Как зовут богиню смерти в мексике. Святая Смерть: Как новый мексиканский культ убивает католичество и людей. Санта Муэрте – обряды

Приверженцы культа утверждают, что Святая Смерть творит чудеса. Порой её почитают больше Иисуса, ведь именно смерть забрала его, следовательно, она сильнее.

Считается, что она помогает там, где другие Святые бессильны. Зачастую, люди отказываются от помощи Католической Церкви, ссылаясь на то, что она только поучает, а не помогает. Зато Святая Смерть не делает исключения ни для кого - перед ней все равны: и проститутка, и полицейский, и продавец пиратских дисков, и политик, и даже наркоторговец.

Вот, что рассказывают местные: «Она просто помогает, а не тыкает тебя носом в твои грехи. Она не требует годами ждать чуда, просто выполняет просьбу. А уж то, какое это желание - на твоей совести. И ты сам несёшь за него ответственность…

«Не важно, что ты ей подаришь: цветы, яблоко, косяк марихуаны, свечи, или что-то ещё. Важно, чтобы это шло от сердца. Будь ты криминальный авторитет, гомосексуалист, бедняк или богач, больной или здоровый, умный или глупый - не важно! У Сантиссимы нет никаких предубеждений, она никогда никого не обвиняет. Она готова помочь безвозмездно».

Тем не менее, многие, перед тем, как помолиться этой Святой, сначала обращаются к Иисусу, прося разрешения на эту молитву.

“Люди просят, что хотят - это зависит только от них. Кто-то просто приходит за благословением, кто-то - молит о выздоровлении ребёнка, кто-то хочет вызволить брата из тюрьмы, кто-то просит справедливого возмездия, а кто-то - навести порчу на врага или обидчика. В мести нет ничего зазорного, если на это действительно есть причина, в противном случае всё может обернуться против тебя самого. Сантиссима не может быть плохой, просто порой к ней приходят плохие люди и просят о дурных вещах”.

Основная сфера компетенции Санта Муэрте - любовные и денежные дела, а также защита от насильственной смерти и болезней. Прежде всего, она охраняет тех, кто работает ночью и рискует своей жизнью чуть ли не ежедневно: полицейских, драгдилеров,“бардельных фей”, таксистов и музыкантов-мариачи. Именно приписываемая Святой справедливость делает её столь привлекательной для всех, кто считает себя незаслуженно обделённым обществом или судьбой.

Изначально культ возник в деревнях среди бедного населения, со временем став популярным в криминальных кругах, а уже намного позже заинтересовал и обеспеченных жителей больших городов. Но и сегодня основные места проведения обрядов сконцентрированы в неблагополучных кварталах. Первый Храм Санта Муэрте был открыт в Мехико в 1999 году, до этого момента алтари, посвящённые ей, находились лишь в частных домах.

Внешне новая мексиканская Святая напоминает общеизвестное изображение смерти - в капюшоне и с косой. В одной руке у неё весы. В другой - земной шар, означающий, что ей подвластны все люди планеты. Также шар символизирует справедливость и равноправие для всех, независимо от происхождения и статуса. Иногда Сантиссима предстаёт в белом платье и с атрибутами Девы Марии - воплощение чистоты и невинности. Отсюда ещё одно её название - Белая Девочка (Niña Blanca).

Согласно легенде, люди раньше не знали смерти, но, устав от тягот бесконечной жизни, обратились к Богу с просьбой послать им избавление. Бог явился к избранной им юной прекрасной девушке и сказал, что отныне она станет Смертью - бестелесным духом, подводящим черту под человеческой жизнью и прекращающим страдания земного пути. В тот же миг тело её распалось, красивое юное лицо обратилось в голый череп и, получив из рук Бога косу, Смерть отправилась в свой путь по земле…

Для Санта Муэрте устраивают особые часовни, с алтарём и главной статуей Божества (женский скелет, одетый в пышное нарядное платье). Также образ Святой Смерти может быть представлен в виде цветной фигуры или картины. Особенности святилища зависят от проблем, которые верующий надеется решить. Цвет накидки Сантиссимы может быть практически любым, и у каждого своё значение.

  • Традиционное одеяние - белое - символ непорочной чистоты.
  • Для помощи в любовных делах накидка Муэртиты должна быть красной.
  • Для улаживания проблем с законом - зелёной.
  • Для преодоления финансовых трудностей - золотой (символ благоденствия) или жёлтой.
  • Чёрная Смерть - сила, побеждающая жизненные препятствия.
  • Санта Муэрта в синем или пурпурном - пробуждение мистических способностей, связь с миром духов.
  • Довольно часто встречается Святая в радужном одеянии, способная решить все проблемы разом.

На рынках продаётся множество маленьких фигурок для сооружения домашних алтарей. Почти у каждого торговца на прилавке можно увидеть статуэтку Святой Смерти с приклеенными к ней долларами, или же она может стоять в ящике, засыпанном монетами.

Также распространены образы с длинными русыми или чёрными волосами. А в бандитских кругах статуи Богини порой сооружаются из самых натуральных скелетов почивших врагов.

На её алтарь приносят множество свежих цветов - красные и белые розы, бархатцы, гвоздики, туберозу, тюльпаны. Увядшие сразу заменяют.

Фрукты также входят в число традиционных подношений, и само-собой, они должны быть свежими. Особенно в чести красные и жёлтые яблоки (символ благосостояния). Не откажется Сантиссима и от кокосов, ананасов, манго, арбузов и бананов.

Часто ей преподносят разные сладости - шоколад, мёд, конфеты, леденцы, даже кока-колу и жевательную резинку - чтобы жизнь была сладкой и без горечи. Алкогольные напитки также входят в число даров. Текила, ром, анисовая водка, коньяк, вино, ликёр, иногда и пиво, которые обязательно должны быть в стеклянной таре.

Любит Белая Девочка и сигареты с сигарами. Это способствует устранению зависти вокруг просящего. Как правило, табачные изделия кладут по 2 штуки (число “2” и другие чётные, почитаются в этой религии).

Чистая вода (непременно в стекле) - главный проводник связи со Святой Смертью.

Хлеб меняется 2 раза в неделю. При этом чёрствый не выбрасывается, а относится в парк под дерево.

И наконец - благовония: ладан, сандал, мирра, розмарин, мускус. Они помогают очиститься от отрицательной энергии и приносят удачу.

Не лишними на алтаре “Костлявой” будут свечи и ароматические масла. Помимо перечисленного, к её ногам кладут деньги и даже патроны (для защиты от насильственной смерти).

Ходят слухи, что Святая Смерть столь же сильна, сколь и ревнива. Если перестать оказывать ей знаки почтения и внимания, то она может внезапно прибрать Вас к рукам.

Ревность Сантиссимы также проявляется в том, что она не терпит возле себя изображений других Святых или Духов. Единственный Святой, которого допускается ставить рядом с ней - Святой Иуда (не Искариот) - защитник обездоленных и покровитель опасных начинаний. Других Святых прихожане опасаются размещать вблизи её взора.

Поклоняющийся Сантиссиме носит при себе её изображение, как символ того, что он о ней всегда помнит. Обычно это золотой/серебряный кулон-образок Смерти или брелок. Для большей эффективности амулет закаляют на огне свечи. Следует избегать прикосновений чужих рук к медальону. Также многие адепты делают на теле татуировку с изображением Святой - это охраняет человека от пули, ареста и других неприятностей.

Некоторые обряды исполняют только дети (как правило - маленькие девочки), ведь Святая Смерть особенно благосклонна к их чистоте и невинности.

Общаться с Муэртитой (в отличии от христианской религии) принято на равных - расправив плечи и с гордо поднятой головой. Обращаясь к Святой, нужно смотреть ей прямо в глаза. Часто лик или статую окуривают сигарным табаком для своеобразного очищения. Угощая её различными дарами, угощаются и сами.

Чтобы Santa Muerte исполнила желание, к её алтарю следует прийти на коленях. Это действо очень наглядно показано в одном из эпизодов сериала “Во все тяжкие” (Breaking Bad).

