Как правильно отмечать праздник красная горка. Что означает праздник красная горка. Красная горка в православии

В православной традиции праздник посвящался воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. В народе со времен Древней Руси был праздником начала весны – с кострами, девичьими хороводами, ярмарками невест, обрядами закликания весны. Считался преимущественно девичьим праздником.

Красная горка (Фомино воскресенье) – первое воскресенье после Пасхи, в редких случаях Красной горкой называлась вся Фомина неделя; также под этим названием в некоторых местах выступают молодежные гулянья и хороводы Фоминого воскресенья.

В православной традиции Фомино воскресенье посвящено воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. Когда Христос явился апостолам, апостола Фомы среди них не было, поэтому, услышав радостную весть, он не поверил в ее истинность. Через неделю он встретился с воскресшим Спасителем, но опять усомнился, тогда Христос показал ему свои раны и предложил ощупать их. Только после этого Фома уверовал в воскресение и признал в Христе распятого Учителя.

На этом, восьмом дне заканчивается Светлая седмица: последний раз служится литургия по праздничному пасхальному чину, закрываются царские врата. В иудейском и христианском церковном предании число «8» имеет большое значение. Предшествующее ему число «7» завершает земное время, а «8» (связанное с днем Воскресения Христова) лежит за пределами мира, обозначая жизнь грядущую, Царство Божие, поэтому воскресенье после Пасхи называется Антипасха – «вместо Пасхи».

В русском народном быту Красная горка была в большей степени связана не с христианской, а с древней языческой традицией празднования начала весны. В Древней Руси в этот день на холмах зажигали костры в честь Даждьбога. Рядом с этими огнями совершались мольбища и жертвоприношения, а также вершился суд – «полюдье». В XIX веке Красная горка отмечалась широко и празднично: во многих местах именно к ней приурочивалось начало девичьих хороводов или окончание первых весенних, начинавшихся с Пасхи ярмарок невест, праздничные угощения девушек и женщин, обряды встречи весны, а также обходы дворов с поздравлением (окликанием) молодоженов. Распространенным элементом празднования Красной горки был обычай красить яйца и играть ими. С этого воскресенья начинается период свадеб, так как Фомино воскресенье – первый день после Великого поста, когда в церкви разрешены венчания.

Красная горка считалась девичьим праздником

В Рязанской губернии Красная горка считалась девичьим праздником. Рано утром после завтрака девочки-подростки собирались в саду, на берегу реки и в складчину делали яичницу из принесенных с собой яиц, молока и масла.

Яичницу жарили на сковороде, которую ставили между двух кирпичей; собравшись вокруг костра, девушки ели яичницу принесенными из дома ложками. Возможно, совместная трапеза не только начинала период молодежных гуляний, приходившийся на время, насыщенное девичьей и женской обрядностью, но также должна была очертить границы и закрепить единство девичьей социовозрастной группы.

В Пензенской губернии во время хоровода происходил символический переход вышедших недавно замуж девушек в круг замужних женщин. После возвращения с кладбища девушки и молодушки переодевались в праздничные наряды и собирались вечером на первое весеннее гулянье. Разделившись на две группы, они становились друг напротив друга в два ряда, и начиналась хороводная игра «А мы просо сеяли...», во время которой каждая из линий, которая пела очередной куплет, приближалась к другой, а затем отходила на свое место. В песне, сопровождавшей хоровод, пелось о том, что одни просо посадили, а другие угрожали его вытоптать конями, им предлагали различные подарки, чтобы они не делали этого, но они соглашались отступить только тогда, когда им обещали дать в качестве выкупа девушку. В завершение игры девушки пели:

В завершение игры девушки пели:
У нас в полку убыло. (2 р.)
Ой, диди-ладу, убыло! (2 р.)
А женщины отвечали им:
У нас в полку прибыло (2 р.)
Ой диди-ладу, прибыло! (2 р.)

