате ЦК КПСС и Управлению делами ЦК КПСС.

Для прощания родных с покойным в тот же день в 10 часов утра установить гроб с телом Хрущева в траурном зале Центральной клинической больницы IV Главного управления Минздрава СССР.

"Партийный комитет партийной организации при Секретариате ЦК КПСС с глубоким прискорбием извещает, что 11 сентября 1971 года после тяжелой продолжительной болезни скончался член КПСС с 1918 года, персональный пенсионер Никита Сергеевич Хрущев и выражает глубокое соболезнование семье покойного".

Расходы по похоронам принять на счет партийного бюджета.

11 сентября 1971 года".

Расшифруем: прощание предлагалось организовывать в ритуальном зале при больнице; некролога не только с фотографией, но даже без оной не предполагалось. Непосвященные вообще не поняли бы, кого хоронят. Пособие семье в размере двухмесячной пенсии на организацию поминок не предусмотрено.

Дальше началась аппаратная работа с запиской Демичева. По законам жанра демократического централизма ее нужно было одобрить. Заместитель заведующего Общим отделом (канцелярии) ЦК Клавдий Боголюбов начинает обзванивать товарищей по политбюро. Андрей Кириленко, Арвид Пельше и Петр Шелест — безоговорочно "за". Но потом начинают происходить странные и необычные для плавного движения кремлевского документооборота события.

Председатель Комитета народного контроля Геннадий Воронов предлагает "извещение дать от имени ЦК и Совета министров" (а не от имени парткома при Секретариате ЦК КПСС). Председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин идет дальше — зачеркивает Новодевичье кладбище и пишет взамен: "в Кремлевской стене без установленного ритуала". То есть без комиссии по организации похорон, без развернутого некролога с фотографией и подписями членов политбюро, без выступлений на трибуне Мавзолея. Но — в Кремлевской стене. Кроме того, Косыгин предложил добавить в извещении о кончине "бывший первый секретарь ЦК КПСС и председатель Совета Министров СССР".

К "особым мнениям" присоединяется и председатель президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный. Он фиксирует на бумаге: "Считаю целесообразным похоронить в Кремлевской стене без установленного ритуала с добавкой в извещении и гроб с телом может быть выставлен в клубе ЦК 10/IX-71". То есть не в режимном морге при закрытой больнице, а в святая святых — на Старой площади. Значит, транспортное движение нужно будет перекрывать и кортеж с мигалками предоставлять.

Что же получалось? А получалось, что в триумвирате созданного после свержения Хрущева коллективного руководства (Брежнев, Косыгин, Подгорный) именно по вопросу о Хрущеве никакого единства не было. Тишь да гладь единодушных мнений и кулуарных единогласных решений рушилась на глазах. Оказывалось, что по основополагающему вопросу советской политической культуры — о том, как и где хоронить свергнутого лидера, в Кремле намечался раскол.

Эту, по сути дела, сформировавшуюся "оппозиционную группу" поддерживает и первый заместитель премьера Дмитрий Полянский. Свое предложение он излагает в виде формального проекта для голосования:

"1. Было бы целесообразно сделать кремацию и урну с прахом Н.С. Хрущева захоронить в Кремлевской стене.

2. В сообщении о смерти надо указать, что он был первым секретарем ЦК КПСС и председателем Совета Министров СССР".

Бунт принимает форму законотворчества.

Ведь как происходило в цековской практике? Если один товарищ предлагал добавить запятую, это скрупулезно фиксировали. Если другой товарищ советовал убрать восклицательный знак, то прислушивались и к этому мнению. Третий считал нужным переписать лозунг-призыв к 1 Мая и вместо "братский народ Болгарии" сказать "народ братской Болгарии", товарищи и с этим соглашались. А теперь чуть ли не половина политбюро устроила демарш по основному вопросу византийской природы власти, который даже обсуждению не подлежал: свергнутый властитель вычеркивается из истории. Навсегда. Это — закон. Точка.

С усопшим Хрущевым, однако, точка никак не выходила: товарищи Брежнев, Кириленко, Пельше и Шелест сочли возможным проголосовать по телефону, а их верные соратники, зная об этом, не согласились. И зафиксировали это на бумаге, внесли формальное контрпредложение.

Что можно было предпринять в подобной ситуации? Богатый аппаратный опыт подсказывал ответ: голосования не допускать, немедленно объявлять первую бумагу недействительной и начинать по новой. Нет бумаги — нет проблемы.

Так и поступили. Товарища Демичева от составления новой дорожной карты похорон отстраняют (через три года он будет отправлен руководить культурой в должности министра). Ждут один день. А 12 сентября появляется новая бумага — фактический меморандум секретарей ЦК и московского городского партийного главы Виктора Гришина. Решено: текст извещения дать от имени ЦК и Совмина, указать высшие партийно-правительственные должности усопшего персонального пенсионера, но — никакой Стены.

В личном деле Хрущева сохранился экземпляр Михаила Суслова со следами его вдумчивой работы. Именно он решает эту головоломку. Для солидности привлекает к голосованию кандидатов в члены политбюро и секретарей ЦК. Суслов в итоге и загасил фронду.

Николай Подгорный признает свое поражение:

"Я согласен со второй частью, что извещение будет опубликовано от ЦК и Совмина. По первой части — относительно места захоронения — я давал вчера замечания. Но раз все проголосовали за, то, как говорят, один в поле не воин".

