Искровская церковь со «святым источником. Акафист священномученику николаю искровскому Молитва священномученику Николаю Искровскому

Описание

Пройдет долгих восемьдесят лет, сменятся времена и правительства, память об о. Николае сохранится в сердцах православных. К нему неотступно будут обращаться с молитвой все приходящие на могилу и на святой источник, почувствуют его пастырскую заботу и предстательство. Пиющие воду из источника, совершающие чин омовения будут разрешаться от бремени болезней и скорбей, различных духовных недугов. Будут исполняться слова Писания: «хромые ходят, слепые видят...»

Одна из достопримечательностей этого села - Кресто-Воздвиженский храм, который построен в 1910 г. По рассказам настоятеля храма Отца Василия, история Кресто-Воздвиженского храма в селе Искровка,тесно переплетается с судьбой последнего императора России Николая II , и его личном участии в строительстве храма. В начале XX столетия к царю обратились люди с просьбой о выделении земли под строительство церкви. На месте они не смогли решить этого вопроса, так как пан Виктор, которому принадлежала земля, запросил за нее большую плату. Император не только удовлетворил прошение людей, но и поинтересовался, есть ли средства на строительство, есть ли проект? И когда узнал, что всего необходимого пока нет, пожелал принять личное участие. За свой счет он отправлял кирпич на станцию Рядовая, что была ближайшей к Искровке, оплачивал перевозку материалов и работу строителей. Когда же пришло время освятить храм, царь присутствовал на богослужении, переодевшись в мужицкую одежду. Впоследствии, по согласованию с о. Иоанном Кронштадтским, он предложил заменить священника в построенном им храме. Так волею святых Божиих: праведного о. Иоанна Кронштадтского и Царя, диакон Николай из Исааки-евского собора г. Санкт-Петербурга оказывается на земле Елисаветградской и начинает свое пастырское служение в далекой веси. Но основой поломничества в Кресто-Воздвиженског храма есть мощи священномученика Николая Искровского, которые находятся в стеклянной гробнице в храме, и источнике о чудодейственной силе которого ходят легенды.

Николай Искровский - единственный канонизированный церковью святой с Кировоградщины.

Окончив духовную академию в Петербурге, отец Николай по велению своего наставника Иоанна Кронштадтского приехал в глухое село Искровка, чтобы строить там церковь, служить Богу и лечить людей. И построил, и служил, и вылечил многих. В 1919 году о.Николая зверски убили: по одним свидетельствам - махновцы, по другим – большевики. Как бы там ни было, 17 июля 2001 года Священный Синод под председательством Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II постановил славить протоиерея Николая в лике святого. Впрочем, по свидетельствам очевидцев, многие считали отца Николая святым и при жизни – в Искровку приезжали со всех концов Российской империи в надежде исцелиться или услышать пророчество (о даре протоиерея видеть будущее до сих пор ходят легенды, самая известная из которых та, что священник знал, когда его убьют, называл точную дату и подчеркивал, что хоронить его будут трижды).

Если говорить о фактах, то известно об отце Николае не так уж и много: он был достаточно богатым человеком (имел свою землю, «носил крест из чистого золота», пользовался золотой чашей и Евангелием в золотой оправе), жену его звали Анна, сына – Димитрий. Настоящая фамилия протоиерея, как ни странно, неизвестна: его жена дважды меняла фамилию после убийства мужа, сын поменял ее еще раз, вернувшись из лагеря, чтобы защитить своих детей. А здесь, в Искровке, его знали просто как отца Николая. Второго октября 1919 года священник был зверски убит – знал он об этом заранее или нет, но в этот день он отправил жену с сыном в Кривой Рог, отпустил всех церковных служащих и забрался на колокольню.

Настоятель Искровского храма отец Василий не согласен с официальной версией и считает, что это миф:

Был создан специальный отряд, в который входило около пятидесяти человек – набирали туда местных. Их задача была именно убивать священников – так большевики боролись за умы крестьян. Когда я только приехал сюда, один дедушка решил покаяться (он много лет болел, просил смерти у Бога, но все не умирал): он-то и рассказал об этом, мол, дело в том, что я убил искровского попа. По его словам, Николай был девятый, кого они убили, и далеко не последний. Но это убийство долго не давало покоя всем в отряде – когда отец Николай умер, лошади встали на колени…

Тело священника просто бросили в яму. Люди, которые шли с поля, забрасывали его ветками и землей – забирать труп боялись. Через три дня двое прихожан – мужчина и женщина – ночью все-таки похоронили священника, просто так, без гроба. В 1920-м, когда у власти временно была УНР, отца Николая торжественно перезахоронили. И до 2001 года его мощи находились в могиле на церковном дворе. Как ни странно, и крест над могилой, и часовенка над ней сохранились – даже когда в помещении церкви был склад зерна, трогать могилу отца Николая никто не решался. По свидетельству внучки отца Николая Уары, которую мать водила на могилу дедушки, «на могиле качались, чтобы спины не болели, ели с могилы землю, чтобы быть здоровыми. Не только мы это делали, многие дети, взрослые».

Во многих религиях святыми признают всех невинно убиенных священников, но на территории бывшего СССР это правило не действует – слишком многих пришлось бы канонизировать. Как ни странно звучит, Священный Синод определяет уровень святости по вполне материальным признакам, главные из которых - нетленность мощей и чудодействие над ними.

У нас тут была бабушка Мария, - говорит отец Василий. – Она рассказывала, что в 1920-м, когда перезахоранивали священника, ей было девять лет. Говорила: «Когда достали его, разлилось благоухание». Я понял, о чем она говорила, когда мы стали раскапывать могилу, чтобы обрести мощи. Чем глубже мы копали, тем отчетливее становился запах – я бы сказал, больше всего похоже на цветущие груши. Когда открыли гроб, увидели: мощи сохранились (не полностью, конечно, тление должно быть, так Бог показывает нам, что это все-таки человеческое тело). Когда мы принесли мощи в церковь, то первые несколько дней этот «грушевый» запах был даже слишком сильным, потом становился все слабее. Сейчас иногда во время службы он вдруг появляется и наполняет всю церковь, как будто облако, – причем неважно, открыты мощи или закрыты, насколько близко от гроба ты находишься и т.п. - благоухание везде одинаковое… Что же касается чудотворения, то именно чудо, ничем другим не объяснимое, я видел одно (случаев исцеления было очень много, сначала мы их фиксировали, а потом перестали). Лет шесть назад приехала семья из Кривого Рога с полугодовалым мальчиком, у которого был тройной порок сердца. Через три месяца мальчику должны были делать операцию в институте Амосова, врачи сразу предупредили их, что операция если и поможет, то ненадолго, но родители не теряли надежды. Они пробыли здесь несколько дней, прикладывали мальчика к мощам, пару раз мы отслужили службу возле святого источника, купали там малыша, потом они уехали. Через полтора года приезжают, зовут квартиру освятить. Спрашиваю: «Как малыш?» Говорят: «Приедете святить – посмотрите». Приехал: мальчишка бегает, веселый, здоровый, говорю: «Смотрю, операция удачно прошла». «А не делали, - говорят, - операции. Сказали: не нужно уже»… Я не очень разбираюсь в медицине. Многие исцелялись: пиелонефрит, склероз, варикоз и т.п., но чтобы такое – тройной порок сердца, и вдруг сам прошел!..

По свидетельству очевидцев, отец Николай в теплое время года ежедневно проводил службу возле этого источника (тогда он находился на его земле). При строительстве дамбы на Искровском водохранилище ключ засыпали. Но через пару лет из Кривого Рога приехал шахтер на костылях – специально к источнику. Узнав, что случилось, он разрыл руками землю там, где раньше был источник, вылил на себя три ведра воды, положил костыли и ушел (по крайней мере, легенда такая ходит). Говорят, костыли там пролежали несколько лет – их специально не убирали. Отец Василий и другие местные жители обливаются водой из источника регулярно, многие приезжают за ней, набирают в баклажки – говорят, исцеляет от любого недуга.

Что же касается семьи отца Николая, то матушка Анна, сменив две фамилии, как и предсказывал ее муж, была репрессирована и, видимо, умерла в лагерях. Сын Димитрий, вопреки предсказанию отца, священником не стал, но стал фотографом, и тоже был судим как враг народа. У Димитрия была огромная семья: восемь детей, шестеро из которых живут в Кривом Роге и каждый год приезжают в Искровскую церковь.

В 2001 году 17 июля Священный Синод РПЦ постановил прославить Николая Искровского в лике святых. В тропарях и кондаках священномученику Николаю описываются заслуги нашего святого предстателя в часы страшных искушений Русской Православной Церкви. Его труд и исповедничество показывает на деле несение своего креста, подобного Самому Господу и Спасу нашему Иисусу Христу. Сложно было представить что в маленьком селе Искровка Кировоградской области появится такой великий исповедник, но подобно тому, как в капле морской воды есть вкус и энергия моря, так и в подвигах Божьего угодника Николая видна премногая благодать Отца Небесного.

История Искровской церкви очень тесно связана со святейшим императором-искупителем Николаем II. Он лично участвовал в устроение сего святого храма. Так, в начале прошлого века к Императору обратились некоторые люди с ходатайством о земле под церковь. Люди не смогли сами решить сей вопрос в силу того, что некий пан Виктор (ему принадлежала земля) слишком много хотел за требующуюся землю. Святой мученик Николай II не только разрешил вопрос, но и поинтересовался о средствах на строительство и о самом проекте. Когда же он узнал, что многого еще нет, то сам принял участие в дальнейшем строительстве храма. Российский самодержец сам за свои средства отправлял кирпич, оплачивал его доставку и платил рабочим.