Во многих местах в Фомино воскресенье устраивались смотрины невест: прогулки заневестившихся девушек по улице в лучших нарядах на глазах у предполагаемых женихов; часто тогда же происходил свадебный сговор и рукобитье. В Рязанской губернии девушки и парни собирались на улице и играли в «А мы просо сеяли…», разделившись на две партии. При этом приведенные выше слова игры имели несколько иную окраску: девушку в качестве невесты требовали парни.

Закличка весны

Игры и хороводы на Красную горку молодежь старалась не пропускать, кое-где даже считалось дурной приметой, если парень или девушка сидели весь праздник дома. Говорили, что из-за этого парень женится на рябой, уродине или так и останется холостым, а девушка выйдет за никудышного жениха или останется старой девой. Если же им удастся жениться, то оба непременно умрут вскоре после свадьбы.

В южнорусских губерниях на Красную горку приходилась встреча весны. Кликание весны начиналось рано утром и обычно происходило с вершины холма, отчего, возможно, и произошло название праздника – Красная горка.

В Тульской губернии девушки, собравшись на ближайшем холме, становились в хоровод, в центр выходила запевальщица-«хороводница» и, благословясь, начинала произносить заговор:

«Здравствуй, красное солнышко! Празднуй, ясное ведрышко! Из-за гор-горы выкатайся, на светел мир воздивуйся, по траве-мураве, по чветикам по лазоревым, подснежникам лучами-очами пробегай, сердце девичье лаской согревай, добрым молодцам в душу загляни, дух из души вынь, в ключ живой воды закинь. От этого ключа ключи в руках у красной девицы, зорьки-заряницы.

Зоренька-ясынька гуляла, ключи потеряла. Я, девушка (имярек), путем-дорожкой шла-пошла, золот ключ нашла. Кого хочу, того люблю, кого сама знаю, тому и душу замыкаю. Замыкаю я им, тем золотым ключом, доброго молодца (имярек) на многие годы, на долгие весны, на веки веченские заклятьем тайным нерушимым. Аминь!»
(Коринфский А.А. 1995. С. 193).

Все присутствующие повторяли за ней слова, вставляя свое имя и имена полюбившихся парней. Затем девушка, положив на землю посредине круга красное яйцо и хлеб, затягивала веснянку: «Весна-красна! На чем пришла...» Весь хоровод подхватывал, затем пели другие песни, а завершала празднование веселая пирушка.

Во многих местах женщины и девушки закликали весну, собираясь в обычных местах молодежных гуляний, в том числе на площади перед церковью. Так, в Пензенской губернии девушки и молодые женщины пели заклички на деревенской площади вечером праздничного дня.

Гулянья на Красную горку

В той же губернии, чтобы огородиться от несчастий на весь предстоящий год, женщины и девушки в первое воскресенье после Пасхи опахивали село. В полночь все деревенские бабы и девки выходили за околицу с песнями. За деревней их поджидали три молодые женщины с сохой и три старые с Казанской иконой Божией Матери. Девушки расплетали косы, бабы снимали платки, затем несколько женщин садилось на доски, положенные поверх сохи, которую придерживали сзади девушки, остальные брались за привязанные к сохе веревки и тащили ее вокруг села, останавливаясь на всех перекрестках, чтобы чертить кресты. Впереди процессии шли молящиеся старухи с иконой. Обойдя деревню и возвратясь на исходное место, женщины угощались и праздновали, при этом к ним присоединялись парни. Пирушка продолжалась до трех часов, а затем все расходились по домам, так как гулять после третьих петухов считалось грехом. Крестьянки верили, что после совершения обряда все бедствия и несчастья должны оставаться за бороздой и не будут иметь силы ее переступить.

Когда-то на Руси в Красную горку окончательно встречали весну. Ту цветущую, зеленую и благоухающую пору года, которая вот-вот перейдет в лето. Всегда этот день приходит на второе воскресение после наступления Пасхи. Однако, Красная горка больше народный праздник, чем церковный.

