Официальный сайт

Буинское медресе

Централизованная религиозная организация -
Духовное управление мусульман Республики Татарстан

Буа мəдрəсəнең сайтына рəхим итегез!

Хади Атласи

← Все выпускники

Хади АтласиАтласов Хади (Ахметхади) Мифтахутдинович (Хади Атласи) (15.08.1876, д. Нижние Чеке Буинского уезда Симбирской губернии — 15.02.1938, Казань), историк, педагог, религиозный и общественный деятель.

Родился в семье муллы. Получил начальное мусульманское образование у отца; продолжил обучение в Буинском медресе у дамеллы Нургали хазрата. Помимо традиционных предметов освоил в совершенстве восточные языки (арабский, персидский, турецкий), одновременно самостоятельно изучал русский язык. В 1891 окон­чил медресе, в 1898 педагогические курсы в Каргалинской слободе под Оренбургом. В 1898-1903 преподавал в Буинском медресе, работал над созданием новых учебников. С мая 1903 имам мечети и мударрис медресе в д. Алъмет Бугульминского уезда, открыл при медресе школу для девочек. С начала 1900-х годов занимался публицистической деятельностью, принесшей ему широкую известность среди Волго-Уральских мусульман. Представлял крайне левое крыло татарских джадидов. Женат, семеро детей (трое умерли от голода в конце 1920-х — начале 1930-х годов). 1907 году избран депутатом 2-й Госдумы от крестьян Бугульминского уезда, член мусульманской трудовой группы; участвовал в издании газеты «Дума». Делегат 3-го Всеросcийского съезда мусульман. В 1906 опубликовал публицистическое произведение «Яңа ни­зам вә голәмаларымыз» («Новые правила и паши учёные»), содержащее критику полити­ки царского правительства в области национального образования, за что в 1909 был осуждён на три месяца тю­ремного заключения. После освобождения вынужден был оставить обязанности имама и мударриса. Находился под негласным над­зором полиции. Занимался научной политической дея­тельностью. В 1905-1910 собирал материалы по истории татарского народа, опубликовал на их основе ряд трудов и статей, получивших признание в научных кругах.  С 1913 действительный член Общества архео­логии, истории и этнографии при Казанском университете. Одновременно сотрудничает в периодических изда­ниях «Юлдуз», «Вакыт», «Шура», «Мектеб», «Аң» и др. После Февральской революции 1917 стал ак­тивным участником национально-демократического движения. Выступал за культурно-национальную автономию тюркских на­родов России. Участвовал в работе 1-го (1 — 11.05.1917, Москва) и 2-го (июль — август 1917, Казань) Всероссийского съездов мусульман, на 2-м съезде избран членом Комиссии мухтариата для осуществления провозглашенной 22.07.1917 культурно-национальной автономии мусульман внутри России и Сибири. С 21.11.1917 по 11.01.1918 участвовал в работе Национального собрания тюрко-татар внутри России и Сибири («Миллят мэжлесе»); входил во фракцию тюркистов; член комиссий: по территориальной автономии,         законодательной.

После установления в Бугульме советской власти в 1918 преподавал в местной учительской семинарии. Весной 1919, после захвата власти армией адмирала А.В. Колчака, председатель Бугульминской уездной земской управы. После ухода из Бугульмы белогвардейских войск выехал в Челябинск, предполагал эмигрировать в Германию. Осенью 1919 через Среднюю Азию и Персию добрался до Баку, где работал в издательском отделе Комиссариата народного просвещения, опубликовал ряд статей в местной прессе. После падения Азербайджанской демократической республики в сентябре 1920 арестован советскими властями, содержался в Баиловской тюрьме. По требованию властей Татарской республики этапирован на родину; в Чистополе предстал перед судом по обвинению в сотрудничестве с администрацией Колчака; 22.04.1921 оправдан. В 1921-1929 преподавал историю, географию и немецкий язык в школах Бугульмы, Шугурова, Зай-Каратая. Выступал против атеистического воспитания молодежи и введения латинского алфавита; считал, что переход на новый алфавит погубит татарскую культуру. Продолжал научные изыскания, работал над сочинением «История старой и новой России» (рукопись утеряна в 1929). В 1929, в рамках кампании по обвинению национальной интеллигенции в «султангалиевщине», арестован и осужден на 10 лет лагерей. Все его имущество было конфисковано; жена с детьми остались без крова и средств к существованию. Для отбытия наказания отправлен в Мурманск, в ноябре 1930 сослан на остров в Белом море, в июне 1931 по этапу отправлен на Соловки. В 1933 освобожден по состоянию здоровья. После возвращения в Бугульму ему было отказано в приеме на преподавательскую работу. В 1934 переехал с семьей в Казань, где преподавал в школе немецкий язык; в марте 1935 уволен с работы как «политически неблагонадежный» 28.07.1936 арестован по сфабрикованному обвинению в контрреволюционной деятельности, связях с белоэмигрантскими кругами, стремлении создать на территории СССР [Союз советских социалистических республик] «независимое тюрко-татарское государство»; приговорен к расстрелу. В 1958 реабилитирован решением Военной коллегии Верховного суда СССР за отсутствием состава преступления[1].

Сочинения:
Наука астрономия. 1902;
Естественная история. 1902;
Новые правила и наша интеллигенция. Оренбург, 1906;
История Сибири. 1911;
Сюютике. Казань, 1912;
Казанское ханство. Казань, 1912;
Соен-Бикэ. Казань, 1914;
Казан ханлыгы. Казань, 1920.

[1] — Татарская энциклопедия. Т.1. – Казань, 2002 – С. 222

OdnoklassnikiWhatsAppVKFacebookTwitterGoogle+Mail.RuLiveJournalОтправить