В каждую первую ночь месяца проводится месса с последующим благословением всех пришедших.

Но некоторые адепты нашли хитрый способ бросить эту веру в случае необходимости: нужно трижды омыться святой водой, а потом оставить статую с косой в католическом храме.

Церковь осуждает культ, настаивая на отсутствии связи между Санта Муэрте и христианством, но поскольку в стране свобода вероисповедания, его приверженцев официально не преследуют. Тем не менее, против последователей этой веры периодически проводятся репрессии, в частности, практикуется снос часовен, посвящённых Смерти.

При этом, приверженцы религии настаивают, что их культ не имеет ничего общего с чёрной магией и продолжают считать себя правоверными католиками. Более того, в последнее время стали появляться сочувствующие этой религии политические партии, да и сами прихожане периодически устраивают протесты и отказываются голосовать на выборах за депутатов, выступающих против признания Santa Muerte.

В силу того, что культ Святой Смерти не проповедует (подобно христианству) смирения, всепрощения, терпения и прочих добродетелей, делающих людей пассивными и легко управляемыми духовенством, а, напротив, даёт адепту уверенность и силу отстаивать свои права, отношение правительства Мексики к культу двойственное. С одной стороны, его не одобряют, призрительно называя “суеверие отбросов общества”, верить в которое культурному и образованному человеку стыдно. С другой стороны, культ существует и развивается с негласной поддержки властей, ибо правительство и госчиновники сами частенько обращаются за помощью к “Мадонне с косой”.

Забавным фактом является то, что во время Чемпионатов Мира по Футболу, Сантиссиму облачают в цвета мексиканского флага (зелёный, белый, красный), а в её руки (вместо традиционного земного шара) помещают футбольный мяч. Всё это делается ради того, чтобы Белая Девочка принесла удачу национальной сборной. Помогает это, или нет, судите сами. Но факт остаётся фактом - сборная Мексики является самым неудобным соперником для сильнейшей в мире сборной - команды Бразилии. А за последние десять лет встречи этих стран в официальных матчах принесли Мексике шесть побед из семи возможных.

Но не только футбол приводит Santa Muerte почти в каждый дом. Сегодня образ Смерти популярен как у себя на Родине, так и далеко за её пределами. Он стал частью искусства, и его активно изпользуют в своих работах художники и дизайнеры по всему миру. Скелет в элегантном платье появляется на полотнах Диего Риверы и Фриды Кало, на гравюрах и книжных иллюстрациях Хосе Гуадалупе Посада.

Сравнительно недавно компания Nike выпустила серию кроссовок под названием Santa Muerte.

А если мы внимательно посмотрим на фотографию татуированой звезды мировых подиумов Рика Дженеста (Zombie Boy), то не сложно понять, что стало источником вдохновения для его “загробного” имиджа.

Мексика - уникальная страна, где отношение к смерти радикально отличается от знакомых нам с детства вещей. Нотъемлемой частью жизни большинства населения является ежегодное празднование Дня Мёртвых (Día de los Muertos) - праздник, посвящённый памяти умерших, который проходит 1 и 2 ноября. Есть поверье, что в эти дни души ушедших родственников посещают родной дом. По всей стране устраивается карнавал, готовятся сладости в виде черепов, текила льётся рекой. Кладбища украшают лентами и цветами, а дороги к жилищам заставляют свечами, чтобы покойник мог найти путь домой.

Главный атрибут Дня Мёртвых - фигурка Калавера Катрина (исп. La Calavera Catrina) - это женский скелет в роскошном платье, эдакая модница из загробного мира - своего рода прототип Святой Смерти. Разнообразие подобных фигурок поражает воображение - помимо шикарных нарядов, Катрина может иметь приданное в виде туалетного столика, рояля, автомобиля, или даже джакузи. Нередко она предстаёт в самых неожидпнных образах: от невесты и танцовщицы фламенко до рок-звезды и гейши.

Día de los Muertos - красочное событие, на котором нет места скорби. Горожане переодеваются в костюмы упырей, вурдалаков и самой Смерти. Также принято посыпать голову пеплом и всю ночь перемывать косточки усопших родственников. Песни, пляски и азартные игры непременно сопровождают торжество, горевать и плакать на котором категорически запрещается. Ещё одна интересная традиция Дня Мёртвых - создание карикатурных изображений ныне здравствующих важных персон в сопровождении стихотворных некрологов.

День мёртвых - день празднования жизни! И не зря мексиканская народная мудрость гласит: ”Всему лучшему во мне я обязан смерти!”

В эпичнейшем телесериале Breaking Bad (который у нас совершенно по-мудацки назвали «Во все тяжкие», - но к делу это, впрочем, не относится), помимо многого другого, привлекают внимание два молчаливых брата-душегуба из мексиканской мафии. Привлекают не сами по себе, а жутковатым своим загоном: молиться и поклоняться статуэтке скелета в плаще, с косой и всеми прочими атрибутами традиционного изображения Смерти.

Знакомьтесь: это Санта Муэрте Бланка - Белая Святая Смерть aka Белая Девочка - главная фигура одноименного культа, необычайно широко распространившегося в современной Мексике, особенно в той части ее общества, которую мы назвали бы босяцкой - сиречь люмпен-маргинальной и уголовно-блатной.



Санта Муэрте - явление в чем-то уникальное, ибо где еще такое увидишь, чтобы серьезные с виду люди почитали этакую стремную черепушку с косой. Правильно: такое увидишь только в Мексике. Где, во-первых, сильно еще древнее ацтекское влияние на неокрепшие умы духовно страждущих (ацтекские верования, как мы знаем, с немалым пиететом относились к смерти и всем ее проявлениям). Во-вторых, наркомафия здесь почти такая же могущественная и отвязная, как в Колумбии. И во многом задает тон направлениям общественной мысли. В-третьих, нищее и забитое народонаселение (сиречь, электорат), часто готовое ухватиться за любую соломинку, хучь даже и с явным бесовским душком.

Связавшись воедино, эти три фактора породили культ Санта Муэрте Бланка, вылезший на свет из бандитских трущоб и вмиг разлетевшийся по городам и весям. Трогательная любовь наркокартелей к своей Святой объясняется просто: для тех, кто ходит по краю, только и остается надежда, что Белая Девочка пощадит преданных ей. А самое главное, Святая Смерть справедлива - она одинаково относится ко всем: и к богатым, и к бедным. Про буржуйского Санта Клауса такого, к примеру, не скажешь (ибо в его подарках весьма заметно социальное расслоение).

Поклонение Белой Девочке вроде как полностью легально, а вроде как и не полностью, точно не поймешь. Время от времени приходят сообщения, что мексиканская полиция нашла и разрушила очередные тайные алтари Санта Муэрте - культовые сооружения наркомафии, - но полностью искоренить культ Святой Смерти не получается. Напротив, Санта Муэрте с каждым годом завоевывает всю большую популярность в народе, к немалой досаде католической церкви.

По данным наиболее адекватных исследований, число приверженцев Белой Девочки составляет 4-5 млн чел и имеет, как уже было сказано, тягу к увеличению. Санта Муэрте на наших глазах становится серьезной социальной силой и важным фактором в политической игре.

Ниже приводится самое подробное и обстоятельное описание этого экзотичного культа, какое удалось найти в рунете. Рассказ этот, правда, довольно таки пристрастный и односторонний, но так даже интереснее:

«Вера во всемогущество смерти и ее силу разрушить любые препятствия была присущаамериканским индейцам еще с доколумбовых времен. А в наши дни эта вера оформилась в Мексике, Аргентине и других странах Латинской Америки вотдельный религиозный культ Белой Святой Смерти. Первый храм Сантиссимы Муэрты (так звучит имя этой святой на испанском языке) был открыт в Мехико в 1999 году, а сейчас этот культ имеет более двух миллионов последователей.