На освящении храма Российский Император присутствовал лично и был одет в обычной мужицкой одежде.

Позже, по согласованию со святым праведным Иоанном Кронштадтским, он рекомендовал заменить священника в новом храме. Таким образом, по Воле Божией диакон Николай из Исаакиевского Собора города Санкт-Петербурга оказался на Елисаветградской земле и начал свое служение.

Сельские будни нисколько не омрачили молодого городского священнослужителя. А напротив, он всегда был очень жизнерадостным, а матушке своей, Анне, говорил "Меня убьют и будут три раза хоронить, а ты будешь скрываться под двумя фамилиями. А ты, Дмитрий, сын мой, будешь священником, и будет у тебя большая семья!" Именно так все и случилось. Матушка Анна вынуждена была скрываться под двумя фамилиями когда наступили годы гонений.

Отец Николай и грехи обличал с юмором. Однажды на свадьбе батюшка обличил жениха, который женился на богатой слабоумной невесте. Он дома учил невесту, что если спросит ее батюшка сколько есть заповедей, а она отвечала - что их десять. Отец Николай спросил ее сколько ей лет - а она говорит что десять.

Дар прозорливости батюшка стяжал в молитве и трудах. Однажды девочка украла у деда пятерку, а отец Николай сказал место в сарае, где она спрятала деньги. Погладил девочку по головке и сказал: "Твоему отцу нужно месяц, чтобы их заработать" и попросил ее вернуть деньги. У одного человека угнали коней, а отец Николай сказал где он их найдет. Еще одному рассказал, что его раскулачат и в тюрьму посадят, но позже выпустят и умрет он на свободе своей смертью.

Батюшка говорил, чтобы после смерти к нему обращались как к живому и он будет помогать всем.

Отец Николай вычитывал бесноватых и врачевал тяжело больных, совершал необходимое на потребу и молился об исцелении скота. Он еще при жизни стяжал большую славу своим молитвенным подвигом. К нему приезжали за тысячи верст, например из Тулы. К нему ехали страждущие, которые искали у него избавления от своих скорбей. Если дело было зимой, то батюшка вычитывал в храме, а если лето, то на своем источнике. Очень многие охотно слушали его одухотворенные проповеди и становились свидетелями различных исцелений. Лежит женщина, которая сильно бьется о землю (называется черная болезнь). Батюшка Николай вычитывает над ней Евангелие, после чего женщина встает здоровой. Тут же батюшка исцеляет Тимофея Словом Божиим. После исцеления Тимофей решил жить у батюшки, где он начинает обрабатывать землю и помогать одиноким матерям.

О. Николай говорил о будущих испытаниях и пророчествовал о своей смерти. Про один храм он сказал: священник сорвется, как цветок, а церковь будет стоять нерушимой. Но он также предсказывал и разрушение некоторым церквам (Покровской церкви в Лозоватке) и полное исчезновение. Есть свидетельства р.Б. послушницы Евфросиньи, о том, что батюшка беседовал с Самим Господом в Алтаре. Однажды, еще рано утром Евфросинья услышала только последние слова батюшки: "Для Тебя, Господи, готов все претерпеть!" Затем, выйдя из алтаря, батюшка отвечая на вопрос с кем разговаривал сказал: "Если слышала, то никому не говори, пока я живой. Меня должны убить и потом три раза хоронить".

О. Николай также пророчествовал и том, что придет время безбожной власти, а вместе с ней придут и тяжелые испытания. Когда настал последний день жизни батюшки он служил Литургию, после которой отпустил людей и сам остался на колокольне. После обеда налетел отряд красноармейцев. Они избивая вытянули мученика из колокольни и за волосы утащили прочь, где продолжали еще некоторое время издеваться над ним. После всех мучений батюшку отвели на кладбище и расстреляли. Женщины шли с поля и обнаружили тело исповедника. Они забросали тело листьями и землей, и позже перезахоронили в другом месте. А в 1920 году батюшку приехали хоронить много священников. Они похоронили батюшку за Алтарем и свидетели утверждали, что его тело было нетленным, как-будто он только что умер.

Память батюшки не была забыта и за все годы безбожия. Поменяли правительства и времена, а православные сердца чтут батюшку и молятся ему. К нему постоянно возносят молитвы приходящие на его могилку и святой источник. И все обращающиеся к батюшке чувствуют его заботу и предстательство. Пиющие воду из святого источника разрешаются от различных болезней. И преисполняются слова Священного Писания "Хромые ходят, слепые видят..."

Один мальчик, которого привезли с Севера России (мальчику был сон в котором ему приснился сам батюшки и святой источник) стал ходить. Также и калека-шахтер оставил свои костыли у источника и вознося благодарения святому отправился домой без них. Все православные христиане побывавшие на источнике чувствуют на себе благодать святого источника и благодарят святого за его Богоугодные молитвы.

В 2001 году 17 сентября по Божьей Милости было обретение честных мощей священномученика Николая Искровского. Сейчас они почивают в Кресто-Воздвиженском храме села Искровка Кировоградской области в стеклянной гробнице. Чудная святыня помогает нам "Мир мирови даровати и душам велию милость".

По материалам родственников и людей, которые лично знали батюшку.

Из рассказов местных жителей.

Жизнеописание составил иерей Георгий Ханов

(Свято-Духовская церковь)