Сказалась ли эта история потом на политической биографии "диссидентов" из политбюро? Судите сами: Воронов будет смещен через два года, Полянский через пять отправлен послом в Японию, Подгорного годом позже уберут с поста председателя Президиума Верховного Совета СССР. А отправленному на пенсию Алексею Николаевичу Косыгину фронду помянут на его же похоронах — ему откажут в прощании в Колонном зале Дома союзов...

Неудобный покойник


На этом, впрочем, "неудобства", связанные с кончиной Никиты Сергеевича, для номенклатурной верхушки не закончились — в Кремль потекли соболезнования. Разумеется, из-за рубежа. И не по партийной линии. У коммунистов всех стран с дисциплиной и инстинктом политической целесообразности всегда было все в порядке. К тому же до сведения "руководства друзей" по дипломатическим каналам в доверительном порядке было доведено, что скорбеть по Хрущеву не нужно. Но Хрущев ведь был премьером, и для глав иностранных правительств это было существенным. В обращениях в Кремль его именовали "Его Превосходительством".

Клерки в Общем отделе согласно инструкции предложили разослать иностранные телеграммы вкруговую для ознакомления членов политбюро и министра Громыко. Но опять вмешивается Суслов и дает указание "не рассылать". С учетом известного раскола в высшем руководстве по хрущевскому вопросу телеграммы иностранных лидеров могли дать дополнительные аргументы в пользу цивилизованного отношения к лидеру сверхдержавы, который во всем мире ассоциировался с десталинизацией и полетом первого человека в космос.

Прощание предлагалось организовывать в ритуальном зале при больнице; некролога не только с фотографией, но даже без оной не предполагалось. Непосвященные вообще не поняли бы, кого хоронят

Через полтора месяца после кончины Никиты Сергеевича Совет министров делает очередной формальный шаг в реализации похоронного ритуала: постановлением N 773 от 22 октября 1971 года предписано "установить Кухарчук Нине Петровне персональную пенсию в размере 200 рублей в месяц пожизненно".

Молодым выдвиженцам эта фамилия была незнакома. Бюрократы старшего поколения помнили, что Кухарчук — это Нина Петровна Хрущева. Ее прикрепляют к Первой поликлинике Четвертого главного управления при Минздраве СССР. То есть к Кремлевской больнице. "Предоставить ей право пользования столовой лечебного питания". Это — распределитель дефицитных продуктов. Еще решено дать "небольшую дачу и право пользования легковой автомашиной по вызову (в пределах определенного количества часов)". Важным был и пункт четвертый постановления: "4. Разрешить Управлению делами Совета министров СССР израсходовать до 2 тысяч рублей на сооружение надгробия на могиле Хрущева Н.С.".

И тут случился новый сюрприз: семья решила, что Никита Сергеевич достоин не типовой мраморной плиты ценою в 2 тысячи рублей, а настоящего памятника. И скульптора нашла сама — так в саге об увековечении появляется Эрнст Неизвестный.

Поскольку Хозяйственное управление Совмина курирует "диссидент" Косыгин, его ведомство идет семье Хрущева навстречу: художественный фонд СССР утверждает проект памятника, затем вопрос передается в управление бытового и коммунального обслуживания Мосгорисполкома, 2 тысячи рублей превращаются в пять. Впрочем, все это не отменяло высший контроль (в политбюро рассматривали чертежи и вносили поправки) и неусыпное око инстанций, прежде всего искусствоведов с Лубянки.

СПРАВКА

По имеющимся в КГБ оперативным данным, несколько месяцев назад к скульптору Эрнсту НЕИЗВЕСТНОМУ обратился С.Н. ХРУЩЕВ с просьбой от имени семьи о создании памятника Н.С. ХРУЩЕВУ... Э. НЕИЗВЕСТНЫЙ предполагает сделать на памятнике надпись: "ХРУЩЕВ" без инициалов. Такого рода надпись как бы превращает надгробие из памятника конкретному лицу в памятник, символизирующий определенную эпоху, и перекликается с имеющейся надписью на Мавзолее".

Ознакомившись с донесением КГБ, заведующий Общим отделом ЦК Константин Черненко пишет своему начальнику:

"Леонид Ильич! Может быть, следует поручить т. Павлову Г.С. посмотреть поближе, что за проект памятника готовится, тем более, что в свое время поручалось Управлению делами принять участие в решении этих вопросов" (Павлов — управделами ЦК. В дни ГКЧП он выбросится из окна своей квартиры.— "О" ).

Справка выносится на обсуждение политбюро и становится основой для решения, которое было оформлено как сверхсекретное,— принято без занесения в протокол. Оформленная таким же образом судьбоносная директива о вводе войск в Афганистан принималась так же и была обозначена "К положению в А.". Так же без занесения в протокол возник "Памятник Х.": "Поручить проявить интерес к подготовке памятника Х.".

Интерес к "подготовке памятника Х." был проявлен действительно нешуточный. В "соответствии с обменом мнениями, состоявшимся на заседании политбюро ЦК КПСС", надпись "Хрущев" была отвергнута — чтоб никаких ассоциаций с Лениным. Инстанция постановила писать на камне: "Никита Сергеевич Хрущев", а еще даты рождения и смерти.