Когда я в Мексике разговаривала с местными жителями о Духах, шаманах, колдовсте и магии, почти каждыймой собеседник упомянул о Сантиссиме, о ее отзывчивости и силе. «Тыпросишь - она делает. И не тыкает тебя носом в твои грехи. И не велитждать и годами искупать прегрешения. Она просто помогает». Кому-то святая помогла найти работу, кого-тозащитила отнападок врагов, кому-то принесла богатство или помогла добиться взаимности в любви...Конечно же, я не могла пройти мимо такого могущественного Духа и пошла с Ней знакомиться....

В храмах Святой Смертиесть два ее изображения: в виде женского скелета в саванес косой, совой и глобусом в руках или в видебледной молодой девушки в белом платье (поэтому Святую Смерть еще называют Белой Девочкой). Согласно легенде, изначально люди не знали смерти и, страдая от тягот усталости от бесконечной жизни, обратились к Богу с просьбой принести им избавление. Бог явился к избранной им юной прекрасной девушке и сказал, что по его воли отныне она станет Смертью, бестелесным духом, подводящим черту под человеческой жизнью и дающей передышку от страданий и тягот земного пути. И немедленнотело ее распалось, прекрасное лицо обратилось в голый череп и Смерть, получив из рук Бога косу, отправилась в свой путь по земле...

Ее часто изображают с косой, весами и земным шаром в руках- это символизирует, что ей подвластные все люди на планете. Она одинаково справедлива, одинаковой мерой меряет всех: богатых и нищих, тех, кто прозябает и тех, кто стоит на вершине власти, больных и здоровых, умных и глупых. Именно справедливость и беспристрастность Сантиссимы Муэрты сделали ее самой популярной святой в среде бедноты и тех людей, которые чувствуют себя совершенно беспомощными против нападок сильных врагов. К ней обращаютсяв самых отчаянных ситуациях, когда уже никто и ничто не может помочь - и Святая Смерть, взвесив меру ваших страданий, может обернуть их в такое же количество радости. Но самые востребованные ее «таланты» - это способность даровать просящему деньги и удачу в любви. На рынках Мексики на прилавкепочти у каждого торговца можно увидетьстатуэтку Святой Смерти с приклеенными к ней долларами; или же она может стоять в ящике, засыпанном монетами. Предприниматели получают от Святой двойную помощь: она и деньги к ним привлекает, ипроиски конкурентов и разных государственных карающих органов отсекает. Сплошная польза! Особенно покровительствует Муэрта тем людям, которые вынуждены работать ночью (это самое ее время!) или работа которых связана с опасностями: таксисты, полицейские, водители,продавцы в ночных магазинчиках,танцовщицы в ночных клубах - у многих из них я подмечалаобразки святой Смерти или татуировки с ее изображением.

Так как культ Святой Смерти непроповедует, подобно христианству, смирения, всепрощения, терпения и прочих добродетелей, делающихлюдей пассивными и легко управляемыми духовенством, а, наоборот, дает адепту уверенность и силу отстаивать свои права, отношение к культу у правительства Мексики двойственное. С одной стороны, этот культ как бы не одобряют, типа, это суеверия отбросов общества, людей из низшего класса, культурному и образованному человекустыдно верить в Святую Смерть и нужно, дабы быть пристойным и социально приемлемым, в католическую церковь ходить. Но, с другой стороны, с негласной поддержки властей, культ существует и развивается - потому что эти самые представители власти видят силу Святой Смерти и самиприбегают к ее помощи. Регулярно просачиваются сведения, что тот или инойсделавших хорошую карьеру или сильно разбогатевшийполитик или предприниматель является активным и верным последователем Белой Девушки.А такие люди НИКОГДА не станут тратить свое время и деньги на то, что не приносит им реальных выгод...

Впервые я попросила Санттиссиму Муэрту помочь мнев одном важном деле скорее из любопытства, чем с верой в ее могущество... но когда уже через час мойвраг слег с сердечным приступом, я была поражена ее возможностями. Я сидела перед статуэткой Святой Смерти в окружении зажженных свечей и понимала, что наш *роман* с ней теперь надолго...И теперь, когда у меня возникает какая-то нужда, достаточно лишь прийти к Сантиссиме Муэрте с верой и надеждой и - попросить...Я знаю, когда она принесет мне новый большой дом (исполнение моей давней и заветной мечты!) - первое, что я сделаю в саду - воздвигну ей большой и роскошный алтарь.

На алтарь Святой Смерти помещают ее изображение, в виде статуи или картины. Есть несколько образов:

Санта Муэртав белом одеянии- символизирует чистоту, невинность. Она предстает в белом платье и с атрибутами Девы Марии: символика чистоты и невинности противоречит традиционному восприятию смерти как «плода греха». Отсюда еще одно ее название — Белая Девочка.

Санта Муэрто в золотом— благоденствие.

Санта Муэрто в черном - сила преодоления жизненных препятствий.

Санта Муэрта в синем или пурпурном - пробуждение мистических способностей, связь с миром духов.

Произнося молитвы Санта-Муэрте, используют католический молитвенный ритуал - «новенас», или девятидневные молитвы и создают ей алтарь. К алтарю Санта Муэрто приближаются только на коленях. Некоторые обряды исполняют только дети (как правило - маленькие девочки) (с подачи взрослых): считается, что Святая Смерть особенно благосклонна к их чистоте и невинности.

Подношения для Санта Муэрто:

1. Ставят на ее алтарь много свежих цветов - красные и белые розы, гвоздики, туберозу, гардению, тюльпаны, только свежие, увядшие сразу меняют. Верят, что это гарантирует здоровье.

2. Преподносят разные сладости - шоколад, мед, ликер, конфеты, леденцы, и даже, жевательная резинка. Чтобы жизнь была сладка и не было горечи.

3.Приношением могут бытьалкогольные напитки - вино, коньяк, текила, ром, анисовая водка, иногда даже пиво (наливаются только в стеклянную тару).

4. Сигареты и сигары - в количестве 2 штук, как правило. Это делается для удаления зависти вокруг просящего. Алтарь и лик Санта Муэрто также дополнительно окуривается табаком для своеобразного очищения.

5. Фрукты всегда должны быть свежими, особенно в чести красные яблоки, и желтые фрукты (приносят благосостояние), используются также кокосы, ананасы, манго, арбузы, бананы - 3-4 штуки.

6. Чистая вода (также в стекле) - главный проводник связи со Святой Смертью.

7.Хлеб - меняется 2 раза в неделю. Но черствый не выбрасывается, а относится в парк под дерево.

8.Благовония в виде палочекили конуса. Часто используется ладан, копал, сандал, мирра, розмарин, муксус. Помогает очиститься от отрицательной энергии и приносит во всем удачу.Сжигают в основном две соломинки или конусов для исполнения желания. Также не лишними на ее алтаре будут свечи в любых количествах.

Святая Смерть очень ревнива и не терпит, чтобы рядом с ней стояли изображения других святых или Духов. Такжепоклоняющийся ей должен носить с собой ее изображение как символ того, что он о ней всегда помнит - обычно это брелок. кулон, но многие адепты делают на теле татуировку с изображением Святой.

МОЛИТВЫ СВЯТОЙ СМЕРТИ

ПОНЕДЕЛЬНИК

Санта Муерте, я прошу тебя, чтобы с начала недели ты наполнила благословениями мою семью, мой очаг и мою работу. Защити меня от всего плохого. Да будет так.

ВТОРНИК

Белая Девочка, я склоняюсь к твоим ногам и прошу тебя настоятельно, дай мне здоровья. Удали любую болезнь для того, чтобы я мог продвигаться вперед. Прошу тебя от всего сердца.

СРЕДА

В этот день, что сегодня начался, я не прошу тебя не о чем. Но я тебе благодарен за покровительство, которое ты даришь мне и моим любимым существам. Продолжай сохранять нас под твоей рукой.

ЧЕТВЕРГ

Сегодня перед тем как выйти, прошу тебя, чтобы ты открыла все дороги, которые ведут меня к спокойной жизни, я не прошу у тебя роскоши, а только самого необходимого, чтобы я мог жить без беспокойств. Возлагаю на тебя свою веру.