17 июля 2001 го-да Опре-де-ле-ни-ем Свя-щен-но-го Си-но-да Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви бы-ло вы-не-се-но по-ста-нов-ле-ние о про-слав-ле-нии про-то-и-е-рея Ни-ко-лая в ли-ке свя-тых. С это-го мо-мен-та вся пол-но-та Небес-ной и зем-ной Церк-ви на-чи-на-ет воз-но-сить мо-лит-ву к угод-ни-ку Бо-жию Ни-ко-лаю Ис-кров-ско-му, мо-ля его о пред-ста-тель-стве ко Спа-су на-ше-му Иису-су Хри-сту.
Тро-па-ри и кондак свя-щен-но-му-че-ни-ку яс-но по-ка-зы-ва-ют за-слу-ги свя-то-го пе-ред Бо-гом и Цер-ко-вью. Стра-да-ния, незло-би-вая му-че-ни-че-ская смерть в го-ди-ну ог-нен-ных ис-ку-ше-ний Рус-ской Церк-ви яв-ля-ют яр-кое сви-де-тель-ство ис-по-вед-ни-че-ской жиз-ни свя-то-го. Его тру-ды и факт ис-по-вед-ни-че-ства вполне срав-ни-мы с несе-ни-ем Кре-ста Гос-по-дом на-шим Иису-сом Хри-стом, его путь к Цар-ствию Небес-но-му по-ис-ти-не есть ше-ствие тес-ны-ми вра-та-ми. Кто бы мог по-ду-мать, что в за-те-рян-ной глу-ши - се-ле Ис-кров-ка - вос-си-я-ет Небес-ный Свет че-ло-ве-ком. Но как в кап-ле мор-ской во-ды чув-ству-ет-ся вкус, за-пах и энер-гия мор-ской пу-чи-ны, так и в по-дви-жи-ни-че-стве угод-ни-ка Бо-жия свя-щен-но-му-че-ни-ка Ни-ко-лая обиль-но про-яви-лась бла-го-дать От-ца Небес-но-го.
Ис-то-рия церк-ви неболь-шо-го от-да-лен-но-го се-ла Ис-кров-ка тес-но пе-ре-пле-та-ет-ся с судь-бою по-след-не-го им-пе-ра-то-ра Рос-сии Ни-ко-лая ІІ, его лич-ным уча-сти-ем в устро-е-нии хра-ма.
В на-ча-ле XX сто-ле-тия к ца-рю об-ра-ти-лись лю-ди с прось-бой о вы-де-ле-нии зем-ли под стро-и-тель-ство церк-ви. На ме-сте они не смог-ли ре-шить это-го во-про-са, так как пан Вик-тор, ко-то-ро-му при-над-ле-жа-ла зем-ля, за-про-сил за нее боль-шую пла-ту. Им-пе-ра-тор не толь-ко удо-вле-тво-рил про-ше-ние лю-дей, но и по-ин-те-ре-со-вал-ся, есть ли сред-ства на стро-и-тель-ство, есть ли про-ект? И ко-гда узнал, что все-го необ-хо-ди-мо-го по-ка нет, по-же-лал при-нять лич-ное уча-стие. За свой счет он от-прав-лял кир-пич на стан-цию Ря-до-вая, что бы-ла бли-жай-шей к Ис-кров-ке, опла-чи-вал пе-ре-воз-ку ма-те-ри-а-лов и ра-бо-ту стро-и-те-лей.
Ко-гда же при-шло вре-мя освя-тить храм, царь при-сут-ство-вал на бо-го-слу-же-нии, пе-ре-одев-шись в му-жиц-кую одеж-ду.
Впо-след-ствии, по со-гла-со-ва-нию с о. Иоан-ном Крон-штадт-ским, он пред-ло-жил за-ме-нить свя-щен-ни-ка в по-стро-ен-ном им хра-ме. Так, во-лею свя-тых Бо-жи-их: пра-вед-но-го о. Иоан-на Крон-штадт-ско-го и Ца-ря - стра-сто-терп-ца диа-кон Ни-ко-лай из Иса-а-ки-ев-ско-го со-бо-ра г. Санкт-Пе-тер-бур-га ока-зы-вет-ся на зем-ле Ели-са-вет-град-ской и на-чи-на-ет свое пас-тыр-ское слу-же-ние в да-ле-кой ве-си.
Сме-на го-род-ской, устро-ен-ной жиз-ни на мир-ное те-че-ние сель-ских буд-ней не омра-чи-ла нра-ва мо-ло-до-го свя-щен-ни-ка. Он все-гда был жиз-не-ра-до-стен, ве-сел, добр, очень лю-бил шут-ки и при-ба-ут-ки. Сво-ей ма-туш-ке Анне с улыб-кой го-во-рил: «Не ту-жи, ма-туш-ка. Ме-ня убьют, и три ра-за бу-дут хо-ро-нить, а ты бу-дешь скры-вать-ся под дву-мя фа-ми-ли-я-ми. А ты, Дмит-рий, сын мой, бу-дешь свя-щен-ни-ком, и бу-дет у те-бя боль-шая се-мья!» Так оно и вы-шло. В го-ды го-не-ний его ма-туш-ка скры-ва-лась под дву-мя фа-ми-ли-я-ми.
Да-же грех о. Ни-ко-лай об-ли-чал с юмор-ком. Со-хра-ни-лась ис-то-рия о том, как на свадь-бе ба-тюш-ка об-ли-чил бед-но-го же-ни-ха, же-нив-ше-го-ся на бо-га-той сла-бо-ум-ной неве-сте. До-ма неве-сту учи-ли, что ес-ли ба-тюш-ка спро-сит ее, сколь-ко есть за-по-ве-дей, чтобы она от-ве-ча-ла - де-сять. А о. Ни-ко-лай возь-ми да и спро-си, сколь-ко ей лет. Тут-то она и от-ве-ти-ла - де-сять.
Про-зор-ли-вость свя-то-го бы-ла да-ром Бо-жи-им, ко-то-рый он стя-жал мо-лит-вой и тру-да-ми. Де-воч-ке, украв-шей 5 руб-лей у де-да, ба-тюш-ка ука-зал ме-сто в са-рае под дро-ва-ми, где бы-ли спря-та-ны день-ги. Он по-гла-дил ее по го-лов-ке и со сло-ва-ми: «Тво-е-му от-цу нуж-но ме-сяц ра-бо-тать, чтобы за-ра-бо-тать эти день-ги» ве-лел вер-нуть их. Дру-го-му, у ко-то-ро-го укра-ли ко-ней, о. Ни-ко-лай ска-зал, где ис-кать про-па-жу. Тре-тье-му про-ро-че-ству-ет о бу-ду-щем, со-об-щая ему, что его рас-ку-ла-чат, он бу-дет несколь-ко раз си-деть в тюрь-ме, но умрет сво-ей смер-тью на сво-бо-де.
Еще при жиз-ни ба-тюш-ка при-зы-вал об-ра-щать-ся в бу-ду-щем к нему как к жи-во-му и про-сить у него по-мо-щи по-сле его смер-ти. И по-мо-гал как жи-вой!
Мо-лит-вен-ность, за-бо-та о лю-дях все-гда от-ли-ча-ли пас-ты-ря. Он вы-чи-ты-вал бес-но-ва-тых, вра-че-вал боль-ных, мо-лил-ся об ис-це-ле-нии ско-та, со-вер-шал необ-хо-ди-мое на по-тре-бу. Его мо-лит-вен-ные тру-ды, стя-жа-ли ему из-вест-ность да-ле-ко за пре-де-ла-ми Ели-са-вет-град-ской гу-бер-нии. С раз-ных мест, на-при-мер из Ту-лы, что от-сто-ит бо-лее чем на ты-ся-чу верст, при-ез-жа-ли к нему страж-ду-щие и жаж-да-ли ис-це-ле-ния. Ле-том он вы-чи-ты-вал на сво-ем ис-точ-ни-ке, зи-мой, ко-гда бы-ло хо-лод-но, мо-лил-ся в хра-ме. Мно-гие при-хо-ди-ли по-слу-шать про-по-ве-ди и ста-но-ви-лись сви-де-те-ля-ми чу-дес-ных ис-це-ле-ний. Вот ле-жит на зем-ле жен-щи-на, и ее силь-но бьет о зем-лю (чер-ная бо-лезнь). Отец Ни-ко-лай чи-та-ет над ней Еван-ге-лие, и она под-ни-ма-ет-ся здо-ро-вой. Вот он ис-це-ля-ет муж-чи-ну по име-ни Ти-мо-фей при по-мо-щи сло-ва Бо-жия. Ис-це-лив-шись, Ти-мо-фей оста-ет-ся жить у о. Ни-ко-лая, об-ра-ба-ты-ва-ет зем-лю и по-мо-га-ет без-муж-ним ма-те-рям-оди-ноч-кам.
В сво-их про-по-ве-дях о. Ни-ко-лай неред-ко го-во-рил о гря-ду-щих ис-пы-та-ни-ях. Он про-ро-че-ство-вал о сво-ей смер-ти: свя-щен-ник со-рвет-ся, как цве-ток, а цер-ковь бу-дет сто-ять неру-ши-мой. Дру-гой же церк-ви он пред-ска-зал раз-ру-ше-ние (По-кров-ская цер-ковь в Ло-зо-ват-ке) и ис-чез-но-ве-ние без сле-да. По сви-де-тель-ству ра-бы Бо-жи-ей по-слуш-ни-цы Ев-фро-си-ньи, о. Ни-ко-лай в ал-та-ре бе-се-до-вал с Са-мим Гос-по-дом. Ра-но утром, вой-дя в храм, она услы-ша-ла толь-ко по-след-ние сло-ва свя-то-го: «Для те-бя, Гос-по-ди, го-тов все пре-тер-петь!» За-тем, вый-дя из ал-та-ря, о. Ни-ко-лай на ее во-прос, с кем он раз-го-ва-ри-вал, от-ве-тил: «Ес-ли слы-ша-ла, то ни-ко-му не го-во-ри, по-ка я жи-вой. Ме-ня долж-ны убить и по-том три ра-за хо-ро-нить».
Ба-тюш-ка пре-ду-пре-ждал о том, что при-дет без-бож-ная власть и вме-сте с ней тяж-кие ис-пы-та-ния. В по-след-ний день сво-ей жиз-ни 2 ок-тяб-ря 1919 го-да, свя-щен-но-му-че-ник от-слу-жил Ли-тур-гию, за-тем от-пу-стил лю-дей по до-мам, а сам остал-ся на ко-ло-кольне. Во вто-рой по-ло-вине дня на-ле-тел от-ряд крас-ных, ко-то-рые, из-би-вая, стя-ну-ли му-че-ни-ка с ко-ло-коль-ни, во-ло-ча за во-ло-сы. По-сле из-де-ва-тельств они вы-ве-ли ба-тюш-ку на клад-би-ще и рас-стре-ля-ли. Те-ло ис-по-вед-ни-ка об-на-ру-жи-ли жен-щи-ны, шед-шие с по-ля. Они при-ко-па-ли те-ло, при-ки-да-ли его вет-ка-ми, а за-тем вме-сте с дру-ги-ми пе-ре-за-хо-ро-ни-ли его в дру-гое ме-сто. Через год, в 1920 го-ду, при-е-ха-ло мно-го свя-щен-ни-ков, ко-то-рые со-вер-ши-ли тре-тье по-гре-бе-ние о. Ни-ко-лая за ал-та-рем церк-ви. Сви-де-те-ли это-го со-бы-тия утвер-жда-ли, яко-бы те-ло ис-по-вед-ни-ка бы-ло нетлен-ным, буд-то его уби-ли се-го-дня.
Прой-дет дол-гих во-семь-де-сят лет, сме-нят-ся вре-ме-на и пра-ви-тель-ства, па-мять об о. Ни-ко-лае со-хра-нит-ся в серд-цах пра-во-слав-ных. К нему неот-ступ-но бу-дут об-ра-щать-ся с мо-лит-вой все при-хо-дя-щие на мо-ги-лу и на свя-той ис-точ-ник, по-чув-ству-ют его пас-тыр-скую за-бо-ту и пред-ста-тель-ство. Пи-ю-щие во-ду из ис-точ-ни-ка, со-вер-ша-ю-щие чин омо-ве-ния бу-дут раз-ре-шать-ся от бре-ме-ни бо-лез-ней и скор-бей, раз-лич-ных ду-хов-ных неду-гов. Бу-дут ис-пол-нять-ся сло-ва Пи-са-ния: «хро-мые хо-дят, сле-пые ви-дят …»
Маль-чик, при-ве-зен-ный с Се-ве-ра Рос-сии (а ему при-снил-ся о. Ни-ко-лай и ис-точ-ник), стал хо-дить. Ка-ле-ка - шах-тер остав-ля-ет свои ко-сты-ли у ис-точ-ни-ка и от-прав-ля-ет-ся до-мой, бла-го-да-ря свя-то-го. Си-лу чу-до-твор-но-го ис-точ-ни-ка ощу-ща-ют на се-бе ны-неш-ние по-ко-ле-ния пра-во-слав-ных, остав-ляя в хра-ме теп-лые сло-ва бла-го-дар-но-сти свя-щен-но-му-че-ни-ку.
17 сен-тяб-ря 2001 го-да Бо-жи-ей ми-ло-стью со-вер-ши-лось об-ре-те-ние чест-ных мо-щей свя-щен-но-му-че-ни-ка Ни-ко-лая. Се-го-дня они по-чи-ва-ют в стек-лян-ной гроб-ни-це Кре-сто-Воз-дви-жен-ско-го хра-ма с. Ис-кров-ка. (Ки-ро-во-град-ская обл. Укра-и-на). Об-ре-те-на чуд-ная свя-ты-ня, ко-то-рая по-мо-га-ет «мир ми-ро-ви да-ро-ва-ти и ду-шам на-шим ве-лию ми-лость».