Это день для радости и веселья. Не стоит ездить на кладбище или печалиться. И церковные, и народные обычаи сходятся в том, что в этот день нужно веселиться и радоваться весне, жизни.

О традициях Красной горки

Этот праздник считается по большей мере молодежным. Молодежь выходит на улицу и собирается вместе, устраиваются веселые гуляния на чистом воздухе. В русских деревнях считалось плохой приметой, если незамужняя девушка или холостой парень в Красную горку оставались дома и не входили на улицу. Девушки и женщины разными способами пытались привлекать к себе внимание парней, так, кто из них вплетал в волосы цветные яркие ленты, а кто повязывал расписные платки. Все хотели выделиться из большого числа девиц.


Считалось, что просидевшие дома все гуляния юноша или девушка не найдут себе пару или ему достанется распоследняя невеста, а ей — никудышный жених, так как самых самых лучших «разберут» другие, и что ещё хуже - с непослушными случится несчастье.

В старых обычаях, где проходили хороводы и танцы, молодые люди начинали зазывать к себе весну в этот день. Чуть позже одну из девушек выбирали для олицетворения этого периода пробуждения. Девушку-весну украшали и водили по поселку, а она в тот момент радовалась и распевала песни.
Весельем этим и заправляла кума или девица, Лада. Она была лучшим знатоком текстов песен и присказок, руководила хороводами, запевала песни, помнила правила игр. Чуть позже к этой тематике добавился смысл об урожайности и плодородии грядущего лета.


Так, Красная горка - это первый день после долгого 48 дневного Великого поста, когда уже можно играть свадьбы. Короче говоря - это лучший день в году для венчания. Русские цари, к слову сказать, венчались только в Красную горку и никакой другой день.


Народное название этого второго пасхального воскресенья очень красноречиво, но почему день называется именно так? Все связано с красным цветом, а также обычной горкой (возвышенностью). Ведь "красная" означает "красивая". Так в народе называли весну, а затем и Пасху - "красным праздником".

Игры и веселье в этот день, как правило, проводились на возвышенности. А все возвышенности на Руси, традиционно называли «горка». Дело в том, что именно возвышенность вне зависимости от точной даты праздник все равно освобождалась от снега первой. На ней появляется первая травка, распускаются первые цветы и лучше всего припекает ласковое весеннее солнышко. Что касается «красная», то это не только цвет, но и качество. День всегда радует погодой. Нет никаких причин сомневаться, что Красная горка и на этот раз также порадует погодой и весенним солнышком, которая всем поднимает настроение.

Этот день имеет не мало названий, но самыми популярными в народе остаются Фомин день и Антипасха. Антипасхой этот день называют по той причине, что это подобие или замена Пасхе. В этот день принято снова красить яйца, которые и являются символом торжества. Антипасха является первым днем после длительного перерыва, состоящего из Масленицы, Великого поста, Страстной недели и Светлой седмицы, когда церковь вновь начинает венчать браки и благословлять молодых на супружество.

Праздник Красная горка имеет еще одно название - его еще называют Фоминым воскресением. такое название праздник получил в честь Святого Фомы, который не поверил в воскрешение Христа. А на восьмой день после своего воскрешения Иисус Христос предстал перед Фомой- неверующим. Так объясняется и название праздника и то, почему праздник празднуется через неделю после Пасхи. Отсюда и пошло народное выражение "Фома-неверующий".

О свадьбах на Красную горку

Если же вы решили жениться на Красную горку, а именно - венчаться, то лучшего времени в году также не найти. Есть несколько причин, почему повелось именно так. Во-первых, с началом Великого поста в церкви не венчают молодых. Это период скорби и послушания, когда запрещено веселье, вступление в интимные отношения даже между супругами. Получается, что следующие выходные после окончания поста - это как раз праздник Красной горки.


