Официальный сайт

Буинское медресе

Централизованная религиозная организация -
Духовное управление мусульман Республики Татарстан

Буа мəдрəсəнең сайтына рəхим итегез!

Габдрахман Тахирзянов

← Все выпускники

Габдрахман ТахирзяновТагирджанов (Таһиржанов) Габдурахман Тагирович (07.02.1907, с. Мурзино Тетюшского уезда Казанской губернии — 18.12.1983, Ленинград), литературовед-востоковед, доктор филологических наук (1970), профессор (1972).

Первоначальное образован. получил в сельском мектебе, в Буинском медресе. Впоследствии в поисках работы побывал в Москве, Баку, Ашхабаде, Ташкенте. Все эти годы занимался самообразованием. В 1927 г. в жил и работал в Ленинграде, брал уроки по теории арабской поэзии у богослова М.Бигиева. В эти годы был лучшим чтецом Корана в Соборной мечети. В 1937 г. поступил на кафедру иранской филологии Восточного факультета Ленинградского государственного университета. Уже в следующем году сдал академику  И.Ю. Крачковскому (переводчик Корана)  экзамен по арабскому языку за полный университетский курс арабского отделения. В 1941 г. с отличием окончил Ленинградский университет.В 1946 г. защитил кандидатскую диссертацию «Хосров и Ширин Кутба» и начал работать на Восточном факультете Ленинградского государственного университета и в Ленинградском отделении Института востоковедения Академии наук СССР. В 1969 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Рудаки», получив степень доктора филологических наук и должность профессора. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Из написанных свыше 90 научных работ опубликовано 54, среди которых пять книг и статьи разного объема и содержания. На протяжении многих лет занимался изучением рукописного фонда библиотеки Восточного факультета, результатом чего явилось опубликованное им «Описание персидско-таджикских рукописей». Исследовал биографии и труды поэтов Рудаки, Фирдоуси, Низами, поэтов индийского мира.В трудах, посвященный тюрко-татарской литературы 12-15 вв., её взаимосвязям с арабскими и персидскими литературами, утверждал единство герменевтического и исторической линии (сопоставительно исследовал поэм «Кысса-и Йусуф» Кул Гали и «Йусуф и Зулейха» Фирдоуси и Шайад Хамзы; «Хосров и Ширин» Кутба и Низами). Один из составителей научно критического текста «Шахнаме» Фирдоуси, автор «Описания таджикских и персидских рукописей» (1962), трудов, поев, творчеству Кул Гали, Кутба, Амира Хосрова Дехлеви, Низами Гянджеви, Аттара, Ибн Сины, Рудаки, Ашрафа Гиляни, Шамса Фахри Исфахани и др. Работы по истории киргизского эпоса «Манас», этногенезу булгаро-татар, по культуре и литературе булгар, истории азербайджанской поэзии, памятников узбекской и турецкой литератур и др. Монографии и статьи Тахирджанова (на фарси) опубликован в Иране и Афганистане.В советское время мусульманам было чрезвычайно сложно противостоять жизненному укладу атеистического общества, тем не менее Тахирджанов писал, что никогда, «даже под угрозой насилия не выкурил ни одной папиросы и не выпил ни глотка спиртного, включая пиво». Похоронен на Ново-Волковском мусульманском кладбище Санк-Петербурга.

Сочинения:
Собрание историй «Маджмуат-таварих». Л., 1960;
Описание таджикских и персидских руко­писей Восточного отдела библиотеки ЛГУ, Т. 1. История, биографии, география. Л., 1962;
Список таджикских, персидских и тюркских рукописей Восточного отдела библиотеки ЛГУ: I Продолжение списков КХЗалемана и А.А. Ромаскевича. М., 1967;
Рудаки. Жизнь и творчество: История изучения. Л., 1968; Тарихтаи одэбиятка. К., 1979[1].

[1] — Татарская энциклопедия. Т.1. – Казань, 2010 – С. 498

OdnoklassnikiWhatsAppVKFacebookTwitterGoogle+Mail.RuLiveJournalОтправить