Молитвы

Тропарь священномученику Николаю Искровскому

В житии́ твое́м до́бре подвиза́лся еси́, во страда́нии твое́м непоколеби́м в ве́ре пребы́в, незло́биво му́ченическую сме́рть прия́л еси́, священному́чениче, о́тче Нико́лае Искровский, моли́ о на́с Го́спода Спа́са ми́р ми́рови дарова́ти и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: В жизни своей прекрасно ты, в страдании твоем оставаясь непоколебимым в вере, ты кротко принял мученическую смерть, священномученик, отче Николай Искровский, моли о нас Господа Спасителя мир даровать миру и душам нашим великую милость.

Ин тропарь священномученику Николаю Искровскому

Кро́тость и смире́ние стяжа́вый,/ любо́вь Христо́ву па́стве свое́й показа́л еси́/ в годи́ну о́гненных искуше́ний Це́ркве Ру́сския/ и, я́ко па́стырь до́брый,/ ду́шу свою́ за Него́ положи́л еси́./ Моли́ся о нас, священному́чениче Нико́лае,// просвети́ти ду́ши на́ша.

Перевод: и стяжавший, любовь Христову своей показал ты во времена огненных искушений Церкви Русской и, как добрый, жизнь свою за Него отдал ты (). Молись о нас, священномученик Николай, о просвещении душ наших.

Кондак священномученику Николаю Искровскому

Труды́ и боле́зни на ра́мо свое́ взял еси́/ и, ра́дуяся, путе́м те́сным ше́ствовал еси́,/ страда́ньми за Христа́ Небе́снаго Ца́рства дости́гл еси́,/ моли́ о нас Бо́га Спа́са, священному́чениче Нико́лае,// обрести́ нам ми́лость в День Су́дный.

Перевод: Труды и болезни на плечи свои поднял ты и, радуясь, путем узким шествовал ты, мученичеством за Христа Небесного Царства достиг ты, моли о нас Бога Спасителя, священномученик Николай, обрести нам милость в День Судный.

Ин кондак священномученику Николаю Искровскому

Сы́й ди́вный во́ине Руси́ Святе́й,/ у Ца́рскаго Престо́ла вене́ц сла́вы обре́л еси́,/ усе́рдно мо́лится о ве́рных/ для ве́чнаго блаже́нства Спа́сом просветле́нных,/ до кро́ви во и́стине стоя́л еси́,/ во спасе́ние наро́да Бо́жия свою́ Голго́фу от Христа́ прия́л еси́,// спаси́ на́с твои́ми моли́твами, священному́чениче Нико́лае, о́тче на́ш.

Перевод: Удивительный воин Руси Святой, у ты обрел венец славы и усердно молишься о верующих, просвещенных Спасителем для вечного блаженства, до крови поистине стоял ты, для спасения народа Божия свою Голгофу от Христа ты принял, спаси нас твоими молитвами твоими, священномученик Николай, отче наш.

Молитва священномученику Николаю Искровскому

О, вели́кий уго́дниче Бо́жий и преди́вный па́стырю на́ш, о́тче Нико́лае! При́зри от го́рния сла́вы на на́с тя́жестию грехо́в серде́чно ослепле́нных и теплохла́дностию зараже́нных. Моли́ся, свя́тче Бо́жий, да сподо́бит на́с Госпо́дь стяжа́ти благода́ть для покая́ния, вно́вь обрести́ любо́вь к возстановле́нию утра́ченнаго сострада́ния, и Святу́ю Ру́сь пред Го́сподом очи́стити ве́рою для на́шего спаси́тельнаго оправда́ния. Помози́ на́м, о́тче Нико́лае, в ве́ре устоя́ти, ча́д свои́х под святы́м покро́вом Пречи́стой Де́вы Богоро́дицы досто́йно укрыва́ти, собо́рно в покая́нии благода́ть спасе́ния стяжа́ти, да сподо́бимся с тобо́ю насле́дия Ца́рствия Небе́снаго и ве́чнаго позна́ния творе́ний Бо́жиих и благода́тнаго славосло́вия Пресвяте́й Тро́ице: Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист священномученику Николаю Искровскому

Кондак 1

Богоизбранный пастырю и кроткий воине Христов, святый новомучениче земли Елисаветградския, в благочестивей семье рожденный, в таинстве крещения Николаем нареченный, в дни русской смуты в весь, нарицаемую Искровка, служити священником благословенный, величающе прославльшаго тя Господа, воспеваем ти похвальная ты же от юности богоносным Иоанном Кронштадтским наученный, от всяких нас бед свободи зовущих: Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Икос 1

Ангелов Творец посля тя, святый отче Николае, Церкви Православной в укрепление, Святой Руси в молитвенное очищение, жаждущим спасения во благое вразумление, словеснаго стада Христова в пастырское окормление. Мы же, дивящеся таковому о тебе промышлению Вседержителя, с радостию вопием ти: Радуйся, православнаго священства украшение; Радуйся, духовное чадо святаго Иоанна Кранштадтскаго и служения пастырскаго достойное продолжение. Радуйся, в тихой веси с Богом кроткий собеседниче; Радуйся, в пастырском служении ревностый наставниче. Радуйся, о спасении народа непрестанное помышление; Радуйся, о растлеваемой пастве слезное моление. Радуйся, покаяния решительный проповедниче; Радуйся, прозорливый врачу верных и наш сомолитвенниче. Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 2

Видяще Господь чистоту и ревность помышлений сердца твоего, отче наш Николае, избра тя в оружие Свое для пастырскаго наставления, дух и имя ревностнаго воина Николая Чудотворца, древнего покровителя Святой Руси, благословил еси дати тебе в утверждение, да спасаемые твоими молитвами с надеждою вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 2

В учении у святаго праведнаго Иоанна Кронштадтскаго боговедение твое Господь укрепил еси, святче Божий Николае, истинной духовной пищею благодатное устроение души стяжал еси. Мы же, видяще Божие благословение на тебе, с радостию вопием ти сице: Радуйся, от юности ревнителю благочестия богоизбранный; Радуйся, подобное подобным познал еси, пастырю отрадный. Радуйся, в век отчуждения от истины светильниче безстрастный; Радуйся, имя святаго у паствы обрел еси, пастырю богопрославленный. Радуйся, душе своей строго внимавый; Радуйся, духовный наставниче, ревностным служением Господу подражавый. Радуйся, души людей от пленения бесовскаго избавлявый; Радуйся, скот болящий и страждущий за грехи человеческия молитвами исцелявый. Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 3

Сила Вышняго пастырское служение твое воистину определила еси, священномучениче Николае, к царю Николаю II просити землю под церковь будущих прихожан твоих Господь направил еси, царь же дело Христово прозреваяй о средствах на строительство вопросил еси, прошение людей о даровании земли и кирпича на храм утверждаяй. Мы же, видяще попечения Божия сия, со умилением вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 3

Благоволил Господь явити Своего светильника миру тебе, блаженне отче наш Николае, молитвами великаго старца Иоанна Кронштадтскаго и трудами царя-искупителя Николая II храм святой для твоего служения воздвигнути благословил еси. Сего ради поем тебе: Радуйся, Христова стада пастырю верный; Радуйся, носителю духа кротости добропобедный. Радуйся, Кронштадтским старцем вдохновенный; Радуйся, светом небесным напоенный. Радуйся, богообщением высоким награжденный; Радуйся, словами твоими: Для Тя, Господи, все готов претерпети, к славе мученической благословенный. Радуйся, помощнице твоея рабе Божией Ефросинии в вере укрепление; Радуйся, о грядущей безбожной власти тихое ей откровение. Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 4

Бури безумия и злоречия не убоялся еси, отче наш Николае, вразумляти людей твоих не преставаяй, поношение и унижение от убийц ведением Божиим прозревал еси, в молитвах в помощь непрестанно Бога призываяй. Мы же, битву духовную зря, с радостию вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Видяще начавшееся христиан православных кровавое гонение, святче Божий, не престоя молился еси, призываяй в истине укреплятися и благодатию в таинствах пасхальной радостию Воскресения Христова окрылятися. Сего ради и мы ныне, духовную смуту претерпеваяй, вопием ти: Радуйся, чистый источниче вдохновения; Радуйся, гонимых за правду духовное окормление. Радуйся, проповедь никакоже оставлявый; Радуйся, словами Господа Иисуса Христа сердца отчаявшихся согревавый. Радуйся, обретенное твоими трудами нуждающимся раздававый; Радуйся, духом Божиим к единению призывавый. Радуйся, кротостию стадо Христово удививый; Радуйся, маммону, яко диавольское обольщение, ни во что вменивый. Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 5

Боготечною звездою пастве в гонении сущим явился еси, святый отче наш Николае, малое стадо Христово укрепляяй, сердечной проповедию и благочестивым житием на путь покаяния направляяй. Мы же, верою узревши истину в смирении несения креста, с радостию вопием: Аллилуиа.