Если пожениться в этот день, то народные приметы сулят исключительное благополучие и счастье семье. И это не было случайностью, так как свадьбе предшествовала помолвка, которая приходилась на осень. Воздержание во время 40-дневного поста содействовало проверке эмоций, высоконравственному очищению и принятию продуманного решения.

Конечно, счастье в семье зависит не от даты свадьбы, а от того, насколько супруги уважают друг друга и понимают друг друга. Но, если выпадает возможность начать свой семейный путь в столь прекрасный весенний день, то почему бы ей не воспользоваться?


Женихи в этот день обливали водой свою избранницу. Если парень не посватается после такого обливания, то опозорит девушку.


На Красную горку после обряда венчания молодыми принято было посещать кладбища, чтобы отдать дань своим близким родственникам. Другим интересным обрядом в день свадьбы является катание яиц в горку. По ходу движения яиц вниз (рядом или в разные стороны) предсказывалась и будущая жизнь семейной четы. Хорошей приметой считалось, если яйцо, скатившись с горки, не разбивалось. Также существовало поверье, что на Красную горку стоит ездить до ЗАГСа и обратно разными дорогами и наиболее сложными, чтобы запутать нечистую силу.

У крестьян имелся еще один стародавний обряд, которым они привычно каждый год зазывали к себе урожай и плодородие для своих земель. В нем могли принимать участие все женщины села, но только не мужчины! Проведение обряда довольно простое: все девушки и женщины одного села впрягались в один плуг и проводили борозду вокруг всей деревни. Если эта борозда в итоге напоминала крест, то это считалось хорошим знаком и гарантией для будущего плодородия на угодьях. Как только данный ритуал был проведен, все село переходило к гулянью.


В любой год будет несложно подсчитать, какого числа празднуется Красная горка. Важно знать актуальную дату Пасхи для конкретного года, а затем просто посмотреть на дату первого воскресенья, которое идет сразу за Пасхой. Ведь светлый праздник Христова Воскресения не заканчивается в один день. Он продолжается в течение недели, а кульминация наступает именно на Красную горку.


Есть особенные дни в годичном кругу жизни, имеющие сакральное значение, связанные с культурной или религиозной традицией людей. Их называют праздниками.

Некоторые пришли в сегодняшний день из глубины веков, какие-то являются отражением новых веяний времени.

Радость жизни в Воскресении

Красная горка праздник, который отмечается в первое воскресенье после Пасхи Христовой. В православной христианской традиции, этот важный день называют Антипасхой, то есть вместо Пасхи.

Второе церковное название, которое носит праздник - Фомино воскресенье.

Это, как своеобразный подарок апостолу Фоме. Поверил он в Воскресение своего учителя только после встречи с Ним, в аккурат через неделю. Можно рассматривать этот праздник, как подарок для всех чествующих радость жизни.

Через время

Праздники, имеющие древние корни, связаны с наблюдением наших предков за сменой времен года, силами земных стихий, небесными светилами и их тесной связи и влиянием на условия выживания. В процессе исторического и культурного развития, с зарождением религиозных течений, происходило слияние обычаев и праздников, посвященных силам природы, с новыми убеждениями и верованиями.

Во все времена, человечество почитало приход весны. Существовала такая традиция и у славян, людей, занимавших обширные территории европейской части света.

В день весеннего равноденствия, они, собираясь на первых, обнаживших землю и прогретых яркими лучами солнца местах, славили силы природы, дающие им богатую пищу и тепло.

Как кровь красного цвета дает жизнь человеческому телу, так солнце и весна дают возможность радостного существования. Эти обряды положили основу праздника Красная горка.

Традиции и ритуалы празднования

Несмотря на некоторые территориальные различия в традициях и ритуалах, сутью праздника оставалось величание солнца, как источника жизни и богов, покровительствующих силам стихий. В дохристианские времена, славяне праздновали Красную горку примерно с 22 апреля по 10 мая.