Открытие памятника задержится на полтора года после утвержденного политбюро срока и также пройдет под чутким руководством и контролем органов. По поручению Суслова краткий отчет Юрия Андропова о мероприятии будет разослан в качестве обязательного материала для чтения высшему руководству. В том числе из-за высказываний Евгения Евтушенко:

"Через некоторое время направилась к выходу и остальная группа вместе с Е. Евтушенко, который, обращаясь к иностранцам на английском языке, сказал примерно следующее: "Самое существенное и главное в памятнике это две плиты, черная и белая, которые олицетворяют борьбу "светлых" и "темных" сил в человеке. Борьбу "добра и зла" в каждом из нас, и особенно в Н.С. Хрущеве, так как он был выше всех нас и поэтому особенно видимым для остальных. Памятник этот создал русский скульптор Э. Неизвестный, которого Н.С. Хрущев неоднократно критиковал за "абстракционизм". И вот теперь после смерти наступило искупление, примирение между ними..."". К донесению прикреплено немало черно-белых фотографий, зафиксированных оперативной техникой.

Вскоре в Кремле осознают свою ошибку, отказавшись хоронить Хрущева в особом порядке в Кремлевской стене: Новодевичье кладбище стало местом массового паломничества — люди приходили посмотреть на ставший знаменитым памятник, многие несли цветы. В итоге власти (формально решением МГК и Моссовета) закрыли сюда доступ для "посторонних лиц" на много лет вперед...

Содержание:
    Введение 2
    О создании 3-5
    Чёрное и белое Хрущёва 6-10
    Памятник Хрущёву 11-13
    Заключение 14
    Список использованных источников 15

1.Введение
Прошло несколько лет после смерти Н. С. Хрущёва, и в августе 1975 года после долгих проволочек был открыт памятник на его могиле. Его автором стал Эрнст Иосифович Неизвестный, которого беспощадно осуждал и высмеивал 13 лет назад Хрущев. Произведение Неизвестного стало самым значительным произведением скульптуры, которое было посвящено бывшему руководителю СССР.

2.О создании
Новодевичье кладбище – главный Некрополь столицы. Здесь похоронены люди, оставившие заметный след в истории России. Многие установленные здесь памятники можно без преувеличения назвать шедеврами мемориальной скульптуры.
К их числу несомненно принадлежит легендарный надгробный памятник Никиты Сергеевича Хрущёва работы знаменитого скульптора Эрнста Неизвестного. Историю создания этого монумента по праву можно назвать «историей» с большой буквы - так сложно и противоречиво переплелись в ней человеческие судьбы и реальные события недавнего прошлого.
Известны примеры, когда исполнение надгробия поручали художнику, имевшему какую- то личную связь с усопшим. Вспомним, хотя бы, «Гробницу Лоренцо Медичи» во Флоренции - мраморный шедевр Микеланджело, созданный им в знак личной благодарности великому покровителю искусств. Но взаимоотношения Никиты Хрущёва и Эрнста Неизвестного по своей драматичности достойны пера писателя-романиста.
Никита Хрущёв один из самых ярких и противоречивых исторических деятелей советской эпохи. Верный ученик товарища Сталина, один из многих, но, отнюдь, не рядовой «винтик» кровавой сталинской мясорубки - именно Хрущёв «вбил» первый гвоздь в крышку гроба тирана, выступив на 20-ом съезде КПСС с секретным докладом «О культе личности». Он освободил из лагерей тех, кто уцелел и дал ход процессу реабилитации невинных жертв. Развернув строительство жилья, он дал возможность тысячам горожан переехать из подвалов и бараков с собственные квартиры. В то же время миллионы нищих, бесправных и «беспаспортных» крестьян едва ли поминали Никиту Сергеевича добрым словом.
Хрущёв положил начало частичной либерализации общества, вошедшей в историю под названием хрущёвской «оттепели». Но, как часто бывает в истории, он же и положил ей конец.
Отправной точкой этого движения «вспять» стала скандально известная выставка «30-летия МОСХ» 1962 года, где впервые пересеклись жизненные пути Хрущёва и Неизвестного. Наряду с основной экспозицией, демонстрировавшей полную и окончательную победу социалистического реализма, публике были впервые показаны работы группы молодых художников-экспериментаторов, одной из ключевых фигур этой группы был скульптор Эрнст Неизвестный.
Боевой офицер, кавалер Ордена Красной Звезды, воевавший в составе воздушно-десантных войск 2-го Украинского фронта, Неизвестный был одним из лидеров поколения художников, не считавших соцреализм единственным методом искусства.
Трудно сказать, был ли скандал на выставке спонтанной реакцией эксцентричного Председателя Совета Министров или он был частью хитрого плана интриганов из Политбюро и Союза Художников. Но, так или иначе, Хрущёв, трижды обойдя экспозицию авангардистов, постепенно пришел в неистовый гнев и ярость. Задавая художникам издевательские вопросы и всё сильнее распаляясь, он завершил свой монолог истерическим криком - «Запретить, всё запретить! Такое искусство не нужно Советскому народу!!! Что вы все пидерасты, что ли?» Эрнст Неизвестный был одним из тех, кто смело, не теряя достоинства, пытался урезонить разбушевавшегося партийного лидера.
Через девять лет после описанных событий, смещенный со всех постов и преданный соратниками, Хрущёв умер. Семья покойного обратилась к Эрнсту Неизвестному с неожиданным для него предложением сделать надгробный памятник своему противнику. К тому времени у скульптора был немалый опыт создания ритуальных изваяний. Он был автором надгробий Лауреата Нобелевской премии, физика Льва Ландау, поэта Михаила Светлова. Сын Н.С.Хрущёва Сергей свидетельствует, что философская идея памятника возникла у скульптора сразу. Уже во время первой встречи Неизвестный стал рисовать на листе бумаги конструкцию из двух каменных глыб черного и белого цвета, опиравшуюся на мощную горизонтальную бронзовую плиту. Предложенная скульптором художественная метафора, была проста, выразительна и в высшей степени приложима к личности Хрущёва: единство и борьба противоположностей, противоборство добра и зла, живого и мёртвого, света и тьмы.
В качестве материала были выбраны два вида природного камня – белый мрамор и черный гранит. По замыслу автора белая мраморная глыба как бы врезается в глыбу черного гранита своими геометрическими гранями, образуя в центре этой композиции нишу для портрета. Портрет – это не традиционный для ритуальной скульптуры бюст, а то, что на бытовом языке мы бы назвали «голова». «Голову» предполагалось отлить из бронзы и технологически обработать под цвет «старого» золота.
Со слов Сергея Хрущёва, неожиданные трудности возникли при выборе камня нужного размера. По замыслу автора высота памятника должна была равняться двум с половиной метрам. Согласно технологии того времени, камни такого большого размера добывались при помощи взрывных работ. При этом в монолите могли появляться незаметные для глаз микротрещины. Обнаружить этот дефект можно было только после того, как камень будет окончательно отшлифован и отполирован.
Обсудив эту проблему с профессионалами и специалистами по обработке натурального камня, скульптор принял решение составлять мраморную и гранитную часть надгробия из трёх камней стандартного размера. Эти блоки высотой 90 см и шириной 60 см выпиливали из горной породы с помощью с пециальных машин, что исключало возможность возникновения микротрещин.
Немалые трудности пришлось преодолеть при получении разрешительных документов от различных партийных и художественных властей. Негласное мнение начальства было настроено против проекта надгробия, предложенного Эрнстом Неизвестным. Партийные товарищи считали его слишком радикальным, смелым и необычным. Было выдвинуто несколько альтернативных предложений. Например, сохранить общую композицию, но использовать стандартный серый гранит. Другие предлагали совсем изменить форму памятника и использовать красный порфир, символизировавший революционные заслуги Хрущёва. Третьи склонялись к привычному варианту гранитной стелы, увенчанной бюстом, как у Кремлёвской стены.