Икос 5

Узревши людии земли Искровской великаго тя благочестия защитника, святый священномучениче Николае, великаго воина в воинстве святителя Николая Чудотворца в тебе прозревали и на духовное заступление твое уповали. Тем же мы вси, таковому твоему боголюбию дивящеся, вопием ти: Радуйся, подвижниче богопрославленный и дивный; Радуйся, пастырю добрый, врагом рода человеческаго гонимый. Радуйся, к чистоте духовней и преданности обетам крещения призываеши; Радуйся, о любви Христовой пред обольщаемой Россиею вещаеши. Радуйся, о силе смирения и кротости убеждати никакоже уставаеши; Радуйся, на Господа возложити заступление умоляеши. Радуйся, благодатию Святаго Духа верных ограждаеши; Радуйся, пастырю преданный, и поныне врагов озлобленных любовию побеждаеши. Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 6

Проповедует Святая Церковь подвизи и труды твоя, святый угодниче Христов Николае, и величает честная страдания твоя, за Христа претерпевшие, и умильно восклицает Христу Искупителю песнь: Аллилуиа.

Икос 6

Воссиял еси светом истины земли многострадальней, святый священномучениче Николае, печальнику Кронштадтскому в любви к Святей Руси и Церкви подражаяй, в молитвах соименитому светильнику Николаю силу духа твоего умножаяй, в далекой вели духовный подвиг служения Богу в алтаре святем совершал еси, гробом себялюбия себя определял. Сего ради воспеваем ти таковая: Радуйся, духовных чад ревностное окормление; Радуйся, паствы твоея отрадное утешение. Радуйся, житием и служением Господу образ для подражания явивый; Радуйся, воине Христов, милостив и непобедимый. Радуйся, в христолюбивых душах Царствия Небеснаго устроителю; Радуйся, смиреннаго несения креста учителю. Радуйся, правды Божия и учения блюстителю; Радуйся, благодатнаго служения Богу в далекой веси совершителю. Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 7

Хотя веру православную на земли Искровской утвердити, святый отче наш Николае, крест Христов с кротостию восприял еси, укреплению духовному чад пасомых неотступно внимаяй. Мы же, обряще вси труды сия, благодарно вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Видяще тя избранника Божия, блаженне отче Николае, неизменно окружати тя боголюбивые чада твоя, даже из далекия земли Тульския приезжаяй. Мы же, все труды твоя поминающе, непрестанно воспеваем ти сицевая: Радуйся, благочестия христианскаго попечителю; Радуйся, темнаго неверия и теплохладнаго маловерия житием твоим посрамителю. Радуйся, ангельстей кротости в верных чадех насадителю; Радуйся, славы Божией певец и смирения учителю. Радуйся, врачу наш скорый и благодатный; Радуйся, для темных духов поднебесных Божиими дарованиями страшный. Радуйся, хранителю Христова стада смелый; Радуйся, скоту, яко твори Божией, помощниче умелый. Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 8

Божию милость видим на тебе, святый священномучениче Николае, десницею Всевышняго многажды покрываемый, смиренно тяготы от богоборчестей власти понесл еси, благой промысел Божий в попускаемых страданиях принимаяй. Кто возможет понести гонения твоя, яже претерпел еси, Господеви поя: Аллилуиа.

Икос 8

Весь всем заступник явился еси, блаженне отче наш Николае, прихожан по домам спешно отпустил еси от насилия безбожнаго отряда ограждаяй, сам на колокольне в молитвах к Богу ниц пал еси, прося сил в истине устояти и прощения обманутым диаволом дати. Сего ради поем ти: Радуйся, за веру православную на колокольне полураздетый избитый; Радуйся, холодною водою в мучениях многажды облитый. Радуйся, народу богоизбранному ходатаю спасения; Радуйся, умолчащего колокола благовествовавый о радости будущего воскресения. Радуйся, в страх и трепет гонителей твоих обративый; Радуйся, дарованное тебе прославление Божие смертию твоею открывый. Радуйся, следовати за Христом наставлявый; Радуйся, непрестанно призывати Господа научавый. Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися промыслу милосердия Твоего, Боже наш, яко даровал еси нам толико мудраго наставника: кровию своею в вере паству Христову укрепил еси, путь спасения в верности Спасу освятил еси. Мы же, обретя сокровища сия, со слезами радости вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Всего себе Господу предал еси, святый новомучениче отче наш Николае, мир Христов посреди людей утверждаяй, козни сатанинские любовию Его победил еси, себе над простым народом православным никакоже возвышаяй. Мы же, благочестие твоего жития зря, с любовию вопием ти: Радуйся, ангельское и наше непрестанное удивление; Радуйся, носителю Божия прославления. Радуйся, на служение свое в Искровке со страхом Божиим взиравый; Радуйся, все тяготы и нестроения должными по грехам именовавый. Радуйся, скудость возлюбивый; Радуйся, духа самоутверждение вкусивый. Радуйся, любовь сердечную к ближнему стяжавый; Радуйся, отмстителем себе Бога избравый. Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 10

Спастися хотяй всем человеком, иже на крови мучеников Своих Церковь основавши сердцевед Христос положи тя, святый отче наш Николае, в сонме новомучеников Святой Руси, в основание земли Искровской, да вси православные христиане вопиют во спасение свое Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Наставниче был еси всем к тебе с верою прибегающим, святый отче наш Николае, Божие откровение о трикратном захоронении твоем рабе Божией Евфросинии открываяй, и первую могилу на кладбище сам себе отрыл еси, ненависть убийц и выстрелы винтовок без страха воспринимаяй и сырую землю на главе твоей, яко венец терновый, еще живым ощущаяй. Мы же обетованное святыми духовное возстание Руси в молитвах призываем и в покаянии вопием сице: Радуйся, крест страданий на рамена во спасение Руси принявый; Радуйся, зло благочестием в далекой веси пред всем горним миром поправый. Радуйся, кроткий лик небесного прозрения; Радуйся, образе мытарева смирения. Радуйся, к расстрелу за любовь ко Христу осужденный; Радуйся, в Уделе Пречистей Девы Богородицы во славу Сына Ея похороненный. Радуйся, для души и тела стяжавый благодать нетления; Радуйся, мученический венец обретый в славное спасение. Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 11

Пение благоуханное непрестанно Пресвятей Троице и Пречистей Деве Богородице возносяще, даже смертию своею образом благочестия пребыл еси, богоотступники затоптали могилу твою хотяще, лошадей привели, память о тебе попрати желая, но кони головы склонили и на колени пали свои, святость твою пред Богом проявляяй, и нас научаяй пети Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Богоибранный светильник был в житии, отче наш Николае, яко светозарное светило возсиял еси, кротость и смирение источаяй, смысл жития во славу Божию поясняяй, любовию на стезю несения креста во спасение наставляяй. Сего ради поем ти: Радуйся, горе богоотступничества на Руси осознавый; Радуйся, грехи народа служением своим до крови и смерти покрывавый. Радуйся, о прощении нашем пред Богом моление; Радуйся, пречистый образе покаянного очищения. Радуйся, чистых душ православных созидателю славный; Радуйся, безбожникам образ благочестия преподати призванный. Радуйся, наша слава и ограждение; Радуйся, наш молитвенный щит и меч очищения. Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 12

На тебе любовь Пречистей Девы Богородицы ведущи, блаженне отче Николае, Ея заступлением тело твое верные Господу ночию без гроба тайно перехоронили, откровение Божие о втором твоем погребении подтверждали, и через год вновь, в третий раз, нетленное тело твое возле храма в гробу погребаяй и славу Спасу собором священства воспеваяй: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще страдания твоя, святый священномучениче Николае, Церковь Божия славу небесную на земли утверждает ти, во Святей Троице-Сергиевой Лавре в день памяти страстотерпца царя Николая, велигласным славословием в сонме святых новомучеников Российских прославляет тя, в помощь и утверждение Руси православней. Мы же вси, сия милости Божия зря, вопием тебе таковая: Радуйся, пастырю добрый, призванный нам в укрепление; Радуйся, богоизбранный воине Христов, посланный нам в уподобление. Радуйся, отче наш чадолюбивый, житием твоим даровавший нам утешение; Радуйся, молитвенниче предивный, наставляющий нас в покаянное очищение. Радуйся, духовному отцу твоему Иоанну Кронштадтскому радость и веселие; Радуйся, любящим тя ходатаю спасения. Радуйся, немощным во благое заступление; Радуйся, подобно святителю Николаю Чудотворцу мироточением десницы твоея, Руси победоносное благословение. Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 13

О, предивный угодниче Христов и верный пастырю и сомолитвенниче наш добрый, священномучениче, отче Николае, примии малое сие моление наше, в похвалу тебе от верных возносимое, призри на нас, духом немощных, многозаботливостию отягченных и грехами и страстями уязвленных, и, предстоя в небесней славе пред престолом Царя царствующих, Господа нашего Иисуса Христа, молися о спасении нашем, проси, святце Божий, да обрящем милосердие Божие в День Судный, и в радости вопием Пресвятей Троице: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Для корректного отображения содержимого страницы необходимо включить JavaScript или воспользоваться браузером с поддержкой JavaScript.