ПЯТНИЦА

Белая Сестра, прошу тебя, чтобы ты через филина, который всегда тебя сопровождает, дала мне благоразумие, чтобы вести моих детей (семью), и чтобы они всегда вели себя как хороши существа. Тебе доверяюсь.

СУББОТА

Спасибо, моя Госпожа, что позволяешь мне видеть свет нового дня, и в благодарность я буду думать о тебе и посвящаю это призывание тебе, чтобы мои просьбы были услышаны. Мое доверие - для тебя.

ВОСКРЕСЕНЬЕ

Спасибо, Святейшая Смерть, что была близко от меня все 7 дней этой недели. Спасибо за то, что давала мне защиту и отдаляла от меня и моего очага все плохое, что подкрадывалось. Моя преданность твоя навсегда.

МОЛИТВА СВЯТОЙ СМЕРТИ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ЖЕЛАНИЯ

(сАнта муЭрте де ми корасОн брИндаме сеньОра ту протексьОн

с.м. де ми амОр, лИбраме де куалькИЕр трайдОр

с.м. де ми Альма бендИсеме кон ту кАльма

с.м. де ми вИда консЕдэме ло ке те пИда

с.м. де мис пенсамьЕнтос но ме дЭхес син сустЕнто

с.м. бендИта дАме фелисидАд инфинИта)

Святая Смерть моего сердца, принеси мне сеньора свою защиту

Святая Смерть моей любви, освободи меня от любого предателя

Святая Смерть моей души, облагодетельствуй меня своим спокойствием

Святая Смерть моей жизни, предоставь мне то, о чем просится

Святая Смерть моих мыслей, не оставляй меня без пропитания

Святая Смерть благословенная, дай мне бесконечное счастье.

ПРИЗЫВ СВЯТОЙ СМЕРТИ ПЕРЕД ОБРАЩЕНИЕМ К НЕЙ

Господь, отец всемогущий, создатель неба, земли и всего видимого и не

видимого, просим у тебя разрешения призвать Святейшую Смерть, мою

белую малышку, мою чудесную розу.

Молитва (Призыв):

Святейшая Смерть, Святейшая Смерть, Святейшая Смерть, просим тебя,

приди к нам и присоединись к радости, испытываемой нами когда мы с

тобой, моя белая девочка, моя великолепная роза, направь нас по

верному пути и защити нас от всего плохого.

Святейшая Смерть, Святейшая Смерть, Святейшая Смерть, приди мы молимся

Божией Матери чтобы преклоняться тебе и чествовать тебя и чтобы нас

наполняла радость, ибо когда ты с нами, ты даёшь нам защиту и мы не

испытываем страха ни перед чем, с добродетелями, коими ты обладаешь мы

превозможем все препятствия на нашем пути, Святейшая Смерть, не оставь

нас и дай нам свою защиту.

Святейшая Смерть, приди, просим мы всем сердцем, благодарим,

благодарим, благодарим тебя, Святейшая Смерть, за то что ты с нами и

во имя господа нашего отца всемогущего предлагаем тебе следующую

молитву, спасибо белая малышка, спасибо чудесная роза за то что

ты с нами будь благословенна.

ПРОЩАНИЕ СО СВЯТОЙ СМЕРТЬЮ И ЗАВЕРШЕНИЕ МОЛИТВЫ

Святейшая Смерть, благодарим тебя за твоё духовное присутствие, и

приносим бесконечно благодарность за то что ты слушаешь нас и мы

признательны тебе за то что ты что ты поддерживаешь нас и просим тебя

всегда откликаться на наши призывы и приходит когда кто-то из нас в

тебе нуждается, моя белая малышка, прими нашу благодарность и будь

благословенна, Святейшая Смерть, спасибо за то что дала нам это

великое время радости.

Спасибо, Святейшая Смерть,

Спасибо, чудесная роза,

Спасибо, белая девочка!».

В мире существует огромное число самых разнообразных религий и культов. Кто-то верит в то, что сын божий пришел на землю, чтобы своей жертвой искупить грехи всего человечества; кто-то наивно полагает, что сможет навести порчу на своего обидчика путем выполнения нехитрого ритуала с куклой; кто-то считает, что «нет бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его». Перечислять подобного рода абсурдные идеи и верования можно практически бесконечно. А вот в Мексике, например, существует культ… Святой Смерти.

В пятницу 22 августа в мексиканском городе Гвадалахара люди шли к статуе Святой Смерти - «леди-скелету», облаченную в балахон и сжимающую в одной костлявой руке косу, а в другой - весь мир.

Мелкие торговцы наркотиками испрашивают у статуи защиту от всемогущественной смерти или ареста, дети просят о скорейшем освобождении родителей из мест заключений, больные люди ищут исцеления, владельцы магазинов молятся об увеличении продаж, проститутки просят защитить их от болезней, а бабушки ратуют за своих внуков.

Эта разношерстная толпа приносит в дар статуе Святой Смерти разного рода дары: шоколадки, текилу и сигареты. Некоторые преподносят красную розу и свечу. Всякий, до кого доходит очередь поклониться ее статуе, останавливается на время, встает на колени и целует витрину, в которой хранится изображение Смерти.

«Я всегда молился Деве Марии, но с некоторых пор стал заходить и сюда»,- говорит Эрнесто Лопес, удачливый продавец пиратских дисков DVD, гордо приподнимающий рубашку, чтобы показать на груди татуировку с изображением нового объекта поклонения. «Она понимает нас лучше»,- добавляет он.

Культ Святой Смерти очень популярен в тюрьмах Мексики и в криминальных районах страны, имеющих дурную репутацию из-за распространения наркотиков и высокого уровня преступности. Нет никаких строгих правил следования культу Смерти. В каждую первую ночь месяца в квартире блочного дома в городе Тепито проводится «месса» с благословением. Еще пару лет назад в этом ритуале участвовало несколько десятков человек, сейчас же их число резко увеличилось.

Представители католической церкви, конечно же, не на шутку встревожены ростом популярности нежелательного культа. «Это превращается в настоящую чуму»,- сказал священник Сержио Роман, настоятель прихода в Тепито. Священник признает свое бессилие перед распространением новой религии. «Церковь пришла к определенным выводам в ходе инквизиции - мы знаем, что должны уважать другие верования. Наши жители отправляют культ Святой Смерти исключительно из-за своего невежества, без злого умысла, и это наша вина, потому что мы недостаточно проповедуем»,- посетовал Сержио Роман.

Историки полагают, что данный культ сложился в результате распространения христианства среди ацтеков, поклоняющихся смерти. Распространение христианства происходило во времена испанского завоевания этих земель. В течение нескольких столетий церковь подавляла процветание культа смерти, но пришло время - и в бедных районах опять восхваляют смерть. Отец Роман утверждает, что культ вернулся в город около семи лет тому назад, и связывает это с резким взлетом преступности в бедных районах города. "Это толкает живых людей «в объятия смерти»,- сокрушается католический священник.

Приверженцы культа утверждают, что «Смерть творит чудеса, помогая прокормить семью, избавляя от страшных болезней, помогая выжить в преступном мире. Они отказываются от помощи церкви, утверждая, что Святая Смерть не делает ни для кого исключения, перед ней все равны: и проститутка, и продавец пиратских дисков, и убийца, а католическая церковь только наказывает, но не помогает».

Мексиканское федеральное шоссе 85 имеет протяжённость в 754 мили и на севере начинается в городе Нуэво-Ларедо. Прямо на границе расположен мост Ларедо, принадлежащий одновременно Мексике и США. Ничего особенного, но довольно большой - четыре автомобильные полосы, пешеходные дорожки по обеим сторонам, 309 метров в длину и почти 13 - в высоту.