3.Чёрное и белое Хрущёва

В оригинальной и философской композиции памятника Хрущеву, созданном Э.Неизвестным, можно увидеть чёткие границы между чёрным и белым. Однако в жизни каждого человека на Земле, а тем более в жизни личностей, вошедших в мировую историю и находившихся на вершине власти - чёрное и белое не только может не имеет видимых границ, но часто обладает изрядной дуальностью, когда со временем и в сравнении с иными делами и событиями, чёрное может оказаться если не белым, то далеко и не чёрным. Или, наоборот.

Это утверждение касается и личности Н.С. Хрущёва. Родившись в крестьянской семье села Калиновка Курской области в 1894 году, Хрущев с раннего детства познал тяжесть подневольного труда и "прелести" жизни при царском самодержавии. Зимой посещал школу и обучился грамоте, летом работал пастухом. В 1908-ом, переехав с семьей на Успенский рудник около Юзовки, в 15 лет стал учеником слесаря на заводе, потом работал слесарем на шахте, и как шахтер не был взят на фронт в 1914.

Это после 1991 года, ставшего годом распада и гибели СССР, гражданам России много рассказывали о "чёрном" режима большевиков и коммунистов, и о "белом" и "пухнастом" времени царского самодержавия. Мол, вплоть до 1913 года россияне жили как у бога за пазухой - столыпинские реформы "завалили" россиян всеми видами продовольствия, а стремительно развивающий капитализм "поднял" российскую индустрию чуть ли не в ровень с индустрией Западной Европы.

Семья Никиты Хрущева, увы, не ощущала на себе "белого" ни от столыпинских реформ в крестьянской жизни Курской губернии, ни от стремительной индустриализации Донбасса. Членам семьи юному Никите приходилось работать, работать и работать, чтобы выжить даже чисто физиологически.

После Октябрьской революции Хрущев был избран председателем местного профсоюза металлистов горнорудной промышленности. В 1918 вступил в РКП(б). После оккупации Украины немцами Хрущев работал в ревкоме в Курской губернии, с весны 1918-го находился на политработе в РККА, проявив себя храбрым и умелым комиссаром. После гражданской войны Хрущев вернулся в Донбасс. В 1920 стал политическим руководителем, заместителем управляющего Рученковского рудника. В 1921 поступил на рабфак Донтехникума, но не окончил учебы, т.к. был назначен вторым секретарем райкома партии и стал быстро делать партийную карьеру.

В 1929-ом Хрущёв был направлен на учебу в Промышленную академию, готовившую кадры партийно- промышленного руководства. В Промакадемии вместе с ним училась и жена И.В. Сталина - Н.Аллилуева, которая и обратила внимание мужа на энергичного и перспективного члена партии. Во время учебы этот член партии активно выступал против "правого уклона", возглавил "правоверных коммунистов" и в 1930 был избран секретарем парткома академии.

В 1931 по рекомендации Л.М. Кагановича Хрущев был избран первым секретарем Баума нского, затем Краснопресненского райкома Москвы. В 1932 стал вторым секретарем Московского горкома партии. В 1935 был назначен первым секретарем Московского обкома партии. Свой первый орден Ленина Хрущёв получил за значительный вклад в строительство Московского метро.