Начинался этот период с девичьего праздника Ляльника - величания богини весны Лады, покровительницы любви и семейного очага и ее дочери Лели, попечительницы молодых дев и зарождающихся отношений. И, дабы они не задерживались в пути, зазывали их веселыми песнями.

По традиции, молодые женщины наряжались в яркие красивые одежды, забирались на самое высокое место в округе, дабы быть ближе к небу и богам и возносили хваления силам природы – Ладе и Лели. Весной и осенью, у славян, по традиции, отмечались свадьбы.

В празднование Красной горки, во время игр, хороводов и гуляний, молодежь приглядывала себе пары. Существовал обычай обливать водой понравившегося парня или девушку, в игровой и шутливой форме высказывать свою привязанность. Незамужние девушки творили любовные заговоры и гадания на встречу и соединение с суженным.

Занимательным занятием для детей и взрослых было катание яиц. Это игра, смысл которой в соревновании. Кто яйцо с горочки пускал, да при движении оно другое задевало, забирал крашенку себе. Яйца, расписанные на разные лады, назывались писанками. Крашеные во всевозможные цвета - крашенки.

Самым популярным цветом признавался красный, как символ возрождающейся жизни. Использовали яйца и в гадании. Считалось, что если яйцо скатиться с горочки или возвышенности и не разобьется, пустившего ждет счастливая семейная жизнь.

В день Ярилы Вешняго, 23 апреля, совершалось Отмыкание Земли - Зарод. Это, своего рода, оплодотворение земли.

Проводились обряды на открытой площадке или холме. Вырывался четырех-крестный Коловрат-Посолонь. Затем, в центре перекрестия лучей, копалась лунка. Предварительно принеся бескровную жертву матушке-Земле и Духам места, в нее засыпалось зерно, наливалась вода, пиво или медовуха.

Под бубны, дуделки, колокольчики и песни, в лунку опускается Ярилин Гой (отесанный ствол небольшого дерева) не мене восьми раз (по числу лучей восьми крестного Коловрата). После, деревянный Ярилов Гой сжигают.

Особый день отводился для поминовения усопших – Радуницу. Угощения готовили и почишвим и живым. Угощение для умерших сродников относилось на могилы, пелись поминальные песни.

В течение всего периода Красной горки, следовал праздник за праздником, имеющий сакральное значение для народа: первый выгон скота, опахивание полей и даже целых деревень, дабы заручиться поддержкой у богов и оберечь себя от неприятностей, неурожая.

После крещения Руси, праздник встречи весны не канул в Лету. В укладе жизни христианской Византии и славянской Руси было много общего.

Поэтому, традиции и обряды, принятые на Руси, достаточно легко слились с христианством и православной верой. Язычество уступило свои позиции, хотя и не искоренилось сразу.

По-прежнему, праздник Красная горка связан с весельем и радостью, с победой жизни над смертью, а также с Воскресением Христовым. В эти дни, принято одаривать друг друга пасхальными праздничными подарками и отправлять открытки.

После долгого перерыва, православная церковь стала возрождаться в России. А молодые люди, вступающие в брак, стараются приурочить свадьбу именно к Красной горке. Многие пары изъявляют желание совершить обряд венчания именно в эту дату.

Приметы, связанные с праздником

Основные приметы:

  • для привлечения счастья, люди загадывают желание на монетку и бросают в открытые водоемы;
  • чтобы не испытывать недостатка в деньгах, нужно умыться водой, слитой с иконы;
  • катание по земле, в этот день, защитит от болезней на целый год;
  • солнечная погода, на Красную горку, сулит богатый урожай и удачный год.