Кондак 1

Богоизбранный пастырю и кроткий воине Христов, святый новомучениче земли Елисаветградския, в благочестивей семье рожденный, в таинстве крещения Николаем нареченный, в дни русской смуты в весь, нарицаемую Искровка, служити священником благословенный, величающе прославльшаго тя Господа, воспеваем ти похвальная ты же от юности богоносным Иоанном Кронштадтским наученный, от всяких нас бед свободи зовущих: Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Икос 1

Ангелов Творец посля тя, святый отче Николае, Церкви Православной в укрепление, Святой Руси в молитвенное очищение, жаждущим спасения во благое вразумление, словеснаго стада Христова в пастырское окормление. Мы же, дивящеся таковому о тебе промышлению Вседержителя, с радостию вопием ти: Радуйся, православнаго священства украшение; Радуйся, духовное чадо святаго Иоанна Кранштадтскаго и служения пастырскаго достойное продолжение. Радуйся, в тихой веси с Богом кроткий собеседниче; Радуйся, в пастырском служении ревностый наставниче. Радуйся, о спасении народа непрестанное помышление; Радуйся, о растлеваемой пастве слезное моление. Радуйся, покаяния решительный проповедниче; Радуйся, прозорливый врачу верных и наш сомолитвенниче. Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 2

Видяще Господь чистоту и ревность помышлений сердца твоего, отче наш Николае, избра тя в оружие Свое для пастырскаго наставления, дух и имя ревностнаго воина Николая Чудотворца, древнего покровителя Святой Руси, благословил еси дати тебе в утверждение, да спасаемые твоими молитвами с надеждою вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 2

В учении у святаго праведнаго Иоанна Кронштадтскаго боговедение твое Господь укрепил еси, святче Божий Николае, истинной духовной пищею благодатное устроение души стяжал еси. Мы же, видяще Божие благословение на тебе, с радостию вопием ти сице: Радуйся, от юности ревнителю благочестия богоизбранный; Радуйся, подобное подобным познал еси, пастырю отрадный. Радуйся, в век отчуждения от истины светильниче безстрастный; Радуйся, имя святаго у паствы обрел еси, пастырю богопрославленный. Радуйся, душе своей строго внимавый; Радуйся, духовный наставниче, ревностным служением Господу подражавый. Радуйся, души людей от пленения бесовскаго избавлявый; Радуйся, скот болящий и страждущий за грехи человеческия молитвами исцелявый. Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 3

Сила Вышняго пастырское служение твое воистину определила еси, священномучениче Николае, к царю Николаю II просити землю под церковь будущих прихожан твоих Господь направил еси, царь же дело Христово прозреваяй о средствах на строительство вопросил еси, прошение людей о даровании земли и кирпича на храм утверждаяй. Мы же, видяще попечения Божия сия, со умилением вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 3

Благоволил Господь явити Своего светильника миру тебе, блаженне отче наш Николае, молитвами великаго старца Иоанна Кронштадтскаго и трудами царя-искупителя Николая II храм святой для твоего служения воздвигнути благословил еси. Сего ради поем тебе: Радуйся, Христова стада пастырю верный; Радуйся, носителю духа кротости добропобедный. Радуйся, Кронштадтским старцем вдохновенный; Радуйся, светом небесным напоенный. Радуйся, богообщением высоким награжденный; Радуйся, словами твоими: Для Тя, Господи, все готов претерпети, к славе мученической благословенный. Радуйся, помощнице твоея рабе Божией Ефросинии в вере укрепление; Радуйся, о грядущей безбожной власти тихое ей откровение. Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 4

Бури безумия и злоречия не убоялся еси, отче наш Николае, вразумляти людей твоих не преставаяй, поношение и унижение от убийц ведением Божиим прозревал еси, в молитвах в помощь непрестанно Бога призываяй. Мы же, битву духовную зря, с радостию вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Видяще начавшееся христиан православных кровавое гонение, святче Божий, не престоя молился еси, призываяй в истине укреплятися и благодатию в таинствах пасхальной радостию Воскресения Христова окрылятися. Сего ради и мы ныне, духовную смуту претерпеваяй, вопием ти: Радуйся, чистый источниче вдохновения; Радуйся, гонимых за правду духовное окормление. Радуйся, проповедь никакоже оставлявый; Радуйся, словами Господа Иисуса Христа сердца отчаявшихся согревавый. Радуйся, обретенное твоими трудами нуждающимся раздававый; Радуйся, духом Божиим к единению призывавый. Радуйся, кротостию стадо Христово удививый; Радуйся, маммону, яко диавольское обольщение, ни во что вменивый. Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 5

Боготечною звездою пастве в гонении сущим явился еси, святый отче наш Николае, малое стадо Христово укрепляяй, сердечной проповедию и благочестивым житием на путь покаяния направляяй. Мы же, верою узревши истину в смирении несения креста, с радостию вопием: Аллилуиа.

Икос 5

Узревши людии земли Искровской великаго тя благочестия защитника, святый священномучениче Николае, великаго воина в воинстве святителя Николая Чудотворца в тебе прозревали и на духовное заступление твое уповали. Тем же мы вси, таковому твоему боголюбию дивящеся, вопием ти: Радуйся, подвижниче богопрославленный и дивный; Радуйся, пастырю добрый, врагом рода человеческаго гонимый. Радуйся, к чистоте духовней и преданности обетам крещения призываеши; Радуйся, о любви Христовой пред обольщаемой Россиею вещаеши. Радуйся, о силе смирения и кротости убеждати никакоже уставаеши; Радуйся, на Господа возложити заступление умоляеши. Радуйся, благодатию Святаго Духа верных ограждаеши; Радуйся, пастырю преданный, и поныне врагов озлобленных любовию побеждаеши. Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 6

Проповедует Святая Церковь подвизи и труды твоя, святый угодниче Христов Николае, и величает честная страдания твоя, за Христа претерпевшие, и умильно восклицает Христу Искупителю песнь: Аллилуиа.

Икос 6

Воссиял еси светом истины земли многострадальней, святый священномучениче Николае, печальнику Кронштадтскому в любви к Святей Руси и Церкви подражаяй, в молитвах соименитому светильнику Николаю силу духа твоего умножаяй, в далекой веси духовный подвиг служения Богу в алтаре святем совершал еси, гробом себялюбия себя определял. Сего ради воспеваем ти таковая: Радуйся, духовных чад ревностное окормление; Радуйся, паствы твоея отрадное утешение. Радуйся, житием и служением Господу образ для подражания явивый; Радуйся, воине Христов, милостив и непобедимый. Радуйся, в христолюбивых душах Царствия Небеснаго устроителю; Радуйся, смиреннаго несения креста учителю. Радуйся, правды Божия и учения блюстителю; Радуйся, благодатнаго служения Богу в далекой веси совершителю. Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 7

Хотя веру православную на земли Искровской утвердити, святый отче наш Николае, крест Христов с кротостию восприял еси, укреплению духовному чад пасомых неотступно внимаяй. Мы же, обряще вси труды сия, благодарно вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Видяще тя избранника Божия, блаженне отче Николае, неизменно окружати тя боголюбивые чада твоя, даже из далекия земли Тульския приезжаяй. Мы же, все труды твоя поминающе, непрестанно воспеваем ти сицевая: Радуйся, благочестия христианскаго попечителю; Радуйся, темнаго неверия и теплохладнаго маловерия житием твоим посрамителю. Радуйся, ангельстей кротости в верных чадех насадителю; Радуйся, славы Божией певец и смирения учителю. Радуйся, врачу наш скорый и благодатный; Радуйся, для темных духов поднебесных Божиими дарованиями страшный. Радуйся, хранителю Христова стада смелый; Радуйся, скоту, яко твари Божией, помощниче умелый. Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 8

Божию милость видим на тебе, святый священномучениче Николае, десницею Всевышняго многажды покрываемый, смиренно тяготы от богоборчестей власти понесл еси, благой промысел Божий в попускаемых страданиях принимаяй. Кто возможет понести гонения твоя, яже претерпел еси, Господеви поя: Аллилуиа.