11 мая 2007 года, утром пятницы, именно под этот мост съехал автомобиль, двигавшийся со стороны Мексики. На этом участке шоссе в среднем проезжает около 14 тысяч машин в день, но этим утром (как потом выяснилось по регистрационным данным) дорога была почти пуста. Двух мужчин в наручниках вывели из машины, ещё одного вытащили из багажника. Всех троих подводят к алтарю, который стоит под мостом, почти посередине.

Алтарь, конечно, весьма условный - просто накидан какой-то хлам, ленточки, шарики, бижутерия. Главное - статуэтка в центре. Не очень реалистичная, но легко узнаваемая фигура девушки с характерным гримом, лицо сделано то ли из пластмассы, то ли из резины. Очень сложно что-то разглядеть - на девушке белое подвенечное платье, которое закрывает её почти как паранджа. Водитель приносит коробку, ставит её возле алтаря и начинает расставлять разноцветные свечи, которые лежали рядом. Троих в наручниках ставят на колени. Тот, что лежал в багажнике, впадает в истерику, падает на землю и пытается катиться. Его убивают первым. Сначала в грудь, потом две пули в голову. Двоим оставшимся стреляют только в лоб. Хватает двух пуль. Первого подтаскивают к алтарю, чтобы кровь из него натекла рядом - так надо. Пока всё это происходит, водитель пишет записку на маленьком оранжевом листке, после чего крепит её к стене рядом с алтарём. Налисткенаписано: «This is for everyone who messes with the Gulf Cartel. Welcome to Nuevo Laredo, bunch of assholes» («Это всем, кто связывается с картелем Гольфо. Добро пожаловать в Нуэво-Ларедо, придурки»). Затем водитель зажигает все свечи и поправляет цветы вокруг алтаря, после чего все трое садятся в машину и уезжают. Трупы обнаружат уже через несколько часов.

Дэвид Ромо в ночь на 19 декабря 2011 года не ночевал у себя дома, поэтому утром спецслужбы обнаружили только его жену. Её арестовали. Дэвид был арестован меньше чем через час в компании ещё семи человек. Арестованных отвезли в участок, где сфотографировали, взяли показания, а затем предъявили обвинения в похищении людей и шантаже.

В суде Ромо утверждал, что полицейские его пытали, били ногами, применяли электрошокер, что это всё предвыборные махинации - какой-то из кандидатов решил наварить политического рейтинга на невинных людях, а он, Ромо, ничего противозаконного не совершал, поскольку всё противозаконное ему запрещает его религия. Им же, можно сказать, и созданная.

Дэвида вместе с сообщниками посадили на 30 суток под домашний арест на время проведения предварительного следствия. В июне 2012 года мексиканец Дэвид был приговорён к 66 годам тюремного заключения и выплате штрафа в размере 666 минимальных зарплат, установленных в Мехико, за воровство, похищение людей и вымогательство.

Дона Куэта

Энрикета Ромеро раскачивается на стуле и курит толстую сигарету с фильтром. К ней снова пришли брать интервью. «Я была последователем больше 40 лет», - говорит Энрикета и затягивается. Она уже говорила это в фильме, который снимали о ней в 2007 году. 13 лет назад, в 2001 году, к ней пришёл сын, только освободившийся из тюрьмы, и поставил в её магазинчике статую скелета, одетого в платье. Через несколько месяцев фигуру в человеческий рост вынесли на улицу, поскольку перед ней постоянно скапливалась куча народа, а затем и вовсе убрали за стекло, построив вокруг основательный алтарь.

«Она любит нас и исцеляет нас. Люди приходят сюда, чтобы попросить её о помощи - если у кого-то сын в тюрьме, или СПИД, или нечего есть, - рассказывает Ромеро. - Святая Смерть - наша спасительница, наш свет. Очень сложно объяснить, что она для нас значит. Она защищает тех, кого никто больше не защитит». Не будет большим преувеличением сказать, что Энрикета Ромеро в одиночку популяризировала культ Santa Muerte. Именно после организации алтаря в Тепито - одном из самых неблагополучных районов Мехико - поклонение Святой Смерти вышло из подвалов на улицы.

«Святая Смерть - наша спасительница, наш свет. Очень сложно объяснить, что она для нас значит. Она защищает тех, кого никто больше не защитит».

Два пропавших мальчика

В Мексике есть штат Сонора. В этом штате расположены медные шахты, вокруг которых выстроен промышленный городок Накосари де Гарсия с населением в десять тысяч человек. Когда в июле 2010 года там пропал десятилетний Мартин Риос, шуму никто поднимать не стал. Дело заведено не было, органы правопорядка к розыскам не привлекались.

6 марта 2011 года, через восемь месяцев после пропажи Риоса, в этом же городе пропадает другой десятилетний мальчик - Изус Мартинес. Его родители оказались несколько более щепетильным и в тот же день обратились в полицию.

В Накосари де Гарсия существует местный филиал церкви Святой Смерти. Алтарь располагался в доме на окраине городка, в этом же доме частенько гостили оба пропавших мальчика. Хозяйкой виллы и лидером культа была Сильвия Мераз Морено, сейчас ей 46 лет.

8 марта 2012-го тело Изуса Мартинеса полицейские, проводя обыск, обнаружили тело Изуса Мартинеса, спрятанное под полом в спальне одной из дочерей Мераз. Все восемь членов культа были немедленно арестованы, трупы Мартина Риоса и Клеотильды Ромеро были найдены закопанными в пригороде. Мераз Морено и шестерым её сообщникам дали пожизненное, восьмая девушка, которой было 15 лет на момент ареста, находится под стражей до наступления совершеннолетия. Суд над ней должен состояться летом 2015 года.

Как выяснилось, в июне 2010-го Мераз с помощью своего сожителя продольно вскрыла вены на руках живому Мартину Риосу и сливала кровь в пластмассовую тару, пока мальчик не скончался, а затем обильно полила ею алтарь в доме. Та же операция была проделана с десятилетним Изусом Мартинесом в марте 2011-го, только ему после вскрытия вен отрезали голову. Изус был внуком Сильвии Мераз, а её сожитель - основной соучастник убийств - ранее встречался с матерью Риоса.


Рождение Святой Смерти

Дело было так: сначала люди жили и не знали смерти. Жили вечно. Жили и не умирали. Никогда. Надоело людям так жить: горе и мучения, страдания и разочарования, фрустрации и депривации. Пришли люди к Богу и попросили его что-нибудь с этим сделать. Бог всемилосерден, слава ему, выбрал девушку, пришёл к ней и сказал: «По воле моей отныне ты будешь Смертью, подводящей черту под жизнью людей и избавляющей их от мучений». С Богом попробуй поспорь - тело девушки распалось, остался голый череп вместо лица, коса в руки, ну а дальше вы знаете.

Поскольку Санта Муэрте являет собой скелет, её мучает перманентная жажда. Поэтому в жертву ей часто подносят воду, обязательно в прозрачной стеклянной таре. То же самое с алкоголем. Ещё цветы, хлеб (который необходимо менять каждые две недели), фрукты. Очень любят окружать её свечами разных цветов и благовониями, дышат в лицо статуэтки густым дымом от чего-нибудь курительного - говорят, ей нравится. Святая Смерть - всё-таки девушка, поэтому не может всю жизнь в одном платье ходить. Платья надо менять. Хочешь любви или, там, мужа вернуть - накидывай на скелет красное. Денег хочешь - очевидно, золотое или жёлтое. Наличествуют проблемы с законом: убил кого-то или так, курицу спёр - перед молитвой балахон у Святой Смерти обязательно должен быть зелёным. Насчёт крови десятилетних мальчиков исследователи, по большей части, молчат.

Санта Муэрте - она всепрощающая и вседающая. Можно оставить её навсегда в традиционном белом платье и просить всё, что хочется. С другой стороны, кто-то говорит, что если ты её, Holiest Death, уважать не будешь, она всех твоих родственников погубит и тебя самого под пули вон того хлюпика из вражеского картеля подставит. И всё, и нет тебя. То-то. Надо было платья менять.