К "чёрным" делам Хрущёва можно отнести его подписи под расстрельными спис ками как в Москве, так и в Украине. Под руководством Хрущева в Москве прошли невиданные аресты руководящего звена парторганизации, при этом сам Хрущев санкционировал все действия органов НКВД, призывая при этом еще и еще усилить "бдительность". В речи на Московской партконференции 23.5.1937 заявил: "Рабочий класс и все трудящиеся нашей страны добились великих побед социализма благодаря мудрости, благодаря зоркости, неиссякаемой энергии великого продолжателя дела Ленина, вождя народов СССР, друга трудящихся всего мира - товарища Сталина!.. Однако нельзя успокаиваться - враг еще не добит окончательно". Хрущев контролирует ход арестов и требует, чтобы цифры были впечатляющими. По свидетельству старожилов Московского управления НКВД, в 1937 году он ежедневно звонил и спрашивал, как идут аресты.

Москва - столица, - напоминал Никита Сергеевич. - Ей негоже
отставать от Калуги или Рязани.

Как член военного совета Киевского особого военного округа Хрущев причастен к репрессиям командного состава округа, принимал участие в приготовлениях по захвату Западной Украины и Западной Белоруссии. Во время Великой Отечественной войны он был косвенно причастен к тяжелейшему поражению РККА под Харьковом. После смерти И. В. Сталина Хрущев был секретарем ЦК, возглавлял комиссию по организации похорон диктатора и несет ответственность за трагическую гибель людей в давке, происшедшей в 1-й день прощания с покойным у Дома Союзов.

При фактической власти триумвирата - Г.М. Маленков, Л.П. Берия, Хрущев - последний, пользуясь поддержкой Н.А. Булганина и Г.К. Жукова, организовал арест Л.П. Берии, смог оттеснить Г. М. Маленкова и в сентябре 1953-го стал первым секретарем ЦК КПСС. Однако, вскоре, в знак "благодарности", избавился и от Булганина, и от Жукова.

В 1956 на закрытом заседании XX съезда КПСС Хрущев выступил с докладом "О культе личности и его последствиях". В этом докладе, однако, не была предпринята попытка анализа системы, сделавшей возможным кровавый сталинский деспотизм. Более того, спустя некоторое время сам Хрущев стал пренебрегать методами коллегиального руководства страной, стал поощрять развитие и укрепление собственного культа личности.

После хорошего урожая на целинных землях в 1956, давшего половину собранного в стране зерна, Хрущев встал на путь авантюристических административных экономических реформ и кампаний, направленных на получение быстрых и существенных результатов. В 1957 им был выдвинут лозунг "Догнать и перегнать Америку в производстве мяса и молочных продуктов в два-три года", не имевший никаких реальных предпосылок для его выполнения и закончившийся полным провалом. Потерпела неудачу программа принудительного выращивания кукурузы, внедрявшаяся в районах, заведомо для этого непригодных. Укрупнение колхозов и выкуп ими техники ликвидированных машинно-тракторных станций привели к сокращению с.-х. техники и оказали пагубное влияние на сельское хозяйство страны. Тяжело ударили по благосостоянию колхозников борьба с приусадебными хозяйствами и ограничения на продажу кормов для личного скота. Не оправдало себя решение о создании Советов народного хозяйства (совнархозов) на местах для руководства экономикой вместо министерств. ..

В 1962 было объявлено о повышении цен на мясо на 30 процентов, а на масло на 25 процентов. Эта "временная мера" объяснялась необходимостью сократить "ножницы" между закупочными и розничными ценами. Хамское отношение местных властей к людям в сочетании с понижением жизненного уровня вызвали забастовки и массовые мирные демонстраций рабочих и студентов, против которых были применены войска, расстрелявшие десятки людей. Наказали не убийц, а жертв - участников событий, над которыми были устроены показательные процессы, завершившиеся смертными приговорами. В 1963 в результате неурожая и отсутствия резервов в стране СССР закупил около 13 млн. т хлеба за границей. Открыто высказывавшееся в очередях недовольство тем, что Россия из экспортера хлеба превратилась в его импортера, не было уменьшен
и т.д.................

История столичных кладбищ насчитывает сотни тайн и легенд. Перезахоронения, при которых исчезали головы покойников, зашифрованные надписи на памятниках, скандинавские метки и пуленепробиваемые колпаки для надгробий...

Сетевое издание m24.ru запускает новый проект, в рамках которого вы узнаете об истории, легендах и современном состоянии столичных кладбищ. В первом материале мы расскажем о Новодевичьем кладбище, где недавно отреставрировали 57 надгробных памятников известным деятелям искусства, науки и техники.

На Новодевичьем кладбище нашли последний приют Гоголь и Чехов, Станиславский и Вахтангов, Шостакович и Прокофьев. Здесь похоронены Ельцин, Хрущев, супруга Сталина Надежда Аллилуева и даже глава компартии Китая Ван Мин.

Захоронения на территории Новодевичьего монастыря возникли еще в XVI веке. К началу XX века свободного места в монастырском некрополе практически не осталось, и могилы начали появляться у южной стены монастыря.

Территория Новодевичьего кладбища неоднократно расширялась. Общая площадь всех участков сейчас составляет более 7,5 гектара. На кладбище, территория которого подразделяется на старую, новую и новейшую, захоронено около 26 тысяч человек. На монастырской же территории уцелели захоронения преимущественно декабристов и героев войны 1812 года, а также известных профессоров и общественных деятелей.

Чеховская метка

Тело скончавшегося в Германии от туберкулеза Антона Чехова перевезли в Москву в вагоне, предназначенном для транспортировки устриц. Писатель похоронен рядом с могилой собственного отца. У подножия памятника сохранилась скандинавская метка — древнее графическое изображение христианского креста.