Интересные факты:

  • считалось, что птицы, слуги богини Лады, в празднование Красной горки приносят весну на крыльях – отсюда пошел обычай украшать утварь и одежду изображениями птиц, призывая в жизнь радость и удачу;
  • хоровод - ритуальный танец, во время которого, в некоторых губерниях России, происходил символический переход в круг замужних женщин, недавно вышедших замуж;
  • на Смоленщине, место проведения обрядов называли Толпищем.

Праздник Красная горка, пришедший в современный мир из глубины веков и по сей день несет в себе взгляд и понимание наших предков на окружающий их мир.

Какого числа в 2017 году будет Красная Горка, интересно, в первую очередь, молодым парам, которые собираются заключить брак. Для православных этот день связан с явлением Христа своему ученику Фоме – последний до того момента не верил в воскрешение учителя. В течение поста и празднования Пасхи возлагалось табу на венчания. Теперь же можно было проводить свадебные торжества.

Согласно народным традициям, праздник связан с приходом долгожданной весны. Принято было водить хороводы, петь зазывальные песни, вспоминать об усопших, но не оскорбить. И все это можно делать, когда будет Красная Горка в 2017 году, то есть 23 апреля. Праздник отмечают в Воскресенье через неделю после прихода Пасхи.

Как отмечают Красную Горку: обычаи и традиции

Было принято устраивать веселые развлечения для молодежи: если какой-то парень или девица гулянье пропускали, это для них было дурным предзнаменованием, говорящим, о том, что ближайшее время не бывать женитьбе или замужеству. А если жених или невеста найдутся, то они будут неказистые, кривые, конопатые.

Поэтому, чтобы избегнуть печальной участи, на праздник сходилась вся молодежь. Не зря горка Красная - наряжаться тоже было принято «красно», т.е. очень красиво. Девушкам и женщинам хотелось привлечь внимание противоположного пола, поэтому они надевали лучшие наряды, прически украшали пестрыми лентами, набрасывали яркие платки.

Ребята в свою очередь старались произвести впечатление, демонстрируя удаль и находчивость, принимая участие в играх. Девушки водили хороводы, которые символизировали солнце и приветствовали его. Ведь оно пробуждало жизнь после зимних холодов. Как известно солнышко, землю, природу, стихии всячески старались задобрить, чтобы дождаться хороших всходов, богатого урожая.

Одна из славных традиций – поход в гости к паре, поженившейся в начале года. Считалось, что те, кто навестят молодых, очень скоро сами сыграют свадьбу и будут жить счастливо. Хозяева обязательно угощали пришедших всевозможными блюдами, приготовленными из яиц. Потому что яйцо считалось образом необычайной гармонии в мире и рождения. А ведь приход весны, тоже был символом рождения и пробуждения жизни. Если хотите, чтобы исполнилось заветное желание, бросьте в праздник в колодец монету. Считали, что такое простое действие не только поспособствует исполнению желания, но и принесет счастье.

В этот день особой силой обладают молитвы, прочитанные искренне и с верой. Тот, кто помолится от всей души, долго будет жить. Принято посещать могилки усопших, не забывая о молитвенных словах. Это облегчает их участь и дарует вам благодать. Ушедшие в иной мир родственники в это время устремляют свое внимание к живущим. Их следует поминать, но не скорбить чрезмерно. Это праздник торжества вечной жизни, весны, а не печали.

Кроме того существовала достаточно странная традиция, которая, как считалось, привлекала благоденствие. Под Красную Горку принято было мыть образа. За неимением водопроводной воды действие это выполнялось в тазике. Смытую воду знающие люди не выливали. Старший член семьи умывал той водицей домочадцев. Умытые должны были стать краше и здоровее. Но церковью данный обряд не поддерживается, так как манипуляции с иконами такого рода считаются богохульством.

При вождении девицами хороводов выбиралась главная из них, которая, став на пригорке распевала зазывальные весенние песни.