12 сожжённых голов

На полуострове Юкатан в одноимённом штате есть курортный город Канкун. 30 августа 2008 года на окраине Канкуна завязалась короткая перестрелка между полицией и тремя людьми в машине, которую полиция имела намерение остановить. Один из скрывающихся был ранен, все трое обезоружены. В машине нашли огнестрельное оружие и окровавленный топор. Пойманные принадлежали к картелю Лос-Зетас. За день до задержания эти люди привезли на заброшенный склад на окраине Канкуна 12 человек, отрубили им головы, выложили в круг на поле неподалёку и сожгли. После ареста в домах обвиняемых провели обыски, у всех троих обнаружили символику и фигуры Санта Муэрте.

За день до задержания эти люди привезли на заброшенный склад на окраине Канкуна 12 человек, отрубили им головы, выложили в круг на поле неподалёку и сожгли.

Проваленная реформация

Годом ранее Дэвид Ромо, основатель первой официальной церкви Святой Смерти, которого потом посадят за похищения людей и шантаж, предпринял попытку реформации. На тот момент его детище уже лишили статуса официальной религиозной организации, а теперь ещё это убийство под мостом. Очевидно, что газеты раструбят о ритуальной стрельбе во имя Санта Муэрте, а церкви это совсем не на пользу.

Летом 2007 года Ромо представляет новый образ для поклонения - миловидную брюнетку с обычным человеческим лицом и огромными крыльями за спиной, теперь она называется Ангел Смерти. Он рассылает обращения к владельцам локальных алтарей и региональных филиалов: «Мы будем жить теперь по-новому», однако паства не внемлет. Уж слишком Святая Смерть привлекательна, да и привыкли очень.

Ромо через несколько месяцев разразился обвинениями в адрес торговцев параферналией, мол, это они со своими меркантильными интересами задвинули реформистский образчик в угол, не дали ходу, супротив основателя церкви выступили. Торговцы параферналией крики самовыдвинутого архиепископа проигнорировали.


Откуда взялась Святая Смерть?

Формирование и истоки происхождения культа Санта Муэрте до сих пор находятся под большим вопросом. Большинство исследователей сходятся во мнении, что это такая синкретического характера штука, образованная из кучи разных поверий, а в ещё большей степени - из испанской католической экспансии в мезоамериканские языческие цивилизации, в частности, племена ольмеков, майя и ацтеков.

Персонификация смерти для Мексики и её географических прародителей вообще очень характерна. Культ Санта Муэрте обычно не связывают с Днём мёртвых, который широко празднуется в Мексике, но вы не ошибётесь, если предположите, что истоки у них одни и те же. Ацтеки праздновали каждый август, целый месяц полностью: подносили дары и жертвы богине смерти Миктлансиуатль - чем не Святая Смерть?

В пользу религиозно-синкретической основы культа говорит ещё и практическая ситуация с отношением последователей Святой Смерти к католичеству - та же Энрикета Ромеро, которой культ обязан своей популяризацией, говорит, что она правоверный католик. То есть католицизм - отдельно, Святая Смерть - отдельно, и оба друг другу не мешают совсем. И так почти повсеместно. Синтез Святой Смерти с католичеством не стоит воспринимать всерьёз как цельное и осознанное учение. Тут скорее шизофреническая путаница, как у православных русских крестьян, воспроизводивших в бытовой жизни кучу языческих ритуалов.

По человеку в неделю

29 марта 2010 года у полицейского, работавшего в районе Байо Флорес на южной окраине Буэнос-Айреса (Аргентина), пропал пистолет. Рабочий момент - ну пропал и пропал, проведут внутреннее расследование.

Через две недели в этом же районе нашли труп 27-летнего студента факультета философии Родриго Эзкурро. 22 июля неподалёку был убит 27-летний Пабло Вилла. Утром 8 августа, то есть через две недели, свидетели обнаружили труп 48-летнего Жоржа Мансиллы почти там же. 26-летний Пабло Зануик и 28-летний Марсело Кабрера были обнаружены 15 августа в том же квартале.

В последний день лета, 31 августа, после короткой перестрелки с полицией был задержан 22-летний Марсело Антело. У него был обнаружен пистолет 0.9 калибра - тот самый, украденный у полицейского. По словам Антело, он пообещал Святой Смерти убивать по человеку в неделю, чтобы она защитила его и помогла обрести благополучие. Как можно понять по периодичности убийств, своё обещание Антело не выполнил. Видимо, поэтому его и поймали. Слово надо держать.

По словам Антело, он пообещал Святой Смерти убивать по человеку в неделю, чтобы она защитила его и помогла обрести благополучие.

Покровительница криминала

Все эти истории о ритуальных убийствах во имя Святой Смерти звучат так чудовищно только потому, что вырваны из общего, гораздо менее плотоядного контекста. Связывать этот культ с убийствами - преступное преувеличение, если только вы не представитель католической церкви, тогда всё вполне объяснимо. У Санта Муэрте в одной только Мексике минимум шесть миллионов последователей. А ещё Южная и Центральная Америки, Канада. Большинство адептов - подростки и женщины.

С другой стороны, связь Санта Муэрте с криминальным миром и её популярность среди разного рода делинквентов очевидны. Дело, конечно, не только в танатической романтике - Святая Смерть возвращает своим поклонникам комфорт языческого культа. Прекрасная Niña Blanca, в отличие от строгой католической церкви, не требует от тебя праведности и самоограничения, она вообще толком ничего не требует - хлебушек положи да воды налей, и то необязательно.

Белая Девушка ни тебя, ни кого-либо другого не судит. Она вообще не судит, это не входит в её обязанности. Она только даёт и защищает. Если Святая Смерть что-то у кого-то забирает, так это у твоего врага. А что, если ты сам окажешься чьим-то врагом? Вот об этом лучше не думать, это уже частности, и зачем вообще голову засорять. Такие вопросы в любой религии можно ставить, а можно опускать.

Святейшая Смерть - без преувеличения самая удобная конфессия в мире, у неё можно просить всё что угодно. Прогрессивная интеллигенция не останется разочарованной: в Мексике именно церковь Святой Смерти активно поддерживает ЛГБТ-сообщество и свободно проводит гомосексуальные свадьбы. Проститутки, воры, убийцы, наркоторговцы, ещё раз: Святая Смерть не судит. Прямо как христианство времен Иисуса и апостола Петра.


35 снесённых храмов

У Клаудии Розалес нарощенные ногти и поплывшая татуировка во всю спину. Она владеет магазином, продаёт обувь и одежду. В начале 2009 года Розалес за собственные деньги воздвигла статую Святой Смерти на центральном шоссе на границе с США в городе Матаморос. Через месяц статую объявили незаконной и снесли. Мэр города на следующий день выступал по телевидению и деликатно сообщил, что мексиканцы могут поклоняться чему угодно, однако лучше это делать у себя дома или в храмах, не влезая в публичное пространство.

Католическая церковь имеет все причины объединиться с властями ради борьбы с культом Санта Муэрте - её дела в Латинской Америке, до недавних пор верном оплоте веры, в последнее время идут не очень. Люди разочарованы в религии, которая не способна сделать их богатыми и успешными. А Святая Смерть деньги приносит, тут уж не дадут соврать торговцы параферналией: последние три года статуэтки с костлявой продаются гораздо лучше, чем мерч традиционной мексиканской Святой Девы Гваделупской.

Франциско Батиста - святой отец из Мехико: «Ещё примерно восемь лет назад мы видели огромное представительство культа среди наркобаронов и членов картелей. Почему? Потому что эти люди говорят, что Иисус или Дева Мария не способны дать то, о чём они просят, а именно - защиту от солдат, полиции и их врагов». Он уверен, что культ Святой Смерти только увеличивает масштабы насилия в Мексике, поскольку Санта Муэрте якобы подразумевает человеческие жертвы в обмен на свою защиту. Между тем, очередь у алтаря Энрикеты Ромеро в Тепито увеличивается обратно пропорционально уменьшению паствы католических храмов.

Люди разочарованы в религии, которая не способна сделать
их богатыми и успешными.
А Святая Смерть деньги приносит.