Камень "Голгофа"

Надгробием на могиле Михаила Булгакова служит камень "Голгофа" (он был назван так благодаря форме, напоминающей гору, где был распят Иисус Христос) с места прежнего захоронения Николая Гоголя в Даниловом монастыре. Этот ноздреватый черноморский гранит, согласно легенде, был привезен Константином Аксаковым из Крыма. Вдова Булгакова Елена Сергеевна обнаружила "Голгофу", по одной версии, в мастерских Новодевичьего кладбища, по другой - в яме, куда мастера сбрасывали отходы производства.

Поскольку Булгаков считал Гоголя своим учителем и даже искал вдохновения у его памятника в Москве, сомнений насчет судьбы камня не оставалось: его выкупили и установили на могиле автора "Мастера и Маргариты".


Фото: m24.ru/Александр Авилов

Четыре ноты

На надгробии композитора Дмитрия Шостаковича изображены четыре ноты: ре, ми-бемоль, до и си. Если записать их латинскими обозначениями, то получится DSCH - инициалы композитора. Тема из этих четырех нот считается его визитной карточкой.


Фото: m24.ru/Александр Авилов

Похороненная дважды

Считается, что у Марии Ермоловой две могилы. Изначально актриса была похоронена на территории храма в бывшем селе Владыкино. Незадолго до войны прах Ермоловой был перенесен на Новодевичье кладбище, однако никаких документов, подтверждающих это, не сохранилось.


Фото: m24.ru/Александр Авилов

Посмертный диалог

Автор "Рабочего и колхозницы" Вера Мухина и ее супруг хирург Замков похоронены на старой территории кладбища. На памятнике Замкова сделана надпись: "Я отдал людям все", а на памятнике Мухиной, которая скончалась через 11 лет после смерти мужа, — "…И я тоже".


Фото: m24.ru/Александр Авилов

Кстати, Мухина считала своим лучшим творением не "Рабочего и колхозницу", а мемориальную скульптуру в виде умирающего лебедя, сделанную для могилы оперного певца Леонида Собинова . Он также похоронен на Новодевичьем кладбище.


Фото: m24.ru/Александр Авилов

Лидер китайских коммунистов

Новодевичье кладбище — одна из самых популярных достопримечательностей среди китайских туристов. Все потому, что здесь похоронен один из бывших лидеров Коммунистической партии Китая Ван Мин, попавший в опалу после образования КНР и проведший последние годы жизни в СССР.


Фото: m24.ru/Александр Авилов

Гоголь без головы

При перезахоронении Николая Гоголя, изначально погребенного в Даниловом монастыре, эксперты обнаружили, что череп автора "Мертвых душ" отсутствует. Кроме того, голова и тело писателя были повернуты набок. После этого поползли слухи, что Гоголя похоронили живым во время летаргического сна.


Фото: m24.ru/Александр Авилов

Галина Уланова

Галина Уланова производила на людей впечатление незащищенной и трогательно слабой женщины, однако имела чрезвычайно стойкий характер. Высеченная на грубом белом камне хрупкая фигура великой балерины отражает этот контраст.


Юрий Никулин

Юрий Никулин на памятнике изображен в возрасте чуть старше 40 лет - таким, каким его запомнили и полюбили поклонники. В композиции памятника запечатлена любимица Никулина — собака породы ризеншнауцер, которую артист привез из-за рубежа.


Борис Ельцин

Борис Ельцин был предан земле на центральной аллее Новодевичьего кладбища. Могила первого российского президента расположена так, что она не соседствует с другими захоронениями.


Константин Станиславский

Памятник Константину Станиславскому создал известный скульптор Салават Щербаков. Надгробие представляет собой монумент с белоснежным крестом, под которым изображены легендарная МХАТовская "чайка" и ниспадающие портьеры.


Евгений Вахтангов

Евгений Вахтангов умер от рака желудка в возрасте 39 лет. Абстрактная фигура в плаще без лица под капюшоном - так представил знаменитого театрального деятеля скульптор Олег Комов.

Надежда Аллилуева

В середине 70-х годов вандалы сбросили памятник супруги Сталина Надежды Аллилуевой с постамента, после чего с него исчезли две чугунные розы. У самого памятника был отколот нос. После реставрации бюст поместили в пластиковый куб, про "пуленепробиваемость" которого ходили легенды.


Владимир Маяковский

Первоначально прах погибшего при загадочных обстоятельствах Владимира Маяковского находился в колумбарии Нового Донского кладбища. Позже в результате настойчивых действий Лили Брик и старшей сестры поэта Людмилы урна с прахом Маяковского была перенесена и захоронена на Новодевичьем кладбище.


Василий Шукшин

Памятник Василию Шукшину скульпторы выполнили в виде куба и проходящей сквозь него стрелы без наконечника — символ оборвавшейся жизни. Сначала писателя и кинорежиссера хотели похоронить на родине в Сибири, однако целая плеяда известных людей настояла на том, что тело Шукшина должно покоиться на Новодевичьем кладбище.


Зоя Космодемьянская

Прах Зои Космодемьянской был перенесен на Новодевичье кладбище в мае 1942 года. Нынешний памятник, в отличие от своего советского идеологически выдержанного "предшественника", отражает трагичность судьбы первой женщины-героя Советского Союза военных лет и боль, которую ей пришлось пережить.


Владимир Вернадский

Первоначально в качестве эпитафии для памятника академику Владимиру Вернадскому планировалось использовать его цитату: "Ничего в мире нет сильнее свободной научной мысли". Однако это высказывание не получило одобрение советской цензуры и было заменено на более "политкорректное".