Икос 8

Весь всем заступник явился еси, блаженне отче наш Николае, прихожан по домам спешно отпустил еси от насилия безбожнаго отряда ограждаяй, сам на колокольне в молитвах к Богу ниц пал еси, прося сил в истине устояти и прощения обманутым диаволом дати. Сего ради поем ти: Радуйся, за веру православную на колокольне полураздетый избитый; Радуйся, холодною водою в мучениях многажды облитый. Радуйся, народу богоизбранному ходатаю спасения; Радуйся, умолчащего колокола благовествовавый о радости будущего воскресения. Радуйся, в страх и трепет гонителей твоих обративый; Радуйся, дарованное тебе прославление Божие смертию твоею открывый. Радуйся, следовати за Христом наставлявый; Радуйся, непрестанно призывати Господа научавый. Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися промыслу милосердия Твоего, Боже наш, яко даровал еси нам толико мудраго наставника: кровию своею в вере паству Христову укрепил еси, путь спасения в верности Спасу освятил еси. Мы же, обретя сокровища сия, со слезами радости вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Всего себе Господу предал еси, святый новомучениче отче наш Николае, мир Христов посреди людей утверждаяй, козни сатанинские любовию Его победил еси, себе над простым народом православным никакоже возвышаяй. Мы же, благочестие твоего жития зря, с любовию вопием ти: Радуйся, ангельское и наше непрестанное удивление; Радуйся, носителю Божия прославления. Радуйся, на служение свое в Искровке со страхом Божиим взиравый; Радуйся, все тяготы и нестроения должными по грехам именовавый. Радуйся, скудость возлюбивый; Радуйся, духа самоутверждение вкусивый. Радуйся, любовь сердечную к ближнему стяжавый; Радуйся, отмстителем себе Бога избравый. Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 10

Спастися хотяй всем человеком, иже на крови мучеников Своих Церковь основавши сердцевед Христос положи тя, святый отче наш Николае, в сонме новомучеников Святой Руси, в основание земли Искровской, да вси православные христиане вопиют во спасение свое Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Наставниче был еси всем к тебе с верою прибегающим, святый отче наш Николае, Божие откровение о трикратном захоронении твоем рабе Божией Евфросинии открываяй, и первую могилу на кладбище сам себе отрыл еси, ненависть убийц и выстрелы винтовок без страха воспринимаяй и сырую землю на главе твоей, яко венец терновый, еще живым ощущаяй. Мы же обетованное святыми духовное возстание Руси в молитвах призываем и в покаянии вопием сице: Радуйся, крест страданий на рамена во спасение Руси принявый; Радуйся, зло благочестием в далекой веси пред всем горним миром поправый. Радуйся, кроткий лик небесного прозрения; Радуйся, образе мытарева смирения. Радуйся, к расстрелу за любовь ко Христу осужденный; Радуйся, в Уделе Пречистей Девы Богородицы во славу Сына Ея похороненный. Радуйся, для души и тела стяжавый благодать нетления; Радуйся, мученический венец обретый в славное спасение. Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 11

Пение благоуханное непрестанно Пресвятей Троице и Пречистей Деве Богородице возносяще, даже смертию своею образом благочестия пребыл еси, богоотступники затоптали могилу твою хотяще, лошадей привели, память о тебе попрати желая, но кони головы склонили и на колени пали свои, святость твою пред Богом проявляяй, и нас научаяй пети Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Богоизбранный светильник был в житии, отче наш Николае, яко светозарное светило возсиял еси, кротость и смирение источаяй, смысл жития во славу Божию поясняяй, любовию на стезю несения креста во спасение наставляяй. Сего ради поем ти: Радуйся, горе богоотступничества на Руси осознавый; Радуйся, грехи народа служением своим до крови и смерти покрывавый. Радуйся, о прощении нашем пред Богом моление; Радуйся, пречистый образе покаянного очищения. Радуйся, чистых душ православных созидателю славный; Радуйся, безбожникам образ благочестия преподати призванный. Радуйся, наша слава и ограждение; Радуйся, наш молитвенный щит и меч очищения. Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 12

На тебе любовь Пречистей Девы Богородицы ведущи, блаженне отче Николае, Ея заступлением тело твое верные Господу ночию без гроба тайно перехоронили, откровение Божие о втором твоем погребении подтверждали, и через год вновь, в третий раз, нетленное тело твое возле храма в гробу погребаяй и славу Спасу собором священства воспеваяй: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще страдания твоя, святый священномучениче Николае, Церковь Божия славу небесную на земли утверждает ти, во Святей Троице-Сергиевой Лавре в день памяти страстотерпца царя Николая, велигласным славословием в сонме святых новомучеников Российских прославляет тя, в помощь и утверждение Руси православней. Мы же вси, сия милости Божия зря, вопием тебе таковая: Радуйся, пастырю добрый, призванный нам в укрепление; Радуйся, богоизбранный воине Христов, посланный нам в уподобление. Радуйся, отче наш чадолюбивый, житием твоим даровавший нам утешение; Радуйся, молитвенниче предивный, наставляющий нас в покаянное очищение. Радуйся, духовному отцу твоему Иоанну Кронштадтскому радость и веселие; Радуйся, любящим тя ходатаю спасения. Радуйся, немощным во благое заступление; Радуйся, подобно святителю Николаю Чудотворцу мироточением десницы твоея, Руси победоносное благословение. Радуйся, священномучениче Николае, страдания Христа ради до крови и смерти претерпевый.

Кондак 13

О предивный угодниче Христов и верный пастырю и сомолитвенниче наш добрый, священномучениче, отче Николае, примии малое сие моление наше, в похвалу тебе от верных возносимое, призри на нас, духом немощных, многозаботливостию отягченных и грехами и страстями уязвленных, и, предстоя в небесней славе пред престолом Царя царствующих, Господа нашего Иисуса Христа, молися о спасении нашем, проси, святце Божий, да обрящем милосердие Божие в День Судный, и в радости вопием Пресвятей Троице: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