Мексиканское федеральное шоссе 85 имеет протяжённость в 754 мили и на севере начинается в городе Нуэво-Ларедо. В ночь на понедельник, 24 марта 2009 года, бульдозер муниципалитета проехался по этому шоссе. У рабочих было задание - снести 35 храмов Святой Смерти, выстроенных на границе с Америкой. Именно по этой дороге двумя годами ранее ехал автомобиль, в котором было шесть человек. Примерно через 20 минут после того как автомобиль съехал под мост, водитель зажёг свечи и поправил цветы вокруг алтаря, расположенного возле бетонной мостовой подпорки. Затем все трое сели в машину и уехали. Три трупа обнаружат уже через несколько часов.

Семицветная свеча Смерти
Таким образом, всего за десять лет Санта Муэрте стала одним из важнейших религиозных символов, присутствующих в разных сферах жизни миллионов мексиканцев и тысяч мигрантов из Мексики и стран Центральной Америки. Хотя никто и не отрицает особой притягательности Костлявой для всех, связанных с преступным миром, - в том числе, и сотрудники правоохранительных органов, - целью этой книги является рассмотреть образ Святой Смерти во всем его неповторимом многообразии. Если мы сосредоточимся лишь на черной обетной свече – своеобразном «темном» аспекте святой, от нашего внимания ускользнут куда более популярные у верующих цвета – красный, белый и золотой: эти свечи зажигают те, чьи помыслы далеки от сферы «преступления и наказания»

Похожая на радугу, семицветная свеча в полной мере передает всю суть Могущественной Дамы. Такие свечи (кстати, это лидеры продаж) верующие обычно зажигают перед своей святой, когда просят о сверхъестественном вмешательстве в самые разные сферы жизни. Когда-то я купил одну такую свечу в Морелии, и теперь она стоит на моем столе возле принтера. На свече, обрамленная своеобразной «рамкой» из четырнадцати черепов, изображена Святая Смерть, держащая в руках пребывающие в равновесии весы, олицетворяющие справедливость и постоянство. В основании свечи, почти под краем балахона Скелетной святой, словно падающие капли, выступают буквы «MUERTE CONTRA MIS ENEMIGOS» («на погибель моим врагам») – это очень похоже на кровавые надписи из голливудских «фильмов ужаса».

Эту суровость немного смягчают изображение Прелестницы и обращенная к ней молитва с другой стороны свечи – к этой ипостаси святой прибегают, чтобы вернуть в семью блудного супруга или сожителя, или же просто в поисках защиты и покровительства. Заговор на возвращение мужа начинается со слов: «Прошу тебя (Санта Муэрте), чтобы (имярек) оказался у ног моих, покорился мне и сдержал свои обещания». Завершается эта молитва с размахом. «Я прошу твоего (Санта Муэрте) покровительства, исполнения моих желаний, и да будет так до моего последнего дня, часа и мгновенья». Изображенная на разноцветной свече Крестная, если обратиться к ней, совершит правосудие, восстановит справедливость, одолеет врагов, вернет неверного мужчину и исполнит множество иных желаний. Любуясь на все цвета обетной свечи, а не замыкаясь лишь на черном, мы лучше поймем причины стремительной популярности культа Святой Смерти в течении последнего десятилетия.

Именно обетные свечи разных цветов, будучи важнейшим элементом культа Белой Девочки, подсказали мне структуру этой книги. Каждый цвет символизирует какой-то духовный аспект, сферу взаимодействия святой с ее почитателями. Например, черная свеча сразу же вызывает ассоциации с «темной стороной» Санта Муэрте, - и действительно, обычно их освещают и ставят на алтарь чтобы отомстить врагам, навести порчу, - или же, напротив, для защиты от «черной магии» и происков недоброжелателей. Соответственно, каждая глава названа в честь одной из свечей, и изучает тот аспект культа, который она символизирует. В конце книги эти семь различных цветов сойдутся в единое целое, как семицветная радуга.

Хотя это и не самая популярная свеча в культе Святой Смерти, коричневая свеча осветит нам первую главу. Адепты культа прибегают к ней, чтобы развить проницательность и мудрость, или обрести новое знание – обычно такая свеча имеет несколько «землистый» цвет. Создается впечатление, что аргентинский Сан Ла Муэрте тратит гораздо больше времени и сил, нежели Санта Муэрте, помогая своим почитателям отыскать потерянные и украденные вещи. Похоже, что мексиканцы и жители Центральной Америки, не часто обращаются к помощи своей Скелетной святой для нахождений пропажи. Но когда они все же прибегают к ее помощи, правильным выбором для такого ритуала будет свеча кофейного цвета. В первой главе рассматривается происхождение Санта Муэрте (порой весьма таинственное) и история развития ее культа. Как получилось, что Мрачный Жнец в женском обличье, этот ужас западного мира, - стал предметом обожания миллионов латиноамериканцев и мексиканцев, живущих у себя на родине или же в Соединенных Штатах Америки? Является ли Прелестница метиской (то есть наполовину испанкой, наполовину представительницей коренного населения), или же она происходит непосредственно от ацтеков? Мудрость и проницательность, которые символизирует коричневая свеча, дадут нам ответ на эти и другие вопросы.

В отличие от коричневых, белые свечи в эзотерических магазинчиках и на лотках торговцев разлетаются как горячие пирожки - ведь именно они чаще всего используются на публичных ритуалах, вроде тех, что проводят Дона Кета и Давид Ромо. Чистота, защита, благодарность и посвящение – вот важнейшие атрибуты бесцветной свечи. Вспомним, что два самых распространенных прозвища Костяной Леди связаны с белизной, как с отсутствием цвета (Белая Девочка и Белая Сестра), и это, вкупе с иссиня-белыми костями ее скелета, делает белой нашу вторую главу. Пламя этой свечи прольет свет на верования и отправление культа. Базирующийся в изрядной степени на католическом обряде, культ Святой Смерти может похвастать множеством красочных ритуалов. Проанализировав верования – как сумму идей, лежащих в основе религии, - мы поймем, насколько культ Святой Смерти можно считать новым религиозным течением. Следует ли считать его жуткой разновидностью «народного» католицизма, - или же это относительно новое и автономное религиозное движение, свободное от католических «якорей» ? Возможно, наиболее значим следующий момент: верующий в ходе ритуала старается заставить Могущественную Леди сделать что-то от своего имени, - и все эти молитвы, паломничества и обеты почитателей активируют сверхъестественные способности их святой.

В то время, как прилавки и алтари заполнены белыми свечами, в интернет-магазинах и на лотках уличных торговцев очень редко можно встретить черные свечи, - да и продаются они весьма плохо. Из-за их дурной славы среди широкой публики, как инструмента «черной» магии и вредоносного колдовства, многие верующие,- даже те, кто регулярно использует черные свечи, - скорее всего делают это тайно, обезопасив себя от любопытных глаз. Тем не менее, на многих частных алтарях, что я посетил лично, или видел на фотографиях, - в том числе и на местах, где совершались преступления, - чаще всего встречались именно черные свечи. В любом случае, черные обетные свечи в Мексики и США – это, пожалуй, самый уникальный предмет культа Санта Муэрте.

Если вы хотите заручиться поддержкой Святой Смерти, чтобы уничтожить своих врагов, отомстить за реальные или воображаемые обиды, или сберечь партию кокаина, отправленную в Хьюстон или Атланту, то предложите ей черную свечу. Воспитанные в католической традиции, - вне зависимости от того, являются ли они верующими или нет, - большинство мексиканцев чувствует себя гораздо комфортней, обращаясь с подобными просьбами к народным святым, - ведь официально признанные святые, чего доброго, откажутся благословить партию наркотиков, или совершить иное «нехристианское» чудо того же порядка. Итак, «черная» третья глава будет посвящена связи Санта Муэрте с «преступлением и наказанием». Особое внимание будет уделено ее роли в нарковойнах, которые унесли более 34 тысяч жизней, с тех пор, как Фелипе Кальдерон в конце 2006 года стал президентом Мексики.