Юрий Левитан

За время Великой Отечественной войны Юрий Левитан озвучил около 2 тысяч сводок Совинформбюро и свыше 120 экстренных сообщений. На памятнике главный диктор СССР изображен говорящим, рядом с ним неизменный спутник - микрофон.


Вячеслав Тихонов

Долгожданный памятник Вячеславу Тихонову открыли под сопровождение мелодии из фильма "Семнадцать мгновений весны". Бронзовая фигура "Штирлица", отлитая в Италии, возвышается на фоне барельефа по мотивам евангельского сюжета "Поклонение волхвов".


Автор памятника Никите Хрущеву— скульптор Эрнст Неизвестный, один из участников "разгромленной" генсеком выставки молодых московских художников в 1962 году. При помощи черно-белого цвета и ломаных линий скульптор хотел подчеркнуть сложность и неоднозначность натуры Хрущева.


Андрей Туполев

Легко узнать памятник выдающемуся советскому авиаконструктору Андрею Туполеву. На нем изображено дело всей жизни инженера - самолет и три звезды Героя социалистического труда. На машинах, созданных Туполевым, установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов.

Раиса Горбачёва

Михаил Горбачев настоял на том, чтобы его супругу похоронили на месте бывшего цветника напротив колумбария. Говорят, что сначала родственники погребенных в стене были против уничтожения клумбы, однако увидев работу архитектора Фридриха Согояна, изобразившего "первую леди" СССР молодой и печальной, - согласились.


Среди выдающихся скульпторов мира достойное место занимает Эрнст Неизвестный. Скульптуры, фото которых можно увидеть во всех учебниках по искусству 20 века, предают необычный взгляд на мир. Произведения Неизвестного всегда узнаваемы и производят яркое впечатление своей экспрессией и витальностью. Жизнь художника была непростой, но он смог сохранить свою индивидуальность, юмор и оптимизм до самого конца своих дней.

Вехи биографии

Родился Эрнст Неизвестный 9 апреля 1925 года в Свердловске. Родители, врач и поэтесса, были репрессированы в 30-х годах. Талант мальчика проявился очень рано, он в детстве посещал художественную школу, а в 17 лет поступил в школу при Академии художеств. В годы Второй мировой войны Эрнст пошел добровольцем на фронт и, пройдя обучение, отправился служить в воздушно-десантных войсках. В 1945 году был сильно ранен и отправлен на лечение. За тот бой, в котором он получил ранение, Неизвестного представили к званию Героя Советского Союза. Но из-за фамилии произошла путаница, и 28 лет наградная комиссия не могла найти Эрнста. Как раз в это время у Неизвестного случился прямой конфликт с Хрущевым на тему искусства, и звания Героя художнику так и не дали, заменив его После войны Неизвестный получает образование в Рижской Академии художеств, в Институте им. Сурикова, на философском факультете МГУ. К середине 1950 годов Эрнст Иосифович становится заметным художником, нонконформистом. В 1962 году он принимает участие в выставке современного искусства, разгромленной Н. С. Хрущевым. С этого времени работать в СССР Неизвестному становится трудно, и в 1976 году он эмигрирует, сначала в Швейцарию и затем в США, где и проживет большую часть своей жизни. После перестройки Эрнст Иосифович часто бывал в России. Его работы находятся в частных и музейных собраниях на родине и во многих странах мира. Неизвестный был несколько раз женат, у него осталась дочь. В возрасте 88 лет он перенес сложнейшую операцию и еще несколько лет продолжал творить и жить по полной. Умер художник 9 августа 2016 года в Нью-Йорке.

Творческий путь

С конца 50-х годов Неизвестный активно работает и экспериментирует. В первую очередь он реализуется как скульптор. Но с 70-х годов он много времени уделяет графике, иллюстрируя литературные произведения, в частности, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. В СССР у Неизвестного успело пройти всего две выставки, после этого он подвергался притеснениям за свое стремление к авангардизму. С 1965 года он активно участвует в выставках на Западе. До отъезда за границу Эрнст успел создать в СССР 850 различных произведений. А после эмиграции Неизвестный становится постоянным участником различных художественных событий в разных странах мира. Ему всегда была свойственна очень высокая продуктивность работы. Скульптуры Эрнста Неизвестного приобретают большую популярность, он быстро становится настоящей знаменитостью. После перестройки художник вновь активно начал работать на родине. С конца 20 века Неизвестный воспринимался во всем мире как живой классик, мэтр.

Авторский стиль Эрнста Неизвестного

Уже в ранних своих проявлял новаторство. Скульптуры Эрнста Неизвестного соединят в себе глубокий символизм и мощный экспрессионизм. Он является родоначальником новой скульптуры 20 века. Его творения - это универсальные метафоры с глубочайшим философским смыслом, не напрасно некоторые критики, пытаясь определить его стиль, называли работы Неизвестного «интеллектуальной скульптурой». В своем зрелом творчестве Эрнст Иосифович чаще всего обращается к человеческому телу, пытаясь соединить его с миром артефактов, художник называл это «второй природой». Основной темой его творчества является гуманизм, именно трагичность человеческой жизни, ее смысл более всего занимали Неизвестного на протяжении всей жизни. Он постоянно обращался к предельным человеческим проблемам, его интересовали наивысшие проявления человеческого духа. Чертами его авторского стиля исследователи называют крупномасштабность, выразительную деформацию изображения, высокую степень обобщенности образа.

Самые известные скульптуры Эрнста Неизвестного

Творческое наследие Эрнста Неизвестного огромно, до настоящего времени никто не взялся подсчитать, сколько же произведений создал мастер. Он всегда отличался большой работоспособностью, поэтому существует очень большое количество его творений. К наиболее известным его работам относят: памятник Н. Хрущеву, монументальные скульптуры «Древо жизни» и «Орфей», композиция «Прометей и дети мира», монумент «Цветок лотоса», скульптурные портреты А. Тарковского и Д. Шостаковича, религиозное произведение «Сердце Христа», скульптура «Золотое дитя» в Одессе, монумент «Возрождение». Этот перечень совсем неполный, так как творений у художника было немало. не только является предметом коллекционирования, но часто она становится частью человеческой среды. Многие современные монументалисты создавали специально работы для разных городов, также часто работал и Эрнст Неизвестный. Скульптуры в Москве устанавливались уже в период перестройки и в основном являются частью зрелого творчества мастера. Так, в столице России можно увидеть такие монументы художника, как «Древо жизни», «Возрождение», надгробие Н. Хрущева.

Орфей

Двухметровая скульптура «Орфей» Эрнста Неизвестного была создана в 1962 году. Оригинал хранится в мастерской художника в Нью-Йорке. Эскизы к этой работе были использованы для создания призовой статуэтки Фигурка имеет внушительный вес - 8,5 кг, и в точности повторяет образ своего «большого прародителя». Идея создания скульптуры пришла к художнику после того, как Хрущев разгромил его творения на художественной выставке. В образе поэта с разорванной грудью, играющего «на струнах своей души», безусловно, Эрнст Иосифович передавал собственные переживания того времени.

Древо жизни

Глобальные, общечеловеческие проблемы всегда интересуют больших художников, таких как Эрнст Неизвестный. Скульптуры «Древо жизни» и «Прометей и дети мира», созданные по сюжетам мифов, посвящены универсальным вопросам бытия, добра и зла. В «Древе жизни» автор обращается не только к библейским мотивам, но и символика других религий, а также элементы островных верований. В скульптуре можно увидеть лица людей всех времен, от Адама и Евы до Юрия Гагарина. Венцом всей композиции не напрасно является сердце человека как символ жизни и чувствования. Неизвестный работал над этим творением более 50 лет. Сегодня скульптура стоит в Москве, и ее может рассмотреть любой человек.

Памятник Хрущеву

Примером неожиданных жизненных поворотов может считаться скульптура Хрущева. Эрнст Неизвестный в 1960 годах, после того как Хрущев разнес в пух и прах его творения, назвав работы Неизвестного «дегенеративным искусством», не мог продать ни одной работы. За 15 лет он продал всего 4 работы, не мог получить государственных заказов, работал грузчиком. Поэтому к Хрущеву у Неизвестного было объяснимое негативное отношение. Однако, когда после смерти Никиты Сергеевича, его родственники обратились с просьбой сделать надгробный памятник, скульптор согласился. Он создал композицию, которая метафорически передавала идею борьбы и единства противоположностей, света и тьмы. Работа стоит на на Новодевичьем кладбище.

Маска скорби

Эрнст Неизвестный, скульптуры которого можно увидеть в лучших музеях мира, часто в своем творчестве обращался к теме несвободы тела и духа. В течение нескольких лет он работал над проектом монумента памяти жертв репрессий в СССР, получившего название «Маска смерти». В аллегорической форме художник передает идею о ханжестве советского политического режима. Он создает символ скорби жен и матерей, которые ждали невинно осужденных. Внутри монумента воссоздана копия тюремной камеры, в которую можно подняться по железной лестнице, как на тюремную вышку. 15-метровый монумент виден почти из любой точки г. Магадана - негласной столицы лагерей советских времен.

Цветок лотоса

Описывая скульптуры Эрнста Неизвестного, нельзя не вспомнить грандиозный монумент «Цветок лотоса» в Египте. Памятник символизировал советско-арабскую дружбу и был установлен возле Асуанской плотины. Это грандиозное 75-метровое сооружение Неизвестный создавал в соавторстве с двумя архитекторами, которые впоследствии пытались занизить роль скульптора в работе над проектом. Так или иначе, именно эскизы Эрнста Иосифовича позволили группе авторов выиграть конкурс на создание монумента. Он и сегодня входит в десятку самых высоких памятников мира. Вся внутренняя поверхность цветка украшена барельефами по рисункам Эрнста Неизвестного.

Сердце Христа

Эрнст Неизвестный, скульптуры которого находятся в лучших коллекциях мира, удостоился чести создать произведение, хранящееся в музее Ватикана. Скульптура «Сердце Христа» - это вариации на тему канонического распятия. Художник создает сложную композицию, в центре которой находится крест, но фигура Христа окружена некоей сущностью, символизирующей боль, страх, крик человека. Произведение хотел приобрести папа римский но скульптор подарил его священнику, и теперь оно украшает музей Ватикана.

Награды и память

Скульптуры Эрнста Неизвестного находятся в разных местах мира. В Нью-Йорке в мастерской художника собрана хорошая коллекция его работ. Интересное собрание есть на родине Эрнста Иосифовича, в Екатеринбурге. Здесь хранятся несколько скульптур и много графики. В шведском городе Уттерсберге есть музей с небольшой, но хорошей коллекцией работ мастера. Но главные произведения художника стоят на улицах городов мира, некоторые размещены на знаменитых кладбищах.

За свою жизнь Эрнст Неизвестный получил немало наград и премий за рубежом. Родина также отдала художнику должное. Он был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством», орденом Почета, Государственной премией Российской Федерации.