Среди жителей Воронежской области существовала своя традиция. После посещения церкви застольное пиршество начиналось с поедания специального пирога. Пекся он в каждом доме и именовался «ряженым», украшался лепным тестом и смазывался маслом. Кроме того обязательно готовился борщ, холодец, каша с молоком. Из напитков присутствовала на столах водка. Мужчины, выйдя на улицу, брались за рушник, около них выстраивались барышни и ходили вокруг, пытаясь друг друга сбить. Это состязание устраивалось даже между соседствующими селами. Победившее село принимало у себя всех празднующих. С горок скатывали крашенки, чем прямее они скатывались, тем здоровее будут те, кто их катает.

Свадьба и венчание на Красную Горку 2017

С этого дня можно устраивать свадебные пиршества, свататься. Считалось, что браки, заключенные в это время будут счастливыми.

В праздник Красная Горка, который отмечается сразу же после Светлой седмицы , священникам разрешается возобновлять проведение венчальных обрядов. Согласно поверью тем, кто успеет пожениться на Красную Горку, будет сопутствовать удача, а семейная жизнь будет благополучной. Зачастую батюшки в этот день даже не успевают повенчать всех желающих. Кому повезет в этот день обвенчаться, везти будет и в течение долгой совместной жизни.

По языческим традициям праздник был благоприятен для свадеб, потому что отожествлялся с Ярилой – богом дневного светила. Влюбленным в этот день благоволили небеса. Семейная пара, благословленная Ярилой, должна по преданию жить богато и обзавестись многочисленным потомством.

Красная горка — это праздник весны и любви. Так ли это? Что означает праздник красная горка? Когда и какого числа он наступает? Ответы в нашей статье!

Красная горка в 2020 году – 26 апреля

  • Красная горка – время свадеб. Откуда пришел этот праздник?
  • Православие и Красная горка
  • Красная – значит «красивая»

Красная горка – это словосочетание намного более знакомо, чем два других названия одного и того же праздничного дня – Антипасхи или Фомина воскресенья. Аналогично тому, как сырная седмица носит название Масленицы, .

Два календаря – языческий и христианский

Христианство стремилось адаптировать народно-календарные традиции к своему вневременному содержанию, однако, плоды это стремление приносило (и по сей день приносит) весьма разные.

Церковь установила праздник , чтобы укрепить немощных против соблазна участвовать в языческом празднике бога Митры? – теперь не редкость услышать, что Рождество и есть праздник солнцеповорота, а гадания на Святках – «святое дело».

Церковь освящает начатки урожая на «Спасы»? – это понимается как сущность праздника, и для многих богослужение сводится к ожиданию «главного момента», «гвоздя программы»: освящения пищи, после которого можно будет, наконец, броситься к своему мешку и «приобщиться к святыньке» (исповедоваться-причащаться – это для «фанатиков»).

С «Красной горкой» чуть проще, чем со « », поскольку это название не самого праздника Антипасхи, а народного, существующего, скажем так, в параллельном измерении. Но это не значит, что риск подмены отсутствует напрочь. К сожалению, многое в «генетике» этого праздника должно побуждать нас к осторожности.

Добро бы люди праздновали Антипасху и «Красную горку», воздавая каждому свое порознь. А вот если человек, считая себя «воцерковленным» (типа, он «не как прочие человецы» – обрядоверы, которым только бы освятить, да съесть; он молится, постится и слушает… ну, дальше сами знаете), Антипасху по сути будет праздновать как «Красную горку», тогда ничего хорошего.

Откуда взялась «Красная горка»?

Чтобы избежать пагубного смешения, надо знать происхождение этого праздника и отличать его мирскую традицию (вполне приемлемую для православного христианина) от языческой сути, которая норовит прорасти, мимикрируя под христианскую обрядность.