17 июля 2001 го­да Опре­де­ле­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви бы­ло вы­не­се­но по­ста­нов­ле­ние о про­слав­ле­нии про­то­и­е­рея Ни­ко­лая в ли­ке свя­тых. С это­го мо­мен­та вся пол­но­та Небес­ной и зем­ной Церк­ви на­чи­на­ет воз­но­сить мо­лит­ву к угод­ни­ку Бо­жию Ни­ко­лаю Ис­кров­ско­му, мо­ля его о пред­ста­тель­стве ко Спа­су на­ше­му Иису­су Хри­сту.
Тро­па­ри и кондак свя­щен­но­му­че­ни­ку яс­но по­ка­зы­ва­ют за­слу­ги свя­то­го пе­ред Бо­гом и Цер­ко­вью. Стра­да­ния, незло­би­вая му­че­ни­че­ская смерть в го­ди­ну ог­нен­ных ис­ку­ше­ний Рус­ской Церк­ви яв­ля­ют яр­кое сви­де­тель­ство ис­по­вед­ни­че­ской жиз­ни свя­то­го. Его тру­ды и факт ис­по­вед­ни­че­ства вполне срав­ни­мы с несе­ни­ем Кре­ста Гос­по­дом на­шим Иису­сом Хри­стом, его путь к Цар­ствию Небес­но­му по­ис­ти­не есть ше­ствие тес­ны­ми вра­та­ми. Кто бы мог по­ду­мать, что в за­те­рян­ной глу­ши - се­ле Ис­кров­ка - вос­си­я­ет Небес­ный Свет че­ло­ве­ком. Но как в кап­ле мор­ской во­ды чув­ству­ет­ся вкус, за­пах и энер­гия мор­ской пу­чи­ны, так и в по­дви­жи­ни­че­стве угод­ни­ка Бо­жия свя­щен­но­му­че­ни­ка Ни­ко­лая обиль­но про­яви­лась бла­го­дать От­ца Небес­но­го.
Ис­то­рия церк­ви неболь­шо­го от­да­лен­но­го се­ла Ис­кров­ка тес­но пе­ре­пле­та­ет­ся с судь­бою по­след­не­го им­пе­ра­то­ра Рос­сии Ни­ко­лая ІІ, его лич­ным уча­сти­ем в устро­е­нии хра­ма.
В на­ча­ле XX сто­ле­тия к ца­рю об­ра­ти­лись лю­ди с прось­бой о вы­де­ле­нии зем­ли под стро­и­тель­ство церк­ви. На ме­сте они не смог­ли ре­шить это­го во­про­са, так как пан Вик­тор, ко­то­ро­му при­над­ле­жа­ла зем­ля, за­про­сил за нее боль­шую пла­ту. Им­пе­ра­тор не толь­ко удо­вле­тво­рил про­ше­ние лю­дей, но и по­ин­те­ре­со­вал­ся, есть ли сред­ства на стро­и­тель­ство, есть ли про­ект? И ко­гда узнал, что все­го необ­хо­ди­мо­го по­ка нет, по­же­лал при­нять лич­ное уча­стие. За свой счет он от­прав­лял кир­пич на стан­цию Ря­до­вая, что бы­ла бли­жай­шей к Ис­кров­ке, опла­чи­вал пе­ре­воз­ку ма­те­ри­а­лов и ра­бо­ту стро­и­те­лей.
Ко­гда же при­шло вре­мя освя­тить храм, царь при­сут­ство­вал на бо­го­слу­же­нии, пе­ре­одев­шись в му­жиц­кую одеж­ду.
Впо­след­ствии, по со­гла­со­ва­нию с о. Иоан­ном Крон­штадт­ским, он пред­ло­жил за­ме­нить свя­щен­ни­ка в по­стро­ен­ном им хра­ме. Так, во­лею свя­тых Бо­жи­их: пра­вед­но­го о. Иоан­на Крон­штадт­ско­го и Ца­ря - стра­сто­терп­ца диа­кон Ни­ко­лай из Иса­а­ки­ев­ско­го со­бо­ра г. Санкт-Пе­тер­бур­га ока­зы­вет­ся на зем­ле Ели­са­вет­град­ской и на­чи­на­ет свое пас­тыр­ское слу­же­ние в да­ле­кой ве­си.
Сме­на го­род­ской, устро­ен­ной жиз­ни на мир­ное те­че­ние сель­ских буд­ней не омра­чи­ла нра­ва мо­ло­до­го свя­щен­ни­ка. Он все­гда был жиз­не­ра­до­стен, ве­сел, добр, очень лю­бил шут­ки и при­ба­ут­ки. Сво­ей ма­туш­ке Анне с улыб­кой го­во­рил: «Не ту­жи, ма­туш­ка. Ме­ня убьют, и три ра­за бу­дут хо­ро­нить, а ты бу­дешь скры­вать­ся под дву­мя фа­ми­ли­я­ми. А ты, Дмит­рий, сын мой, бу­дешь свя­щен­ни­ком, и бу­дет у те­бя боль­шая се­мья!» Так оно и вы­шло. В го­ды го­не­ний его ма­туш­ка скры­ва­лась под дву­мя фа­ми­ли­я­ми.
Да­же грех о. Ни­ко­лай об­ли­чал с юмор­ком. Со­хра­ни­лась ис­то­рия о том, как на свадь­бе ба­тюш­ка об­ли­чил бед­но­го же­ни­ха, же­нив­ше­го­ся на бо­га­той сла­бо­ум­ной неве­сте. До­ма неве­сту учи­ли, что ес­ли ба­тюш­ка спро­сит ее, сколь­ко есть за­по­ве­дей, чтобы она от­ве­ча­ла - де­сять. А о. Ни­ко­лай возь­ми да и спро­си, сколь­ко ей лет. Тут-то она и от­ве­ти­ла - де­сять.
Про­зор­ли­вость свя­то­го бы­ла да­ром Бо­жи­им, ко­то­рый он стя­жал мо­лит­вой и тру­да­ми. Де­воч­ке, украв­шей 5 руб­лей у де­да, ба­тюш­ка ука­зал ме­сто в са­рае под дро­ва­ми, где бы­ли спря­та­ны день­ги. Он по­гла­дил ее по го­лов­ке и со сло­ва­ми: «Тво­е­му от­цу нуж­но ме­сяц ра­бо­тать, чтобы за­ра­бо­тать эти день­ги» ве­лел вер­нуть их. Дру­го­му, у ко­то­ро­го укра­ли ко­ней, о. Ни­ко­лай ска­зал, где ис­кать про­па­жу. Тре­тье­му про­ро­че­ству­ет о бу­ду­щем, со­об­щая ему, что его рас­ку­ла­чат, он бу­дет несколь­ко раз си­деть в тюрь­ме, но умрет сво­ей смер­тью на сво­бо­де.
Еще при жиз­ни ба­тюш­ка при­зы­вал об­ра­щать­ся в бу­ду­щем к нему как к жи­во­му и про­сить у него по­мо­щи по­сле его смер­ти. И по­мо­гал как жи­вой!
Мо­лит­вен­ность, за­бо­та о лю­дях все­гда от­ли­ча­ли пас­ты­ря. Он вы­чи­ты­вал бес­но­ва­тых, вра­че­вал боль­ных, мо­лил­ся об ис­це­ле­нии ско­та, со­вер­шал необ­хо­ди­мое на по­тре­бу. Его мо­лит­вен­ные тру­ды, стя­жа­ли ему из­вест­ность да­ле­ко за пре­де­ла­ми Ели­са­вет­град­ской гу­бер­нии. С раз­ных мест, на­при­мер из Ту­лы, что от­сто­ит бо­лее чем на ты­ся­чу верст, при­ез­жа­ли к нему страж­ду­щие и жаж­да­ли ис­це­ле­ния. Ле­том он вы­чи­ты­вал на сво­ем ис­точ­ни­ке, зи­мой, ко­гда бы­ло хо­лод­но, мо­лил­ся в хра­ме. Мно­гие при­хо­ди­ли по­слу­шать про­по­ве­ди и ста­но­ви­лись сви­де­те­ля­ми чу­дес­ных ис­це­ле­ний. Вот ле­жит на зем­ле жен­щи­на, и ее силь­но бьет о зем­лю (чер­ная бо­лезнь). Отец Ни­ко­лай чи­та­ет над ней Еван­ге­лие, и она под­ни­ма­ет­ся здо­ро­вой. Вот он ис­це­ля­ет муж­чи­ну по име­ни Ти­мо­фей при по­мо­щи сло­ва Бо­жия. Ис­це­лив­шись, Ти­мо­фей оста­ет­ся жить у о. Ни­ко­лая, об­ра­ба­ты­ва­ет зем­лю и по­мо­га­ет без­муж­ним ма­те­рям-оди­ноч­кам.
В сво­их про­по­ве­дях о. Ни­ко­лай неред­ко го­во­рил о гря­ду­щих ис­пы­та­ни­ях. Он про­ро­че­ство­вал о сво­ей смер­ти: свя­щен­ник со­рвет­ся, как цве­ток, а цер­ковь бу­дет сто­ять неру­ши­мой. Дру­гой же церк­ви он пред­ска­зал раз­ру­ше­ние (По­кров­ская цер­ковь в Ло­зо­ват­ке) и ис­чез­но­ве­ние без сле­да. По сви­де­тель­ству ра­бы Бо­жи­ей по­слуш­ни­цы Ев­фро­си­ньи, о. Ни­ко­лай в ал­та­ре бе­се­до­вал с Са­мим Гос­по­дом. Ра­но утром, вой­дя в храм, она услы­ша­ла толь­ко по­след­ние сло­ва свя­то­го: «Для те­бя, Гос­по­ди, го­тов все пре­тер­петь!» За­тем, вый­дя из ал­та­ря, о. Ни­ко­лай на ее во­прос, с кем он раз­го­ва­ри­вал, от­ве­тил: «Ес­ли слы­ша­ла, то ни­ко­му не го­во­ри, по­ка я жи­вой. Ме­ня долж­ны убить и по­том три ра­за хо­ро­нить».
Ба­тюш­ка пре­ду­пре­ждал о том, что при­дет без­бож­ная власть и вме­сте с ней тяж­кие ис­пы­та­ния. В по­след­ний день сво­ей жиз­ни 2 ок­тяб­ря 1919 го­да, свя­щен­но­му­че­ник от­слу­жил Ли­тур­гию, за­тем от­пу­стил лю­дей по до­мам, а сам остал­ся на ко­ло­кольне. Во вто­рой по­ло­вине дня на­ле­тел от­ряд крас­ных, ко­то­рые, из­би­вая, стя­ну­ли му­че­ни­ка с ко­ло­коль­ни, во­ло­ча за во­ло­сы. По­сле из­де­ва­тельств они вы­ве­ли ба­тюш­ку на клад­би­ще и рас­стре­ля­ли. Те­ло ис­по­вед­ни­ка об­на­ру­жи­ли жен­щи­ны, шед­шие с по­ля. Они при­ко­па­ли те­ло, при­ки­да­ли его вет­ка­ми, а за­тем вме­сте с дру­ги­ми пе­ре­за­хо­ро­ни­ли его в дру­гое ме­сто. Через год, в 1920 го­ду, при­е­ха­ло мно­го свя­щен­ни­ков, ко­то­рые со­вер­ши­ли тре­тье по­гре­бе­ние о. Ни­ко­лая за ал­та­рем церк­ви. Сви­де­те­ли это­го со­бы­тия утвер­жда­ли, яко­бы те­ло ис­по­вед­ни­ка бы­ло нетлен­ным, буд­то его уби­ли се­го­дня.
Прой­дет дол­гих во­семь­де­сят лет, сме­нят­ся вре­ме­на и пра­ви­тель­ства, па­мять об о. Ни­ко­лае со­хра­нит­ся в серд­цах пра­во­слав­ных. К нему неот­ступ­но бу­дут об­ра­щать­ся с мо­лит­вой все при­хо­дя­щие на мо­ги­лу и на свя­той ис­точ­ник, по­чув­ству­ют его пас­тыр­скую за­бо­ту и пред­ста­тель­ство. Пи­ю­щие во­ду из ис­точ­ни­ка, со­вер­ша­ю­щие чин омо­ве­ния бу­дут раз­ре­шать­ся от бре­ме­ни бо­лез­ней и скор­бей, раз­лич­ных ду­хов­ных неду­гов. Бу­дут ис­пол­нять­ся сло­ва Пи­са­ния: «хро­мые хо­дят, сле­пые ви­дят …»
Маль­чик, при­ве­зен­ный с Се­ве­ра Рос­сии (а ему при­снил­ся о. Ни­ко­лай и ис­точ­ник), стал хо­дить. Ка­ле­ка - шах­тер остав­ля­ет свои ко­сты­ли у ис­точ­ни­ка и от­прав­ля­ет­ся до­мой, бла­го­да­ря свя­то­го. Си­лу чу­до­твор­но­го ис­точ­ни­ка ощу­ща­ют на се­бе ны­неш­ние по­ко­ле­ния пра­во­слав­ных, остав­ляя в хра­ме теп­лые сло­ва бла­го­дар­но­сти свя­щен­но­му­че­ни­ку.
17 сен­тяб­ря 2001 го­да Бо­жи­ей ми­ло­стью со­вер­ши­лось об­ре­те­ние чест­ных мо­щей свя­щен­но­му­че­ни­ка Ни­ко­лая. Се­го­дня они по­чи­ва­ют в стек­лян­ной гроб­ни­це Кре­сто-Воз­дви­жен­ско­го хра­ма с. Ис­кров­ка. (Ки­ро­во­град­ская обл. Укра­и­на). Об­ре­те­на чуд­ная свя­ты­ня, ко­то­рая по­мо­га­ет «мир ми­ро­ви да­ро­ва­ти и ду­шам на­шим ве­лию ми­лость».