Наряду с черными и белыми свечами, в культе издавна применяются красные свечи, - это столь же популярный товар в Мехико и Соединенных Штатах. Как исследователь, я нередко сталкивался с неожиданностями и сюрпризами в ходе сбора материалов. До летней мексиканской поездки 2009 года у меня не было никаких идей относительно той важности, которой обладают красные свечи, и целей, которые они выполняют. Долгое изучение источников, в том числе газет, статей, интернет-журналов и сообществ верующих, буклетов и немногих академических исследований, не дало ничего, что указало бы на роль Санта Муэрте в качестве целительницы от любовных страданий, особенно для женщин и девушек Мексики и Центральной Америки. Например, тридцатидвухлетняя Роза – уборщица из Патскваро (Pátzcuaro), что в штате Мичоакан, поставила красную свечу на свой домашний алтарь в надежде, что Белая Сестра убережет ее саму и четверых ее детей от преследований со стороны бывшего мужа.

Символизируя любовь и страсть, красные свечи горят на алтарях от Чьяпаса (Chiapas) до Чикаго, где брошенные любовники и ревнивые подруги призывают святую (часто изображаемую в облике невесты), чтобы залечить сердечные раны или вернуть назад своенравного партнера.И действительно, первые упоминания о «скелетной святой» в ХХ веке связаны именно с эти ее аспектом. В своей книге «Сокровищница мексиканского фольклора» (1947 год) Фрэнсис Тур (Francis Toor) приводит несколько молитв к Санта Муэрте, где упоминаются скверно ведущие себя мужья. В классическом труде Оскара Льюиса «Дети Санчеса» (1961) жительница Тепито по имени Марта рассказывает американскому антропологу, что ее сестре Антонии рекомендовали обратиться к Святой Смерти, чтобы пресечь супружеские измены Криспина (мужа Антонии). "Когда Антония впервые рассказала мне о неверности Криспина, она упомянула о совете девять ночей подряд ровно в полночь молиться Санта Муэрте, поставив перед собой фотографию мужа и сальную свечу. Обещали, что еще до девятой ночи супруг забудет о своей пассии. Я покупала для сестры новену (молитву) у человека, продававшего их в нашем районе, поэтому и запомнила это»

Молитва, которую читала Антония, упоминается ранее – это просьба вернуть мужчину «к ногам» просящей. В честь красной свечи названа четвертая глава книги – в ней мы рассмотрим роль Могущественной Леди как помощницы в делах любовных, особенно как врачевательницы разбитых сердец (что актуально, в основном, для женщин) и наказать тех, кто с помощью магии вызывает у них сильные чувства (больше свойственно мужчинам).

Помимо трех основных цветов, посвященные Санта Муэрте золотые свечи успешно соперничают с белыми в борьбе за второе место по продажам в магазинах и киосках, и вместе с белыми чаще всего используются на официальных службах, в том числе в храме Доны Кеты и Церкви Давида Ромо. Золотой цвет традиционно связывают с деньгами, процветанием и изобилием. Вследствие экономического кризиса, сулящего невысокую зарплату, а то и вовсе грозящего увольнением, еще со времен Великой депрессии сотни тысяч, если не миллионы, мексиканцев, у себя на родине или в Америке, ставили золотые обетные свечи перед костлявыми ногами святой, моля о финансовом благополучии. Многие прихожане Доны Кеты с золотыми свечами в руках просят Могущественную Леди помочь им в поисках работы.

Святая Смерть, один из эпитетов которой - «дарующая работу», по праву считается покровительницей малого бизнеса в Мексике и в некоторых районах США. Тридцатичетырехлетняя Иоланда утверждает, что Крестная помогла ей открыть в Мехико парикмахерскую, и даже устроила там жертвенник святой, чтобы обеспечить постоянный наплыв посетителей. Благодарность Иоланды к ее покровительнице так велика, что она платит по $ 160 группе мариачи, чтобы они играли в честь Тощей на ежемесячной церемонии «четок». Интересно, что энергичная предпринимательница, до того как обратиться к Святой Смерти, просила благословения у Девы Марии Гваделупской и у Святого Иуды. Иоланда считает свою новую покровительницу более надежной, чем эти двое. «Золотая» пятая глава не только исследует роль святой как помощницы в бизнесе и подательницы благ, но и расскажет о ее роли в мексиканской экономике, где продажи ее религиозной атрибутики, а также футболок, толстовок, и даже теннисных туфель с ее изображением приносят многомиллионные прибыли.

Кроме финансовой сферы, к Сантисима Муэрте нередко обращаются как к божественной целительнице. В моей предыдущей работе, посвященной пятидесятникам и харизматическому движению в католицизме, я рассказал, как исцеление верой служит движущей силой и объясняет популярность этих направлений «духовного христианства». Один из величайших парадоксов культа Санта Муэрте состоит в том, что это олицетворение смерти связывают со спасением жизни и исцелением, а также наделяют чудесными целительскими способностями. Здесь Святая Смерть выступает не в качестве Мрачной Жницы, чья коса собирает обильную жатву из человеческих душ, но как Мать всех докторов, сращивающая сломанные кости и врачующая изувеченные тела. Шестая глава будет фиолетовой – ведь именно так выглядят ритуальные свечи, означающие чудесное исцеление.

Одним из любопытных парадоксов можно назвать большой акцент в культе на исцеление святой своих почитателей, при некотором дефиците лавандовых свечей в храмах и магазинчиках. Возможно, фиолетовому цвету, как сравнительно «новому», еще предстоит завоевать популярность у верующих, - или же страждущие чудодейственного лекарства предпочитают прибегать к традиционной семицветной свече, одним из цветов которой и является фиолетовый. Как бы то ни было, очередная фиолетовая свеча загорается, когда бедный, живущий в грязи и нищете мексиканец, молит Святую Смерть об излечении или даже о спасении жизни.

Отвечая запросам своих почитателей, на сегодняшний день Санта Муэрте выполняет одновременно множество дел. Словно бы ей недостаточно было роли врача, донатора, помощницы в делах сердечных, и мстительницы, она выступает перед своей паствой как олицетворение Закона. В поисках справедливого решения дела в суде, или же в случае возникновения проблем юридического плана, верующие ставят зеленые свечи перед Могущественной Дамой (часто изображаемой с весами правосудия в правой руке). Впрочем, в «зеленой» седьмой главе святая будет рассмотрена не в качестве судьи, но как сверхъестественная защитница или адвокат. Высшая судья, этой чести у своих почитателей она удостаивается за свою беспристрастность. Как божественный адвокат, Святая Смерть заинтересована в лучшем для своего почитателя исходе дела, а не в простом решении суда, в духе «виновен, или нет». В стране, где справедливость и равенство перед законом – часто недостижимая роскошь, миллионы мексиканцев считают, что только божественное вмешательство способно решить их юридические проблемы. И даже если сверхъестественная покровительница не поможет им выиграть дело, верующих утешает мысль о том, что рано или поздно их обидчики попадут под косу Мрачной Жницы.

Итак, эта семицветная толстая свеча превосходно выражает всю многоликость Скелетной Святой. Немудрено, что эти свечи (хотя они и самые новые из всех, используемых в ритуалах), наравне с красными, белыми и золотыми, - одни из самых продаваемых. Появившаяся, возможно, под влиянием свечи «семи сил» (siete potencias), применявшейся в ритуалах Сантерии (популярной на Кубе религии, берущей начало в африканских культах), - и привнесенной в Мексику извне кубинскими иммигрантами, эта радужная свеча передает всю невероятную силу Скелетной Святой. Пока страна переживает один из сильнейших за последнее десятилетие экономических кризисов, пока царствует насилие и ведется смертельная борьба с наркомафией, многие мексиканцы обращаются к Крестной, чтобы та помогла им в самых разных сферах жизни. Итак, давайте рассмотрим образ Святой Смерти во всем богатстве красок, не ограничивая себя одним лишь черным цветом.