Мы знаем, что «Красная горка» – это праздник весны и любви, время гуляний и знакомств парней и девушек, и, конечно же, свадеб. Согласно народному поверью, кто на «Красную горку» не участвует в гуляниях, но дома сидит, тем ох, как не повезет в жизни: парню когда-нибудь достанется жена уродливая, рябая, косая (далее добавить по вкусу) – короче, ущербная вторая половина, а девушка выйдет за распоследнейшего мужичонку; их семейная жизнь будет несчастной: ужас и кошмар (да и вовсе помрут сразу после свадьбы!). А вот те, кто в этот день поженятся, никогда не разведутся.

Нетрудно догадаться, что в дохристианский период нашей истории это были не просто гуляния. «Красная горка» – это праздник ряда языческих божеств и в первую очередь Ярилы (хотя его основное празднование приходится на лето) – олицетворения плодородия и сексуальной мощи (при совершении «ярилок» использовалась соответствующая атрибутика), и было бы наивно предполагать, что формальный отказ от почитания языческих божеств в христианскую эпоху пресекал языческое мироощущение в «коллективном бессознательном».

Особенно актуально задуматься об этом в наше время, когда всевозможные неоязыческие «реконструкции» преподносятся как что-то исконно-традиционное, родное. Реконструкции-то, может, и надуманные, искусственные, зато дух тот же. Поэтому этнографы могут спорить о существовании/несуществовании в древнерусском пантеоне богини Лады, но именование Ладой массовицы-затейницы увеселительных мероприятий этого праздника весны и любви – само по себе достаточно символично и устанавливает в подсознании участников устойчивую связь с языческими истоками нашего «ветхого человека» (точно так же, как этому способствует, опирающееся на суеверный страх, вышеупомянутое подстегивание к участию).

Можно ли православным праздновать «Красную горку»?

«И что теперь?» – спросите вы. «Не отмечать этот праздник, игнорировать его?» Отнюдь. Из рекомендации быть внимательными и избирательными (в том числе относительно того, кто и в каком духе организует празднование) вовсе не следует, что праздник сам по себе порочен, вреден и т.п.

Мы благодарны Богу за дар жизни, и нет ничего постыдного в том, чтобы сообща радоваться, например, вступлению в свои права весны – этого столь богатого по своей символике времени года, стержневым значением которого является торжество жизни над смертью: природа как бы воскресает, восстает, какие бы зима ни чинила ей препятствия, как бы ни сковывала!

Вся наша жизнь такая, что надо радоваться ей, помня, однако, слова Апостола: «Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия » (Еф. 5; 15 – 17).

В самом празднике греха нет, но, как и ко всему земному, он может примешаться (особенно учитывая его «дурную наследственность»), чего вполне можно избежать.

Более того, ведь мир дольний – икона мира горнего. Так же и праздники, посвященные «дольнему», могут быть обращены к горнему, если возводить ум от созерцания земной красоты – к небесной, если видеть в земном отблески небесного.

Что такое «Красная горка»? Почему у праздника такое название?

«Красная» значит «красивая». Но красота весенней горки особенная – это красота земли, освобождающейся от зимнего плена; красота земли возвышенной (вернее, той ее части, которая ближе к небу), а потому уже свободной, ожившей в то время, пока остальная земля все еще не пришла в себя: издревле после того, как таял снег, падал уровень разлившихся по весне вод, первыми подсыхали и прогревались горки и пригорки, на которых можно было собираться молодежи, чтобы веселиться в лучах весеннего солнца.

А ведь и душа наша так: не вся она хороша, много в ней слякоти, рытвин, оползней, а то и вовсе местами она какая-то непробиваемо мерзлая и ей никак не отойти… но есть в ней стороны, которые как-то поближе к Богу. С них начинается ее возрождение к вечной жизни. Они – красивы, ибо приобщаются красоте небесной; они первыми очищаются, ими душа как бы роднее Богу, ими она чувствует весну Пасхальную и ликует, и тянется к Небесам, и мало-помалу вся освобождается из плена сатанинского холода.

О «Красной горке» на Правмире:

Фильмы о «Красной горке»: